Поиск авторов по алфавиту

Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II

В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образовал комиссию по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все етшскопы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора.

6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви Патриархом могли быть выбраны 75: устав не допускал избрания епископа в возрасте моложе 40 лет. а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайны* голосованием в первом туре были избраны митрополит Ленинградский Алексий (37 голосов) и митрополит Ростовский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов - по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия открылся Поместный Собор. Заседания Собора проходили в Трапезном храме преподобного Сергия, и в них участвовало 317 делегатов: 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян. в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.

В докладе патриаршего Местоблюстителя была представлена деятельность почившего Патриарха Пимена, но особое внимание он уделил ситуации, сложившейся в Церкви в западных областях Украины, где мир был нарушен действиями украинских раскольников - автокефалистов. Эти действия церковных сепаратистов, справедливо осужденные Священным, Синодом и архиерейским Собором в январе 1990 г., "являются, по словам докладчика, откровенным глумлением над канонами, грубым попранием самих основ церковного строя. По существу, так называемые автокефалисты - это новый вариант "самосвятов" на Украине. Схизматические акции, учиненные самочинными автокефалистами, подпадают под осуждение 15 и 31 апостольских правил, 14 и 15 правил Двукратного Собора, 12 и 13 правил IV Вселенского Собора"686.

Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором: 1) Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси. 2) Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью. 3) Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50% голосов. 4) Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного. 5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов. 6) Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

Дополнительно к 3 кандидатам от архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета, Волоколамского Питирима, Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония. Кандидатуру митрополита Антония председательствовавший на Соборе митрополит Филарет (Денисенко) отвел, напомнив, что устав не допускает избрания Патриархом лица, не имеющего советского гражданства. При открытом голосовании за четырех дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трех митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета - 117 и митрополита Ювеналия - 106. Председатель Собора объявил, что ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора. Таким образом, в списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно, не встретив сочувствия у соборян, не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 - за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 - за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира - 143 члена Собора. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: "Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю"687. Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи - члены Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал:

"Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юностш посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах, согласно принятому нашей Церковью в 1988 г. уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви. Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении"

8 июня заседание открыл новый председатель Собора митрополит Алексий, избранный Патриархом. С докладом о причислении к лику святых протоиерея Иоанна Сергиева, чтимого всей церковной Россией, выступил председатель синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, по этому докладу Собор издал деяние о прославлении праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Проекты соборных определений и послания, актуальные вопросы церковной жизни (правовой статус Церкви, единство Церкви и раскол на Украине, взаимоотношения с Зарубежной Церковью) стали предметом долгих дискуссий.

Необычайно острый характер носило выступление архиепископа Берлинского Германа (Тимофеева), посвященное в основном отношениям Церкви и государства как в историческом, так и в юридическом плане и проекту закона о свободе совести.

"Проект закона игнорирует право верующих на освобождение от работы в дни их религиозных праздников, лишает людей радости жизни, труда и отдыха в полном согласии с их верой и вековыми обычаями. Этого нет ни в одном цивилизованном государстве. Законодатели присвоили себе право подменять собственными понятиями представления верующих о своей Церкви и, например, упорно хотят провести подмену свойственной Церкви монолитной иерархической структуры конгрегационалистским ее устройством. Этим они вмешиваются во внутреннюю церковную жизнь, намеренно хотят ее исказить и это искажение законодательно закрепить"

В заключение архиепископ Герман говорил о гонениях, пережитых Церковью в советскую эпоху, и поднял вопрос о канонизации новомучеников.

Взаимоотношениям с карловчанами были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия, Венского Иринея (Зуземиля), архиепископов Смоленского Кирилла, Саратовского Пимена (Хмелевского), Ярославского Платона, протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина и иеромонаха Илариона (Алфеева). Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко "всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции так называемой "карловацкой" Церкви". Архиепископ Смоленский Кирилл выразил возмущение агрессивными акциями зарубежного Синода, открывшего свои приходы в России и увлекшего некоторую часть духовенства, но в то же время он сказал, что уход раскольников из юрисдикции Московской Патриархии окажет очистительное влияние на состав духовенства. Создание зарубежных приходов и иерархии на территории Русской Церкви "означает, что тот политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент... когда Церковь стал терзать раскол Украинской Автокефальной Церкви, наступление унии... Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил... тем менее перспектив будет у этого раскола"690.

Принятые Поместным Собором после дискуссии и внесения поправок в представленные проекты определения включали в себя помимо утверждения постановлений архиерейского Собора 1989 и 1990 гг. и синодальных решений предшествующего периода следующие положения: поручить Комиссии Священного Синода по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX в.; выделить из Новосибирской епархии приходы, находящиеся в Красноярском крае и Кемеровской области, и образовать из них Красноярскую епархию, образовать на территории Мордовской АССР Саранскую епархию, выделив ее из Пензенской епархии; обратить особое внимание архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей. Поместный Собор признал необходимым дальнейшее развитие системы церковного образования, в частности увеличения числа семинарий, открытие духовных училищ в каждой епархии, возобновление Киевской Духовной Академии, создание иконописных школ. Особо была подчеркнута крайняя нужда церковного народа в изданиях Священного Писания, в богословской, религиозно-назидательной, катехизической, житийной и церковно-историче-ской литературе, в изданиях святоотеческих творений.

Давая оценку взаимоотношениям Русской Православной Церкви с Римско-католической, Поместный Собор вынужден был констатировать, что они серьезно омрачены униатской проблемой, которая болезненно обострилась на Западе Украины. Признавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор осудил насилие над православными клириками и мирянами, захваты православных храмов и выразил протест против неконституционных действий местных властей Западной Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил также действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине, и отверг незаконные притязания, изложенные в последних документах Русской Зарубежной Церкви. Поместный Собор отметил случаи нарушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях и осудил публичные выступления отдельных церковных или околоцерковных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли, не только не разделяемые Церковью, но и сеющие рознь в православной пастве.

