Поиск авторов по алфавиту

Автор:Поспеловский, Дмитрий Владимирович

Примечания [13-14 глава]

Глава 13 РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: 1965—1982 гг.

1 Левитин-Краснов А. Рук твоих жар. Тель-Авив, 1979. С. 200—201; Секретарь покойного патриарха арестован. RCL. 2:4—5. 1974. С. 57.

2 Проект редакции IV раздела "Положения об управлении русской православной церковью (Вестник русского студенческого христианского движения. 1977. № 120. С. 297—300).

3 Вече. 1972. 25 мая. № 5.

4. Вече. 1971. 19 мая. № 2. 1020. С. 33—47; 1971. Сентябрь. № 3. 1108. С. 62—67.

5 Архиепископ Василий (Кривошеий). Интервью; Episkepsis. 1971. 20 июля. №35. С. 10—11.

6 См. некролог архиепископа Василия в связи с кончиной Иосифа "Памяти епископа-исповедника" (Вестник русского студенческого христианского движения. 1975. № 119. С. 225—229).

7 Плеханов А. Справка на митрополита Ленинградского... Пимена; внутренняя информация СДРПЦ, 1964?

8 Плеханов А. Справка о беседе... с Пименом; отчет о разговоре с Пименом 21.11 1967, помеченный 31.III 1966.

9 Василий и Episkepsis; "Архиепископ Вениамин (Новицкий), 1900—1976" (Вестник русского студенческого христианского движения. 1977. № 120. С. 289—294). Василий соглашается, будто среди епископов, которым за 50, нет других подходящих популярных кандидатов, очевидно не замечая по крайней мере архиепископа Михаила (Мудьюгина), или Михаила (Чуба), или Леонида, в то время митрополита Рижского. По-видимому, они просто были политически неприемлемы для Совета.

10 Василий и Episkepsis.

11 Документы: Поместный собор Русской православной церкви. М., 1972. С. 179—180. Характерно, что речь митрополита Антония не была опубликована

471

в отчетах о деяниях Собора, появлявшихся в соответствующих номерах Журнала Московской патриархии.

12 Sawatsky Walter... Statute of the CRA. RCL. 4:4. 1976. P. 31—33.

13 См. полный текст этих поправок в "Ведомостях Верховного Совета РСФСР" (1975. 3 июля. № 27 (873). С. 487—491). В нашем тексте мы пользовались обобщениями и анализом поправок Саватского (с. 4—10). Впрочем, уже в 1981 г. мы имели информацию из Московской патриархии, что Церковь ведет активные переговоры с государством, настаивая на полном признании за ней права юридического лица. В своих лекциях о Церкви при советском режиме в Ленинградской академии богословия покойный митрополит Никодим всегда подчеркивал, что, покуда Церковь будет лишена статуса юридического лица, она будет оставаться практически бесправной, полностью завися от милости государства. Соответственно студентам предлагалось понять, что их первейшей задачей (как духовных лиц) будет борьба за приобретение этого статуса, без которого все иные формы протеста будут напрасными. Это несколько иной аспект деятельности новых епископов, как она представлялась о. Всеволоду Шпиллеру.

14 Письмо от 20.XII 1980 г. автору от тридцатидвухлетней московской интеллектуалки, эмигрировавшей в 1980 г., но предпочитающей оставаться анонимом, послужило нам источником этих сведений. Она и ее обратившийся муж были активистами в русских христианских интеллектуальных кругах, причем оба — евреи.

По отчетам Совета где-то в 1970—1974 гг. Церковь пережила самый острый кадровый кризис — демографическое эхо хрущевских гонений. См. отчет Совета за 1970 г. "Кризис кадров русской православной церкви" в Keston College Archives и отчет Фурова.

15 По одному русскому церковному источнику в академическом 1981/82г. курсы посещали 62 девушки, что составляло лишь одну шестую желающих. Перед курсами стояла задача не только обучить регентов церковных хоров, но и приготовить также возможных претендентов на должность церковных старост, с тем чтобы эту важную должность не занимали совершенно необразованные лица, мешавшие действительной пастырской работе священника, а чтобы это были светские помощники пастыря с богословским образованием. Окончившие курсы регентов летом объезжали приходы с концертами церковной музыки и таким образом помогали поднять музыкальную культуру провинциальных церковных хоров.

16 Об участившихся случаях перестройки и расширения подсобных церковных помещений см. Журнал Московской патриархии (1978—1981, в особенности: 1978. № 3. С. 15—17; 1979. С. 16—18; 1980. № 5. С. 13—15). Кроме того, устные сообщения русских клириков.

17 Documents of the Christian Committee for the Defence of Believers Rights in the USSR, v. 1 & 2. San. Francisco: Washington Research Center, 1978—80. Репринт самиздата; содержит эти и многочисленные другие прошения об открытии церквей. См. также.: RCL. 6:1. 1978. Р. 45; 7:4. 1979. Р. 258—261; 8:2. 1980. Р. 152, а также выше гл. 7, примеч. 27.

18 Якунин Г. О современном положении Русской православной церкви и перспективах религиозного возрождения в России // Вольное слово. 1979. № 35. С. 65—66.

19 См.: Журнал Московской патриархии. 1990. № 11. С. 27.

20 О Ленинграде см.: Русская мысль. 1967. 26 января. В 1973 г. насильственно был закрыт Воскресенский собор в Чернигове, причем верующим была оставлена небольшая деревянная церковь на окраине (Christian Science Monitor, 2.VII 1973); в Житомире была закрыта и срыта бульдозерами Богоявленская церковь, на том основании, что она находится поблизости от школы и оказывает плохое влияние на учеников (Вестник русского студенческого христианского движения. 1974. № 111. С. 241; 1975. № 116. С. 230—231). Кроме того, имеются сведения о закрытии и разрушении двух сельских церквей в Ровно и одной — в Львовской обл. на Украине, и одной — в белорусском селе (см.: Хроника текущих событий. 1979. Август. № 53. С. 129—130; 1979. Ноябрь. № 54. С. 99—102).

21 "Доклад... патриарха Пимена... (25.V 1978 г.)" // Журнал Московской патриархии. 1978. № 8. С. 3—31.

472

22 См.: Журнал Московской патриархии. 1979. № 2. С. 18; 1979. № 3. С. 22; 1979. № 7. С. 21; 1980. № 1. С. 28; 1980. № 5. С. 22; 1980. № 6. С. 18; 1981. №5. С. 30.

