13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
КНИГА 2. О том, что невозможно избежать смерти, от греха происходящей, и власти диавола иначе, как только чрез освящение, совершаемое Христом, и что не в законе оправдание, а во Христе
Итак, основательное рассуждение показало нам, Палладий, что это дело и славное и полезное — тщательно удаляться от того, что вредно по своей природе, и неуклонно стремиться к тому, чтобы сделаться рабами Божиими.
Палладий. Так точно.
Кирилл. И мы с уверенностью утверждаем, что нам надлежит, всячески удаляясь от постыдного, искать лучшего.
П. Конечно так.
К. Мы нашли потом, что надобно, как можно дальше уходя от любви к удовольствиям мирской жизни и соединенного с ними смятения, спешить приносить жертву Богу и, расположением духа находясь как бы в пустыне, совершать служение Ему спокойное и чистое, чуждое скверны, прекрасное и приятное.
П. Так мы нашли.
К. И не было ли показано бесчисленным мно-
85
жеством примеров, что, когда сатана по своему властолюбию заключил нас под свою власть и хотел удержать у себя, Божественный закон призвал нас к достоинству свободы, противополагая его мерзостям наставление в прекрасных делах и детоводительствуя нас к лучшему?
П. Правда.
К. Итак, податель спасения и виновник всего нашего благоденствия есть Бог, указующий нам путь к сближению с ним при посредстве Христа. Сего посредничества Христова не есть ли образ, и притом весьма ясный, посредничество Моисея?
П. Как же именно?
К. Божественный Моисей освободил Израиля от рабства плотского, избавил его от трудов над выделкою кирпичей и от земляных работ и, как бы находясь в средине между Богом и людьми, передавал им горние глаголы. Господь же наш Иисус Христос, прелагая в истину то, что существовало как бы в образе и тенях, изъемлет нас из умственного рабства, устранив владычествовавший прежде над нами грех и поколебав силу диавола. Он убеждает тех, которые считают долгом последование Ему, оставить земной образ мыслей и заботу о плотском, как бы преобразует это расположение духа в стремление к добродетели и вполне ясно возвещает нам волю Бога
86
и Отца. Посему-то и сказал Он: слова, которые Я говорю, не суть Мои, но пославшего Мя (Ии. 14, 24). И еще: Я не от Себя говорю, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Иоан. 12, 49), И сам Моисей в своих делах видел образ и подобие посредничества Христова, когда говорил сынам Израилевым: пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте по всему, елико просил еси от Господа Бога твоего в Хориве в день собрания (Втор. 18, 15-16). Таким образом, то, что совершено чрез Моисея, и сила его посредничества было образом и подобием; но гораздо неизреченнее способ посредничества во Христе. Ибо тот был служителем закона и тени и передавателем вышнего детоводительства, а Христос, как Владыка закона и пророков, законополагает угодное Ему и стал посредником в силу того, что в Нем божество и человечество сближаются и как бы сходятся в одно, так как во Христе мыслится вместе то и другое. И Моисей убо верен бе во всем дому Его, якоже слуга: Христос же, якоже Сын в дому Своем: Его же дом мы есмы (Евр. 3, 5-6), мы, приведенные чрез веру в Него к истинной свободе. Итак, несомненно, что священноучитель Моисей — посредник плотской свободы, буквы и тени; Господь же наш Иисус Христос есть виновник того, что выше зако-
87
на, и дарует свободу несравненно лучшую плотской, то есть свободу духовную. Посему-то и сказал Он освобожденным по плоти сынам Израилевым: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31-32). И еще: всяк, творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободны будете (8, 34-36).
П. Ты сказал весьма хорошо.
К. После этого мы должны хвалиться не плотской славой, но славою духовною и праведностию во Христе, а не в законе. Ибо если пребывание во грехе есть рабство, а закон нисколько не оправдывает, но, напротив, осуждает и обвиняет преступающих его; то не для каждого ли ясно, что всякое оправдание во Христе, что чрез Него и в Нем силою освящения достигается духовное совершенство? И премудрый Павел пишет: не стыжуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, иудеови же прежде и еллину. Правда бо Божия в нем является от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет (Рим. 1, 16 — 17). Он же в следующих словах изображает бесполезность и бессилие древнего закона: а яко в законе никтоже оправдается от Бога, яве, яко праведный от веры жив будет. За-
88
кон же несть от веры: не сотворивый та человек, жив будет в них (Гал. 3, 11-12). Таким образом, верою во Христе мы оправдываемся и освобождаемся от рабства духовного.
П. Так закон бесполезен?
К. Не то я говорю; не напрасно же закон провозвещен; он дан в помощь, как написано. В самом деле, по отношению к детоводигельству, к познанию греховности и к тому, чтобы мы могли усвоить простейшие начала провещаний Божиих (Евр. 5, 12), как же не считать его полезным? Но он бессилен для очищения от греха и для приведения к освящению. И божественный Павел сказал нам: вемы же, яко елика закон глаголет, сущим в законе глаголет: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним: законом бо познание греха (Рим. 3, 19. 20). Итак, закон способен указать грех, но не приводит к похвалам добродетели. И действительно, сказать, например: не любодействуй, не прелюбодействуй, не укради (Исх. 20, 14-15), не преступай клятвы и все подобное этому, — свойственно было закону, как указывающему виды порочности и удаляющему нечистоту, но не вносящему познания добродетели и не сообщающему слушателям яснейшего ведения непорочной жизни. Ибо, но моему мнению, не-
89
разумно в числе правил совершеннейшего образа жизни предлагать то, что не должно совершать постыдного. Напротив, я считаю весьма справедливым, что нам разве в том только случае следует получить похвальный отзыв во всех отношениях, если мы, отбросив и прогнав зло и оставивши как бы внизу пребывание в порочности и гнусной нечистоте, взойдем на самую высоту добродетели. Господь наш Иисус Христос говорит: истинно, истинно глаголю вам: яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Матф. 5, 20). Ты, конечно, понимаешь, что Спаситель заповедал восприять праведность, которая выше законной; и мудрый Павел, зная, что это дело прекрасное, пишет: аще кто ин мнит надеятися во плоти, аз паче. Обрезан осмидневно, от рода Израилева, колена Вениаминова, евреин от еврей, по закону фарисей, по ревности гоних церковь, по правде законней быв непорочен. Но яже ми бяху приобретения, сия вмених Христа ради тщету. Но убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, Егоже ради всех отщетихся: и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу, и обрящуся в нем, не имый моея правды, яже от закона, по яже верою Христовою (Филип. 3, 4-9).
П. Понимаю, потому что сказано ясно; однако вот что скажи: если древний закон недостато-
90
чен был для усовершения, то почему же не с самого начала провозвещено было нам оправдание чрез веру и освящение посредством ее?
К. Потому, друг, сказал бы я, что естественно быть омываемым грязному, очищаемым оскверненному и просветляемым омраченному. Я думаю, прилично, по слову Спасителя, исцелять расслабленное, и призывать к покаянию не освященных, но обремененных прегрешениями (Матф. 9, 12-13). Не необходимо ли было, чтобы призываемые к прощению были наперед осуждены и чтобы они освобождены были после того, как подверглись опасности по присущей им слабости? Поэтому надлежало, чтобы сначала явился указатель греха закон, как бы некоторый обличитель и строгий обвинитель всеобщей немощи, так, чтобы сделалось для пас попятным величие Божественной благости, явленной чрез Христа. Ибо где или как могла иметь место благодать прощения, если бы ей не предшествовало обвинение? Если, соблюдая краткость речи, нам нужно обратиться и к некоторым древним повествованиям, то я укажу на Авраама, которому Бог даровал обетование благодати чрез веру, и так как он был в числе первых помилованных, то на нем именно Он явил, что прощение, даруемое благостию Божиею, выше закона. Ибо написано, что верова Авраам Богу, и вменися ему в правду (Быт. 15, 6). Кроме того и Павел свидетельствует, говоря: како убо вменися ему?