Поместный Собор выступил также с заявлением в связи с проектом закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях", в котором содержались конкретные поправки к документу:

"Опубликованный проект закона представляет составным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но еще более узаконивает дискриминационную в отношении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г. Как известно, это законодательство отражало враждебные по отношению к Церкви идеологические установки и было направлено на разрушение религиозных структур. Эта "преемственность" старого и нового законов в наиболее важном для Церкви вопросе вызывает у нас тревогу... В Церкви не может быть независимых от иерархического центра и друг от друга "религиозных обществ". Все приходы составляют одно целое со своим епископом, равно как и все епископы и возглавляемые ими церковные округа - епархии составляют одно целое в границах Поместной Церкви. Именно поэтому закон должен признавать право юридического лица за Церковью как единой организацией с составляющими ее приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, управлениями и центрамш. При этом каждое из перечисленных церковных учреждений в свою очередь также может обладать правом юридического лица. Делегирование части этого права одного учреждения другому, как, например, от епархии - приходу, от Патриархии - епархии, должно регулироваться внутренним церковным законодательством, находящимся в соответствий с вероучением. Светскому законодательству в правовом государстве следует уважать вероучение, на основании которого действует церковное право и функционируют церковные учреждения" .

Вечером 8 июня с заключительным словом на Соборе выступил его председатель митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси

"Освященный Поместный Собор, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси,- сказал он,- завершил свои деяния. Избранием Собора, через которые проявилась, верим, воля Божия в Русской Церкви, на мое недостоинство возложено бремя первосвятительского служения. Велика ответственность этого служения. Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что избрание меня состоялось Собором ничем не стесненным волеизъявлением архипастырей, пастырей и мирян, призванных на священный Собор. Нахожу подкрепление в предстоящем мне служении еще в том, что вступление мое на престол Московских святителей соединилось во времени с великим церковным торжеством - прославлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца, чтимого всем православным миром, всей святой Русью, место погребения которого находится в городе, который до сего времени был моим кафедральным градом. Русская Православная Церковь, исполняя завещанный ей от Бога долг быть солью земли и светом мира, готова жертвенно служить духовному благополучию своего земного Отечества. Условия, в которых Русская Православная Церковь совершает свое апостольское служение в обществе, в значительной мере определяются ее правовым статусом. Началось всенародное обсуждение опубликованного в печати и принятого в первом чтении закона о свободе совести и религиозных организациях. Мне хотелось бы подчеркнуть серьезность и основательность той озабоченности, которая выражена была на Поместном Соборе в связи с содержанием этого закона... В основе устройства Православной Церкви лежит принцип соборности. Нужно при этом ясно сознавать, что соборное начало Церкви органически сочетается с иерархическим. Архипастыри, пастыри, миряне, весь церковный народ несут ответственность за судьбу Церкви. Но служение Церкви неодинаково. По православному каноническому учению, замечательно емко выраженному преподобным Иоанном Дамаскиным, Церковь вручена епископам. В Церкви все совершается в духе любви, единомыслия и единодушия, с соблюдением канонической дисциплины. Отступления от этих богозаповеданных начал угрожают Церкви нестроениями и бедами. Заключая заседание освященного Собора, я хотел бы призвать всех высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир, монашествующих, наших благочестивых верующих сделать все для единства Церкви Христовой. В то время как в современном обществе проявляется нетерпимость друг к другу, мы должны явить пример братства, сотрудничества, взаимопонимания. Любовь Христова должна объединять нас в нашем служении Богу, святой Церкви Христовой и пастве, которая вручена нашему духовному водительству" .

10 июня в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха, которому за Божественной литургией сослужили Католикос-Патриарх Грузии Илия II, члены Священного Синода, представитель Антиохийского Патриарха епископ Нифон и сонм духовенства. В храме находились члены Поместного Собора, приглашенные высокие гости, православные москвичи. Настолование нареченного Патриарха совершили два патриарших экзарха. С приветствием к Патриарху Алексию II обратились Католикос-Патриарх Грузинский Илия II и другие высокие гости.

В день своей интронизации новоизбранный 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес первосвятительское слово, в котором наметил программу предстоявшего ему патриаршего служения.

"Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней, духо-носной жизни Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви. Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его святой Церкви... Достижению поставленных целей будет способствовать также управление церковной жизнью согласно нашему новому уставу, уделяющему большое внимание развитию соборности. Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества. Немало усилий потребует восстановление великих и малых монашеских обителей нашей страны. Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс еще только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат. Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле кате-хизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания. С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества. Немало предстоит сделать в утверждении справедливости в межнациональных отношениях. Будучи многонациональной, Русская Православная Церковь вместе с другими христианскими Церквами и религиозными объединениями нашей страны призвана врачевать раны, наносимые национальной рознью. С горечью свидетельствуем о все возрастающем беззаконии, чинимом на Западной Украине католиками восточного обряда. Положение там усугубляется расколом, возникшим в результате незаконного объявления так называемой Украинской Автокефальной Православной Церкви. Мы прилагаем всемерные усилия для устранения этих мучительных для Тела Христова недугов. Как и прежде, мы будем развивать наши братские отношения с поместными православными Церквами и тем самым укреплять все-православное единство. Мы видим наш христианский долг в свидетельстве Православия, в развитии диалога и сотрудничества с инославными исповеданиями. Для исполнения этих предначертаний нашей Церкви я нуждаюсь в братском сотрудничестве членов Священного Синода, всего епископата, клира, монашествующих и мирян" .

