Поиск авторов по алфавиту

Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века

Глава V. Монастыри Русского Зарубежья

Монастыри всегда были светочем Православной Церкви, куда стремились все жаждущие успокоения, пребывания в молитве со Христом и спасения. Русские люди в рассеянии сущие также не забывали об исконных традициях Святой Руси, созидая рукотворенные обители в самых дальних уголках земного шара. Эти монастыри никогда не были большими, иногда они ограничивались несколькими насельниками, но везде их обитатели строили свою духовную жизнь согласно заповедям Спасителя и монашеским уставам Православной Церкви.

К 2000 году в Русском Зарубежье существует 43 монастыря и скита. Из них 30 входит в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежья,[1] 10 - МосковскогоПатриархата[2] и 3 – Русского Экзархата[3] Константинопольского Патриархата. Территориально монашеские общины разделились следующим образом: Западная Европа – 13 общин (6 – Московской Патриархии, 4 – РПЦЗ, 3 – Русский Экзархат КП), Азия – 8 общин (4 – Московской Патриархии и 4 – РПЦЗ), Австралия – 4 (РПЦЗ), Северная Америка – 17 общин (РПЦЗ), Южная Америка – 1 община (РПЦЗ). Больше всего насельников проживает в русских православных монастырях в Святой Земле, США и Франции.

Франция

В настоящее время во Франции существует шесть русских православных монастырей и скитов. Это половина всех действующих в этой стране монашеских обителей.

Одним из самых знаменитых монастырей Русского Зарубежья является Леснинский женский монастырь в Провемоне. Этот монастырь пережил сложную историю своего бытия.

Обитель во имя Леснинской иконы Божией Матери была основана в 1885 году в Лесне, деревне, расположенной между Холмом и Люблином, в нынешней Польше, а тогда еще Российской империи. Во время I мировой войны насельницам монастыря пришлось эвакуироваться в Петроград (в 1915 году), где они жили до революции 1917 года. Затем - новые испытания и переезд в Бессарабию.[4]

В 1920 году сестры Леснинского монастыря получают приглашения от югославского короля Александра поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, на что те согласились. В ноябре 1920 года они очутились в Ново-Хопово. В 1923 году 20 из 80 монахинь Леснинской обители переселились в обновленный монастырь Кувеждин, став своеобразной закваской для возрождения женского монашества в Югославии.[5] Безмятежная жизнь Леснинского монастыря в единоверной Югославии продолжалось до 1941 года, когда она была оккупирована немецкими войсками. В 1943 году сестры вынуждены были покинуть Ново-Хопово и переехать в Белград, где они жили сначала в общежитии богословского факультета, а затем в доме для престарелых, на окраине Югославской столицы.

Установление коммунистического режима в Югославии и ряд других обстоятельств вынудили леснинских монахинь в 1950 году выехать из Югославии во Францию. Здесь, близ французской столицы, в селе Фурке им удалось в декабре 1950 года найти подходящий дом для жилья (бывшая католическая семинария). Русскому монастырю хотели помочь все – и русские, и французы. Они жертвовали для него старую мебель, посуду, одежду. Даже католические монахини всячески помогали им встать на ноги.

При монастыре был участок земли, на котором сестры Леснинской обители выращивали огородные культуры, клубнику и малину. Удалось завести даже кур, коз и пчелиное хозяйство. Материальные трудности заставляли монахинь заниматься некоторым производством: шить облачения, писать иконы, изготавливать свечи, выполнять работы на заказ.

В бывшей учебной аудитории сестры устроили домовой храм, в котором был установлен иконостас, присланный в подарок обители епископом Женевским Леонтием.

В 50-х – первой половине 60-х годов русский монастырь в Фурке под Парижем стал поистине настоящим очагом русской православной жизни во Франции. Сюда приезжали многочисленные паломники, чтобы поговеть и побыть в обстановке настоящего русского монастыря.

