Поиск авторов по алфавиту

Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II. Окончание

Святейший Патриарх привел следующие статистические данные о действующих монастырях: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в других странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий.

"Конечно, не все наши монастыри вполне готовы к активной деятельной миссии,- продолжал Патриарх, не скрывая тех трудностей, которые переживают насельники и насель-ницы в своих обителях.- Главные причины - в разрыве преемства религиозного образования и воспитания, в ужасающем кадровом кризисе, доставшемся нам от времен богоборчества. Те, кто приходит сегодня в монастырь, зачастую имеют весьма приблизительные, а иногда и искаженные представления об иноческом пути. Вот почему так важно обращать особое внимание на мотивы, приводящие человека в обитель. К большому сожалению, в монастырях мало духовников, способных бережно вести своих чад ко спасению, содействовать их духовной жизни... Духовное созидание обители становится возможным, только если духовник и настоятель или настоятельница находят согласие в вопросах устроения монашеской жизни. С сожалением должен констатировать тот факт, что сегодня нередки конфликты между настоятелями монастырей и правящими преосвященными"

Но есть и немало отрадных примеров из жизни монастырей, которые привел Патриарх в докладе. Так, при Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре создан приют "Отрада" для девочек-наркоманок, сотни людей приходят в Серпуховской монастырь к иконе Божией Матери "Не-упиваемая чаша". Особой областью социального служения становится прием многочисленных паломников, приток которых в монастыри увеличивается.

Касаясь миссионерского служения в Церкви, Святейший Патриарх особо отметил работу по организации миссии среди молодежи. Отдельный раздел доклада посвящен церковной благотворительности и социальному служению: "По официальным статистическим данным, в России от одной четверти до одной трети населения живет за чертой бедности, а это означает и неустроенный быт, и плохое питание, и болезни. Очевидно, что Русская Православная Церковь, вернув себе право исконного социального служения, должна не только восстановить в предельно сжатые сроки утраченные навыки масштабной и одновременно адресной социальной работы, но и стать полноправным субъектом той социальной политики, которая смогла бы изменить нынешнюю драматическую ситуацию"762.

В докладе предстоятеля Русской Православной Церкви подробно охарактеризованы такие важные стороны церковной жизни, как духовное и религиозное образование, церковная работа с молодежью в рамках Всецер-ковного православного молодежного движения, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность.

В отделе доклада, посвященном межправославным связям, Святейший Патриарх подчеркнул традиционно братские отношения Русской Церкви с православным поместными Церквами, с удовлетворением отметив положительные сдвиги в урегулировании конфликта между Русской и Румынской Церквами. Особо Святейший Патриарх остановился на характеристике весьма сложных взаимоотношений с Константинопольским Патриархатом:

"Мы были вынуждены пойти на крайнюю меру - приостановить евхаристическое и каноническое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени Патриарха Константинопольского за патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви... В марте-апреле 1996 г. состоялось несколько консультаций между представителями Константинопольского и Московского Патриархатов по выходу из сложившейся кризисной ситуации. 16 мая 1996 г. совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырехмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено"

Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, "несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой", украинская паства отвергла новый соблазн раскола, который не получил заметного распространения.

"В настоящее время две основные неканонические группировки на Украине, "Украинская православная Церковь - Киевский Патриархат" и "Украинская Автокефальная Православная Церковь", обладают приблизительно одинаковым весом (на начало 1996 г. УПЦ-КП имела 1332 прихода, УАПЦ - 1209) и вынуждены делить между собой паству на территории Западной Украины, Ровенской, Волынской и Киевской областей. С радостью свидетельствую, что большинство пастырей и мирян сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви, находящейся в духовной связи с Московским Патриархатом и молитвенно-евхаристическом общении со всеми поместными православными Церквами. В юрисдикцию этой Церкви входит свыше 6500 приходов. Возношу хвалу Господу, укрепившему верных Своих, и молюсь, дабы крепкая десница Его оградила их от новых обстоянии"

Отношения с пребывающим в расколе с Московским Патриархатом так называемым архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей, по словам Святейшего Патриарха, продолжают оставаться напряженными. Их возможному положительному развитию препятствуют случаи принятия этой Церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины.