* * *

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру - Алексей Михайлович) родился 23 февраля 1939 г. в городе Таллине в глубоко верующей благочестивой семье. Его отец Михаил Александрович Ридигер, уроженец Санкт-Петербурга, из знатного и старинного дворянского рода, учился в привилегированном учебном заведении столицы - Училище правоведения. После революции он вынужден был эмигрировать. Михаил Александрович с юности стремился стать священником. Окончив русскоязычные богословские курсы в 1940 г., он был рукоположен в сан диакона. Два года спустя в Казанском храме Таллина состоялась его священническая хиротония. Мать Патриарха Елена Иосифовна Писарева родилась в Таллине в русской семье.

"Мои родители,- вспоминал Святейший Патриарх Алексий II о своем детстве,- был* прихожанами Александро-Невского кафедрального таллинского собора, а после его закрытия в 1936 г.- Симеоновской церкви... отец принимал активное участие в приходской жизни, в деятельности Русского студенческого христианского движения. Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе - до Валаама. Следующий paз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим († 1978) много рай приглашал меня на остров, но я не хотел ехать туда, где монашеская жизнь пресеклась и храмы осквернены, чтобы не затмевать впечатлений детства. В 1988 г. Валаам уже не произвел на меня гнетущего впечатления, потому что была надежда на возрождение обители" .

Будущий Патриарх получил среднее образование в таллинской русскоязычной гимназии, позже - средней школе. С 6 лет он прислуживал в храме своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского. В 15 лет он стал старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского), а затем у его преемника и своего духовного отца, принявшего епископство с именем Исидор. В 1945 г. юному иподиакону было поручено епархиальной властью подготовить к открытию Александре-Невский собор Таллина, в котором он потом (до 1946 г.) исполнял обязанности алтарника и ризничего, а затем служил псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквах эстонской столицы. 17-летний псаломщик из Таллина попытался поступить в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят по возрасту. Успешное поступление состоялось в следующем году сразу в 3 класс. Закончив семинарию, будущий Патриарх стал студентом Ленинградской Академии и уже на 1 курсе был рукоположен в сан диакона, а через день (17 апреля 1950 г.) - в сан пресвитера. После рукоположения отец Алексий Ридигер был назначен настоятелем Богоявленского храма города Иыхви в Эстонии. Служение на приходе он совмещал с продолжением учения в академии, которую в 1953 г. закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист".

В городе Иыхви будущий Патриарх прослужил до 1957 г. "Паства там была непростая,- вспоминал он впоследствии,- в шахтерский город после войны приезжали из самых разных регионов по специальным направлениям на тяжелые работы в шахтах; многие погибали: аварийность была высокой, поэтому как пастырю мне пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами, с различными социальными пороками" . Совершенно иной средой он столкнулся на своем новом приходе в Тарту. "Я застал,- рассказывал он,- и в приходе и в приходском совете старую университетскую интеллигенцию. Общение с ними у меня оставило очень яркие воспоминания". Вспоминая о пастырском служении в 50-х гг., Святейший Патриарх говорил, что ему "довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история"696.17 августа 1958 г. отец Алексий был возведен в сан протоиерея, а 30 марта 1959 г.- назначен благочинным Тарту-Вильяндинского округа Таллинской епархии, который включал в себя 30 русских и эстоноязычных приходов. Протоиерей Алексий служил на церковнославянском языке, а в некоторых приходах - по-эстонски, этим языком он владеет свободно.

3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре совершился монашеский постриг протоиерея Алексия Ридигера с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вытянуто по жребию из аки преподобного Сергия Радонежского. В крещении будущему Патриарху было дано имя в честь Алексия, человека Божия. Священнослужителю, который в молодые лета с пастырской любовью и мудрым благоразумием окормлял свою паству, управлял благочинническим округом, предстояло высшее поприще церковного служения. 14 августа 1961 г. постановлением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием I иеромонаху Алексию определено было стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. После возведения в сан архимандрита 3 сентября 1961 г. в Александре-Невском кафедральном соборе Таллина состоялась его хиротония во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Нико-дим (Ротов).

В слове при наречении во епископа архимандрит Алексий сказал: "Сознаю свою немощь, неопытность, молодость и в эти великие, святые минуты своей жизни всецело возлагаю все свое упование на Господа, от Которого исправляются стопы человеку (Пс. 36. 23). Верю, что по воле Божией совершается и ныне наречение моего недостоинства, ибо Сам Господь, по слову апостола, дает Церкви Своей пастырей и учителей (Еф. 4. И) и Духом Святым поставляет их пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20. 28)"697.

В годы хрущевских гонений архипастырское служение было нелегким, нужна была немалая мудрость и изобретательность для того, чтобы сохранить паству от расхищения, уберечь храмы от закрытия. Прямой, открытый конфликт с власть предержащими к успеху в сохранении приходов привести не мог. Но Святейший Патриарх верил, что "врата адовы Церковь не одолеют. Время действительно былб трудное: власти приняли решение о закрытии Пюхтицкого монастыря и тридцати шести эстонских приходов как "нерентабельных",- рассказывал Патриарх.- Им не удалось провести в жизнь эти решения: я убедил их, что молодой епископ не может начать служение с закрытия монастыря: это дискредитация всей его будущей деятельности. Уговорами мне удалось затянуть время, а в апреле 1962 г., когда я уже почти полгода был заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, я направил в Пюхтицы первую иностранную делегацию - лютеран из ГДР. В те дни мой отец лежал с инфарктом, которого так и не перенес. А я должен был его покинуть, чтобы сопровождать иностранных гостей. Речь шла о спасении обители единственно возможным тогда способом. Вскоре газета "Neue Zeitung" опубликовала восторженные отзывы этой делегации; затем приехала вторая, третья - вопрос о закрытии монастыря больше не поднимался. 9 мая 1962 г. скончался мой отец (он похоронен на Александре-Невском кладбище). Я возвращаюсь с похорон, а уполномоченный Совета по делам религий объявляет мне, что молодежь хочет забрать кафедральный собор под планетарий... Долго пришлось бороться. Дошел до центрального руководства. И видимо, из Москвы последовало некое указание: когда я вернулся в Таллин, уполномоченный мне заметил: "Да мало ли, что молодежь хочет".