Но сестры Леснинской обители не остались в Фурке. Хозяева дома предложили монастырю или купить дом, или покинуть его. Начались поиски нового пристанища. Оно было найдено после того, как русские монахини у села Провемон, находящемся в 100 километрах от Парижа, между Руаном и Парижем, в Нормандии, увидели статую Пресвятой богородицы. Рядом находилось старинное поместье, которое, как нельзя кстати, подходило сестрам. В нем находилась большая 200-летняя католическая церковь.

В сентябре 1968 года на праздник Леснинской иконы Божией Матери архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний освятил церковь, приобретшую православный облик. В храме был установлен дубовый иконостас с иконами в древнерусском стиле, сооруженный по проекту русского архитектора М.Ф.Козьмина.[6]

Первая служба в Провемоне была совершена в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадского, который в свое время покровительствовал Леснинскому монастырю.[7]

Обитель в Нормандии окружена обширным парком в 13 гектаров. Здесь всегда царит благодатная тишина, нарушаемая только звоном монастырского колокола. Сестры обители бережно хранят свои главные святыни – чудотворную икону Божией Матери, мощи преподобного Афанасия Брестского, преподобномученицы Анастасии Римляныни, великомученика Феодора Тирона, первомученика Стефана и др.[8]

В 1987 году Леснинские сестры начали реставрацию своего домового храма. Они устроили новый иконостас, с иконами написанными православным чилийцем Иосифом Муньосом.[9]

В настоящее время Леснинский монастырь является одним из духовных центров Русской Православной Церкви Зарубежья, местом различных встреч и конференций. В обители постоянно проживает правящий архиерей Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви.

В начале 30-х годов близ русского военного кладбища в Сент-Илер-ле-Гран был основан скит, живший по афонскому уставу. Скит входил в юрисдикцию митрополита Евлогия и своей строгостью не мог привлечь новых насельников. Он прекратил свое существование в 1986 году с кончиной архимандрита Иова.[10]

Еще в 80-ые годы в 50 километрах от Парижа существовала женская обитель Розэ-ан-Бри. Осенью 1945 года она во главе с игуменьей Меланией вместе с митрополитом Евлогием вошла в лоно Московского Патриархата, но после разрыва епархиального управления на рю Дарю с Московским Патриархатом в октябре 1946 года, монастырь переходит юрисдикцию митрополита Владимира.[11] В настоящее время обитель в Розэ, как и Казанский скит в Муазенэ,[12] не существуют.

Сейчас в юрисдикции Русского Экзархата Константинопольского Патриархата находится только один монастырь во Франции – это женская обитель в Бюси-ан-От в Бургундии. Она была основана в 1946 году[13] во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 25 ноября 1948 года владыка Владимир (Тихоницкий) освятил новоустроенный храм Покровского монастыря, а матушка Евдокия была возведена в сан игумении.[14]

Покровский монастырь в Бюси является самым многочисленным монастырем Русского Экзархата. В нем проживает 14 монахинь.[15] Все они помимо молитвенного делания занимаются типографским ремеслом, иконописью др.[16]

На территории Франции расположены также три монастыря и один скит Московского Патриархата.

Свято-Духовский скит, основанный в 1936 году протоиереем Андреем Сергеенко, находится в небольшом живописном местечке Мениль-Сен-Дени близ Парижа. Он состоит из храма и келий, расположенных рядом. Вокруг скита растет лес под названием дю Фэ.

После Второй Мировой войны основатель скита о. Андрей уехал на Родину, став профессором сначала Ленинградской, а затем Московской Духовной Академии. Перед отъездом он поручил руководство скитом архимандриту Сергию (Шевичу), духовным чадом которого являлся знаменитый монах-иконописец Григорий (Круг).[17] Монах Григорий расписал храм скита Святого Духа. Прожив 20 лет в скиту, он до конца дней своих оставался верным сыном Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Скончался инок-богомаз 12 июня 1969году.[18]

С умножением насельников в Свято-Духовском скиту были построены новые келии, а у входа в него сооружен деревянный грот. Как и в любой другой обители, скитские монахи совершают богослужения и выполняют различные послушания.