23 См. Письмо к редактору в "Вестнике русского студенческого христианского движения" (1981. № 33. С. 298). Официальная пресса, согласно источникам самиздата, сообщала о возрождении язычества в тех местах, где десятилетиями были закрыты православные церкви, например в районе Каргополя, некогда центре монашества северной Руси (см.: Геннадий Русский. Клейма: к иконам северо-русских святых // Континент. 1980. № 22. С. 9; а также выше, гл. 2, примеч. 54. Один источник сообщал в 1982 г., что закрытие церквей в Сибири привело к росту всякого рода сект, в особенности Свидетелей Иеговы, что начинало беспокоить даже официальные советские власти.

24 Первые одиннадцать номеров Журнала Московской патриархии за 1980 г. сообщают об освящении по крайней мере 17 церквей или алтарей, о церквах, построенных на месте старых зданий, о нижних храмах, устраиваемых под основными, об отдельных крещальнях, пристроенных к церквам.

25 Одним из них была Лидия Георгиевна, с которой мы беседовали в июне 1981 г. в Риме. Она — профессиональный реставратор и иконописец. Выполнила множество росписей (фресок) в таких перестроенных церквах, в особенности в Сибири, за последние годы.

26 Russian Churchman Reports Plenty Clergy Recruits // Orthodox Church, 1981. February. № 172. P. 1.

Общее количество учащихся в ленинградских богословских школах в 1981/82 академическом году, по одному церковному источнику, составило 350 студентов на дневном отделении, что само по себе было значительным ростом по сравнению с предыдущим годом. Из числа поступавших же было принято лишь 20% в связи с недостаточностью помещений. В сложившихся на то время условиях студенты жили по 15 человек в комнате.

27 Якунин Г. Указ. соч. С. 53—54. Автор сообщает, что профессора, которые возбуждали в своих учениках религиозный пыл, часто изгонялись и их общению с учащимися чинились всевозможные препятствия. Так, архимандрит Тихон (Агриков), преподававший в Загорской семинарии и академии, был даже удален из самого Свято-Троицкого монастыря преп. Сергия. Фуров (с. 317) в этой связи пишет: "Уполномоченные Совета... продолжают принимать меры, препятствуя проникновению фанатиков... в богословские школы".

28 Якунин Г. Указ. соч. С. 52—53; а также свидетельство Тивецкого и некоторых священников Московской патриархии.

29 Фуров В. Указ. соч. С. 286—288. На беседе в Совете Хризостом жаловался, что в семинарии принимается недостаточно кандидатов и получают отказ бывшие комсомольцы.

30 См.: Журнал Московской патриархии. 1989. № 2. С. 2; 1989. № 3. С. 22.

31 Василий. Памяти епископа-исповедника. С. 227—228.

32 Russian Churchman Report. P. 1, 5.

33 Якунин Г. Указ. соч. С. 22—23.

34 Soviet Religion Samizdat. RCL. 6:3. 1978. P. 213. Фуров В. Указ. соч. С. 285—295.

35 О реставрации собора и возвращении его верующим см. Журнал Московской патриархии (1977. №4. С. 121—125; 1978. № 12. С. 17—19; 1980. № 3. С. 17—18).

36 В то время как Журнал Московской патриархии печатал отчеты о специальных епископальных совещаниях клириков, где местные уполномоченные и представители "Знания" докладывали о превосходстве брежневской Конституции 1977 г., самиздат публиковал письма христиан Советскому правительству, выражавшие протест против дальнейшего ограничения прав верующих согласно ст. 6 и 25 Конституции. В ст. 6 Коммунистическая партия с ее целями отождествлялась с самим советским обществом, в ст. 25 провозглашалось, что все учебные заведения должны служить потребностям "коммунистического воспитания". Это автоматически исключало христианские семьи из рядов советских граждан с признанными законом правами и превращало христианское воспитание в антигосударственную деятельность. См., напр., письмо Христианского комитета по защите прав верующих — Л. И. Брежневу, документ № 11, в "Вольном слове" (1977. № 28. С. 33—37).

473

37 Фуров В. Указ. соч. С. 283—284.

38 См. "Циркуляр... Серафима", № 900, декабрь 1974 г. вместе с комментариями о. Глеба Якунина (Вестник русского студенческого христианского движения. 1976. № 118. С. 287—297).

39 Во время насильственной высылки А. И. Солженицына из СССР Серафим выступил в советской прессе с одобрением этого акта. Это вызвало гневные протесты, включая самых видных представителей Московского патриархата за границей — Антония Лондонского и Василия Брюссельского. Вскоре у Серафима случился инфаркт. В 1977 г. он ушел на покой по состоянию здоровья, а в 1979 г. — умер в возрасте 74 лет. Д. Дудко изображает его как человека искреннего, но очень слабого (см.: Терновский Е., Штейнберг Е. Открытое письмо митрополиту Серафиму //Вестник русского студенческого христианского движения. 1974.№ 111.С. 132—133, а также 6:1. 1978. С. 45; Журнал Московской патриархии. 1979. № 6. С. 16). Когда митрополит Серафим запретил священнику Дудко проповедовать в форме ответов на вопросы верующих, последний отправился к нему, чтобы доказать ошибочность такого решения. Митрополит ответил: "Время уже мне уходить на покой, но как мне взять этот груз грехов в другой мир?" См.: Пресс-конференция Д. Дудко 27.IV 1977 г. в связи со статьями в "Литературной газете" от 13 и 20.1 V, АС. 3003, р. 11.

40 "Кризис кадров в РПЦ" (в отчете за 1970 г.). Из отчета за 1970 г.

41 Там же. С. 2—4. Подобный более ранний отчет приводит многочисленные случаи того, как и верующие, и священники избегают предписаний 1961 г. Причем верующие поддерживают своих священников. В Львовской области 180 членов приходских советов были лишены регистрации за такой сговор с духовенством (отчет 1968 г., с. 7). См. также комментарии Г. Якунина в "Вольном слове" (1977. № 28).

42 Отчет Совета за 1970 г. называет такие приходы в Алтайском крае в Сибири (с. 8). О. Тивецкий сообщил нам, что службы для школьников широко распространены в СССР.

43 Отчет 1970 г. С. 8.

44 Из отчета за 1968 г. С. 3.

45 Отчет за 1970 г. Ч. 2: "Церковная проповедь: Стремление к модификации и обновлению", с. 16—17. Здесь приведены соображения митрополита Никодима о целях и задачах современного богословия из его выступления в Ленинградской духовной академии (Журнал Московской патриархии. 1968. № 12. С. 63). Выраженная тогда Никодимом устремленность в будущее, а не оглядка на прошлое очень не понравилась в Совете по делам религии.

46 Отчет 1970 г. Ч. 2. С. 18—20. Кстати, по данным Г. Якунина в 1978—1979 гг. тираж "Журнала Московской патриархии" был около 20 тысяч {Якунин Г. Указ. соч. С. 60).

47 Плеханов Л. "Справка", конфиденциальный документ от апреля 1967 г.