91
во обрезании ли сущу, или в необрезании? не во обрезании, но в необрезании. И знамение прият обрезания, печать правды веры, яже в необрезании (Рим. 4, 10-11). Он слышал Бога, ясно говорящего, что благословятся о тебе все пароды (Быт. 12, 3). Это о тебе может значить: по подобию твоему. Так именно понимает это Павел и говорит: предувидевше же писание, яко от веры оправдает языки Бог, прежде благовествова Аврааму: яко благословятся о тебе вси языци. Темже сущии от веры благословятся с верным Авраамом (Гал. 3, 8-9). Итак, обрезание есть знамение веры, сущей в необрезании, Авраам оправдан не делами закона, и похвала веры оказывается выше плотского обрезания, потому что он назван был другом Божиим.
П. Естественно теперь мне прийти в недоумение относительно того, отчего произошло это замедление освящения чрез веру? Почему знак как бы на первом месте, а высшее как будто на втором?
К. Да не говорили ли мы сейчас, что это было делом удивительного и неизреченного искусства, что осуждающий закон предшествовал во времени оправдывающей вере? Не во тьме ли светит свет (Ип. 1, 5) и сила не в немощи ли совершается (2 Кор. 12, 9), по Писанию?
П. Хорошо говоришь.
К. Итак, закон привниде, да умножится пре-
92
грешение; ибо где нет закона, там нет и преступления (Рим. 5, 20). И каким образом возможно было бы знать о прощении преступления и расположения к нему, если бы закон наперед не осуждал нас? Что сказанное мною истинно и что рассуждение мое об этом предмете не слабо или нелепо, это подтвердил Павел, говоря, что закон преступлений ради приложися, дондеже приидет семя, ему же обетовася, вчинен Ангелы (Гал. 3, 19). Будучи весьма мудр, Павел старается заранее пресечьимеющие возникнуть когда-нибудь у некоторых хитрословия и сомнения. Ибо естественно было некоторым негодовать на замедление оправдания верою и говорить, что предварительное прившествие закона было отменою древнего обетования. Посему он говорит: закон ли убо противу обетованием Божиим? да не будет. Аще бо дан бысть закон могий оживити, воистину от закона бы была правда. Но затвори писание всех под грехом, да обетование от веры Иисус Христовы дастся верующим. Прежде же пришествия веры под законом стрегоми бехом затворени в хотящую веру открытися. Темже закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе (Гал. 3, 21-26). То же недоумение он весьма хорошо разъясняет, присовокупив: сие же глаголю, завета предутвержден-
93
наго от Бога, бывый по летех четыреста и тридесятих закон не отметает, во еже разорити обетование. Аще бо от закона наследие, не ктому уже от обетования: Аврааму же обетованием дарова Бог (3, 17-18). Таким образом закон, заключивши нас в грех, сделался для нас детоводителем ко Христу, ибо Христос есть цель закона и пророков. Посему и сказал Он неверовавшим в него иудеям: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Иоан. 5, 46). Значит, мы оправдываемся не делами закона, а, напротив, верою во Христа. Елицы бо от дел закона суть, под клятвою суть: писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я. Но Христос искупил есть всех от клятвы законныя, быв по нас клятва. Писано &о есть: проклят всяк висяй на древе. Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе да обетование Духа приимем верою (Гал. 3, 10 и 13-14).
П. Но, почтеннейший, если угодно, перейдем теперь лучше к чему-нибудь другому, что полезно знать; о законе же и Домостроительстве посредством его довольно и этого.
К. Так скажи же, что и для тебя самого приятно, да и для Моего слова не очень недоступно.
П. Мое недоумение не очень трудно и не недоступно Для разрешения; и я думаю, что иско-
94
мое можно постигнуть и даже весьма легко, если Христос ниспошлет нам Божественный свет. Итак, ведь мы, после того как приняли оправдание в вере и устранили служение в тенях и образах, будем чтить Бога не кровавыми приношениями?
К. Конечно; ибо написано: чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч. 3, 9); таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13, 16), по словам святых.
П. Итак, безрассудно заботиться о принесении в жертву волов и исполнять предписания древней заповеди; ибо заклание овец и ладан, кроме того печения и крупчатая мука, политая маслом, горлицы и голуби — это жертвоприношения, свойственные богопочитанию того времени. Но почему же, скажи мне, с самого начала это не было отвергнуто, а только теперь Бог законополагает то, что Ему приятно, и открывает нам образы духовной жертвы?
К. Так разве ты думаешь и осмеливаешься сказать, что Бог сначала неправильно постановил и, как бы уклонившись ошибочно от совершеннейшего блага, с трудом мог изыскать лучшее? Или сначала избрал существующее как бы в тенях, как показавшееся Ему достаточным, а потом подвергся какой-то свойственной нам страсти к новизне и потому принял дру-
95
гое решение и установил для нас новый образ богопочитания, прежде неизвестный?
П. Нисколько; по-моему это бессмыслица. Я и не подумаю, чтобы Ему была присуща возможность ошибиться хотя бы в чем-нибудь; а мне только весьма приятно узнать, но какому побуждению Он узаконяет для земнородных тогда одно, а теперь другое.
К. Слова твои вынуждают нас как бы возвратиться назад: разве я не сказал, что закон был детоводителем, то есть воспитателем еще юных, и что людям, не способным понимать, что такое истинное благо и какова воля Божия совершенная и благоугодная, он загадочно указывал на это и обозначал как бы в грубых еще образах? И ты поймешь, и поймешь без большого усилия, что образ духовного служения всегда с самого начала был весьма приятен Богу; но он еще был недостижим и недоступен душам иудеев. Поэтому именно нужно было слово пригодное для юных, наставления простые и уход за детьми искусный, не имеющий ничего трудного или сурового; вот почему Бог сначала и законоположил то, что в образах. Однако Он наперед показал, что истинное служение придет еще и будет в свое время; а кровавые жертвонрипошения и служение, бывшее тенью, Он признавал достойным отвержения и отстранял, говоря чрез пророка Амоса: возненавидех, и отвергох праздники ваша, и не обоняю в сонмех
96
ваших: зане аще принесете Ми всесожжения и жертвы ваша, не призрю. Отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю (Ам. 5, 21-23). А чрез Михея он изобразил человека, желающего точно узнать, каким образом он мог бы беспорочно делать добро: в чем постигну Господа, срящу Бога моего Вышняго? срящу ли Его со всесожжением, тельцы единолетными? Еда приимет Господь в тысящах овнов, или во тмах козлищ тучных дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея, за грехи души моея? (Мих. 6, 6-7.) Потом прямо после этого Он говорит: возвестися бо тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд, и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? (6, 8.) Не очевидно ли, что это то же, что сказал Христос: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет? (Матф. 16, 24.) И еще: любящий Меня Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой да будет (Иоан. 12, 26). Итак, служение Христу состоит не в богопочитании подзаконном, но в святом и духовном.
П. Весьма правильно ты сказал.
К. А гласом Исаии Он сильно укоряет сынов Израилевых, говоря: услышите слово Господне, князи содомстии: внемлите закону Божию, людие гоморстии. Что Ми множество жертв ва-
97
ших, глаголет Господь? исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцов и козлов не хощу. Ниже приходите явитися Ми: кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору Моему не приложите. И аще принесете Ми семидал, всуе: кадило, мерзость Ми есть. Новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю: поста, и праздности, и праздники ваша возненавидела душа Моя; бысте Ми в сытость (Ис. 1, 10-14). То же самое говорит Он еще чрез пророка Малахию людям, весьма ненавистным Ему; Он упоминает притом о тех временах, когда по всей земле будут приносить Ему бескровную и умственную жертву; благовоние несравнимое. Он так сказал: несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель (Мал. 1, 10-11). Понимаешь, что по Его словам все народы будут приносить Ему курение и жертву чистую. И назвав позднейший с нами во Христе завет новым, Он признал ветхим первый (Евр. 8, 13); ибо так пишет нам и божественный Павел, что здесь, сказавши о будущей в свое время чистой жертве от всякого народа, Он осуждает древнюю в том, что она не такова. Ибо каким образом может быть чистою
98
жертва, которая не очищает и не имеет силы усовершать в добродетели? Посему-то блаженный Павел говорит, что она была не безукоризненна, и необходимо было привнести совершенное Христом, и изыскать место для второй жертвы (Евр. 8, 7).
