Поиск авторов по алфавиту

Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода. ЖМП №03

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя
и Временного при нем Патриаршего Священного Синода

А. Дело митрополита Евлогия
(Продолжение*)

3. Письмо Заместителя митрополиту Евлогию

       VII. Все вышеизложенное касается, главным образом, того выхода из создавшегося положения, какой рекомендуется Вам Епархиальным собранием и прочими Вашими сотрудниками и паствой. Ваше Высокопреосвященство не объявляете такого выхода неприемлемым и даже как будто сами склоняетесь к тому. Однако в своем письме Вы пишете не о состоявшемся уже отходе от нас и не о прекращении дальнейших с нами отношений, а наоборот, выражаете желание сохранить эти отношения и, докладывая о неисполнимости указа, ходатайствуете об его отмене. Сознание лежащего на Вас архипастырского долга пред Церковью и предвидение всех пагубных для церковного дела последствий рекомендуемого Вам рискованного шага побудили, таким образом, Ваше Высокопреосвященство возвратить дело на законный путь. Это дает и мне основание считать дело не поконченным и открывает возможность дальнейшей между нами переписки.
       В ответ на Вашу просьбу я могу сказать, что Патриархия отнюдь не намеревается непременно держаться раз сделанного распоряжения; что, учитывая все особенности обстановки, в которой Вам приходится действовать, Патриархия готова оказать Вам всякое внимание, до отмены уже изданного указа о Вашем увольнении включительно. Однако эта отмена может состояться лишь при соблюдении нижеследующих условий.
       ПЕРВОЕ: Ваше Высокопреосвященство со всею определенностью должны осудить и отвергнуть решение Епархиального собрания, Епархиального совета и пр. о разрыве административно-канонических отношений с Заместителем и Священным Патриаршим Синодом и со своей стороны, разъяснить подведомому Вам духовенству и пастве всю пагубность такого подражания уже осужденной Карловацкой группе.
       ВТОРОЕ: Ваше Высокопреосвященство должны признать свое Лондонское выступление по меньшей мере ошибкой, ложным шагом, противоречащим принятому Вами обязательству.
       ТРЕТЬЕ: Ваше Высокопреосвященство должны дать Патриархии твердое обещание впредь ни в каких случаях не допускать в своей пастырской деятельности ничего подобного.
       Каков бы ни был ответ Ваш на предлагаемые Вам условия, мой долг официально Вас предупредить, что, если Вы все-таки предпочтете путь Карловацкой группы, Вы и все последующие Вам будете подлежать и одинаковому с названной группой суду. Также: если узко шовинистическое настроение в Вашей организации восторжествует и раскол последует; если чрез это обнаружится, что возглавляемое Вами Епархиальное управление служит не столько объединению подлинно православных людей, ищущих для себя религиозного утешения в церкви, сколько просто объединяет собою демобилизованные армии белых, живущие мечтами о реванше, – то сохранять такое Управление в Западной Европе для Патриархии ни с какой стороны не целесообразно. Это управление будет упразднено, а при нежелании подчиниться будет предано Соборному суду со всеми вытекающими отсюда последствиями. Православным же людям, которые не будут увлечены общим пароксизмом, предоставлено будет обращаться со своими духовными нуждами по-прежнему в Ленинград или в какое-нибудь другое место.
       Не хочется, однако, верить в возможность такого исхода нашей переписки. И потому с надеждой на лучшее мы будем ожидать Вашего ответа до 1 декабря сего года.
       Вашего Высокопреосвященства покорный слуга

Митрополит Сергий

4. Постановление от 24 декабря 1930 года, № 261

       Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: Письмо Управляющего Русскими Церквами в Западной Европе Преосвященного митрополита Евлогия на имя Заместителя от 26 ноября/9 декабря сего года за № 2922 о том, что он, митрополит Евлогий, остается при решении своего Епархиального собрания и Совета о разрыве административных отношений с Патриархией, и принимая во внимание, что протекло уже более пяти месяцев, и следовательно, Преосвященный митрополит Евлогий и его единомышленники имели вполне достаточно времени, чтобы всесторонне обсудить все пагубные для Церкви последствия и всю каноническую недопустимость учиняемого ими нового раскола.
       Постановили: 1. Признать указ об увольнении митрополита Евлогия от управления Русскими Церквами в Западной Европе вошедшим в силу со дня получения его в Париже в июне месяце и всех Преосвященных архипастырей, клириков и мирян, находившихся в юрисдикции митрополита Евлогия, свободными от всяких по отношению к нему канонических обязательств.
       II. Находящееся в Париже Епархиальное управление (совет и собрание) упразднить и все его действия отселе считать не имеющими канонической силы.
       III. Преосвященного митрополита Евлогия как возглавившего собою новое «самочинное сборище» и учинившего раскол предать суду архиереев по обвинению в нарушении правил Святых Апостолов 34, 31; Двукратного Собора 14–15; Василия Великого 1 и других аналогичных, запретив митрополиту Евлогию и единомышленным с ним архиереям участие в церковном управлении и совершение рукоположений впредь до их покаяния или до решения вышеупомянутого суда, с предупреждением, что в случае дальнейшего неповиновения они будут подвергнуты полному запрещению в священнослужении.
       IV. Состоявшим доселе в юрисдикции митрополита Евлогия Преосвященным архипастырям и прочим духовным лицам предложить, чтобы, имея в виду, что остающиеся в общении с учинившими раскол и сами подлежат одинаковому с ними суду, они выразили непосредственно Заместителю или Преосвященному митрополиту Литовскому Елевферию свое подчинение настоящему постановлению и свое решение и впредь состоять в каноническом ведении Патриархии в лице Заместителя.
       V. Поручить Преосвященному митрополиту Литовскому принять меры к возможно широкому оповещению находящихся за границей русских архипастырей, духовенства, приходских общин и других церковных учреждений о настоящем постановлении и выражающих указанное в п. IV подчинение и решение принять временно, впредь до новых распоряжений, в его, Преосвященного митрополита, ведение, удовлетворяя их текущие религиозные нужды (касательно поставления священнослужителей, разрешения браков и прочего), с донесением о последующем Патриархии.
       VI. Поручить тому же Преосвященному митрополиту довести о настоящем постановлении до сведения Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, с просьбой Патриархии оказать возможное с их стороны братское содействие к прекращению возникающего нового раскола.