48 Левитин-Краснов А. В поисках нового града. Тель-Авив, 1980. С. 16.

49 Такое же мнение было высказано в уже цитированном отчете Г. Якунина (с. 25—36), а именно что приходской священник ближе стоит к пастве с ее духовной жизнью, нуждами и горестями. "Паства — его социальная база и защита" как от советских властей, так и от иерархов, запуганных Советом. "Чем больше предан пастырь своему служению, тем обширнее и активнее у него паства, тем сильнее и независимее его позиция". Затем, однако, автор говорит, что закрепленные законом ограничения прав священника, "несмотря на его искреннюю веру, превратили современное духовенство в касту "высших жрецов"... лишь исполняющих ритуалы". Говоря об епископате, он ссылается на случай с меморандумом его и Эшлимана от 1965 г., к тому времени получившим поддержку десяти епископов, подписавших официальное письмо, во главе с Ермогеном и Павлом (Новосибирским). В письме высказаны были требования созыва нового собора и отмены ограничений 1961 г. Из десяти только Павел (получивший образование во Франции) и Вениамин (Новицкий) (в прошлом польский гражданин) не отреклись от письма до конца. Даже Ермоген отошел от этого движения, как только был сослан в монастырь (с. 19—24). Что же касается пожилых женщин, то не следует забывать, что в разряд пожилых теперь перешли те, кто родился и вырос при советской власти.

50 Pospelovsky D. V. Ethnocentrism, Ethnic Tensions & Marxism-Leninism // Ethnic Russia in the USSR, ed. E. Allworth, N. Y., 1980; Русский национализм, марксизм-ленинизм и судьбы России // Грани. 1979. № 111—112. С. 406—447.

474

51 Rowe Michael. The 1979 Baptist Congress in Moscow //RCL. 1978. № 3. P. 188—200; Kelly David. Nairobi: a Door Opened // RCL. 1976. № I. P. 4—17.

52 Известия. 1976. 31 января; Торжество ленинских принципов свободы совести // Наука и религия. 1978. № 1. С. 3—4. См.: Якунин Г. Обращение членов христианских церквей СССР // Вольное слово. 1977. № 28. С. 58—78 и Письмо генеральному секретарю Всемирного совета церквей Ф. Поттеру // Вольное слово. 1976. № 24. С. 20—62.

53 Такой случай имел место, например, в Балашовке (Ровенской обл.), где местные власти игнорировали обещание Совета открыть вновь храм (закрытый при Хрущеве) и при помощи хитрой уловки ликвидировали его вообще (см. Хроника. 1979. Ноябрь. № 54. С. 100—101).

54 См.: Сергеева Л. В тисках системы. С. 30.

55 Журнал Московской патриархии. С. 12—15; подробности см.: Сергеева Л. Указ. соч. С. 31.

56 Новый завет вышел двумя изданиями: одно в 1976 г. (тиражом 75 тыс. экз.) и другое в 1979 г. Причем эти издания были предприняты впервые с 1968 г. // RCL. 1977. № 3. С. 198; 1980. № 3. С. 241. О других изданиях см.: Журнал Московской патриархии. 1979. № 1. С. 79—80; 1981. № 5. С. 80; Orthodox Prayer Book and Psalter Published // Orthodox Church. 1981. August. C. 2. В последней статье упоминается тираж 150 тмс. экз.

57 См.: Журнал Московской патриархии. 1980. № 12. С. 1—27, где прямо говорится, что церковь-памятник на поле битвы была превращена в государственный музей, так что церковные делегации вынуждены были совершать свое служение в сельских храмах далеко от Куликова поля. Вообще в последнее время Журнал Московской патриархии начал часто публиковать фотографии церквей, обращенных Советами в учреждения, причем у читателя создавалось впечатление, что этот факт — всего лишь временная несообразность. Точку зрения атеистов можно найти в кн.: В поисках духовных наследников. М., 1975. С. 17—20.

58 Сергеева Л. Указ. соч. С. 32.

59 Там же. С. 30.

60 Кончина Бориса Талантова // Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. № 98.

61 Kiev Youth Choer Harassed // Orthodox Church. 1981. August. № 8. P. 2; Воззвание Христианского комитета к патриарху Константинопольскому Димитрию // Вестник русского студенческого христианского движения. 1978. № 126. С. 261.

62 См. статью Щипковой в "Вестнике русского студенческого христианского движения". 1979. № 130. С. 345—354; об Александре Аргентове, рано потерянном для семинара (он был заключен за свои религиозные убеждения в психотюрьму в 1976 г.) см.: Русская мысль. 1976. 30 сентября. № 3119. С. 5; о процессе над Щипковой, осужденной на три года заключения, см.: Русская мысль. 1980. 4 сентября. № 3324. См. также: Soviet Crachdown on Religions Movement // Orthodox Church. 1980. № 1. P. 3; Soviet Repress Youth Group // Orthodox Church. 1980. № 2. P. 1; Religions Activist Sentenced to 11 Years at Hard Labour // Orthodox Church. 198O.№ 11.P. 3; Хроника. 1980. №58. Чалидзе. 1981. С. 33—34; Посев. 1980.№З.С. 10; 1980. № 7. С. 5.

63 Хованский Н. Письмо Н. Чаковскому // Вестник русского студенческого христианского движения. 1977. № 122. С. 245—247. Автор пишет из Витебска главному редактору "Литературной газеты", где 13 апреля 1977 г. появилась клеветническая статья о семинаре Огородникова под названием "Свобода религии и клеветники". См. собрание документов и выдержек из самиздатовских публикаций об обоих — московском и ленинградском — семинарах: Христианский семинар // Вольное слово. 1980. № 39.

64 Священник Чернецкий в течение долгого времени высказывал желание изучать богословие, однако Совет препятствовал его поступлению в семинарию. Тогдашний ректор семинарии епископ Филарет (позднее митрополит Минский) взял его на работу в качестве лекаря в семинарии Троице-Сергиевой лавры. Он тайно посещал лекции и затем сдал экзамены. И после окончания курса и рукоположения Чернецкого Филарет потерял свое место в семинарии и академии (неофициальная информация работников Русской православной церкви). См. также: Посев. 1981. № 11. С. 4; о Капитанчуке и Регельсоне см.: Хроника. 1980. № 58. С. 21—32. Оба получили по пять лет условно.

475

популярно-богословский журнал "Надежда: христианское чтение", издаваемый Зоей Крахмальниковой, интеллигенткой, недавно обращенной в православие; Он печатается издательством "Посев" и по подписке доступен на Западе.