Свято-Духовский скит тесно связан со Святой Горой Афон; часть его братии в свое время стала насельниками афонских монастырей.[19]

В небольшом городке Ла-Траверсе, в 500 километрах от французской столицы, расположен женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Знамение». Недалеко от монастыря находится город Клермон-Ферран. В 1996 году сестры обители получили новый храм. Его освятил в присутствии 300 паломников епископ Корсунский Гурий в сослужении с клириками Корсунской епархии Московского Патриархата. Церковь была освящена во имя Всех Святых. Большую роль в строительстве Всехсвятского храма Знаменского монастыря сыграл духовник женских монастырей Корсунской епархии игумен Варсануфий (Феррье).[20]

В 1987 году Корсунская епархия Московского Патриархата пополнилась еще одним женским монастырем – Корсунской иконы Божией Матери. Местом размещения новой обители стал город Грассак (департамент Шарант), расположенный в 30 километрах от Ангулема. Монастырь был основан по благословению митрополита Владимира (Сабодана), тогда еще Экзарха Московского Патриархата в Западной Европе.

В 1994 году в Корсунском монастыре началось строительство нового храма. Храм был сооружен в традиционном русском стиле. 27 апреля 1996 году состоялось его освящение во имя Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени сестричество обители насчитывало три монахини и три послушницы, целью жизни которых является не только участие в богослужении, но и помощь больным и престарелым, проживающим вокруг монастыря.[21]

Во Франции среди православных особо почитается подвижник Святой Горы Афон преподобный Силуан Афонский, недавно канонизированный Русской Церковью. В 1990 году в департаменте Sarthe возник монастырь, названный в его честь. Обитель немногочисленна, но ее братия старается всегда выполнять заветы святого старца, бережно храня о нем память.[22]

Германия

Единственным русским православным монастырем в Германии является обитель преподобного Иова Почаевского в Мюнхене (Бавария). Принадлежит она юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Монастырь преподобного Иова Почаевского в Мюнхене ведет свое начало от одноименной, основанной в 1923 году архимандритом (впоследствии – архиепископ) Виталием (Максимовичем) в Пряшевской Руси (Восточная Словакия) в Ладомирово, обители.

В августе 1944 года советские войска подошли к обители. Братии пришлось покинуть свое тихое пристанище и скитаться по чужим странам. Часть братии через Швейцарию уехала в Америку, но те, кто остался вместе с архимандритом Иовом (Леонтьевым) разместились при Синоде Русской Зарубежной Церкви в Мюнхене, куда он перебрался в 1945 году. В 1946 году было приобретено новое помещение – бывший детский лагерь в пригороде Мюнхена – Оберменцинге.[23] Здесь же 28 августа 1946 года была освящена церковь преподобного Иова. Иконостас храма в древнерусском стиле был расписан иеромонахом Киприаном (Пыжовым).

Если сразу после окончания войны численность братии монастыря преподобного Иова составляла 49 человек, то к концу 1947 года осталось 32 человека. Многие и далее вместе со всеми эмигрантами стали уезжать из Германии, так что к 1950 году число насельников Мюнхенской обители стабилизировалось между 8 и 10 насельниками.

В 1950 году в монастыре преподобного Иова возобновилось типографское дело, существовавшее еще со времен пребывания обители в пряшевском Ладомирово. В первую очередь, братия начала издавать «Жития святых». Впоследствии стали печататься церковные календари, молитвословы, различные периодические издания.[24]

До 1959 года монастырем преподобного Иова Почаевского руководил основатель мюнхенской обители архимандрит Иов (Леонтьев), а после его кончины - архимандрит Корнилий.[25]

В 1981 году обитель преподобного Иова перестала быть ставропигиальной, каковой она была до этого времени, непосредственно подчиняясь Архиерейскому Синоду Зарубежной Церкви. Монастырь стал принадлежать Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В нем же разместилась и епархиальное управление.