П. Итак, служение в тенях совершенно неугодно всесвятому Богу?
К. Вполне так. Мы можем слышать Его, ясно говорящего сынам Израилевым устами Иеремии: сия глаголет Господь: всесожжения ваша соберите со жертвами вашими, и изъядите мяса: яко не глаголах ко отцем вашим, и не заповедах им в день, в оньже изведох их от земли Египетский, о всесожжениях и жертвах. Но (токмо) слово сие заповедах им, рекий: услышите глас Мой (Иер. 7, 21-23). Таким образом, что касается точной воли законодателя, то по ней и вначале вовсе не был бы провозвещен закон, существующий в тенях, и не было бы умолчано о служении в духе. Но так как это было трудное дело и для людей того времени недоступна была возможность совершенной добродетели, напротив, для них она была жестокою и суровою, то предусмотрительно постановлен был закон писанный, как бы некое упражнение, свойственное детскому возрасту, имеющее образ истины. Впрочем, законоположник ясно показал нам, что вовсе не это Ему особенно угодно, а вожделенно то, что
99
возвещено Христом. Поэтому Он сказал еще: сего ради пожах пророки ваша, убих я словесем уст Моих: и суд Мой яко свет изыдет. Зане милости хочу, а не жертвы, и уведения Божия нежели всесожжения (Ос. 6, 5-6). Ибо пред Богом любовь к братьям во исполнение закона и преимущество познания Христа, чрез Которого может быть познаваемым для нас и Сам Отец, гораздо лучше и тельца гибнущего, и заклания овцы. А в том, что это познание доставляет жизнь вечную, никто не усумнится, когда Христос говорит к Отцу Небесному: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истинного Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа (Иоан. 17. 3). Но как можно сомневаться в том, что сама истина никаким образом не станет лгать?
П. Никак нельзя.
К. А об Израиле, который уклонился от общения с Богом, так как, не принявши веры, не познал Его, Он решительно говорит, что не иначе он может возвратиться к первоначальному состоянию, как только чрез Христа, оставивши подзаконные обычаи. Именно написано так: зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям. И посем обратятся сынове Израилевы, и взыщут Господа Бога своего, и Давида царя своего, и почудятся о Господе, и о благостях Его в последняя дни (Ос. 3, 4. 5).
100
Ибо когда придет исполнение языков, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26), однако во Христе; а назван Он Давидом потому, что Он от семени и от колена Давидова. Что и самые жертвы подзаконные будут отменены, это Он ясно утверждал, говоря чрез Иоиля: препояшитеся и бийтеся жерцы, плачитеся служащий жертвеннику: внидите, поспите во вретищах служащий Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние (Иоил. 1, 13), и еще чрез того же пророка: извержеся жертва и возлияние из дому Господня: плачитеся жерцы, служащий жертвеннику (ст. 9). Сверх того Он обещал, что и самая скиния будет устранена, говоря, и будет егда умножитеся, и возрастете на земли, глаголет Господь, во дни оны не рекут ктому: кивот завета Господа Святаго Израилева, не взыдет на сердце, ни воспомянется, ниже посетится, ниже сотворится ктому (Иер. 3, 16): потому что когда жертва в образах и кровавая совершенно уничтожена, то необходимо было устранить и самую скинию, так как взамен ее воздвигнута более истинная, то есть Церковь, о которой и Сам Христос сказал: зде вселюся, яко изволих и (Пс 131, 14). А что способ служения перейдет и изменится к лучшему в новое служение во Христе, это ясно из того, что Малахия пишет нам о Боге: и очистит сыны Левиины, и прелиет я яко злато,
101
и яко сребро: и будут Господеви приносяще жертву в правде. И угодна будет Господеви жертва Иудова и Иерусалимля, якоже дние века, и якоже лета преждняя (Мал. 3, 3-4). Понимаешь ли, что он говорит об имеющей быть как бы переделке и преобразовании священства, а вместе с ним и жертв?
П. Понимаю.
К. Не к этим ли мыслям имеют в виду привести нас слова: прелиет и очистит, сказанные как будто о золоте и золотых дел мастере?
П. Совершенно так.
К. Что вочеловечившееся Слово долженствовало духовно совершить нечто такое, об этом засвидетельствовал Бог Отец, говоря: внезапу приидет в церковь Свою Господь, Егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господъ Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его? зане Той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато (Мал. 3, 1-3). Таким образом Он говорит, что совершится обновление и преобразование священства, показав, что и образ священнодействия будет не иной, как именно Христово таинство. Гласом Иезекииля Он сказал также об избранных для посвящения: сии приступят ко Мне, еже служити Мне, и станут пред ли-
102
цем Моим, еже приносити Мне жертву, тук и кровь, глаголет Адонаи Господь. Сии внидут во святая Моя, и сии приступят к трапезе Моей, еже служити Мне (Иез. 44, 15-16). Туки кровь и служение при трапезе не назовем ли мы по справедливости Христовым таинством?
П. Хорошо говоришь.
К. Бог показал нам весьма ясно и самое время, в которое совершится переход всего к лучшему и обновление, говоря: и будет от осмаго дне, и потом, сотворят жерцы на жертвеннице всесожжения ваша, и яже спасения вашего: и прииму вы, глаголет Господь (Иез. 48, 27). Осьмым днем Он называет время Воскресения нашего Спасителя, когда стали совершаться всесожжения, то есть совершенное и полное посвящение Богу уверовавших, приятное Богу, и принесение даров духовных Этому учит и божественный Павел, когда пишет: тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его (Евр. 13, 15). И еще: благотворения же и общения пе забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (13, 16). И какие иные плоды от нас, оправданных верою, могут быть приносимы Богу, как не продолжительное и беспрерывное славословие? А чистейшая жертва есть несравненное благовоние непорочной жизни.
103
П. Прекрасно и истинно наше рассуждение о том, что менее всего можно оправдаться законом, а напротив — верою во Христа и евангельским тайноводительством. Но я желал бы, чтобы об этом было рассказано в ясных примерах и чтобы мне научиться этому из самого Священного Писания.
К. Я с готовностью приступаю к этому, друг мой, по твоему желанию. Но и ты с своей стороны доискивайся точного и определенного смысла каждого из моих положений, и если тебе покажется, что я не совсем правильно думаю или говорю, то ты рассудительно поправляй и сообразно с истиною изменяй, подражая лучшим строителям, которые, когда их работа уклоняется от надлежащего, искусно переделывают ее так, как представляется наилучшим. А как бы начатком наших речей об этом мы сделаем священноучителя Моисея; коснувшись бегло повествования о нем, я постараюсь вполне убедить и ясно показать, что закон отнюдь не доставлял совершенства и недостаточен для спасения, но что Искупитель всех и Спаситель — Христос.
П. Знай, что ты принесешь немалую пользу, если покажешь себя и в этом свободным от медлительности. Хотя весьма неудобопонятно то, о чем идет у нас дело, и очень неудободостижимо познание искомого, но Бог открывающий богат.
104
К. Хорошо говоришь; и твоя речь поощряет меня к тому, чтобы, подобно псам с тонким обонянием, идти по следам мыслей, скрывающихся в глубине и невидных. И так, когда в пустыне, называемой Мадиамскою, блаженный Моисей, пася стада овец, находился при самой подошве горы Хорив, ему было показано, по устроению Божию, нечто странное и удивительное. Явися ему,— сказано, — Ангел в пламени огненне из купины: и видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше. Рече же Моисей: мимошед увижду видение великое сие, яко не сгарает купина (Исх. 3, 2-3). Купина а) не принадлежит к числу разводимых человеком растений; напротив, это вид дикой колючки и горного растения, на котором и совершалось страшное чудо, бывшее прекрасным образом таинства. Ангелом был тот, который вполне отвсюду был по-видимому снедаем огнем, между тем не сообщал дереву ни малейшего действия огня, но как будто его и не было, и дерево нисколько не принимало участия в теплоте, происходящей от огня.