Б. О причащении младенцев запасною Святою Кровию
(от 30 июля 1930 года, № 142)

       Слушали: Рапорт Преосвященного ........ следующего содержания. «Благочинный докладывает, что при обозрении храмов вверенного ему благочиния оказалось, что в некоторых приходах священники причащают младенцев запасною Святою Кровию Христовой, для чего на полной Литургии отделяют часть Святой Крови и вливают Ее в маленькие сосуды по мере надобности, приобщая младенцев тех приходов, в коих храмы закрыты, священников нет, младенцы умирают без Причастия, а приходы отстоят от ближайшего храма на 10, 15 и 20 верст. При таких же обстоятельствах дают сороковую молитву матери и ребенку на домах. Докладывая о сем, прошу руководственных указаний, со своей стороны полагая, что в этом нет греха и особого нарушения церковной дисциплины».
       Постановили: Разъяснить Преосвященному, что в указанной им практике, к которой обращаются в случаях крайней нужды, нет ничего противоканонического и особенно, если Святая Кровь содержится в приличных достоинству сосудах и бережно хранится.

В. О лицах, постригаемых без благословения архиерейского
(от 24 октября 1928 года, № 199)

       Слушали: Доклад Преосвященного ........ с просьбой преподать руководственные указания в отношении лиц, постригаемых без благословения и ведома архиерея, иногда даже лишь за известную плату.
       Постановили: Согласно правилам 4-му и 8-му IV Вселенского Собора, запретить пострижение явное и тайное без благословения в каждом отдельном случае епархиального архиерея, и все пострижения, совершенные без ведома и благословения архиерея, считать недействительными. Ввиду же того, что незаконная практика самочинных пострижений имеет распространение и по другим епархиям, сообщить к руководству настоящее постановление указами всем епархиальным Преосвященным.

Г. О гражданской регистрации при совершении крещений,
отпевания усопших и при венчании несовершеннолетних
(от 16 августа 1928 года, № 148)

       Слушали: Предложение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания. «С отделением Церкви от Государства ведение метрических книг возложено на особых правительственных агентов и ответственность за правильную и своевременную регистрацию рождений, смертей и браков среди православного населения с духовенства снята. Однако, не говоря уже об общем долге всякого более культурного человека разъяснять менее культурному непонятное для последнего, из своих же собственных интересов духовенство не может считать для себя безразличным вопрос о регистрации. Прихожанин, обращающийся с требою к священнику, может уклониться от регистрации в ЗАГС'е не только по невежеству или небрежности, но и вполне сознательно, желая обойти закон для достижения какой-нибудь недозволенной цели (например, уклонение от воинской повинности) или даже прямо для сокрытия преступления (например, при насильственной смерти). В таких и подобных случаях священник, совершивший требу, может неожиданно для себя оказаться привлеченным к ответственности в качестве соучастника в сокрытии преступления. Для брачного сожительства гражданская регистрация по советским законам не обязательна; однако обязательно достижение брачного возраста (18 лет). Могут быть и другие какие-нибудь частичные ограничения, нарушение которых повлечет за собою судебное дело и священник, венчавший этот брак, окажется прикосновенным. В ограждение духовенства от всяких таких нежелательных последствий предложить епархиальным Преосвященным сделать со своей стороны распоряжение по епархиям, чтобы подведомственное им духовенство: 1) в необходимых случаях разъясняло своим пасомым необходимость и пользу гражданской регистрации рождений и смерти среди населения и 2) чтобы при совершении крещений, отпеваний и при венчании не достигших установленного возраста (а равно и при всяком сомнении недопустимости данного брака с точки зрения советского закона) духовенство требовало документа о регистрации данного рождения, смерти или брака подлежащими органами правительственной власти».
       Постановили: Предложение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя принять и сообщить циркулярным указом Преосвященным к исполнению.

Д. О гражданском разводе духовенства со своими женами
(от 20 февраля 1929 года, № 19)

       Слушали: Заявление Преосвященных ........ следующего содержания. «За последнее время по тем или иным обстоятельствам сельские и городские батюшки в гражданском порядке разводятся со своими женами. Правда, в большинстве случаев все эти разводы фиктивные, но верующие страшно смущаются, да это и не согласно ни с церковными канонами, ни со званием служителей Церкви. Докладывая о сем, просим руководственных по сему вопросу указаний».
       Постановили: Ввиду того, что фиктивные разводы не отвечают достоинству пастыря, так как являются некоторым обхождением закона; что они обычно не достигают цели и к тому же соблазняют совесть верующих, предписать епархиальным Преосвященным предупредить духовенство о недопустимости фиктивных разводов для духовных лиц, пояснив при этом, что гражданский развод будет считаться церковной властью достаточным поводом к удалению священника из прихода и даже к запрещению в священнослужении.
      
       * См.: «Журнал Московской Патриархии», 1931, № 2.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.