После поездки епископа Германского Марка летом 1981 года на Афон в обители преподобного Иова был выведен афонский общежительный устав, что серьезно сказалось на укреплении дисциплины среди братии монастыря. Монастырь стал духовным центром Германской епархии Русской Зарубежной Церкви.

Ежегодно 26-28 декабря, начиная с 1983 года, в монастыре преподобного Иова проводятся епархиальные молодежные съезды. Обычно около 70 молодых людей из различных земель Германии, а также из Бельгии, Швейцарии и Франции участвуют в съездах. На него приглашаются преподаватели из богословских факультетов Белграда, Афин и Салоник, которые читают свои лекции для православной молодежи. Так, за последние годы темами съездов были довольно актуальные проблемы современного Православия: «Духовная жизнь православных христиан в современном мире», «История монашества», «Важность исповеди», «Жизнь преподобного Иова Почаевского» т.д.[26]

Великобритания

Русский православный монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в Лондоне имеет палестинские корни.[27]

Во время арабо-изральской войны 1948 года группа монахинь Горненского и Гефсиманского монастырей во главе с игуменьями Елизаветой (Амненковой) и Марией (Робинсон) под обстрелами бежали на иорданскую территорию, под защиту короля Абдаллаха, симпатизировавшего христианам. Израильский лидер Евич Хаганах, наоборот, поддерживал радикальных сионистов, стремившихся создать чистое, свободное от арабов, еврейское государство. Это вовсе не мешало ему поддерживать теплые и дружественные отношения с Советским Союзом, особенно на первых порах. Это привело к тому, что Горненский монастырь, как и все остальные участки Святой Земли на территории еврейского государства, принадлежавшие до революции единой Русской Церкви, перешли в ведение Русской Православной Церкви Московского Патриархата, возглавляемой тогда Святейшим Патриархом Алексием I. После передачи Горненского монастыря Московскому Патриархату, большинство его насельниц во главе с матерью Елизаветой перешли в обители, находящиеся на иорданской территории и оставшиеся в лоне Зарубежного Синода. Но и здесь они оставались недолго и, пройдя сквозь все невзгоды испытаний, переехали во Францию, где поселились вместе с только что прибывшими леснинскими монахинями в Фурке, близ Парижа.

Два года палестинские сестры теснились в Фурке, пока в 1945 году не получили приглашение приехать в Англию. Это они сделали по благословению тогдашнего правящего архиерея Западно-Европейской епархии РПЦЗ архиепископа Иоанна (Максимовича).[28] Следующие пять с половиной лет монахини провели в доме доктора Т.П.Геркен-Гловацкого, поддерживавшего хорошие отношения с игуменьей Елизаветой.

Но нужно было искать постоянное помещение. Для этого нужны были средства. Нашлись доброжелатели, которые под патронажем великой княгини Ксении Александровны основали «Общество попечительниц обители Благовещения».

После длительных поисков было найдено хорошее здание с прилегающим к нему садом. Это был 1959 год, объявленный годом беженца. Благодаря денежной помощи, полученной от организации «Inter – Church Aid and Refugee Service» и общества попечительниц, здание удалось купить.

В 1960 году сестры Благовещенской обители впервые отмечали свой престольный праздник в новом доме, где был устроен небольшой домовой храм.[29]

В настоящее время сестры монастыря занимаются миссионерской деятельностью среди населения Лондона, свидетельствуют о Православии представителям других христианских конфессий, проживающим в Соединенном Королевстве. В прошлом игуменья Елизавета часто давала лекции о русском монашестве, Русской Церкви, положении верующих в СССР. Близкие связи также поддерживались с братством святых Албания и Сергия в Кембриджском университете.