"Стоит, однако, отметить, что среди епископата Русской Зарубежной Церкви становится заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом... Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и православными общинами русского рассеяния в Европе, некогда отделившимися от нашей Церкви в результате перехода митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский Патриархат. В1995 г. впервые за многие десятилетия Русскую Церковь посетил глава русских Западноевропейских приходов Константинопольского Патриархата архиепископ Евкарпийский Сергий. 7 мая 1995 г. архиепископ Сергий сослужил мне за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля"

Затем Святейший Патриарх обратился к положению православных общин в Китае:

"В 1997 г. исполняется 40 лет дарования Русской Православной Церковью автономии православной Церкви в Китае. Мы возлагаем наши надежды на возрождение православия в Китае, с XVII в. распространявшегося в этой стране трудами российских миссионеров. Китайская Автономная Православная Церковь разделила с Матерью Церковью тяжкое время гонений на веру. С благодарением Богу мы воздаем честь и славу мученикам и исповедникам святого православия в Китае. Поскольку в настоящее время Китайская автономная православная Церковь не имеет своего предстоятеля, до его избрания Поместным Собором этой Церкви исполнение его обязанностей было и остается заботой предстоятеля матери Церкви - Патриарха Московского и всея Руси"

В разделе доклада, посвященном межконфессиональным и межрелигиозным отношениям, Патриарх, с одной стороны, отметил добрый христианский характер взаимоотношений нашей Церкви с древними Восточными (дохал-кидонскими) Церквами, а с другой - большие проблемы, возникшие в отношениях с Римско-католической Церковью, главным образом из-за униатской экспансии в Галиции и других регионах Украины, активизации униатов в Белоруссии и попытках прозелитической активности Ватикана в России и других странах на канонической территории Московского Патриархата.

"Местные власти города Львова, открыто поддерживающие греко-католиков, отказывают епископу Львовскому и Дрогобычскому Августину в выделении земли для строительства нового храма, хотя единственный принадлежащий Украинской Православной Церкви храм во Львове не вмещает всех прихожан, вынужденных в праздничные дни молиться на паперти... "

Вместе с тем существует и ряд положительных примеров сотрудничества православных и католиков в области благотворительности, миротворчества, в научно-богословской сфере: межконфессиональная конференция в Минске, богословские собеседования с Германской епископской конференцией. Все эти мероприятия, равно как и встречи Патриарха с представителями католической Церкви во время визитов в Венгрию и Германию, могут служить примерами сотрудничества Церквей в преддверии великого юбилея 2000-летия пришествия в мир нашего Господа и Спасителя.

Обратившись затем к взаимоотношениям с протестантским миром, Святейший Патриарх положительно оценил результаты ряда собеседований с протестантскими Церквами и в то же время резко осудил прозелитическую активность инославных миссионеров, которая

"наносит непоправимый вред международной христианской солидарности... Проповедь таких миссионеров объективно приводит не к распространению Благой вести, а к отрыву верующих от православной Церкви. Такое миссионерство оскорбляет национальные и религиозные чувства людей, поскольку игнорирует и духовные и культурные традиции народа. Многие пришлые миссионеры приспосабливаются к быстро меняющейся обстановке, пользуются материальными затруднениями наших сограждан и их религиозной неподготовленностью. Если в начале 90-х гг. приезжие миссионеры делали ставку на широкомасштабные акции, то теперь их деятельность направлена прежде всего на создание местных общин. В этой связи надо упомянуть Объединенную методистскую Церковь США, которая с 1990 г. работала в России как иностранная религиозная организация, предоставлявшая гуманитарную помощь, а в 1996 г. уже была зарегистрирована Российская методистская Церковь... Активность сект, достигнув наивысшей точки в 1990-1994 гг., в настоящее время немного снизилась. Деятельность "Белого братства" и "Аум Синреке" была прекращена решением суда. С болью должен констатировать, что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей"