П. Что же это значит?
К. Израилю, как бы дикому дереву и не имеющему нежных плодов праведности (так
а) Славянское купина означает всякого рода куст, но греческое слово, βατος, которое переведено в славянском — купина, значит терновый куст. В еврейском также употреблено слово, обозначающее колючий кустарник: םֽנֵּח.
105
как он воспитывался в законах египетских), имел быть дан при посредстве Ангелов закон, способный, правда, просветить, если бы он понимался духовно, и рассеять умственный мрак (потому что и это есть действие огня); однако он был бесполезен для принявших его, и, конечно, не сам по себе, а потому, что те, которым дан был этот закон, не воспринимали его света в свой ум и сердце, а лишь наружно овладевши буквою, как бы видимостью света, не имели на самом деле того, что думали иметь. Нечто такое, по моему мнению, и означает то, что огонь был видим вокруг купины, но нисколько не сообщал теплоты дереву. А что свет закона был бесполезен для иудеев, это ясно показывает Сам Спаситель, говоря: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне. И не хощете приити ко Мне, да живот вечный имате (Иоан. 5, 39-40). И несколько после Он еще говорит учителям иудейским и всему народу: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бы бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете? (5, 45 — 47.) Ибо те, которые весьма неразумно отвергли совершенно начальное научение посредством закона, каким образом
106
приняли бы научение от Христа, сообщающего знание о совершенном благе? Видя горящую, но не сгорающую купину и нисколько не уступающую огню, блаженный Моисей удивился тому, отчего не сгорает купина. Так можно изумляться и полной бесчувственности израильтян, которые, принявши от Бога закон, как помощника и защитника, и снабженные его светом, нисколько не дорожили этим и, не водворивши данного в своем уме и сердце, не получили от него пользы: потому что ум у них поистине как бы мертв и бездыханен и но справедливости можно было бы сказать о них: отчего не сгорает купина? В противном случае они вместе с нами стали бы духом горящие (Рим. 12, И).
П. Ты хорошо сказал.
К. Это событие, кажется, позволяет нам разумно усматривать в нем и другие мысли. Когда израильтянам предстояло уже удалиться из земли Египетской, свергнуть иго невольного служения, и вследствие этого подпасть гневу своего повелителя, тогда совершавшееся с купиною Бог дал в знамение того, что они будут много сильнее самого огня и будут неуловимы для тех, которые могут притеснять их, сообразно, думаю, с Божественным изречением: не бойся, яко с тобою есмь. Пламень не опалит тебе; реки не покрыют тебе (Исх. 43, 5 и 2).
107
П. Остроумно сказано.
К. Итак, Моисей удивился видению и поспешил приблизиться к нему. Егда же, — сказано, — виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть? Он же рече: не приближайся семо: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3, 4-5). Блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16. 29),— говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам. Или сказанное кажется тебе невероятным?
П. Нисколько: Моисей действительно представитель б) закона.
К. Так воззван был Израиль и то стадо, которое жило по закону и под законом: Господь, — сказано,— Бог еврейский воззва нас (Исх. 3, 18). И хотя оно внимало зовущему Богу, как свидетельствует и Моисей: вся, яже глагола Господь Бог, сотворим и послушаем (Исх. 24, 3); но так как и подчинение закону не имеет достаточной силы для очищения: невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр. 10, 4); то Моисею воспрещается приближаться к Богу: не приближайся семо,сказано (Исх. 3, 5). Ибо добро недоступно посредством закона и сила жизни по предписаниям Моисея не
б) Собственно: лице, πρόσωπον.
108
очень достаточна для того, чтобы привести к Богу; поставляет же нас пред Ним Христос чрез освящение: потому что надлежит быть святыми тем, которые стараются соединиться со снятым Богом: будете святи, — сказано, — якоже свят есмь Аз (Лев. 11, 44). А что образ жизни по закону не вполне безукоризнен, это Господь тотчас показал словами: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, па немже ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3, 5). Он повелел священноучителю Моисею снять с ног обувь, показывая этим, что путь жизни по закону еще не чист и не вполне свободен от дел тления и мертвенности. А что не следует приближаться к Богу тому, в ком есть остатки мертвенности и тления, этому божественный Моисей научился из обыкновения эллинов: так как они не входили в храмы, имея на ногах обувь, сделанную из умерших животных, и это, по их законам, считалось родом осквернения. Но от мертвенности, тления и относящейся сюда нечистоты освободил нас, друг мой, не закон и не путь жизни по букве Моисеевой, а напротив, вера во Христе и совершеннейшее очищение евангельского образа жизни. Или не так я говорю?
П. Как же не так?
К. Когда же снял Моисей с ног обувь, потом побежал и приблизился, Бог воззвал: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, и
109
Бог Исааков, и Бог Иаковлъ. Отврати же, — сказано, — Моисей лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога (Исх. 3, 6). Так отложивши мертвенный образ мыслей и, так сказать, чистыми и свободными ногами ступая по пути жизни во Христе, мы будем близки к Богу, очевидно, по духовному состоянию, а не по расстоянию в пространстве; потому что эти дела Моисея суть образы и тень. Затем мы усвоим учение о вышнем тайноводстве и соберем в себе знание о Боге, так как Отец открывает нам Себя в Сыне. Мы узрим Его, и узрим несравненно лучше, чем древний народ видел Его в лице Моисея, который отвратил лице свое, потому что боялся воззреть на Бога, чем обозначается немощь ума детоводительствуемых в законе, не выстаивающего некоторым образом пред Богом и не могущего созерцать славу Его, сообразно с тем, что воспевается в Псалмах: да помрачатся очи их, еже не видети (Ис. 68, 24), или со следующими словами: вот людие буии и не имущии сердца: у них очи, и не видят (Иер. 5, 21). Мы же, устремляя чистые и просвещенные очи на учение о неизреченной природе, созерцаем в Сыне превосходную красоту Бога и Отца. И тогда как иудеям, думавшим, что они видели Отца, Христос премудро сказал: не видения Его видесте, ни гласа Его слышасте (Иоан. 5, 37); Филиппу, сильно любопытствующему и на-
110
стойчивее, чем следовало бы, впрочем по любознательности просящему и говорящему: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам, — Христос отвечал: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене Филиппе? видевый Мене, виде Отца; не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть (Иоан. 14, 8-10). Что разумение и научение, сообщаемое заповедью закона, не очень сильно и недостаточно для точного и безукоризненного познания о Боге, это мы как бы на тени и загадочно можем видеть и на двух дочерях Лавана. Ибо написано, что у Лавана бесте две дщери, имя старейшей Лиа: имя жедругой Рахиль. Очи же Лиины болезненны: Рахиль же бе добра видом и красна взором зело. И хотя патриарх Иаков был привержен к Рахили, но женился прежде нее на Лии (Быт. 29, 16-28). Если этот образ будет возведен к истине, то ты усмотришь Христово таинство. Две жены призваны к духовному союзу со Христом и находятся в супружестве с Ним: старшая и первая, призванная чрез Моисея в лице иудейской синагоги, которой гласом пророков сказано было от Бога: се не суть очи твои, ниже сердце твое благо, но к сребролюбию твоему, и ко обидам, и ко убийству, еже творити я (Иер. 22, 17); вторая же юнейшая и прекраснейшая, то есть Церковь из язычников, которой божественный Давид сказал: слыши, дщи, и виждь и приклони ухо
111
твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего, потому что возжелал царь доброты твоея (Пс. 44, 11-12); и в другом месте сказано ей: очи твои голубине (Песн. 1, 14). Красота же Церкви, конечно, умственная и поистине не земная; ибо написано, что вся слава дщери царевы Есевон (Пс. 44, 14), а Есевон на еврейском языке значит внутри в); ведь красота Церкви неуловима для очей телесных, но хорошо видима взорам чистого ума. Не так ли?