В 1982 году была основана вторая обитель Русской Православной Церкви Заграницей в Великобритании. Она получила имя святого мученика Эдуарда. Святой Эдуард был сыном короля Эдуарда Мирного. Наследовав Английское Королевство в 975 году, юный король был зверски замучен в Корфе в 979 году. Память о нем до сих пор сохранилась у жителей туманного Альбиона, хотя долго никто не знал, где находятся его честные мощи. Их удалось обнаружить после того, когда администратором Британский епархии Русской Зарубежной Церкви стал архимандрит Алексий (Побджой). Он договорился с владельцем мощей о передаче их Русской Православной Церкви Заграницей, на что 28 марта 1979 года Архиерейский Синод дал свое благословение. Епископы были поражены сходством между жизнью и мученичеством святого Эдуарда и русскими страдальцами Борисом и Глебом. Решено было создать обитель во имя этого мученика. Местом обители святого Эдуарда стал Бруквуд. В нем же 16 сентября 1984 года была освящена церковь.

В 1985 году в число братии монастыря вошло два рясофорных монаха-англичанина и еще два - в 1987 году и 1988 году. Сначала монастырскую церковь во время воскресной литургии посещало только 6 человек, затем их стало 30. Когда в обитель из Лондона приезжают греки-традиционалисты, число присутствующих за литургией достигает 50 человек. Интересно, что богослужение в обители святого Эдуарда совершается на трех языках – английском, греческом и церковнославянском. Хор использует византийские песнопения.[30]

Монастырь святого Эдуарда является очагом миссии среди коренного населения Англии и можно заметить, что все больше англичан интересуются Православием и русской церковной историей.

Одним из проповедников русского монашества в Англии был также архимандрит Софроний (Сахаров) (†1993). Еще в 1921 году он покинул Россию, с 1937 по 1948 годы пустынножительствовал в Карулии (Афон). В 1958 году попытался поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, но безуспешно. В этом же году он поселился в Англии, где в графстве Эссекс было приобретено имение, которое легло в основу монастыря во имя святого Иоанна Предтечи. В 1976 году число братии Ионно-Предтеченского монастыря, возглавляемого о. Софронием, достигло 13 человек.[31]

Бельгия

Первый русский монастырь в королевстве Бельгия был основан в 1976 году в городе Первейзе. Он был назван во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Основателем обители явился архимандрит Фома (Геерд), в то время еще иеродиакон. Монастырь расположен близ реки Изер в Западной Фландрии. Первые богослужения в нем проходили в рыбацком домике и лишь в 1988 году епископ Брюссельский и Бельгийский Симон освятил новый храм, посвященный иконе Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В 1997 году в обители было пять насельников, которые помимо молитвенного правила занимались огородничеством и изготовлением козьего сыра. Но главное, что стоит во главе угла среди послушаний братии, - это перевод и издание православной литературы на фламандский язык. Уже изданы Акафистник, посвященный 1000-летию Крещения Руси, труды святого Романа Сладкопевца, святого Феофана Затворника и т.д.

При обители существуют братство для мирян и апостольская диакония, которые помогают братии переводить святых отцов и распространять их среди фламандского населения, используя, таким образом, язык коренного населения Фландрии как средство православной миссии.[32]

Нидерланды

В Нидерландах существует два русских православных монастыря. Один из них находится в Сент-Хюберт-Моолен и входит в юрисдикцию Русского Экзархата Константинопольского Патриархата с центром в Париже.[33] Он очень малочислен – в нем всего два насельника.[34]

В городе Гааге существует женский монастырь во имя святого Иоанна Предтечи. Он пребывает в ведении Московского Патриархата.[35]

Норвегия

Третий монастырь русского Экзархата в ведении Вселенского престола находится в Норвегии в 100 километрах от Осло. Он был основан в середине 80-х годов и назван в честь преподобного Трифона Печенгского, проповедовавшего православную веру северным народам в XVI веке. В скиту проживают два монаха – архимандрит Иоанн (Йоханнсен) и монах Серафим (Серансен).[36]

Святая Гора Афон

Все монастыри и скиты, расположенные на Святой Горе Афон подчиняются Константинопольскому Патриархату. Среди них есть и один русский монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Совсем еще недавно русских монастырей на Святой Горе было несколько.