Далее Святейший Патриарх говорил об участии Русской Православной Церкви в работе Всемирного Совета Церквей. Представители Церкви были посланы в Сальвадор (Бразилия) на 11 Всемирную конференцию по миссии и евангелизации для обсуждения темы "Призвание к единой надежде - Евангелие в различных культурах" (ноябрь-декабрь 1996 г.), в работу которой, по словам Святейшего Патриарха, делегация внесла заметный вклад. В докладе Патриарх Алексий II уделил внимание и деятельности в рамках такой авторитетной региональной христианской организации, как Конференция Европейских Церквей.

Отдельный раздел доклада Патриарха посвящен отношениям Церкви с государством и светским обществом, которые в целом характеризовались отсутствием зависимости и давления. Предстоятель Русской Церкви назвал делом первостепенной важности для церковно-государственных взаимоотношений процесс совершенствования законодательства о свободе совести и религиозных организациях:

"Пожелания Церкви к новому законодательству известны: это наведение большего порядка в регламентации религиозной деятельности иностранцев и иностранных организаций, защита личности и общества от разрушительной деятельности псевдорелигиозных объединений, обеспечение нормального доступа Церкви к православным людям в армии и школе, освобождение церковных структур от чрезмерного налогового бремени"

Говоря о миротворческом служении Церкви, Святейший Патриарх затронул трагическую тему войны в Чечне, и в частности упомянул протоиерея Сергия Жигулина (принявшего затем постриг с именем Филипп), который был освобожден из плена почти через полгода после многих усилий со стороны церковного священноначалия, властей России и зарубежных государств, международных и общественных организаций, священника Анатолия Чисто-усова, взятого в плен вместе с отцом Сергием, которого, по многим сведениям, уже нет в живых. 9 января этого года в Чечне были захвачены настоятель грозненского храма Архистратига Михаила иеромонах Евфимий (Беломест-ный) и сопровождавший его церковнослужитель Алексей Равилов. Они были освобождены также после многих усилий 24 января.

С особой тревогой Патриарх Алексий II говорил о пагубном для нравственного здоровья общества влиянии ряда средств массовой информации, особенно телевидения, навязчиво пропагандирующих разврат и насилие: "Все это особенно прискорбно, если иметь в виду, что количество материалов, нравственно воспитывающих человека, на телевидении, радио и в газетах сведено до критического минимума. А многие компьютерные игры уже с детства учат убивать. Полагаю, что и эта проблема должна быть разрешена законодательной властью".

В своем докладе Святейший Патриарх остановился и на таком вопросе, как отношение Церкви к политической борьбе:

"Позиция активного нейтралитета Церкви по отношению к политической борьбе стала вызывать во внецерковных кругах все больше уважения. Однако не прекращались попытки втянуть священнослужителей и церковные структуры в политическую борьбу, заставить нас связать Церковь с той или иной политической силой, партией, группой лидеров". 21 марта 1996 г. Священный Синод определил, что Церковь должна хранить верность своему миротворческому призванию, не допуская даже тени осуждения людей за их политические убеждения. "С удовлетворением отмечаю,- продолжил Святейший,- что в целом подавляющее большинство епархиальных преосвященных, священнослужителей и руководителей средств массовой информации, имеющих церковное благословение, выполнили это определение Синода. Однако были и другие примеры. Некоторые группы духовенства, а иногда и епархиальные преосвященные дали вовлечь себя прямым образом в предвыборную агитацию - особенно перед президентскими и губернаторскими выборами. Были даже случаи агитации с амвонов во время богослужения. Еще больше проблем возникло с некоторыми религиозно-общественными организациями и околоцерковными средствами массовой информации... Эти структуры вплотную занялись политикой, да еще и в конфронтационном духе". В докладе Святейшего нашла выражение реакция духовенства и церковного народа на клеветнические публикации ряда газет, посвященные церковной жизни: "Спорить с ними просто бесполезно... Мы не забываем о призыве апостола Павла, обращенном к каждому христианину: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2. 23-25)"

Последний раздел доклада посвящен общецерковному издательскому делу, особое место в докладе было уделено изданию капитальной "Истории Русской Церкви" и началу работ над многотомной "Православной энциклопедией" . Свой доклад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II закончил обращенным к архипастырям призывом к единодушию в обсуждении тех проблем, которые стоят перед Русской Православной Церковью.

