Поиск авторов по алфавиту

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Часть I. Источники церковного права
Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи

"Духовный регламент"

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — "Духовный регламент", составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 г., подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 г., а напечатанный впервые год спустя, уже по учреждении Синода. Точное название документа — "Регламент или устав Духовной Коллегии", хотя, как известно, предусмотренная в "Регламенте" коллегия была переименована на первом своем заседании в "Святейший Синод".

"Регламент" состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной "Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?" дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве.

Во второй части, названной "Дела управления, сему подлежащие", описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян.

В третьей части "Самих управителей должность и сила" определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

По мнению А.С. Павлова, "по своей форме и отчасти по содержанию "Духовный регламент" не есть только чисто законодательный акт, но вместе и литературный памятник. Он наполнен, подобно знаменитому "Наказу" Екатерины II, общими теоретическими рассуждениями, … содержит в себе разные проекты, например, об учреждении в России Академий, а нередко впадает в тон сатиры. Таковы, например, места о власти и чести епископской, об архиерейских визитациях, то есть объезде архиереями своих епархий, о церковных проповедниках, о народных суевериях, разделяемых и духовенством" [1].

В 1722 г. в качестве дополнения к "Духовному регламенту" было составлено "Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского", в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве.

В дополнение к "Регламенту" в 1722 г. издано также Императорское повеление о выборе "из офицеров доброго человека" для занятия должности обер-прокурора. К этому повелению в том же году была присовокуплена "Инструкция обер-прокурору".

Давать оценку "Регламенту" с точки зрения последствий его введения в русскую церковную жизнь значит высказать суждение о самой синодальной эпохе. В синодальный период он как важнейший церковно-правовой документ получал в литературе почти исключительно апологетическую оценку. С падением этой системы отпали резоны для такого отношения к нему. Совершенно очевидны все негативные черты самой эпохи, а значит, и "Регламента", который составлял фундамент правового устройства Церкви.

  1. Павлов А.С. Указ. соч. С. 185.

Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.