После русской революции 1917 года начинается значительное сокращение количества монахов в русских монастырях Афона. Так, за 1920-1945 годы число братии в Свято-Пантелеимоновской обители уменьшилось с 800 до 215 человек, в Андреевском русском скиту – с 15 до 45, в Ильинском русском скиту – с 160 до 52, в русских келлиях – с 1000 до 200. В 1945 году русских на Афоне всего было около 510 человек.

На Московском совещании (в 1948 году) глав и представителей Православных Автокефальных Церквей особое внимание было обращено на положение афонских монахов негреческой национальности. В 1953 году Патриарх Алексий I обратился к Константинопольскому Патриарху Афинагору сделать все от него зависящее, чтобы облегчить тяжелую участь русских иноков на Святой Горе. Через четыре года, в 1957 году, Московская Патриархия обратилась сразу к двум инстанциям – МИДу Греции и Патриарху Афинагору с просьбой дать разрешение на приезд в монастырь целителя Пантелеимона десяти русским монахам для зачисления их в состав братии обители. Положительный ответ Константинопольского Патриарха пришел только через полтора года.

К 1959 году в Пантелеимоновском монастыре осталось всего 50 человек, из которых самому молодому было 54 года, большинство насельников состояло из 70-80-ти-летних старцев. И только через два года было дано первое разрешение на посещение Афона русской делегацией. Впоследствии, неоднократно делались попытки приостановить и так немногочисленный поток русских паломников из СССР. Все это было связано с политической ситуацией в Греции и в мире.[37]

В 1963 году Московской Патриархии удалось достичь определенных соглашений с Константинопольским Патриархатом о положении братии русского Пантелеимоновского монастыря. В июле 1966 года по благословению Патриарха Алексия I на Афон отбыло четыре иеромонаха из Псково-Печорского монастыря.[38] И если, например, в 1960 году в русских монастырях и скитах на Афоне было около 80 монахов в возрасте от 60-ти лет и старше, то после того как возобновились связи с Русской Церковью, на Афоне значительно увеличилось количество молодых русских монахов.[39] Особенно это проявилось в последние десятилетия.

Святая Гора дала миру ряд выдающихся русских подвижников и богословов. Среди них – архиепископ Василий (Кривошеин). Двадцать два года на Афоне подвизался монах Василий. Впоследствии он становится одним из видных иерархов Русской Православной Церкви – архиепископом Брюссельским и Бельгийским.[40]

В то время как Свято-Пантелеимоновский монастырь поддерживал духовную связь с Московским Патриархатом, Скит во имя пророка Божия Илии был связан с Русской Православной Церковью Заграницей.

Прямые контакты между Русской Зарубежной Церковью и Ильинским скитом начались с 1963 года, когда группа клириков РПЦЗ посетила братию скита. С 1967 года сюда регулярно стали приезжать паломники из Русского Зарубежья. В 1981 году Афон посетил епископ Марк Берлинский. С этих пор вплоть до 1992 года у него сложились теплые отношения с братией Ильинского скита.

Важное событие в жизни скита произошло в июле 1982 года. В это время состоялось прославление основателя обители преподобного Паисия Величковского как местночтимого святого. Благословение на канонизацию великого подвижника благочестия дал Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Архиепископ Свято-Троицкий и Сиракузский Лавр и епископ Берлинский и Германский Марк служили первую всенощную в честь святого Паисия вместе со многими монахами из других афонских монастырей – греческими, русскими, сербскими и румынскими.[41]

Но через 10 лет в жизни произошло печальное событие. За отказ поминать за богослужением имя Константинопольского Патриарха, 20 мая 1992 года, иноки русской обители были выдворены со Святой Горы. Изгнание монахов было произведено насильно с использованием греческой полиции. В скором времени, их место заняли греки.[42]

Афон продолжает привлекать всех русских православных людей, ищущих подкрепления своих духовных сил. В последнее время, когда разрушены все средостения, мешающие осуществлению паломнических поездок из России, все больше и больше наших соотечественников получают возможность непосредственно познакомиться с духовным богатством Святой Горы.

