Поиск авторов по алфавиту

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Часть I. Источники церковного права
Кодификация византийских правовых источников
в эпоху вселенских соборов

Сборники государственных законов по церковным делам

Постоянный рост числа гражданских законов по делам Церкви вызвал потребность в особых сборниках, где бы эти законы сведены были вместе. Известно три таких сборника, появившихся на греческом Востоке.

Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах составил "Сборник из 87 глав" (Collectio 87 capitulorum). В него вошли извлечения из нескольких новелл Юстиниана, особенно из 123 новеллы, составившей 60 глав (28-87) сборника Иоанна Схоластика.

Самим Патриархом Иоанном сборник озаглавлен весьма пространно: "Различные постановления из божественных новелл благочестивой памяти Юстиниана, изданных им после "Кодекса", именно такие постановления, которые в особенности согласны с божественными и священными канонами и доставляют им особую силу и которым мы дали некоторый порядок и счет для удобнейшего нахождения искомой главы, так как эти главы извлечены из разных новелл".

В древних рукописях каноническая "Синагога" и "Сборник из 87 глав" Патриарха Иоанна Схоластика объединены. В IX веке оба свода были переведены на славянский язык. В нашей печатной "Кормчей" они составляют 42 главу.

На рубеже VI и VII вв. был составлен "Сборник из 25 глав" (Collectio 25 capitulorum), в который вошли законы из "Кодекса" св. Юстиниана и извлечения из его новелл, относящиеся к церковным делам.

Особенно содержателен третий из сводов этого типа — "Сборник церковных законов" (Collectio constitutionum ecclesiasticorum), или "Трехчастный сборник" (Collectio tripartita), который появился в последние годы царствования Ираклия. В его первую часть включены большие извлечения из первых 13 титулов "Кодекса" Юстиниана, посвященные церковным делам, с паратитлами — параллельными местами из других титулов "Кодекса". Вторую часть составляют извлечения из "Дигест" и "Институций", имеющие отношение к церковному праву. В третьей части помещены извлечения из "Новелл". Дополнением к сборнику являются четыре новеллы императора Ираклия.

Компиляция составлена не из подлинных текстов "Корпуса", а из текстов, переработанных византийскими юристами VI века: "Кодекс" в переработке Анатолия, "Новеллы" — Афанасия, "Дигесты" и "Институции" — анонима.

Немецкий канонист XIX столетия Цахариэ фон Лингенталь приписывает составление данного сборника автору "Синтагмы канонов" [1]. Основанием для этой гипотезы служит следующее обстоятельство: составитель "Синтагмы" в предисловии пишет, что в качестве дополнения к своему труду он наметил извлечения из императорских законов и из сочинений ученых юристов, затрагивающих церковное право. Но из всех церковно-юридических компиляций лишь в "Трехчастном сборнике" приведены отрывки из сочинений юристов, т.е. из "Дигест". Этот сборник служил главным пособием для византийских толкователей церковно-гражданских законов.

  1. См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 72.

Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.