19 февраля на архиерейском Соборе выступили с докладами митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Минский и Слуцкий Филарет и епископ Верейский Евгений.

Председатель Комиссии Священного Синода по канонизации святых митрополит Ювеналий доложил Собору о проделанной комиссией в межсоборный период работе по изучению жизни подвижников веры. Главным в деятельности комиссии, по словам ее председателя, оставался вопрос, связанный с изучением материалов о жизни и мученической кончине царской семьи:

"Прежде всего мы должны были уяснить для себя всю сложность и противоречивость той трагической эпохи, на фоне которой проходило правление последнего российского императора. Мы также не могли не учитывать и разнообразных, порой кардинально противоположных мнений, сложившихся в Церкви и в обществе в оценке деятельности императора Николая II. В своем докладе Святейшему Патриарху и Священному Синоду 10 октября минувшего года я изложил выводы комиссии о канонизации царской семьи и хотел бы их кратко напомнить: "Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, комиссия не нашла в них достаточных оснований для его канонизации". Однако в осмыслении страданий и мученической кончины царской семьи комиссия нашла возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев членов царской семьи на основании последнего периода их жизни" .

Митрополит Крутицкий Ювеналий представил архиерейскому Собору материалы для канонизации в числе священномучеников, погибших в 1937 г., архипастырей: Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра, митрополита Серафима (Чичагова), архиепископа Фаддея (Успенского).

Затем с докладом выступил председатель Богословской комиссии митрополит Минский Филарет. По вопросу об участии Русской Церкви в ВЦС были сделаны следующие выводы: необходимо вынести на межправославное обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей православных Церквей в контактах с инославным миром, и в работе в международных христианских организациях. Эта деятельность должна быть строго регламентирована.

Давая оценку так называемого "Второго общего заявления" Смешанной комиссии по диалогу между православными Церквами и Восточными православными Церквами, принятого в Шамбези в сентябре 1990 г., митрополит Филарет сказал: "Мы не рассматриваем заявление как полное и исчерпывающее положение православной христологии. Поскольку заявление является согласительным документом, в нем отсутствует упоминание о двух волях и двух действиях в Иисусе Христе: числительное "два" в этом контексте вызывает у представителей Восточных православных Церквей мысль о несторианском разделении. Вместе с тем в документе ясно говорится о "двух природах", что свидетельствует о невозможности отождествлять учение Восточных православных Церквей с монофизитством. Ввиду того что членами Смешанной комиссии по диалогу с Восточными православными Церквами являлись представители всех православных Церквей, целесообразно серьезное изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправославном уровне. Не менее важно для нас обсуждение как предмета, так и хода диалога с Восточными православными Церквами в широких кругах духовенства, богословов и мирян Русской Православной Церкви"772.

Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ епископа Верейского Евгения был посвящен проблемам богословского образования. Им были обозначены такие проблемы, как нехватка преподавательских кадров, снижение числа рукоположении среди выпускников семинарий и финансовые трудности. Епископ Евгений доложил Собору о ходе работ над концепцией богословского образования, которую архиерейский Собор 1994 г. постановил осуществить к 2000 г.