П. Совершенно так.
К. Значит, не чрез детоводительстио по
в) Есевон по Греческому произношению то же, что еврейское חֶשֽׁבּון. Это слово значит мудрость, разум (Еккл. 7, 26, 9 и 10) Этим словом назывался также один из городов Палестины (Чис. 21, 25). В еврейской Библии в Пс 44, 14 этого слова нет, а поставлено פּֽנִיםָח, которое значит внутри. В переводе LXX в Пс 44, 14 слово: ’Εσεβὼν не только находилось, как должно думать, в тех кодексах, которыми пользовались св. Кирилл и Дидим, но оно поставлено в Ватиканском кодексе: оно также находится и в эфиопском переводе, который сделан с перевода LXX. В других кодексах вместо Εσεβὼν стоит, как и следует ἔσωθεν (внутри). Можно думать, что эта разница произошла от ошибки переписчика, который неразборчиво написанное ἔσωθεν, вследствие сходства в начертании, прочел ε'σεθών. Но имеет некоторое основание и догадка тех, которые думают, что в рассматриваемом месте Есевон произошло вследствие неправильного прочтения в еврейской Библии следующего далее в этом месте слова םִםִּשֽבּֽעוֹת (шитьем), которое было прочтено םֵחֶשֽׁבּוֹן. Эта догадка подтверждается тем, что, по свидетельству Дидима и Иеронима, в некоторых списках они читали ἑξ ἑννοιών (из мыслей), выражение, которым могло быть переведено мохешбоп. См. Sctilevsneri Thesaurus veteris Testamenti, sub voce Ἑσεβων.
112
закону можно созерцать Божественную и чистую красоту, а напротив во Христе и чрез Его наставления.
П. Правда.
К. И не Моисей или закон достаточен, друг мой, для искупления и исторжения из руки и власти диавола, а Владыка Моисея, то есть Христос, и сила Его таинства. И действительно, когда Бог сказал: видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от дел приставников: увидех бо болезнь их, и снидох изъяти их от руку египетску, и извести я из земли тоя в землю благу и многу, в землю кипящую млеком и медом (Исх. 3, 7-8), — и тотчас присовокупил: и се ныне вопль сынов Израилевых прииде ко Мне: и Аз видех тугу, еюже египтяне стужают им. И ныне гряди, да послю тя к фараону, царю египетскому, и изведеши люди Моя, сыны Израилевы, из земли Египетския (3, 9 и 10), то Моисей в ясных и определенных словах воскликнул: кто есмь аз, яко да пойду к фараону, царю египетскому, и яко да изведу сыны Израилевы от земли Египетския (3, И). Не ясен ли этот образ и не имеет ли отношения способ отказа к несравненно высшему и превосходнейшему, то есть Христу? Иначе было бы несообразностью сказать: кто есмь аз? Ведь весьма легко избавить народы и спасти племена и привести к свободе, когда сокру-
113
шен и обессилен содержащий их у себя в рабстве, то есть сатана.
П. Весьма легко; ты сказал правильно.
К. Что же? Не вполне ли удобно видеть отсюда, что начальником спасения всех соделался Единородный? Ибо Им мы искуплены и, как говорит пророк, не ходатай, ниже ангел, но Сам Господь спасе нас (Ис. 63, 9).
П. Откуда ты это выводишь?
К. Бог всяческих ясно повелел Моисею немедленно идти к сынам Израилевым и прямо сказать, что при помощи и заступничестве всемогущего Бога они легко освободятся от тяжелого рабства в Египте, возвратятся домой и, снова получивши свободу своих отцов, будут обитать в святой земле и там обильно будут пользоваться благами, которые даст им Бог. Отвеща, — сказано, — Моисей и рече: аще не уверуют ми, ниже послушают гласа моего, рекут бо, яко не явися тебе Бог, что реку к ним? И рече к нему Господь: что сие есть в руце твоей? Он же рече: жезл. И рече: поверзи его на землю. И верже и на землю, и бысть змий: и отбеже Моисей от него. И рече Господь к Моисею: простри руку, и ими за хвост: простер убо руку, взя за хвост, и бысть жезл в руце его (Исх. 4, 1-4).
П. Какое необыкновенное чудо, друг мой! Скажи же опять сам, что оно означает?
К. Изволь, скажу. Не безызвестно было Мо-
114
исею, что израильтяне, проживши долгое время вместе с египтянами, впавши во всякого рода грехи и наслаждаясь туземными удовольствиями, будут потому медленны и весьма неудобоподвижны к благонравию; и он премудро думал, что тягость работ поневоле принудит их к послушанию, если они увидят его творящим чудеса; ибо хотя поистине трудно отстать от удовольствия и нелегко укротить дикость страстей в нас, однако, когда одолевает пот и наложены тягостные работы, то, обещая освободить от них, он легко мог убедить их презреть и самое приятное. И я думаю, что Бог, имеющий ведение о всяком благе, по весьма мудрому смотрению в это именно время наслал на израильтян особенно несносное и Мучительное властолюбие египтян для того, чтобы они были благорасположены к бегству, чтобы не сделались, привязавшись к обычным удовольствиям, упорными и весьма неудобопреклонными и не освоились охотно с служением в Египте, презирая благость Призывающего их к свободе, поставляя выше наслаждение настоящего времени в сравнении с небольшими, иногда бывающими трудами, и даже считая его лучше самих благодеяний Божиих. И действительно, они, с большою радостью освободившись от притеснения прежних своих властителей, обитая в пустыне и питаясь вышнею н небесною пищею — я разумею пропитание манною, —
115
не без слез вспоминают о египетской роскоши, утверждая, что для них было лучше и предпочтительнее умереть во время наслаждения египетскими яствами, и ребячески восклицая: о дабы быхом измерли мы уязвени от Господа в земли Египетстей, егда седяхом над котлы мясными, и ядохом хлебы до сытости (Исх. 16, 3).
П. Хорошо говоришь.
К. Итак, Моисей знал, что необходимо было для убеждения их к послушанию какое-нибудь чудотворение. Поэтому он говорит: если не послушают меня, рекут бо, яко не явися тебе Бог, что реку к ним? (Исх. 4, 1.) И Господь всех тотчас повелел сделать чудо, как бы некое упражнение; этим опытом Он заранее убеждал, думаю, своего служителя в том, что для всех других, так же, как и для него, совершаемого будет достаточно для точного показания его божественного призвания, так как никому другому не свойственна сила изменять по произволу природу сущего, как только Создателю всего. Вместе с тем Он загадочно предложил это чудо, как указание на спасение чрез Христа; потому что в нем мы усмотрим преобразование человеческой природы в древнее состояние и как бы превращение ее в то, чем мы были в Адаме, только что приведенные в бытие и еще не лишенные вышней славы и освящения.
116
П. Каким образом? Речь твоя неясна.
К. Жезл, или скипетр, не есть ли для нас, Палладий, символ царства?
П. Без сомнения; ведь некоторые из древних клялись им, как говорят люди, занимающиеся воспеванием дел эллинских г).
К. Что же? Не соглашаешься ли ты, что он есть произрастение рая д), которое прежде, чем было срублено, зеленело в садах?
П. Соглашаюсь.
К. Так теперь перенесись мыслью к древнему оному Адаму и в нем, как в начале и корне рода, представляй все человечество; при этом подумай о том, что он сотворен по образу Создавшего его, поставлен обладать всем, что есть на земле, и что он, проводя жизнь в святости, находился как бы в руке Божией и был как будто райским растением, цветущим и благороднейшим. Когда же он, обольщенный ухищрениями змия, удалился от первоначального состояния и уличен был в пренебрежении Божественной заповеди, тогда он, оторвавшись от первого своего поло-
г) Указывается на слова Ахиллеса Агамемнону, Илиада, 1, 233-235:
Но тебе говорю, и великою клятой клянуся,
Скипетром сим я клянуся, который ни листьев, ни ветвей.