108 "См., напр.: Левятов Валерий. Как я пришел к Богу // Грани. 1979. № 111—112. С. 324—329; Крахмальникова 3. Возвращение блудного сына // Надежда. 1979. № 2. С. 383—436; Десять обращений // Вестник русского студенческого христианского движения. 1980. № 132. С. 212—229; 1981. № 133. С. 221—234. ,

109 Некоторые примеры — Е. Барабанов, В. Осипов, Горичева, Ю. Вознесенская и А. Солженицын. См.: Герасимов Н. Вхождение в церковь и исповедание Церкви в церкви // Вестник русского студенческого христианского движения. 1979. № 128. С. 41—96.

110 См. выше; также: Вестник русского студенческого христианского движения. 1972. № 103. С. 145—172.

111 Якунин Г. Указ. соч. С. 11, 66—78; Герасимов Н. Указ. статья. С. 71—73.

112 Эволюция религии и церкви в социалистическом обществе // Вопросы научного атеизма. 1977. № 21. С. 19—36.

113 Там же. С. 28—33.

114 См., напр., проповеди о. Дудко в "Нашей надежде". Иеромонах Савва (Кольчугин) был в 1979 г. лишен прихода и годом позже брошен в психиатрическую лечебницу-тюрьму за проповеди, в которых он, помимо прочего, подчеркивал несовместимость коммунизма и христианства и непозволительность для христианина вступать в комсомол (Вестник русского студенческого христианского движения. 1980. № 132. С. 211).

115 Напр., Горичева и большинство авторов бывшего "Вече".

116 Иеромонах Никон. Впечатления очевидца // Вестник русского студенческого христианского движения. 1980. № 132. С. 206—208.

117 Возможно, именно по этой причине документ попал в самиздат. Документ датирован 26.Х 1977 г., АС 4456. Относительно информации о последующих перемещениях и назначениях Феодосия см.: Журнал Московской патриархии. 1979. № 1.С. 12; 1980. №2. С. 2.

Глава 14 ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. АГОНИЯ ПРАВЯЩЕГО РЕЖИМА

1 Рюмин Е. Ф. С высоты прожитых лет // Наука и религия. 1984. № 11. С. 4.

2 Оба они начались раньше их формальной инаугурации на пост генсека ЦК: фактически власть Андропова началась не позже января 1982 г., сразу после смерти Суслова (Брежнев к тому времени давно уж был живым трупом), а Черненко стал вторым, т. е. идеологическим, секретарем с ноября 1983 г., после того как Андропов занял место умершего Брежнева.

3 См. "Наука и религия", напр.: "Союзу воинствующих безбожников 60 лет". № 12 за 1985 г., с. 19—20.

4 Pospielovsky D. Soviet Antireligious Campaigns and Persecutions. L., 1987. P. 184—187; Radio Liberty Research Bulletin, RL 310/83, 17.VIII 1983; Burch Caroline. Religious Policy under Andropov & Chernenko. RCL, vol.; 12. 1984. № 2. P. 198—201; и другие материалы этого журнала.

5 Соответственно: VIII съезду всесоюзного об-ва "Знание" // Наука и религия. 1982. № 9. С. 2; Советский закон и свобода совести // Там же. 1982. № 10. С. 2—5.

6 Текст постановления — в "Коммунисте" (Июнь. № 9. 1983). Ссылки на руководство к действию по борьбе с религией см., напр.: Евменов Л. Не ослаблять внимания // Наука и религия. 1983. № 12. С. 17—19; Навстречу XXVII съезду КПСС // Наука и религия. 1985. № 7. С. 2—3; Предвыборные речи М. Зимянина, П. Демичева и др. // Правда. 1985. Февраль.

7 Правда. 1984. 14 апреля. С. 3.

8 О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи // Правда. 1984. 7 июля.

9 Вишневская Ю. Инакомыслие при Андропове: возвращение к сталинским методам // Radio Liberty Res. Bui., 411/83, 28.X 1983. Она же. Новый закон о "злостном нарушении режима" в советских лагерях // Там же, 430/83, 14.XI 1983.

478

10 Гарантии конституционной свободы совести и атеистическое воспитание // Советское государство и право. 1983. № 7. С. 40—47.

11 Кестутис Черниус. Уполномоченный СДР поучает литовское духовенство. R. L. Res. Bui. 93/84. 27.11 1984. См. также: Розенбаум Ю. Ф. Советское государство и церковь. М., 1985.

12 См.: Журнал Московской патриархии. 1984. №2. С.3; 1984. № 3. С. 3—4; 1985. № 4. С. 4-6.

13 Правда. 1985. 24 апреля — речь М. С. Горбачева.

14 Навстречу XXVII съезду КПСС // Наука и религия. 1985. № 7. С. 2—3.

15 Pospielovsky D. A History of Marxist-Leninist Atheism and.Soviet Antireligious Policies. London: Macmillan, 1987. P. 53 & 75; Pospielovsky D. Soviet Antireligious Campaigns and Persecuions. London; Macmillan, 1987. P. 36—37.

16 Пребывание М. С. Горбачева в Ташкенте // Правда Востока. 1986. 25 ноября.

17 Всесоюзное совещание... Речь Е. К. Лигачева // Правда. 1986. 2 октября.

18 В той же последовательности, что в тексте: Кокетничая с боженькой // Комсомольская правда. 1986. 30 июля; Воспитывать убежденных атеистов // Правда. 1986. 28 сентября; Против религиозного дурмана // Правда Востока. 1986. 2 сентября.

19 Наш современник. 1986. № 5. С. 111—121.

20 См., напр., выступления Лихачева Д. С. и Вознесенского А. (Литературная газета. 1986. 2 июля).

21 Без домыслов и недомолвок // Литературная газета. 1986. 23 июля.

22 О журнале "Коммунист" // Коммунист. 1986. Август. № 12. С. 3—10.

23 Диалог (Евтушенко—Калтахчян) // Комсомольская правда. 1986. 10 декабря; Нуйкин. Новое богоискательство и старые догмы // Новый мир. 1987. № 4. С. 245—259.

24 К таким "огрызаниям" можно отнести: Резолюцию XX съезда ВЛКСМ Молдавии... по дальнейшему усовершенствованию коммунистического воспитания молодежи // Молодежь Молдавии. 1987. 5 марта; Тонконогов М. Атеистам наступать! // Правда Востока. 1987. 23 января; Артеменко В., Яковлев Г. Звонок из обкома // Правда. 1987. 6 сентября, где с возмущением описывается, как местный атеистический лектор получил взбучку от Ташкентского обкома за оскорбление мусульманского духовенства.

25 "Послание...", 6.ХП 1987 г. (Журнал Московской патриархии. 1988. Март. №3).

26 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и Священному Синоду РПЦ // Гласность. 1987. Ноябрь. № 12. Цитируются: "Неделя" (5.XI), "Известия" (4.XI), "Наука и религия " за ноябрь и "Московские новости" (№ 38).