Острый, критический характер носило выступление в дискуссии, состоявшейся на Соборе, епископа Львовского Августина (Маркевича). Рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, он упрекал собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозилетизму. Епископ Августин дал весьма жесткую характеристику проявлениям неообновленчества, назвав ряд священников, примыкающих к этому направлению, пятой колонной Ватикана и упрекал ОВЦС и Петербургскую Духовную Академию в покровительстве неообновленцам. На Церковь, по словам епископа Августина, ополчились "все силы зла: коммунисты, демократы, католики, протестанты". В этой обстановке необходимо свято блюсти чистоту православия. Об опасности дальнейшего участия нашей Церкви в экуменическом движении говорил епископ Уфимский Никон (Васюков). Критическое отношение к экуменизму выразил в своем выступлении и епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий). Постоянные члены Священного Синода митрополиты Смоленский Кирилл и Крутицкий Ювеналий, архиепископ Солнечногорский Сергий хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, но в основном высказались за то, чтобы Русская Православная Церковь оставалась во Всемирном Совете Церквей. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарев), управляющий приходами Московского Патриархата в США.

Митрополит Киевский Владимир говорил о крайне тяжелом положении Украинской Православной Церкви, против которой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греческие старостильни-ки, раскольники из так называемой "Свободной церкви" и из Зарубежной Русской Церкви. Он просил архиерейский Собор дать Священному Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении Украинской Церкви.

Епископы Владивостокский Вениамин (Пушкарь), Новосибирский Сергий (Соколов), Тернопольский Сергий, выступившие на Соборе, ставили вопрос о том, чтобы канонизацию императора Николая II и царской семьи не откладывать до Поместного Собора, а принять решение об этом уже на архиерейском Соборе.

Большой интерес у участников собора вызвал зачитанный архиепископом Керченским Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего митрополита Сурожского Антония. Митрополит Антоний поднял вопрос о духов-ничестве, участии Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и экуменическом движении, отношениях православной Церкви с Церковью католической, которая, по убеждению митрополита Антония, стремится поглотить православную Церковь. Митрополит Антоний жестко критиковал папистическую тенденцию в политике Константинопольской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации императора Николая II и царской семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация Николая II не будет обозначать канонизацию монархии как формы государственного правления.

Секретарь архиерейского Собора архиепископ Солнечногорский Сергий ознакомил соборян с содержанием многочисленных писем, присланных на Собор. В этих обращениях были выражены критическое отношение к неообновленчеству, сомнения в целесообразности участия Русской Церкви во Всемирном Совете Церквей и поддержка идеи канонизации императора Николая II и царской семьи, а также затронуты и иные темы, волнующие духовенство и церковный народ.

По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Ювеналия архиерейский Собор принял определение из 4 пунктов: "1) Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. 2) Причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). 3) Вопрос о канонизации царской семьи передать для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви. 4) Поручить епархиальным преосвященным и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи; в синодальную Комиссию по канонизации для соответствующего изучения и последующего доклада Собору". В определении Собора по докладу председателя синодальной Богословской комиссии митрополита Филарета среди прочего говорится:

"2) Учитывая смущение, которое производят в православной среде практика так называемых экуменических богослужений и возникновение новых тенденций в богословии и практике западного протестантизма, выразившихся в принятии женского священства, в употреблении так называемого "инклюзивного языка", приводящего к искажению подлинного библейского текста, в пересмотре новозаветных нравственных норм, регулирующих отношения между полами, считать необходимым вынести на межправославное обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей православных Церквей в контактах с инославным миром, в частности в двусторонних богословских диалогах, в работе Всемирного Совета Церквей и других международных христианских организаций. 3) По результатам всеправославного решения иметь суждение на архиерейском Соборе об участии или неучастии представителей Русской Православной Церкви в двусторонних и многосторонних межконфессиональных богословских диалогах, а также в работе ВСЦ и других международных христианских организаций. В настоящее же время продолжить участие представителей Русской Православной Церкви в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире. 4) Рассмотрев информацию о ходе диалога между Православной и Восточными православными Церквами (дохалкидонскими), приветствовать дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией по богословскому диалогу между православной и Восточными православными Церквами во "Втором общем заявлении и предложениях Церквам" (Шамбези, Швейцария, 1990 г.).