Вновь не испустит ……
д) Παραδείσου φυτὸν. Παράδεσος, также как и славянское — рай значит сад, и в этом общем смысле употребляется здесь Св. Кириллом; но дальше он относит это название к тому саду, который был первоначальным местопребыванием человека.
117
жения и корня, выскользнул из руки Того, Который удерживал его в святости, упал на землю, то есть с высот добродетели, и слабодушно пришел к мысли избрать плотское, заболевши уже несмягченною злобою и ничем не различаясь, думаю, от змия. Так он лишился первоначального царства и славы, выслан был из рая и удален от наслаждения. Не это ли самое сказал нам божественный Моисей?
П. Так; он сказал это.
К. Законоположник же, видя его ниспадшим до такой порочности, отбежал некоторым образом и возгнушался присущей ему злобы; как и Моисей, оставив змия, побежал, ибо написано, что Святой Дух премудрости убежит от коварства и уйдет от помышлений неразумных (Прем. 1,5), так как не могут сойтись между собою святость и нечистота, свет и тьма, справедливость и несправедливость.
П. Правда.
К. Итак, то, что жезл выпал из руки Моисея, может означать, что сотворенный по образу Божию был вначале райским растением и находился в славе царствия и в руке Создателя, а потом ниспал на землю, потому что избрал помышление о плотском и, вследствие до крайности дошедшей жестокости, был пред очами Божества как бы змием. Но Моисей получил повеление протянуть руку и взять змия за хвост, и он тотчас превратил-
118
ся в то, чем был прежде, и был уже не змием, а опять жезлом и райским растением. И Бог Отец, когда благоволил возобновить все во Христе и воссоздать сотворенное в первобытное состояние, послал к нам с неба Единородного, руку десную Свою, поистине создательницу и спасительницу всего, по Писанию: десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя (Пс. 117, 1516). Тогда-то Он подъял лежавший на земле род человеческий и, освободивши нас от звероподобной жестокости, состоящей в порочности и грехах, чрез освящение вознес к царственной чести и кротости, свойственной добродетели. А древнее жилище, предназначенное верующим, Он даровал сначала и прежде всех висящему вместе с Ним разбойнику: аминь, глаголю тебе, — сказал Он, — днесь со Мною будеши в рай (Лк. 23, 43).
П. Отлично и правильно состоялось у нас это рассуждение. Однако скажи еще, почему Бог повелевает взять змия за хвост, а не за голову или за средину?
К. Потому, любезный, что так надлежало сделать: так как взять именно за хвост, а не за средину или за голову, было пригодно для таинства.
П. Каким это образом?
К. Ведь у каждого животного голова есть как бы начало, а хвост оконечность. Пусть теперь весь род человеческий мыслится у нас, как
119
одно животное. Христос взял его за хвост, то есть за последние и конечные его части, ибо Он пришел в последние времена века. И как, хотя Моисей взял змия за хвост, однако преобразование достигло самой головы, ибо весь змий превратился в жезл; таким же образом, хотя Христос взял за последние части, но преобразование чрез благодать простирается на весь род и достигает самой головы, то есть Адама; ибо написано, что на сие Христос и умре и воскресе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим. 14, 9). Таким-то образом вместе с последними совершается и искупление первых.
П. Рассуждение для нас убедительное, и объяснение не удаляется от цели.
К. Он сделал его весьма твердым в вере обещанному еще двумя другими Божественными знамениями; ибо тотчас вслед за тем написано: рече ему Господь паки: вложи руку твою в недро твое. И вложи руку, и бысть рука его прокажена яко снег. И рече паки: вложи руку в недро твое. И вложи руку свою в недро свое, и изъят ю от недра своего, и бысть паки в румянстве плоти своея (Исх. 4, 6-7). Смотри, как совершаемое благоприлично и весьма достойно удивления и как оно способно привести, подобно первому, к объяснению таинства Христова.
П. Поясни же это, потому что я еще ничего не понимаю.
120
К. Проказа хотя есть болезнь плоти, но превышающая силы врачей и не поддающаяся их искусству. Далее, прокаженный осквернен и нечист по древней заповеди Моисея, также весьма ненавистен и для уважающих обычаи эллинов; потому что страдающий этим полумертв, а мертвый отвратителен и нечист. Итак, возможность исцелить прокаженного, как сверхъестественная и превышающая нашу меру, приписывается единственно Божественной и несказанной природе и действию. Поэтому-то и удивлялись Христу, когда Он со властию возгласил прокаженному: хощу, очистися (Матф. 8, 3): ибо совершил чудо в этом человеке вседетельный голос, который воздвигает из гробов самых мертвецов и который сильнее смерти и тления. Итак, Бог повелел Моисею скрыть руку в пазухе, потом велел ему, обнаживши ее от облегающей одежды, показать ее всю покрытою проказой; когда же он вторично скрыл ее в пазухе, тотчас являет ее свободною от того, что с нею случилось, для того, чтобы израильтяне поняли отсюда, что Моисей, как бы вооруженный неизреченною и несказанною силой, защитит обиженных и беззаконно порабощенных власти египтян. Это повествование не обширно, но полезно для исследования. И я думаю, что надобно, тщательно исследуя смысл предложенного места, доискиваться того, что означает скрытие руки в па-
121
зухе, и то, что она, вынутая оттуда, была сильно поражена проказою. Надобно рассудить также и о способе очищения, именно о том, что, вложивши руку в пазуху, он освободил ее от болезни.
П. Правда; исследование каждого из этих вопросов немало принесет нам пользы.
К. Мне кажется, что столь странное событие как бы в тени указывает на нечто такое. Пока сотворенный по образу Божию человек был как бы лелеем в недре Божием и еще не попрал данной ему заповеди, до тех пор он, окруженный охранением и любовью Бога, пребывал чист, свят и не знал омертвения в смерти. Когда же он вышел из-под покрова и любви Божией чрез уклонение к худому, то очевидно оказался оскверненным, гнусным и заболевшим мертвенною нечистотой. Но когда Бог и Отец опять принял нас в Себя во Христе, облек Божественною благодатью и имеет нас как бы в недрах чрез усыновление, то мы, вместе с нечистотой отбросивши мертвенность, происшедшую от древнего проклятия, возвышаемся в первоначальное состояние; ибо написано о руке Моисея, что она была восстановлена паки в румянстве плоти своея (Исх. 4, 7).
П. Ты сказал весьма прилично.
