Поиск авторов по алфавиту

Митрополит КИРИЛЛ: «Первое действие нового митрополита — цензура на проповеди отменена». Продолжение

Литургия заканчивалась. Владыка произнес отпуст, снял с себя облачение, мы уложили все в чемоданчик и в тот самый момент вошла группа экскурсантов. Мы вышли и, о чудо! — в расступившихся тучах увидели яркий луч солнца, пронизывающий храм, в котором только что была совершена Божественная литургия. С радостным и легким чувством мы возвращались на теплоход. Погода заметно улучшилась, но когда мы вступили на пристань, снова пошел дождь.

Этот яркий луч солнца, временное прояснение небосвода мы восприняли как знак того, что Бескровная Жертва, принесенная в этом храме, была благоугодно принята Господом. Знак Его благоволения, Его милости над этим святым местом был дан нам воочию.

С того самого дня мы уже не сомневались, что Валаам будет снова обителью, что он снова возродится, как он уже некогда возрождался в истории после долгих лет забвения (имеется в виду восстановление обители в 1717 г. после разорения шведами в 1611 г. — М. Ю.).

После совершения Божественной литургии на Валааме владыка вознамерился совершить также богослужение на Соловках. К тому времени и на Соловки стали направляться туристические группы. В начале 70-х годов, год точно не помню, по всей вероятности, это было в 1972 году, потому что владыка уже перенес инфаркт и чувствовал себя плохо, мы отправились в Архангельск. После непродолжительной встречи с местным архиепископом Никоном и посещения кафедрального собора мы отбыли на теплоходе на Соловки.

Приехав на Соловки, долго выбирали место для совершения Литургии. Владыке непременно хотелось совершить Божественную службу там, где проходили казни, где мученически заканчивали свою жизнь многие и многие иерархи, священнослужители, верующие миряне. На наши осторожные вопросы о том, в каком месте совершались казни, никто ответа не давал. Казалось, что эти вопросы настораживали и даже пугали наших собеседников. И только один из местных жителей сказал нам, что расстреливали не на кладбище, как принято считать, а в одном из помещений внутри монастыря, и отвел нас в комнату, примыкавшую к зданию монастырского собора. «Вот здесь, у этой стены, и происходили расстрелы», — сказал этот человек. Мы увидели отчетливые следы от пуль и поняли, что наш неожиданный помощник, вызвавшийся открыть нам тайну Соловецкой обители, был прав.

Вот у этой стены, так же, как это было на Валааме, на дощечке, покрытой антиминсом, мы совершили Божественную литургию. Для нас эта Литургия, подобно совершенной на Валааме, была знаком будущего возрождения и Соловецкого монастыря. В то время трудно было представить, что такое возрождение будет возможным. Все то, что произошло позже в истории нашей Церкви, то, что буквально в одночасье преобразило ее бытие, несомненно, является знаком Божиего присутствия в нашей жизни, Божиим чудом. И подготавливалось это чудо верой и трудами тех поколений, которые, живя в условиях гонений, притеснений, отсутствия свободы, верили в то, что наступит день, когда Господь посетит многострадальный русский народ и возродит жизнь нашей Церкви.

Эти Литургии, совершенные в закрытых монастырях, были не только свидетельством горячей веры покойного владыки митрополита, но и выражением его надежды на силу Божию, способную возродить наш народ в ответ на подвиг мучеников и исповедников, в ответ на молитву и труды тех, кто сохранил верность Господу и Его Святой Церкви.

+ КИРИЛЛ,
Митрополит Смоленский и Калининградский,
Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата
1997 год


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.