Заявление не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между православной Церковью и Восточными православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В этой связи выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточноправославнои традиции"

В ходе Собора митрополит Харьковский Никодим, епископ Львовский Августин, митрополит Одесский Агафангел подняли вопрос об отлучении от Церкви лишенного сана и кощунственно называющего себя "патриархом" монаха Филарета.

Освященный архиерейский Собор отлучил от Церкви через анафематст-вование монаха Филарета (Денисенко) и предупредил об отлучении в случае нераскаяния монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), ранее изверженных из епископского сана. В особом акте Собор отлучил от Церкви и Г. П. Якунина, который "не внял обращенному к нему призыву к покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно носить священнические одежды, вступил в общение с раскольническим образованием лишенного всех степеней священства монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад матери Церкви, тем нанося ей ущерб". Архиерейский Собор принял также определение о лишении сана запрещенных ранее в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева) и, призвав их к покаянию, предупредил, что в случае нераскаяния и они будут отлучены от Церкви.

Важнейшие постановления Собора составили содержание двух его определений: "Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви" и "О взаимоотношениях с государством и светским обществом". Основные мысли этих двух определений содержатся в послании, с которым архиерейский Собор обратился к "боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви".

В этом послании говорится:

"Пройдя через десятилетия гонений, Церковь восстает сегодня из пепла, воскресает на глазах, вновь становится голосом народной совести, главной движущей силой духовного возрождения в наших странах. Но не будем обманываться этим расцветом; не будем забывать о том, что в мире сем Церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать ее авторитет в глазах людей. На все эти попытки мы отвечаем единением епископата, клира и всех верных чад церковных вокруг Святейшего Патриарха как единственного канонического главы Русской Православной Церкви. В условиях свободы бесконечно возрастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит - увеличиваются и опасности, с которыми приходится встречаться каждому из ее верных чад. От нас требуется ныне особое внимание, умение отличить Духа Божия от духа заблуждения, по слову апостола: Не 'всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4.1). Залогом спасения пусть будет для нас верность церковному единству, ибо только внутри церковной ограды можно сохраниться от соблазнов века сего... Все ближе подходим мы к великому двухтысячелетнему Юбилею пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эта дата является событием высокой духовной значимости для всего христианского мира и для каждого из нас. Мы призваны готовиться к ней всей своей жизнью, чтобы принести Господу добрый плод"

Архиерейский Собор обратился с письмом к председателю и депутатам Государственной Думы Российской Федерации, в котором просил при подготовке новой редакции закона "О свободе вероисповеданий" учесть то обстоятельство, что Русская Православная Церкви и в истории и в современной жизни России занимает особое место.

"Собор обращает ваше внимание на практику многих стран Европы, в которых законодательные акты, учитывая роль и значение той или иной конфессии, закрепляют ее особое положение, что отнюдь не умаляет принципа свободы вероисповедания. В качестве примеров могут быть упомянуты Болгария, Великобритания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Финляндия, Швеция и многие другие страны". В письме выражена озабоченность бесконтрольной деятельностью "деструктивных псевдорелигиозных организаций и зарубежных миссионеров, вносящих новые разделения в общество". Затрагивает оно и налоговое законодательство: "Средства, пожертвованные Церкви, возвращаются народу. Именно на этом принципе основана мировая практика освобождения религиозных организаций от налогов. Нельзя забывать также о том, что материальное положение Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России усугубляется необходимостью восстановления в кратчайшие сроки общенародного достояния, разрушейного в годы гонении" .

Особую тревогу вызывает у архипастырей "тяжелое состояние общественной нравственности", которое усугубляется бедственным материальным положением большей части населения страны.

Архиерейский Собор 1997 г. явился свидетельством единения епископов Русской Православной Церкви, совершающих свое служение в разных государствах и регионах, вокруг первосвятителя, а за этим единением архипастырей стоит единство церковного народа в обществе, раздираемом противоречиями и враждой.

20 февраля участники архиерейского Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие - предстоятель Русской Православной Церкви впервые после Патриарха Адриана взошел на патриаршее место, которое без малого 300 лет оставалось пусто.