Мать первосвятителя Елена Иосифовна скончалась раньше, в 1959 г., в пору начавшихся уже гонений на Церковь, когда ее муж и сын несли тяжелый крест пастырского служения.

23 июня 1964 г. указом Патриарха епископ Таллинский Алексий был возведен в сан архиепископа. Возглавление епархии он с самого начала архипастырского служения сочетал с прямым участием в высшем управлении Русской Православной Церковью: с 22 декабря 1964 по 1986 г. был управляющим делами Московской Патриархии, с чем сопряжено постоянное членство в Священном Синоде, а с 7 мая 1965 до сентября 1986 г. являлся также и председателем Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий был возведен в сан митрополита. 18 июня 1971 г. Патриарх Пимен за организацию и проведение Поместного Собора удостоил митрополита Алексия правом ношения второй панагии.

Должность управляющего делами Московской Патриархии поставила владыку Алексия в самый центр церковной власти, а поскольку это были годы маститой старости Патриарха Алексия I, на него ложилось бремя принятия решений, касающихся церковного управления. Это требовало от митрополита Алексия проявления исключительных административных способностей, дипломатического такта, высокой работоспособности, а главное - всецелой преданности Богу и Церкви. Помимо постоянных должностей в высшем церковном управлении митрополит Алексий участвовал в деятельности временных синодальных комиссий по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления патриаршества, Поместного Собора 1971 г., проведения 1000-летия Крещения Руси, а также был председателем ответственной комиссии по приему, реставрации и строительству в ансамбле Данилова монастыря. Жертвенная самоотдача в совершении высокого служения и при исполнении нелегких будничных церковных трудов создали митрополиту Алексию тот высокий авторитет в епископате, духовенстве и церковном народе, выражением которого явились результаты голосования на Поместном Соборе 1990 г.

Уже в 60-х и 70-х гг. имя митрополита Таллинского Алексия получило широкую известность в церковных кругах за рубежом. На III ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в 1961 г. он был избран членом центрального комитета ВСЦ, с тех пор он принимал самое деятельное участие во многих межцерковных, экуменических, миротворческих форумах; часто возглавлял делегации Русской Церкви, участвовал в богословских конференциях, собеседованиях, диалогах. В 1964 г. владыка Алексий был избран президентом Конференции европейских Церквей и с тех пор неизменно переизбирался на эту должность. В 1987 г. он стал председателем президиума и совещательного комитета этой организации.

Определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления и Таллинской епархией. Уже первый день пребывания на новой кафедре ознаменовался молитвой у часовни блаженной Ксении Петербургской, которая была в полуразрушенном состоянии. А через год митрополит Алексий, предвосхищая официальное прославление блаженной Ксении, совершил освящение часовни. От нового митрополита зависело, удастся ли в этом городе, где советский режим был особенно враждебен Церкви, устроить нормальную церковную жизнь в период начавшихся в стране перемен. "В первые месяцы,- вспоминает Патриарх Алексий II,- я остро ощущал, что никто не признает Церкви, никто не замечает ее. И главное, что мне удалось сделать за четыре года,- это добиться того, что с Церковью стали считаться: положение в корне изменилось"699. Митрополит Алексий добился возвращения Церкви части бывшего Иоанновского монастыря, в котором поселились сестры Пюхтицкого монастыря под руководством игуменьи Варвары и монахини Георгии. Они приступили к восстановлению монастырских храмов и обители.

Имя Патриарха Алексия занимает прочное место и в церковной науке. Еще до возведения на первосвятительский престол им было опубликовано 150 работ на богословские и церковно-исторические темы. Советом Московской Духовной Академии он был удостоен степени доктора богословия за диссертацию "Очерки по истории Православия в Эстонии", он является также доктором богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене, богословского факультета имени Яна Коменского в Праге и ряда других богословских учебных заведений, почетным профессором многих университетов, почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, Критской Православной Академии, с 1992 г.- действительным членом Академии образования Российской Федерации.

В канун Поместного Собора будущий Патриарх был избран народным депутатом Союза от Фонда милосердия и здоровья, членом президиума которого он состоял. Он стал также членом Комитета по международным премиям мира. О своем внутреннем состоянии в канун Поместного Собора Святейший Патриарх писал, что у него не было чувства, что он мояйт вернуться с Собора Патриархом: "Я ехал в Москву на Собор, имея перед глазами большие задачи, открывшиеся, наконец, для архипастырской и вообще церковной деятельности в Петербурге. Никакой, говоря светским языком, "предвыборной кампании" я не вел.Только после архиерейского Собора... где я получил больше всех голосов архиереев, я подумал: есть опасность, что чаша сия меня может и не миновать. Я говорю "опасность", потому что, будучи двадцать два года управляющим делами Московской Патриархии при Святейших Патриархах Алексии I и Пимене, я прекрасно знал, насколько тяжел крест Патриаршего служения. Но я положился на волю Божию: если будет воля Господня на мое патриаршество, то, видимо, Он даст и силы"