К. А третье затем знамение весьма ясно и открыто гласит нам о таинстве Христа; потому
122
что так сказал еще Бог Моисею; аще же не уверуют тебе, ниже послушают гласа знамения перваго, уверуют тебе ради гласа знамения втораго; и что это значит, Он пояснил, говоря; и будет аще не уверуют тебе двема знамениями сими, ниже послушают гласа твоего, да возмеши от воды речныя, и проливши на сухо: и будет вода, юже возмеши от реки, кровию на сусе (4, 8-9). Ибо последним знамением для мира соделалась смерть Христа и очищение водою и кровию с присоединением, без сомнения, и святого тела, которое обозначается сушею; о том же, что кровь и вода истекла нам из святых ребр, когда они прободены были копием, я не стану и говорить, потому что это весьма хорошо всем известно. Но и то, что смерть Спасителя названа знамением, ясно можно узнать из Священных Писаний. Весьма дерзкие фарисеи, хотя уже много совершено было чудес, как будто ни одного не было, приступили ко Христу со словами: учителю, хощем от Тебе знамение видети (Матф. 12, 38). Он же отвечал им: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Яко же бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (12, 39 и 40). Итак первая помощь нам во Христе дана чрез закон Моисея; ибо закон, по гласу пророка, в помощь даде (Ис. 8,
123
20); но Моисей взял за хвост. Второе затем очищение во Христе было чрез святых пророков и чрез голос и посланничество Иоанна; ибо те говорили: измыйтеся, и чисти будете (Ис. 1, 16), а этот призывал к крещению покаяния. А третье знамение, которое называется и последним, — смерть Христа, за которую последовала и вера. Аще, — сказано, — не уверуют тебе, ниже послушают гласа знамения перваго, уверуют тебе ради гласа знамения втораго (Исх. 4, 8). Видишь, Он очень ясно говорит, что вера последует не за первым знамением, то есть не за помощью от закона, и не за средним очищением, то есть очищением чрез святых пророков и Иоанна, но только за гласом последнего знамения; ибо таинство Христа не безгласно, но призывает всех по всей земле высоким и громким проповеданием (Притч. 9, 3) к очищению водою и кровью и в животворение чрез приобщение святой плоти. Таким образом служение закона состояло в предвозвещениях о Христе, а сам он не очень достаточен для того, чтобы спасти кого-либо. Я думаю, можно показать, что и это ясно высказывает Моисей в том же своем писании. Хотя Бог сказал ему: Я буду с тобою (Исх. 3, 12), и предварительно убеждал его в этом чудотворениями, он умолял Его, говоря: Господи, недоброречив есмь прежде вчерашняго и третьяго дне, ниже отнележе начал еси глаголати
124
рабу Твоему: худогласен и косноязычен аз есмь. И рече Господь к Моисею: кто даде уста человеку; и кто сотвори нема и глуха и видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог? И ныне иди, и Аз отверзу уста твоя, и устрою тебе, еже имаши глаголати. Рече же Моисей: молюся Ти, Господи, избери могуща иного, егоже послеши(4, 10-13). Ибо закон немощен и не достаточно силен для того, чтобы спасти всю землю и изъять человека из власти диавола. Моисею не было неизвестно, что он косноязычен и слаб голосом, особенно когда с ним начал беседовать Бог и когда повелевал ему вести о Нем речь. Так, говорит Он, скажи сынам Израилевым: Я есмь Сущий; таково имя Мое (3, 14. 15). Закон косноязычен в том отношении, что не может раздельно изложить учение о Сущем и не в состоянии тайноводствовать к поклоняемому во святой Троице, досточтимому и неизреченному естеству. Он и слаб голосом для этого, так как может говорить только израильтянам, и то с трудом, слышится в одной Иудее; а что касается до всех остальных народов, его проповедь, так сказать, и не дошла до их ушей. Поэтому-то божественный Моисей, провидя имеющего достаточно силы для точного и совершенного изложения слушателям учения о Боге и для того, чтобы легко проповедать его всей земле, то есть Христа,
125
говорит: молюся, Господи, избери могуща иного, егоже послеши. Ибо истинно могущий есть Христос; и что в свое время Он будет избран на это по благоволению Бога и Отца, это предвозвещено и законом. Отказ же Моисея и после Божественного обещания, и после явления многих знамений может быть образом Израиля, медлящего и вместе отрицающегося от Божественного и евангельского служения под властию Христа и от послушания, так как израильтяне после столь бесчисленных поучений о вере и после явления чудотворения сохранили свое непослушание и остались неверующими. Отказ Моисея был двукратный, ибо было два времени, в которые Израиль был необуздан и упрям: во время Моисея, Иисуса (Навина) и Судей, и затем тотчас после того времени, в которое были пророки и Иоанн, находящийся как бы в средине между Апостолами и пророками, так как он был концом пророческого служения и как бы началом светлости апостольской. Но отказ Моисея вызвал Бога на гнев, и потом состоялось иное распоряжение, чрез которое надлежало спастись угнетаемым властолюбием египтян. И разгневався Господь на Моисеа, рече: не се ли брат твой Аарон Левитин? Вем, яко глаголя возглаголет он вместо тебе. И се той изыдет во сретение тебе и узрев тя, возрадуется в себе. И речеши к нему, и вдаси словеса
126
Моя во уста его: Аз же отверзу уста твоя и уста его, и устрою вам яже имате творити. И той возглаголет от тебе к людем, и той будет уста твоя: ты же будеши ему в тех, яже к Богу (4, 14-16). Ибо когда закон оказался слабым, а израильтяне весьма непокорными, послан был Христос, истинный Левит, великий Архиерей, поставленный наряду с сущими под законом как брат им по человечеству, говоривший с Моисеем как Бог, но наставляемый Отцом, в качестве пророка, хотя Он и Господь: пророка возставлю им от среды братии их, и вдам слово Мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему (Втор. 18, 18). И Сам Христос сказал: Я не от Себя говорю: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Иоан. 12, 49). Итак, Христос говорил с народом и сделался устами Моисея, объясняя нам духовно Его закон, а Моисей со своей стороны был Его устами, говорящими с Богом. Ибо Моисей представляется в некотором отношении более близким к Богу, так как Еммануил был под законом и объявлял, что Он соблюдает предписания премудрого Моисея, говоря: не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити (Матф. 5, 17). Таким образом Христос есть ясный толкователь таинства, прелагающий косноязычие закона на внят-
127
ность и преобразующий худогласие буквы в весьма благозвучное объяснение; ибо закон во Христе духовен и Христовы провещания родственны древним, потому что Аарон был брат Моисея.
П. Значит, закон сам по себе был немощен, потому что он ничего не совершил.
К. Так я и говорю; и невысокий характер жизни по закону можно усмотреть из того, что следует далее; так как написано, что пойде Моисей, и возвратися ко Иофору, тестю своему, и рече: пойду и возвращуся к братии моей, иже во Египте, и увижду, аще еще живи суть. И рече Иофор к Моисею: иди здрав. По днех же оных многих, умре царь египетский. И рече Господь к Моисею в земли Мадиамстей: иди, отъиди во Египет: измроша бо вси, ищущия души твоея. Поим же Моисей жену свою и отрочата, всади я на ослята, и возвратися во Египет (Исх. 4, 18-20).
П. Но что же из этого? Я не могу понять и объяснить, в чем по справедливости мог бы кто-либо обвинять жизнь по закону.
К. А между тем, Палладий, ее найдет заслуживающею весьма сильного порицания тот, кто устремит изощренный взор на смысл приведенного места; так как божественный Моисей, избранный для посланничества, не прямо отправляется на это дело, оставивши мирское, но отчасти предается и плотским заботам и
128
наперед советуется с родными о своем путешествии. И не прежде ушел он из земли мадиамитян, пока не узнал, что правитель земли Египетской умер, ибо он весьма боялся быть убитым. Когда же он освободился от этих опасений, получив извещение от Бога, тогда только он, взявши жену и детей, приходит в землю Египетскую, исполняя то, что ему было повелено. Это именно и есть изображение жизни по закону, разделенной некоторым образом и взирающей на обе стороны, то есть и на Божественное, и на человеческое; ибо она не свободна от заботы земной и мирской и не всецело священна, между тем как евангельская жизнь, не уделяя совершенно никакой части на то, что касается плоти, или на мирские дела, всецело как бы посвящает Богу подчинившихся Христу. Иже Христовы суть, — сказано, — плоть распята со страстми и похотми (Гал. 5, 24). Поэтому, когда один из учеников, приступивши ко Христу, сказал: Учитель, повели ми прежде ити, и погребсти отца моего, — то был вразумлен относительно вполне священной жизни, немедленно услышав: гряди по Мне, и остави мертвых погребсти своя мертвецы (Матф. 8, 21-22). И божественный Павел пишет некоторым: егда благоволи Бог явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех, абие не приложихся е) плоти и крови (Гал. 1, 15-16). А Мои-
е) Ού προσανεθέμην — не стал советоваться (с плотью и кровью).