27 Огонек. 1987. Март. № 13. С. 30—31; 1987. Сентябрь. № 39 (Возвращаясь ж напечатанному); Сергеев. "Чудо" в Грушеве // Литературная газета. 1987. 19 августа и т. д.

28 Обидели верующих // Литературная газета. 1987. 15 июля.

29 Века истории и чудо красоты // Там же. 1987. 2 сентября; Сияла Оптина пустынь // Московские новости. 1987. 20 декабря; Минеев А. Возрождение Толгс-кой обители // Московские новости. 1988. 21 февраля.

30 Тревоги совести // Литературная газета. 1987. 8 января.

31 Первое упоминание о Куроедове в партийных документах мы нашли под годом 1946-м, когда глава Агитпропа ЦК Г. Александров просит Жданова утвердить В. А. Куроедова завсектором Агитпропа, ведающим работой районных, городских и транспортных газет. Затем в июне 1947 г. он участвует в критической дискуссии по книге Александрова "История западноевропейской философии" под председательством Жданова, в качестве завсектором Агитпропа ЦК (РЦХИДНИ (бывш. Партархив), ф. 17 (5), оп. 6, д. 376, п. 1425, л. 90, 479, 1453, л. 2).

32 Что смягчение шло с ведома Горбачева, видно из его книги "Перестройка и новое мышление", явно подготовленной к его визиту в США. "Мы европейцы, — пишет он. — С Европой Древнюю Русь объединило христианство. Тысячелетие прихода его на землю наших предков будет отмечаться в 1988 г." (М., 1987. С. 200).

33 Совесть свободна // Огонек. 1988. Май. № 21.

479

34 Нежный, Харчев. Третий разговор // Огонек. 1989. Ноябрь. № 44.

35 Религия и перестройка // Русская мысль. 1988. 20 мая.

36 Свящ. Михаил Ардов. Свобода совести // Московские новости. 1989. 3 декабря.

37 Известия. 1987. 27 апреля.

38 Протоиерей Виктор Потапов. Встреча в верхах и религия в СССР // Русская мысль. 1988. 22 января. С. 5. См. также: Нежный. Свой человек в храме // Московские новости. 1988. 29 мая. Интервью с митрополитом Владимиром Ростовским // Московский церковный вестник. 1989. Октябрь. № 14. С. 6.

39 Среди очернителей Церкви накануне юбилея в первом ряду стоят петербургский доктор философских наук Н. С. Гордиенко, минский автор Корзун и киевский — В. А: Зоц, но перечень можно было бы продолжить. Харчев также указывает на сопротивление одного секретаря ЦК. Как позднее стало известно, это был Егор Лигачев. См. также: Кружилин Ю. Кого укусил дракон? // Правда Востока. 1988. 12 января.

40 Попытка восстановить Совет по делам религий // Русская мысль. 1991. 19 апреля.

41 Устные сведения автору из канцелярии Московской патриархии.

42 0 современном состоянии Русской православной церкви // Социологические исследования. 1987. Июль—август. № 4. С. 36—49. К этому можно лишь добавить, что ко времени окончания этой книги тенденции, \к,панные о. Иннокентием, стали определенной реальностью: не только в церквах теперь можно встретить немало интеллигентной молодежи, но есть даже приходы, почти сплошь состоящие из людей моложе 35 лет, напр, храмы бывших Сретенского и Алексеевского монастырей в Москве.

43 Иными словами, человек, лишившийся профессиональной работы по религиозным или политическим причинам.

44 Михайлов Ю., Ачильдиев И. Тайна исповеди; Лебедев В. Пастырская психотерапия // Наука и религия. 1988. № 1. С. 13—16.

45 Кузьмина Ю. В кольце отрешенности // Наука и религия. 1987. № 12. С. 21—24.

46 Журнал Московской патриархии. 1986. № 10. С. 11—14; № П. С. 11—\6; 1987. № 8. С. 19—27; 1988. № 7. С. 22—30; Богословские труды: сборник 28. Москва, 1987 (весь); Московские новости. 1988. 20 марта; Литературная газета. 1988. 13 апреля.

47 См., в частности: Нежный. Общая история, одно отечество // Московские новости. 1988. 8 мая; Keller Bill. Gorbachev Sees Church Leaders and Promises More Tolerance // New York Times. 1988. 30.IV; официальный текст речи Горбачева и ответного слова патриарха Пимена см.: Журнал Московской патриархии. 1988. № 7. С. 2—6 (перепечатка из "Известий" от 30.IV 1988).

48 "Устав об управлении" -проект, внесенный на рассмотрение Предсоборного совещания (Московская патриархия, 1988), 43 с; Поместный собор Русской православной церкви, 6—9.VI 1988 г. // Московская патриархия. 1990. С. 5-58; Послание... // Журнал Московской патриархии. 1988. № 8. С. 5-8; Богдановский С. Гласность высветит все! // Литературная газета. 1990. 10 января и устные сообщения русских священнослужителей автору. Интервью с митрополитом Владимиром Ростовским // Московский церковный вестник. № 14. С.6.

49 Поместный собор... С. 387—390; Предъюбилейное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода архипастырям, пастырям, честному иночеству и всем чадам РПЦ во Отечестве нашем и за его пределами сущим к 1000-летию Крещения Руси // Журнал Московской патриархии. 1987. № 8. С. 2—5.

50 Поместный собор... С. 61—63.

51 Там же. С. 387-427.

52 Русская мысль. 1988. 9 ноября.

53 См. материалы Собора, напр.: Обращение к неимеющим общения. С. 61—63. Подсчет числа крещений сделан на основании количества мира, использованного за 17 лет.

54 Вести из епархий // Гласность. 1989. Апрель. Вып. 28. С. 4—5.

55 Там же. С. 6—7; инок Нестерович А., клирик Федотов Г.: 1. Открытое письмо митрополиту Филарету Минскому, 2. Открытое письмо министру здраво-

480

охранения Чазову // Русская мысль. 1988. 11 ноября; 1988. 7 октября (речь идет о недостойном поведении и произволе архиепископа Псковского Владимира и об издевательстве над верующими и иноками — пациентами в Печорской больнице).

56 Его Святейшеству Пимену..., 18.III 1988 // Русская мысль. 1988. 1 апреля.

57 Напр.: Гласность. № 28. С. 6—7.

58 Московская беседа, посвященная 1000-летию крещения Руси (11 .VI 1988) // Вестник русского студенческого христианского движения. 1989. № 155. С. 221—256. Составитель — протоиерей Виктор Потапов.

59 Колесников Л. Уполномоченному Совета по делам религий при СМ СССР. Москва, 10.1 1989 г. (а должно быть 90 г., так как описывается собрание 30.XI—1.XII 1989 г.), исх. № 87; Он же. Справка по посещению вечера, организованного группой "Выбор".