Таким образом, в 1990 г. на первосвятительский престол Русской Православной Церкви взошел архипастырь, который более других был подготовлен к несению креста патриаршего служения. В своем отклике на избрание Патриарха один из старейших иерархов Русской Церкви, митрополит Сурож-ский Антоний, заметил, что "в этих условиях необходим Патриарх, способный понять случившееся и заглянуть в будущее, причем не гадать, а уметь прозревать пути Божий в быстро меняющейся обстановке. В этой обстановке... Патриарх не просто администратор церковной жизни, а человек, который является для Церкви знаменем ее единства и цельности. Так, в годы революции Патриарх Тихон, ставший фокусом церковного сознания, спас Церковь от разброда. Мне кажется, что выбор, который мы сделали, правильный. Новоизбранный Патриарх Алексий II представляется мне человеком достойным, вдумчивым, умным, культурным, внутренне твердым, устойчивым, способным понимать происходящее"

* * *

Через несколько дней после своей интронизации, 14 июня, Святейший Патриарх Алексий II отправился в свой прежний кафедральный город, для того чтобы совершить там на основании соборного определения прославление праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где был погребен угодник Божий. Верующие петербуржцы и гости города заполнили набережную перед монастырем, мост, другой берег Карповки. Богослужение совершилось под открытым небом, потому что восстановленный храм не мог вместить даже городское духовенство, затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся со словами: "Эта обитель пережила разорение, запустение, но тропа народная не зарастала к святому месту погребения великого праведника: приходили люди Божий, приносили цветы, ставили свечи, испрашивали благословения. По милости Божией прошли тяжелые времена для Церкви Христовой. Вновь открываются святые обители и храмы Божий. Вновь зажглась лампада в Свято-Иоанновском монастыре, в усыпальнице святого праведного Иоанна Кронштадтского" .

Вернувшись в Москву 27 июня, Патриарх Алексий II встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре. На этой встрече он говорил о том, что новый устав об управлении Русской Православной Церковью позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни, и что начинать надо с прихода. Святейший Патриарх особое внимание уделил организации воскресных школ при приходах. К преподаванию в них следует привлекать не только клириков, но и благочестивых мирян. Одной из задач прихода является подготовка благочестивых мирян к поступлению в духовные семинарии. Особо ответственного отношения от священнослужителей требуют ставшие многочисленными крещения взрослых, которых необходимо готовить к принятию таинства, проводить с ними катехизические беседы. Число крещений выросло за последние годы в Ъ раза, а венчаний - в 10 раз. "Церковь,- сказал Святейший Патриарх,- всегда помогала страждущим. И эту миссию особенно необходимо нести теперь, когда для священнослужителей открылись двери больниц, домов престарелых, тюрем"703. Не забыл Святейший Патриарх упомянуть и о таких болезненных явлениях в жизни Церкви, как агрессивные действия униатов и раскольников-автокефалистов на Западе Украины, как открытие зарубежных приходов на канонической территории Русской Православной Церкви, затрудняющее "диалог с православными соотечественниками за рубежом". Это первое выступление Патриарха Алексия II перед московским духовенством содержало емкую и конкретную программу преобразований в церковной жизни, направленных на то, чтобы нормализовать ее в условиях, когда существенно была расширена свобода Церкви.

16,19 и 20 июля под председательством Патриарха Алексия II состоялось заседание Священного Синода. В отличие от прежних заседаний, на которых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. Священный Синод постановил назначить митрополитом Ленинградским и Ладожским и постоянным членом Синода архиепископа Куйбышевского Иоанна (Снычева). Из состава Ленинградской епархии были выделены Новгородская и Олонецкая епархии. Таллинская епархия оставалась в ведении предстоятеля Церкви, но в помощь ему с титулом епископа Таллинского назначался викарный епископ. Им стал протоиерей Вячеслав Якобе, узник лагерей в годы хрущевских гонений, принявший после состоявшегося определения Священного Синода постриг с именем Корнилия (впоследствии правящий архиерей). Священный Синод принял и ряд других решений, относящихся к замещению епископских кафедр в России, Белоруссии, на Украине, в Молдавии и Средней Азии.

При Патриархе Алексии II Священный Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в два месяца. Этим обеспечивалось соблюдение канонической соборности в церковном управлении. На заседании Синода, состоявшемся 29-31 января 1991 г., по предложению Святейшего Патриарха было принято решение об образовании двух новых отделов Московского Патриархата - по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. Характерная черта первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II - многочисленные посещения епархий, начало которым положено было поездкой в северную столицу сразу после интронизации; всего за первый год своего патриаршества он посетил 15 епархий, при этом Патриарх совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдаленных от епархиального города приходах, во вновь открываемых монастырях, встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние школы, военные части, дома престарелых, тюрьмы, неся радость и утешение страдающим людям.

Святейший Патриарх Алексий II взошел на первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. Для Русской Православной Церкви важно было в быстро изменяющихся условиях обрести нормальный правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения построить так отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви, как высшей святыни и духовной путеводительницы народа, колыбели его государственного существования. С самых первых шагов первосвятительского служения Святейший Патриарх в контактах с сильными мира сего самой их этикетной, протокольной стороной умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, которую он возглавлял. При Патриархе Алексии II стали невозможными такие отвратительные выходки чиновников по отношению к Русской Церкви, когда, как это было совсем недавно, тяжелобольной Патриарх должен был нанести визит новоназначенному председателю зловещего Совета по делам религий.