23 февраля за Божественной литургией в храме Преображения Господня - крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении 126 архипастырей - участников архиерейского Собора, совершено было прославление священномучеников митрополита Петра, митрополита Серафима и архиепископа Фаддея.


Примечания

686. Там же. № 9. С. 17.

687. Там же. С. 30.

688. Там же. № 10. С. 28.

689. Там же. № 9. С. 31.

690. Там же. С. 33.

691. Там же. С. 10.

692. Там же. С. 19.

693. Там же. С. 21.

694. Патриарх. С. 6–7.

695. Там же. С. 12.

696. Там же. С. 13.

697. ЖМП. 1990. № 9. С. 40.

698. Патриарх. С. 13–14.

699. Там же. С. 15–16.

700. Там же. С. 16.

701. ЖМП. 1990. № 10. С. 14.

702. Там же. С. 9.

703. Там же. С. 11.

704. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 2. С. 280.

705. Там же. С. 284.

706. Там же. С. 288.

707. Архив Российского фонда мира.

708. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 2. С. 404.

709. ЖМП. 1991. № 2. С. 7.

710. Там же. С. 10–11.

711. Там же. 1990. № 12. С. 2.

712. Известия. 15 января 1991 г.

713. Там же. 28 мая 1991 г.

714. ЖМП. 1991. № 9. С. 35.

715. Там же. № 10. С. 9.

716. Там же. С. 2.

717. Там же. С. 3.

718. Патриарх. С. 40.

719. Московский церковный вестник. 1991. № 19. С. 3.

720. Там же. № 20.

721. Там же. 1992. № 1.

722. Патриарх. С. 133.

723. Там же. С. 140.

724. Московский церковный вестник. 1991. № 19.

725. ЖМП. 1992. № 3. С. 3–4.

726. Там же. № 4. С. 7.

727. Там же. № 6. С. VII.

728. Там же. С. Х.

729. Там же. № 7. С. 15.

730. Там же. С. 18.

731. Там же. № 8. С. 6.

732. Там же. С. 7.

733. Там же. № 6. С. XII.

734. Там же. С. XIII–XV.

735. Архив Московской Патриархии. Журнал заседаний Святейшего Синода. 7 мая 1992. № 34.

736. Там же.

737. Там же.

738. ЖМП. 1992. № 8. С. Х.

739. Там же. С. XI–XII.

740. Архив Московской Патриархии. Материалы архиерейского Собора 11 июня 1992 г.

741. Русская мысль. № 3936. 3 июля 1992.

742. Радонеж. Январь 1997. № 1 (45). С. 5.

743. Официальная хроника. 1993. № 6. С. 48.

744. ЖМП. 1994. № 2. С. 13.

745. Там же. С. 9.

746. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М., 1995. С. 21.

747. Там же. С. 23–24.

748. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Документы. Доклады. М., 1995. С. 23.

749. Там же. С. 31.

750. Там же. С. 84.

751. Там же. С. 29.

752. Радонеж. Ноябрь 1996. № 25–28.

753. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 года. М., 1996. С. 15.

754. Там же. С. 15–16.

755. Там же. С. 19.

756. Православная Москва. 1996. № 36 (96).

757. Там же.

758. Радонеж. Ноябрь 1996. № 25–28. С. 2.

759. Архиерейский Собор 1994 года. С. 55.

760. Обращение Святейшего Патриарха. С. 14.

761. Архив Московской Патриархии. Архиерейский Собор 1997 года. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С. 8.

762. Там же. С. 19.

763. Там же. С. 30–31.

764. Там же. С. 31.

765. Там же.

766. Там же. С. 31–32.

767. Там же. С. 33.

768. Там же. С. 34.

769. Там же. С. 40.

770. Там же. С. 43, 45.

771. Архив Московской Патриархии. Архиерейский Собор 1997 года. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. С. 2.

772. Там же. Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета. С. 14–15.

773. Православная Москва. Март 1997 г. № 7 (103). С. 12.

774. Там же. С. 10.

775. Там же. С. 11.


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.