129
сей советуется; ибо, как сказано, жизнь по закону разделена и лежит еще под страхом смерти: Моисей убоялся идти в Египет, избегая смерти. Но во Христе и это упразднено, в чем удостоверит нас священный Павел, говоря о Христе и о нас: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола: и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2, 14-15). Посему ум святых дерзновенно противостоит и самой смерти, как сказал в другом месте Павел: мне бо еже жити, Христос: и еже умрети, приобретение есть (Флп. 1, 20, — и еще: кто ны разлучит от любве Христовой? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35.) Что жизнь по закону одержима страхом смерти, а славная жизнь во Христе отрешилась от него, это ясно из Священного Писания, которое гласит, что смерть царствовала от Адама до Моисея (Рим. 5, 14). Но упразднивший смерть, поколебавший силу тления и спасший вместе с верующими и тех, которые были некогда детоводительствуемы под законом, кто же иной, как не единый Господь наш Иисус Христос? Не хода тай, ниже ангел, но Сам Господь спасе их, — сказало пророческое провещание (Ис. 63, 9). Сию
130
тайну ты можешь видеть, и очень ясно, опять как бы в образе, в том, что случилось с блаженным Моисеем. Когда он уже уходил из земли Мадиамской и поспешал в Египет, Бог сказал ему: идущу тебе и возвращающуся во Египет, зри вся чудеса, яже дах в руце твои, да сотвориши я пред фараоном (Исх. 4, 21). Потом несколько далее сказано: бысть же на пути на стану, срете его Ангел Господень, и искаше его убити. И вземши Сепфора камень, обреза конечную плоть сына своего: и припаде к ногам его, и рече: ста кровь обрезания сына моего (4, 24-25). Нужно ли тебе для ясности длинное рассуждение? Понятен ли предмет рассмотрения?
П. Нимало: я совершенно не понимаю, на что, как бы в тени, указывается в случившемся.
К. Не правда ли, по-твоему, любезный, что природа человеческая скована была смертью вследствие того древнего проклятия? Ведь нам сказано в Адаме, как в начале и глубочайшем корне рода: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3, 19).
П. Совершенно так.
К. И так как началу рода приключилось подвергнуться смерти, происшедшей от греха, то она по необходимости перешла и на нас, и вместе с корнем испорчены и отрасли, от него восходящие: потому что от разрушимого тела и плод разрушимый. Таким образом
131
смерть царствовала над всеми, и до самого Моисея, то есть до времен под законом (Рим. 5, 14). Что смерть имела силу до Моисея и что все человеческое подлежит тлению, образ этого ясный и очевидный есть бывшее тогда покушение Ангела против Моисея. Впрочем, сожительница и супруга Моисея Сепфора удержала губителя и отклонила от него, обрезавши свое дитя камнем, умоляя и говоря: ста кровь обрезания сына моего (Исх. 4, 25). Ста же кровь говорит она не в том смысле, что прекратилось течение крови; я не думаю, чтобы это отвлекало когда-либо губителя от хотения убить; но она как бы сказала: сделано и исполнено угодное Богу, то есть обрезание сына, подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, например: стал образ такого-то дела, или: стало рассуждение об этом, вместо того чтобы сказать: дело пришло к концу и разъяснено.
П. Но кого мы должны разуметь под Сепфорою? Что значит камень и совершенное им обрезание? И каким образом отклонен был божественный Ангел и избежал Моисей угрожавшей ему и заслуженной им смерти, после того как сын был обрезан?
К. Предмет темный, и смысл исследуемого поистине неудобопонятен; но, уповая на Бога, опять скажу, как могу. Сепфора, дочь мадиамского священника (а он был из иного рода и не от крови Израиля), представляет нам
132
образ и олицетворение церкви из язычников, призванной к Богу из мирского служения: ибо ей сказано в одном месте устами Давида: слыши дщи, и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего:потому что возжелал царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой (Пс. 44, 11-12). Итак, она наименована последовательницею закона и соединенною с Моисеем-детоводителем, прекрасно возводящим к таинству Христову. Ибо закон — начальный учитель; он приводит к начаткам глаголов Божиих и посредством намеков и тени как бы посевает в нас ведение тайны Христовой. Ведь и иудеям, отвергшим самого священнейшего Моисея, Христос сказал: думаете ли вы, яко Аз на вы реку ко Отцу? Есть, иже на вы глаголет, Моисей, нанъже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Иоан. 45-46). Если же Сепфора принята нами за олицетворение церкви языческой, то сын, происшедший от нее, без сомнения, будет образом нового народа, так как уверовавшие приняли духовное детство во Христе и возрождение в Боге; их и Давид в одном месте назвал народ зиждемым (Пс. 101, 19). Это новорожденное во Христе чадо, то есть новый народ обрезания чрез веру, отклоняет от себя смерть; ибо камень есть знак несокрушимой природы,
133
сила и крепость которой обозначается твердостию камня. И Иисус Навин, переправивши израильтян чрез Иордан, обрезал их ножами каменными (Нав. 5, 3), прообразуя духовное обрезание во Христе; так как Христос есть камень, на который как бы в образе ясно указывает, как я только что сказал, и камень, обрезавший сына Сепфоры. Тогда-то отступила смерть и ищущий убить отошел от Моисея, почтивши таинство обрезания во Христе, и это событие гадательно возвещает нам, что не только удалилась смерть от удостоившихся обрезания во Христе, но что это дело, я разумею таинство Христа, послужило помощью и самим отцам; потому что как все мы умерли в Адаме, так и на всех переносится благодать, дарованная чрез Христа: ибо Он для того умер, да и мертвыми и живыми обладает (Рим. 14, 9). Таким образом во время обрезания нового народа вместе исправлена была и жизнь отцов: ибо имеющие жить живы для Бога; это сказало нам и священное слово (Лк. 20, 38). А временем обрезания, духовно мыслимого, было пришествие Христа, который, как Бог, старше Моисея, но занимает второе место и следует после него, поколику Он явился человеком на служение для нас. Обрати внимание на то, что Бог избрал сначала Моисея, а потом присоединил Аарона, прообразуя, что в отношении к посланничеству и служению Моисея
134
будет позднее во времени явление Христа, Который был равен Моисею по человечеству, но имел Божественное и несравненное превосходство пред ним, потому что родился от Бога Отца. Если ты хочешь, то и это можешь видеть из самого Священного Писания: сотвори, — сказано, — Моисей и Аарон, якоже заповеда им Господь, тако сотвориша. Моисей же бе осмидесяти лет, Аарон же брат его осмидесяти трех лет, егда глаголаста к фараону (Исх. 7, 6-7). Слышишь, что оба они были равны в том отношении, что достигли осмидесятого года, хотя в служении Аарон был после Моисея? Так и Христос: Он некоторым образом равен Моисею по человечеству и есть второй в домостроительстве, но несравненно превосходит его и возвышается над ним по Божеству и славе Святой Троицы.
П. Изъяснение очень ясное и понятное.
К. Что же? Не достойно ли рассмотрения кроме того и следующее?
П. Что такое?
К. То, что израильтяне, без сомнения, не вышли бы из земли Египетской и не освободились бы от столь тягостного и ужасного для них рабства, даже более, совершенно не избегли бы смерти, посланной перворожденным в Египте, и трудно избежимой руки губителя, если бы не заклали агнца во образ Христа, подъявшего грехи мира. Кровью они помазали пороги по закону, данному
135
им чрез Моисея, а Христово таинство они соделали как бы оружием и ограждением души своей. Ибо смерть Христа есть врачевство, освобождающее от смерти, и участвующие в таинственном благословении выше тления, по Писанию: аминь аминь глаголю вам: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный (Иоан. 6, 53-54). А снедая агнца, они вкушали при нем бесквасные хлебы; и этот образ в бесквасной и чистейшей пище указывает на благообразие евангельских наставлений, которое, впрочем, будет не без труда и не без горечи скорбей. Итак, снедение горьких трав вместе с бесквасными хлебами означает, что бесхитростная и чистейшая жизнь во Христе будет не без горечи. Поэтому необходимо было к бесквасной пище присовокупить горечь; так как еси, — сказано, — хотящии благочестиво жити о Христе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). Но потерпевшие это блаженны; ибо, вместе с Ним страдая, они вместе с Ним будут и царствовать, по Писанию (Рим. 8, 17). Не уклоняется ли это рассуждение к чему-нибудь нехорошему?
П. Нисколько.
136
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.