Святейший Патриарх сообщил Президенту СССР о критическом отношении Поместного Собора к проекту нового закона "О свободе совести и религиозных организациях", и тогда была достигнута договоренность об участии представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 октября 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. Исключительно важное положение нового закона содержалось в статье 6, которая, хотя и подтверждала принцип отделения школы от Церкви, тем не менее открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. "Религиозные организации, имеющие зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), вправе в соответствии со своими установлениями создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения"704. Закон запрещал командованию воинских частей препятствовать участию военнослужащих в богослужениях в свободное время; он дозволял совершение "религиозных обрядов" в больницах, госпиталях, домах для престарелых, в тюрьмах и лагерях, причем администрации этих учреждений предписывалось оказывать содействие в приглашении священнослужителей. Новый закон сохранял прежний Совет, но менял его функции, лишал его властных полномочий по отношению к религиозным организациям: "Государственный орган СССР по делам религий является информационным, консультативным и экспертным центром"705. Новый закон был более благоприятным для Церкви, чем действовавшее до тех пор постановление ВЦИК 1929 г., но действовал он недолго - всего 15 месяцев - ровно столько, сколько оставалось существовать СССР.

Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон "О свободе вероисповеданий", который действует и поныне. Он не предусматривал правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий; вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось в более деликатной форме: "Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии". При этом, однако, преподавание вероучения на факультативной основе допускалось "в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях". Преподавание же "религиозно-познавательных, религиеведческих и религиозно-философских дисциплин" могло "входить в учебную программу государственных учебных заведений"706.

Радикальные перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви, рост ее влияния и авторитета в сфере государственной и общественной не вызывали, мягко говоря, энтузиазма у сторонников прежних порядков в области церковно-государственных отношений. Серия убийств московских священников, ни одно из которых не было раскрыто, убеждала верующих в том, что в определенных кругах к Церкви сохраняется враждебное отношение. 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользовавшийся большим авторитетом в среде церковной и околоцерковной интеллигенции, особенно у новообращенных, протоиерей Александр Мень. Церковный народ и вся российская общественность были потрясены злодеянием, совершенным в Оптиной пустыни на Пасху 1993 г.,- зверским убийством иеромонаха Василия (Рослякова) и монахов Трофима и Ферапонта. Схваченный вскоре убийца признался в содеянном и назвал себя сатанистом.

В 1990 г. продолжалось по всей стране возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов, чаще всего разрушенных. Церковь столкнулась с колоссальными трудностями в восстановлении переданных ей храмов, но во многих случаях местные власти стали оказывать целевую финансовую помощь Церкви в реставрации храмов; великодушные пожертвования поступали от общественных организаций и фондов, таких, как Всероссийское общество охраны памятников культуры, Фонд мира, Фонд культуры, а также от государственных и частных предприятий, банков, компаний, частных лиц. Посильную помощь в восстановлении храмов оказывали и воинские части. 16 марта 1993 г. Святейший Патриарх Алексий II обратился с письмом к конференции Российского Фонда мира:

"Мне, как предстоятелю Русской Православной Церкви, хотелось бы выразить благодарность правлению Российского фонда, его активным участникам за щедрую руку помощи, обращенную в сторону нашей Церкви. Еще несколько лет тому назад было трудно себе представить, что прежний Советский Фонд мира, получавший немало средств от православных приходов, вскоре будет одним из основных и постоянных "(работников Церкви в святом деле восстановления порушенных храмов и монастырей, возрождения христианского просвещения и благотворительности. Достаточно упомянуть несколько конкретных дел, чтобы убедиться в этом. На благотворительные миротворческие программы в 1992 г. Российским Фондом было направлено более 200 млн. руб., в том числе на восстановление Донского и Валаамского мужских монастырей, Иоанновского женского монастыря в Санкт-Петербурге, Оптиной Введенской пустыни. Были выделены средства на создание церковной типографии в Троице-Сергиевой лавре, на издание газеты "Московскии церковный вестник"

В Москве одним из самых богатых традициями и замечательных в архитектурном отношении храмов, переданных Церкви, явился храм Большого Вознесения на Никитской улице, в котором неоднократно совершали богослужение святитель Филарет Московский и святой Патриарх Тихон (настоятель - протоиерей Владимир Диваков). 23 сентября 1990 г. впервые после многих десятилетий запрета на крестные ходы вне ограды храма состоялся крестный ход по московским улицам от стен Кремля к храму Большого Вознесения во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. 1/14 октября, в праздник Покрова Божией Матери, состоялось первое богослужение в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, Божественную литургию совершил Святейший Патриарх, затем состоялся крестный ход вокруг собора. 4 ноября 1990 г. Патриарх совершил освящение закладного камня восстанавливаемого Казанского собора, построенного в 1633 г. в честь освобождения России от польских интервентов, отреставрированного под руководством замечательного архитектора П. Д. Барановского и вскоре после завершения реставрации, в 1936 г., варварски разрушенного.

Уже в первые месяцы первосвятительства Алексия II повсеместно организуются братства, особенно много их появилось в Москве и Ленинграде.

На Украине и в Галиции учреждались братства, которые ставили своей целью защиту православия от униатской агрессии и раскольнических действий авто-кефалистов. 12 и 13 октября в Москве прошел первый съезд представителей братств, на котором был учрежден Союз православных братств. Его почетным попечителем стал Патриарх Алексий II, председателем был избран иеромонах Кирилл (Сахаров). В декабре 1990 г. Священный Синод вынес решение о создании молодежной церковной организации.