60 Миролюбов А. Справка о состоянии учебных заведений РПЦ. 10 с; Колесников Л. Постановление Совета по делам религий при Совмине РСФСР о задачах отделов Совета и аппаратов уполномоченных по упорядочению подготовки кадров в духовных учебных заведениях... 4 с, 20.IV 1990 г.

61 Один из самых вопиющих случаев произошел в г. Иванове, где на 400-тысячное население был только один действующий храм. Верующие хлопотали о возвращении им так называемого красного (построенного из кирпича) собора в центре города. Власти же предлагали им взамен сначала один, а позднее два небольших храма в пригородах. СДР СССР утвердил храм за верующими. Но местные власти — ни в какую не уступали до тех пор, пока их представители не были провалены на выборах в новый состав Верховного Совета. Уступив наконец храм верующим, ивановские власти поставили странное условие: чтобы он не использовался для отпеваний покойников и прочих уличных церковных шествий (храм находился напротив обкома партии). Дело это настолько нашумело, что вопрос о храме был поднят г-жой Тэтчер во время ее встречи с Горбачевым весной 1989 г. Борцы за открытие церкви встречались также с кардиналом Парижа архиепископом Люстиже во время его визита в Москву, и он обещал похлопотать за церковь (см.: Проценко П. Ивановское дело // Русская мысль. 1989. 7 апреля; Кривое А. События в Иванове // Русская мысль. 1989. 14 апреля; Проценко. События в Иванове // Русская мысль. 1989. 21 апреля.; Он же. Мы вновь переходим к активным действиям // Русская мысль. 1989. 19 мая; Сендеров В. Что там сейчас в Иванове? // Русская мысль. 1989. 6 октября; Нежный, Харчев. Третий разговор.

62 См.: Московский церковный вестник. 1990. Ноябрь. № 25. С. 1; СДР РСФСР — "Сведения о количестве зарегистрированных рел. объединений... на территории РСФСР... на 1.1 1990 г. (с припиской от руки данных по РПЦ на 2.VIII 1990), с. 7; СДР РСФСР, март 1989 г. — "Сведения о регистрации религ. объед. и открытии молитвенных зданий и домов по решениям СДР при Совмине РСФСР в 1985—1989 гг. на территории РСФСР", с. 4. Кстати, неиспользуемых по назначению православных храмов на 1.1 1990 г. по РСФСР было еще 8831 (там же).

63 Первый зампредсовета Кудрявцев А. И. Справка о практике работы и задачах Совета... по упорядочиванию подготовки кадров в дух. уч. заведениях Российской Федерации; митрополит Ростовский Владимир. Жизнь и деятельность РПЦ (1971—1988) // Поместный собор. С. 231; Московский церковный вестник. 1990. Ноябрь. №25. С. 1.

64 Доклад архиепископа Александра, председателя Учебного комитета // Поместный собор... С. 361. Но, согласно выступлению архиепископа Кирилла (Гун-дяева), и очный сектор весьма слаб: оканчивающие его не умеют служить и беспомощны в качестве пастырей-наставников (там же. С. 411—413).

65 Аверичев, 31.1 1990 г. — Совет по делам религий СССР, Совет по делам религий РСФСР, Московский комитет КПСС, Исполком Моссовета, УКГБ Москвы и Области. "Секретно".

66 Миролюбов. Справка о состоянии учебных заведений РПЦ; Колесников Л. Постановление Совета по делам религий при Совмине РСФСР о задачах отделов Совета и аппаратов уполномоченных по упорядочению подготовки кадров в духовных учебных заведениях Российской Федерации. (Рукописи.)

67 Определения Архиерейского Собора // Московский церковный вестник. 1989. Октябрь. № 14. С. 2.

481

68 Речь идет о 200 тысячах трехтомных Лопухинских Библий с комментариями, изданных по этому случаю в Швеции, подаренных РПЦ, но в России продававшихся за 300—350 р., и о Евангелиях общества "Открытых дверей" (Нидерланды), подаренных Русской церкви в количестве 1 млн. экземпляров. (См. критику: священник Эдельштейн Г. Будет ли патриарх голосовать за атеистическую пропаганду? // Русская мысль. 1989. 24 февраля.)

69 Если в 1986 г. в стране оставалось 17 монастырей, к ноябрю 1990 г. их уже было 56 (Московский церковный вестник. 1990. Ноябрь. № 25), а к концу 1991 г. — не менее 90; почти все возвращенные монастыри — полуразвалины, требующие многомиллионных расходов на их восстановление.

70 Кураев А. Православие без молодежи? // Московские новости. 1993. 4 июля. С. 7.

71 Соотв.: Журнал Московской патриархии. 1990. № 1. С. 13; Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений. 1990. 5—12 апреля. № 4. С. 19.

72 Петренко Е. Культурный сдвиг или религиозный бум // Московские новости. 1991. 11 августа. С. 9; Патриарх Алексий II. Москва. Кремль. Ельцину, 10.VII 1991 // Аргументы и факты. № 27/560. С. 1; Слово Святейшего Патриарха в неделю Торжества Православия // Литературная Россия. 1991. 7 марта. С. 3; Радышевский Д. Весна Патриарха // Московские новости. 1991. 9 июня. С. 16; Берестов, Хорошилова, Резанов. Свет во тьме (интервью с Патриархом) // Комсомольская правда. 1991. 6 апреля. С. 3; Диакон Кураев А. Патриарх Алексий II: "пятый советский" или "пятнадцатый российский"? // Россия (спецвыпуск). 1991. 6 стр.; Слово патриарха Алексия II к верующим Грузии // Известия. 1991. 22 февраля.

73 Вадимов Р. Если поверить в насилие // Московский церковный вестник. 1989. Декабрь. № 18. С. 7.

74 Bociurkiw Bohdan. Religious Situation in Soviet Ukraine. Ukraine in a Changing World. New York: Ukrainian Congress Committee of America, 1977. P. 173—194; Будзинский Григорий, священник УКЦ. Письмо редактору газ. "Вшьна Украша" (май 1984) // Архив самиздата радио "Свобода" № 5344; Рожнов Г. Это мы, Господи! // Огоиек. 1989. Сентябрь. № 38. С. 6—8.

75 Архиепископ Макарий — Раз и навсегда // "Bicri з Украши". 1986. Апрель. № 18. Цит. по: Sorokowski A. Russian Orthodox Archbishop4Denounces Ukrainian Catholic Church // Religion in Communist Lands. V. 14. 1986. № 3. P. 319—320; митрополит Филарет. Гл. редактору еженедельника "Московские новости", 30.VII 1989 г.