Но картина возрождающейся церковной жизни омрачалась действиями раскольников. 16 мая 1990 г. в период межпатриаршества архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви вынес постановление об открытии своих приходов и епископских кафедр в России. Джорданвиль призвал клириков Московского Патриархата переходить в юрисдикцию зарубежного Синода, но войти в состав карловацкого клира можно было только после покаяния в том, что они ранее состояли в послушании Патриархии. Своей самой большой удачей в Джорданвиле сочли переход к ним архимандрита Валентина (Ру-санцова), священника из древнего Суздаля. Он пользовался особым доверием со стороны Совета по делам религий и местных властей, и сами чиновники настаивали на необходимости его хиротонии во епископа. Священный Синод не поддался давлению Совета, тем более, что архимандрит Валентин имел репутацию нравственно нечистоплотного человека и стяжателя. В то время, когда Церковь становилась все более свободной, отец Валентин вдруг объявил о своем намерении уйти из юрисдикции Патриархии "в катакомбы", для существования которых тогда уже практически не оставалось никаких причин. Преследования действительно нелегальных и в этом смысле ката-комбных религиозных общин любого толка, вплоть до общественно опасных, совершенно прекратились. Прямым поводом для разрыва архимандрита Валентина с Патриархией послужил его конфликт с правящим архиереем Владимирской епархии архиепископом Валентином (Мищуком), который не благословил ему домогаться на выборах депутатского места. Ушедший в "катакомбы" авантюрист через покаяние был принят в юрисдикцию зарубежного Синода, а в октябре 1990 г. председатель Синода митрополит Виталий (Устинов) издал указ о назначении его экзархом архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей на территории СССР и управляющим делами при Суздальском епархиальном управлении.

Еще одним приобретением зарубежного Синода мог стать Константин Васильев, бывший священник Успенского собора города Каширы, который 30 августа 1990 г. обратился с весьма своеобразным рапортом к своему архиерею митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию, в котором сообщал: "27 августа с. г. за всенощным бдением мною, епископом Лазарем, Московским и Каширским (в миру Константин Алексеевич Васильев) было объявлено о выходе нашей общины из юрисдикции Московской Патриархии как Истинной Православной Церкви, находящейся в катакомбах после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Канонических изменений в таинствах и обрядах в нашей Церкви нет"708. Ближайшее ознакомление со случаем "епископа Лазаря" убедило даже Карловацкий Синод в том, что они имеют дело с душевнобольным человеком, и потому архиереем Карловацкой юрисдикции он не стал, пребывая в абсолютно "автокефальном" статусе и составляя указы об анафематствовании всех видных церковных, государственных и политических деятелей. Были и другие не менее одиозные "перебежчики". Деяния раскольников, которые они совершали при поддержке из Джорданвиля, наносили вред церковному делу, потому что раскольники захватывали приходы и увлекали за собой сбитых с толку верующих. В то же время развеялись иллюзии многих священнослужителей и мирян в России, которые ранее идеализировали Зарубежную Церковь.

* * *

С 25 по 27 октября 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия II заседал архиерейский Собор. В его деяниях участвовал 91 архиерей, 6 архипастырей отсутствовало по болезни. В центре внимания на Соборе стояли три вопроса: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный зарубежным Синодом, а также правовой статус Русской Православной Церкви, обусловленный двумя новыми законами о свободе совести и вероисповедания.

Важность нового закона "О свободе совести и религиозных организаций", говорится в определении архиерейского Собора, состоит в том, что "Русская Православная Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица". В то же время Собор сделал ряд критических замечаний по отдельным положениям союзного Закона, во многом повторяющих те, что были высказаны при обсуждении проекта (отсутствие статуса юридического лица у Церкви в целом и гарантии права церковной собственности на используемые ею храмы и иную недвижимость). В категорической и даже жесткой форме архиерейский Собор настаивал на том, чтобы государственные учреждения соблюдали закон при регистрации приходских уставов; в случае отказа в регистрации государственные органы обязаны сообщить письменно, на каком основаниям подобное решение было ими принято. "Приход имеет право обжаловать в суде подобное решение. Нарушение установленного срока регистрации устава также подлежит судебному рассмотрению". Не вдаваясь в анализ содержания российского закона о свободе вероисповеданий, архиерейский Собор выразил удовлетворение его принятием, равно как и принятием аналогичных законов в других союзных республиках.

Соборное воззвание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви, посвященное действиям карловацкой иерархии по учинению раскола на канонической территории Русской Церкви, выдержано в жестком тоне, разительно отличающемся от того, каким проникнуто адресованное церковной диаспоре обращение Поместного Собора 1988 г., с его особым миролюбием и братской теплотой. Архиерейский Собор решил выразить позицию священноначалия Православной Церкви по тем вопросам, которые получали превратную трактовку в полемических выступлениях карловчан против Матери Церкви:

"Отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений, мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 г., сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохи. Нас обвиняют "в попрании памяти новомучеников и исповедников"... В нашей Церкви никогда не прерывалось молитвенное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру. Сейчас, чему весь мир свидетель, у нас разворачивается процесс их церковного прославления, который в соответствии с древнецер-ковной традицией должен быть избавлен от суетного политиканства, поставленного на службу меняющимся настроениям времени. Среди других обвинений "называются и "подобострастное служение безбожной власти", и "небрежение в распространении слова Божия", и "искажение таинств", и "подчинение мирским властям", и "отрыв от паствы", и "нравственная распущенность и сребролюбие", и "перемещение архиереев и священников". Почти то же самое шесть с лишним десятков лет тому назад можно было услышать из уст раскольников-обновленцев в адрес русского дореволюционного епископата и клира. И разве не большинство этих служителей Божиих, невзирая на все свои немощи, вынесли затем основной удар беспримерных гонений, обрушившихся на Церковь, поддержав в недрах народа нашего живой огонь православной веры?.. Но насколько нравственно с точки зрения Евангелия выступать группе епископов Русской Зарубежной Церкви в роли наших обвинителей?.. Напомним только, что во время фашистского режима в Германии Зарубежная Церковь в этой стране отнюдь не была "свободна" и "независима" от мирской власти. Русской Православной Церкви вменяется в вину участие в деятельности Всемирного Совета Церквей. Участие в деятельности ВЦС уже в течение нескольких десятилетий всех Поместных Православных Церквей дает им возможность свидетельствовать перед лицом остального христианского мира истинность хранимой веры как залога возможного будущего единства всех христиан. Никакой измены православию здесь нет, а есть свидетельство о его спасительной красоте перед лицом всего христианского мира.

В этом документе архиерейский Собор поднимает вопрос о статусе самой "Зарубежной Церкви с канонической точки зрения: архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей должен был бы прекратить свое существование в соответствии с указом святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 23 апреля (5 мая) 1922 г., которым за самочи-ние, выразившееся в политических заявлениях от имени всей полноты Русской Церкви, упразднялось Высшее церковное управление за границей, от коего имеет преемство нынешний зарубежный Синод. Свое осуждение чуждой природе Церкви деятельности этого Синода святой Тихон высказал также в своем предсмертном "Воззвании" от 25 марта (7 апреля) 1925 г., угрожая его участникам в случае упорства судом Собора"710. Воззвание заканчивается призывом, адресованным всем верным чадам Русской Православной Церкви, внутри страны и за рубежом, "искать мира и любви между собой".

Важнейшим результатом архиерейского Собора явилось решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией, о чем записано в соответствующем определении Собора и в грамоте, адресованной епископату Украинской Православной Церкви. В заключение ее особо подчеркнуто, что Русская Православная Церковь уповает на то, что Украинская Православная Церковь не изменит "у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов".

По окончании архиерейского Собора Святейший Патриарх Алексий II выехал в Киев, чтобы торжественно вручить митрополиту Киевскому грамоту о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Пребывание в Киеве предстоятеля Русской Церкви, которого решительное большинство православных на Украине встречало с искренней радостью как своего духовного отца, омрачено было действиями сепаратистов-руховцев, униатов и автокефалистов. Из Галиции в Киев направлены были сотни автобусов с боевиками. Националисты-галичане избивали участников крестных ходов - священнослужителей и мирян, которые двигались по улицам древней столицы Руси к Софийскому собору, в котором первосвятителем совершена была Божественная литургия.

Ранее, в июне 1990 г., автокефалистами в Киеве был проведен первый "собор" УАПЦ (Украинской Автокефальной Православной Церкви), который избрал лишенного епископского сана В. Боднарчука, именовавшего себя архиепископом Аьвовским и Галицким Иоанном, "патриаршим местоблюстителем", а проживавшего в Соединенных Штатах Мстислава (Скрыпника), переступившего через порог 90-летия, провозгласил "патриархом всея Украины".

В ноябре 1990 г. древний Софийский собор пережил событие, подобное тому, которое совершено было в нем в 1921 г., при зарождении самосвят-ства,- "патриаршую интронизацию" Мстислава Скрыпника, приехавшего впервые после войны на родину. После этого своим местоблюстителем Мстислав назначил не Боднарчука, а именовавшего себя епископом Ровенским Антония (Масендича), чем, разумеется, сделал Боднарчука своим врагом. Относительные успехи автокефалисты имели только в Галиции, где в обстановке антирусского психоза даже некоторые ревнители православия в борьбе против униатской экспансии находили более удобным и действенным держаться за знамя автокефалии.

22 и 23 ноября 1990 г. в Киеве заседал I Поместный Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали епископы, а также представители клириков и мирян епархий, духовных школ и монастырей. На Поместном Соборе был принят одобренный предварительно на архиерейском Соборе устав Украинской Православной Церкви. При обсуждении возникла дискуссия в связи с вопросом об участии представителей Украинской Церкви в Поместных Соборах кириархальной Церкви. И большинство высказалось за то, чтобы епископы, клирики и миряне участвовали в этих Соборах. Собор осудил деструктивные действия униатов и автокефалистов на Западе Украины, подчеркнув, что движут раскольниками не церковные, а политические мотивы. Главой Украинской Церкви был избран занимавший Киевскую кафедру митрополит Филарет.

Кризисные явления в жизни Советского государства нарастали как снежный ком, утрата коммунистической партией контроля над страной стала вопросом времени, за этим неизбежно должен был последовать развал союзного государства, поскольку, кроме КПСС, в нем не было других общесоюзных политических сил, хотя большинство народа, отвергая коммунистическую идеологию, стремилось сохранить единое государство.

В этой обстановке Церковь не могла, как в годы советского режима, воздерживаться от суждений о путях развития страны, такое молчание не встретило бы понимания в обществе. 5 ноября 1990 г., впервые после послания святителя Тихона 1918 г. по поводу годовщины Октября, Святейший Патриарх в обращении к согражданам дает содержательную оценку этому роковому событию: "Семьдесят три года назад произошло событие, определившее путь России в двадцатом столетии. Этот путь оказался скорбен и тяжек. И сегодня еще мы не можем сказать, что прошли его до конца... Свершившегося не изменить и не вернуть. Но, развертывая летопись прошлого, можно яснее почувствовать ту Волю, которая и сейчас пролагает себе путь через переплетение тысяч случайностей и дел... Поймем ли мы, что 1917 г.- не лишняя страница в истории России? Не лишняя, не пустая, не бессмысленная. Да, страница горька. Но ведь, по слову Писания, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда (Иов. 5.6). Болезни, из которых выросло то горе и которые подвели Россию к той грани, нам еще долго придется осмыслять. Еще дольше многие из них нам придется изживать... И пусть все минувшие годы один за другим встанут в нашей совести и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков"711.

Выступления Святейшего 'Патриарха Алексия II по актуальным проблемам политической и общественной жизни вызвали особое доверие к нему со стороны председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, который находился тогда в острой конфронтации с союзным руководством, особенно с консервативной его частью, и российские власти сделали шаги навстречу Церкви, на которые не способно было союзное правительство: по просьбе Святейшего Патриарха Рождество Христово было объявлено выходным днем, и в 1991 г. впервые после 20-х гг. в этот праздник граждане России не принуждались к работе.

Продолжение

 


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.