76 Рожнов Г. Указ. соч.; "Мартирологя украшських церков", т. п.: Украшська католицька церква. Документи i матер1али. Торонто, 1985 p. Bociurkiw В. The Ukrainian Catholic Church in the USSR under Gorbachev // Problems of Communism. November—December 1990. P. 1—19. Тут можно указать на каноническую непоследовательность: руководство РПЦ признает каноничность Львовского собора, но не признает каноничность Украинской автокефальной церкви, также появившейся в 1921 г. на пресвитерско-мирянском соборе без участия архиереев.

77 Tanaryn Myroslaw. Russian Orthodox Attitudes towards the Ukrainian Catholic Church. Religion in Communist Lands. V. 17. 1989. № 4. P. 313—331.

78 Иловатпская Ирина. "Хождение за три моря" М. Горбачева // Русская мысль. 1989. 9 декабря. С. 1, 20.

79 Минеев А. Чьи во Львове храмы? // Московские новости. 1989. 26 ноября. С. 27.

80 Заявление Священного синода московского патриархата // Журнал Московской патриархии. 1990. № 7. С. 14—15; Западная Украина: на волне экстремизма // Московский церковный вестник. 1990. Апрель. № 8. С. 6; Поляков В. Нет — насилию и произволу // Там же. 1990. Сентябрь. № 19. С. 7.

81 О положении общин Украинской православной церкви в Ивано-Франковске и Тернополе; из жизни епархий: Ивано-Франковская епархия // Журнал Московской патриархии. 1991. № 4. С. 6—7; № 5. С. 37; Московский церковный вестник. 1990. № 8. С. 6.

82 Локосов В., Оловянников П. Конфликт глазами социологов // Наука и религия. 1991. №6. СИ.

83 West Ukrainian religious statistics. KNS. 21 March. 1991. P. 16.

482

84 Это было пфизнано известным авторитетом в этой области — профессором Карлтонского университета (Канада) Б. Боцюркивым на дискуссии по докладу автора книги в Оттаве в марте 1991 г.

85 Казанский В. Земные заботы о. Михаила // Наука и религия. 1990. № П. С. 8—10, 26; Сабов А. Раскол // Литературная газета. 1990. 5 декабря.

86 Заявление Священного синода РПЦ в связи со складывающейся ситуацией в отношениях с католической церковью // Журнал Московской патриархии. 1991. № 1. С. 6—7.

87 Беседа автора в Ленинградской духовной академии со студентами из Украины весной 1991 г.

88 Подробнее о расколе Боднарчука см.: Журнал Московской патриархии. 1990. №2. С. 4-5.

89 Определения Священного Синода // Журнал Московской патриархии. 1990. №2. С.4-5.

90 Положение об экзархатах Московского Патриархата и Определение об Украинской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 1990. №5. С. 9-12, 1990; 1991. №2. С. 2.

91 Первый собор Украинской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 1991. № 4. С. 8—9.

92 Визит Святейшего Патриарха на Украину // Журнал Московской патриархии. 1990. № 12. С. 14—18.

93 Белавец С. И снова "самосвяты" // Московский церковный вестник. 1991. Январь. № 2. С. 6.

94Ukrainian Orthodox Church Gains Momentum // Keston News Service. 12 July. 1990. P. 2—3; Ukrainian Autocephalous Patriarch Enthroned // Ibid. 20.XII 1990. P. 7—8.

95 Избрание и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Журнал Московской патриархии. 1990. № 9. С. 28—30.

96 Журнал Московской патриархии. 1990. № 9. С. 9—11, 30—34.

97 Русская мысль. 1988. 2 сентября. С. 12.

98 Вот текст покаяния: "Я... бывший клирик Московской патриархии... прошу о принятии меня в состав клира Русской Православной Церкви За границей. Искренне сожалею о своем пребывании в клире Московской патриархии, находящейся в союзе с богоборческой властью. Отметаю все беззаконные действия московского священноначалия... и обещаю впредь там быть верным и послушным законному священноначалию Русской Зарубежной Церкви" // "Из деяний архиерейского Собора РПЦ За границей, 5(18)Х—1(14)Х11959 г." Джорданвилль, 1960. С. 136.

99 См. Положение о приходах и Послание, соотв. 15 и 16.V 1990 г. // Православная Русь. 1990. 15—28 июня; 1990. 15—28 мая.

100 Патриарх Алексий II. Принимаю ответственность за все, что было // Известия. 1991. 10 июня.

101 Московский церковный вестник. 1991. Июнь. № 10. С. 8.

102 "Послание 16 мая, 1990 г."; протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Мы в расколе не состоим // Литературная Россия. 1991. 14 июня. С. 22—23; Священник протоиерей Петр — Перекрестов. Плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине... // Православная Русь. 1991. № 8. С. 4—9.

103 Письмо без даты, но явно написано вскоре после Карловацкого собора 1921 г., по-видимому, ближе к маю 1922 г., так как весной 1922 г., до фактического ареста патриарха, ходили слухи, что он арестован (ЦГАОР, ф. 6343, оп. 1, д. 269, п. 117).

104 Переписка митрополитов Кирилла и Сергия // Там же, ф. 5919, оп. 1, д. 13. Реакция ПЦА на Карловацкое послание от 16 мая: Зачем углублять раскол? // Московский церковный вестник. 1990. Сентябрь. № 20. С. 7.

105 Цитирую по памяти (мог ошибиться на одну неделю в ту или иную сторону в дате). По этому вопросу можно только поспорить в отношении церкви "катакомбной" и старообрядцев. Последние имеют право претендовать на храмы, построенные до раскола XVII в. "Катакомбники", как отколовшиеся внутри России и в ней оставшиеся, казалось бы, тоже могут считаться правопреемниками "тихоновской" Церкви, но не "карловчане".

106 Челноков А. Осень Московского Патриархата? // Русская мысль. 1990.14 декабря. С.9.

483

107 Устное свидетельство о. иеромонаха Дамаскина, который в течение десяти лет собирал по всей стране по крупицам данные о новомучениках, часто имел дело с общинами ИПХ/ИПЦ, обнаружив у них и дух сектантский, и особую обрядность.

108 Further Splits in Russian Orthodox Church // KNS, 1991. 7 February. P. 4—5; атаки демократов: Драма в Кашире // Московские новости. 1990. 16 декабря. С. 15 и открытое письмо Архиепископа Лазаря Московского и Каширского патриарху Алексию. "В Русской Православной Церкви совершено преступление" (Господин народ. 1991. № 6). Информативный материал: Залесский А. Каширский раскол; Юров С. Фарс вместо драмы // Московский церковный вестник. 1990. Ноябрь. № 24. С. 6; 1991. Январь. № 2. С. 6. Любачивский, ватиканский глава украинских униатов, обвинил Стернюка в своеволии и превышении своих полномочий, но так и не ясно, признано ли самозванное архиерейство Викентия подлинным (см.: Vatican rejects Bishop of Russian Catholic Church // KNS. 1991. 18 April. P. 15).

109 German Orthodox Believers Campaign for Autonomy // KNS. 1991. 30.V. P. 9. Именно представители епископа Марка занимались агитацией в России за уход из Патриархии, и Марк участвовал в хиротонии архимандрита Валентина из Суздаля в епископа-экзарха РПЦЗ в Брюсселе в конце 1990 г.

110 Заявление смешанной комиссии по богословскому диалогу между поместными православными церквами и римско-католической церковью. Фрайзинг, Мюнхен. Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1990.30 июля.С. 12-13; Заявление межправославной комиссии по богословскому диалогу между православной и римско-католической церковью // Московский церковный вестник. 1991. Январь. №1. С. 12; Католики и православные отвергают Унию // Московский церковный вестник. 1990.Август. №17. С. 7.

111 Заявление Священного Синода//Московский церковный вестник.1990. Октябрь.№22.С.3

112 Папа дает новое задание ордену иезуитов // Московский церковный вестник. 1991. Апрель. № 5. С. 13; Vatican Appoints Bishops in USSR // KNS. 1991. 18. IV. P. 8—9; Нежный А. Католики в "Третьем Риме" // Московские новости. 1991. 30 июня; обращения православных Западной Украины, в том числе конференции "Римский католицизм и Православный мир" духовенства и мирян в Почаевской лавре (февраль 1991) // Литературная Россия. 1991. 22 февраля. С. 23.

113 Известия. 1991. 12 октября. С. 1.

114 Патриарх Алексий //. Принимаю ответственность за все, что было // Известия. 1991. 10 июня. С. 2; диакон Кураев А. Патриарх Алексий II: "пятый советский" или "пятнадцатый Российский"? // Россия (спецвыпуск) 1991.

115 См.: Московский церковный вестник. 1990. № 23. С. 4—5 и др. Просветительско-благотворительная программа Братства Всемилостивого Спаса — многообразна; она предусматривает выход на зарубежье, создание совместных деловых предприятий, открытие домов престарелых, сиротских приютов, школ, больниц, столовых для бедных, детских лагерей и пр.

116 См.: Московский церковный вестник. 1990. Сентябрь. № 20. С. 2; Октябрь. № 21. С. 8; Октябрь. № 22. С. 2.

117 Именно эта статья (17-я) не удовлетворяет Церковь и верующих, считающих, что все имущество, отобранное у нее большевиками, в том числе и иконы, отправленные в музеи, принадлежит Церкви и должно ей возвращаться, а что касается РСФСР, то в ответ на обращение к нему патриарха с Синодом Б. Н. Ельцин признавал это абсолютное право за Церковью, о чем говорил еще будучи первым секретарем Московского горкома КПСС; см. выступление Ельцина 11 .IV 1986 (Русская мысль. 1986. 25 июля. С. 4—5).

118 Закон СССР о свободе совести и религиозных организациях // Известия. 1990. 9 октября; Проект: Закон СССР о свободе совести и религиозных организациях // Известия. 1990.5 июня.

119 Окончательного текста Закона РСФСР у автора не было, так что он опирался на последний вариант, напечатанный в "Русской мысли" (1990. 5 октября. С. 8, 18), поскольку, по устному сообщению автору игумена И. Экономцева. который и был представителем Церкви, пробивавшим Закон в Верховном Совете, изменения в Проекте были только в пользу Церкви (его же информация о позиции

484

раввина). См. также: Jane Ellis. Soviet Legislation on Religion: a Complicated Picture // KNS. 1990. 20.ХИ. P. 17—20; Верующим России — новый закон // Московский церковный вестник. 1990. Сентябрь. № 20. С. 3.

120 Архиепископ Кирилл. Выступление на Внеочередном съезде народных депутатов РСФСР, 29.XI 1990 // Журнал Московской патриархии. 1991. № 3. С. 52—53.

121 Опрос, проведенный в РСФСР, 20.11 1991 // KNS. 1991. 21.111. Р. 16.

122 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь и новый патриарх // Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 159. С. 219; Белавенец С. Впервые за столетия // Московский церковный вестник. 1991. Май. № 9. С. 2; Ильинская А. Богородицкая площанская пустынь: вчера и сегодня // Московский церковный вестник. 1991. Июль. № 12. С. 10; Возрождается храм // Московский церковный вестник. 1991. Январь. № 1. С. 7; Дудко Д. На корабле спасения // Московский церковный вестник. 1991. Июль. № 12. С. 14; Марамыгин А. Клуб строит храм // Московский церковный вестник. 1991. Январь. № 2. С. 9. Это все единичные случаи. Гораздо более массовое явление — восстановление исключительно на пожертвования верующих.

123 Определения Архиерейского собора // Журнал Московской патриархии. 1990. № 1. С. 11; Архиепископ Александр. О подготовке кадров священно-и церковнослужителей // Журнал Московской патриархии. 1990. № 2. С. 32—38.

124 Напр.: Газизова О. Священные одежды литургического языка // Московский церковный вестник. 1991. Апрель. № 6. С. 7; 1991. Апрель. № 7. С. 7, 13.

125 Каждая душа по природе своей христианка: беседа патриарха Алексия II с М. Тарасовым // Российская газета. 1991. 11 июня; Тайна веры: проповедь патриарха в Академгородке Сибирского отделения Академии наук // Литературная Россия. 1991. 31 мая. С. 22.

126 Слово патриарха Алексия II (о Литве) // Известия. 1991. 15 января; Каждая душа по природе своей христианка: беседа патриарха Алексия II с М. Тарасовым // Российская газета. 1991. 11 июня, где о симбиозе Церкви с государством он говорит: "Православным государство будет, только если православие является убеждением... всего народа; и... если народ согласен, чтобы государство оказывало воздействие на его духовную жизнь". Поскольку обоих условий нет "и со стороны Церкви нет желания поручать духовное руководство своей паствой государству", поэтому не может быть и речи о теократическом симбиозе; больное общество нуждается в любви и терпимости // Московский церковный вестник. 1991. Июль. № 13. С. 3; Заявление Патриарха Московского и всея Руси и Послание Патриарха Московского и всея Руси // Известия. 21 августа, 23 августа. С. 3.

127 Непонятливым урок повторится... // Московские новости. 1991. 27 октября. С. 3.

128 Богдановский С. Гласность высветит все! // Литературная газета. 1990. 10 января; Встреча Патриарха с московским духовенством: Господь Бог и история спросят с нас строго // Московский церковный вестник. 1991. Июнь. № 10. С. 2.

485


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.