США

Первый православный монастырь в Америке появляется в 1905 году. Это был русский монастырь святого Тихона Задонского в Саут-Канаане (штат Пенсильвания). Удивительно, но первый греческий монастырь в Америке появляется только в 1961 году, а второй в - 1988 году.[43]

Духовным центром Русской Зарубежной Церкви является Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле.[44]

В 1928 году по благословению Северо-Американского архиепископа Аполлинария два русских эмигранта, иеромонах Пантелеимон (Нипеник) и монах Иаков (Машерук), за 25 долларов покупают ферму с 300 акрами близ Джорданвилля (штат Нью-Йорк), на месте которой возник нынешней Свято-Троицкий монастырь.

В 1946 году был заложен фундамент под будущий собор Святой Троицы.[45] 12 февраля 1947 года в Джорданвилль прибыло пополнение из выше упомянутого Ладомирского монастыря преподобного Иова Почаевского.[46] Новая братия приехала вместе с епископом Серафимом (Шановым), который был назначен архиепископом Виталием наместником монастыря. С помощью новых насельников ускорился процесс строительства Троицкого собора.

В 1949 году епископ Серафим был перемещен в Магопак, и братия избрала наместником монастыря самого архиепископа Виталия. В 1950 году прибывший из Европы митрополит Анастасий освятил собор. В скором времени были построены типография, трапезная и монашеские келии. Все строительные работы были осуществлены за период с 1952 по 1957 год. К празднованию 1000-летия Крещения Руси Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле украсился новой колокольней.

На территории обители находится Духовная семинария, основанная в 1948 году. Вместе с братией семинаристы совершают богослужения и несут различные послушания.

Свято-Троицкий монастырь является местом встреч духовенства и мирян Русской Зарубежной Церкви. Его печатная продукция известна по всему миру.[47]

В непосредственном ведении председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей находится Новая Коренная Пустынь, расположенная в штате Нью-Йорк. Она была устроена в имении, подаренном русским благотворителем князем Белосельским-Белозерским в городке Магопак. В 1950 году в Новой Коренной Пустыни разместилась резиденция митрополита, возглавляющего Зарубежный Синод. Она здесь находилась до 1952 года, пока ее не перенесли в сам город Нью-Йорк.[48]

Недалеко от Нью-Йорка, в одноименном штате, в городке Спринг-Валли, с 1949 года существует женский монастырь «Новое Дивеево». Уже с самого начала основания обители сюда потянулись многие русские беженки, монахини и просто благочестивые мирянки, стремившиеся свою жизнь посвятить на служение Богу. Монастырь обосновался в помещении, приобретенном у римо-католической Церкви.

В обители находятся Успенская церковь и храм во имя преподобного Серафима Саровского. Интерьер последнего расписан в стиле ХIХ века. Община почитает одну из икон преподобного Серафима, некогда находившуюся в Дивеево.[49]

В штате Нью-Йорк расположены еще три русских монашеских общины. Это обитель во имя святого евангелиста Марка в городе Нью-Йорк, женская община во имя святой преподобномученицы Елизаветы в Джорданвилле и скит во имя Успения Пресвятой Богородицы в Притон Холлоу. Все остальные монастыри и скиты разбросаны по всей территории Соединенных Штатов. Они находятся в штатах: Пенсильвания, Техас, Джорджия, Висконсин, Миннесота, Миссури, Калифорния, Вашингтон.[50] В штате Вашингтон в 1994 году в лоно Русской Православной Церкви Заграницей из Американской Православной Церкви перешла обитель во имя Всемилостивого Спаса.[51]

Несколько монастырей существует и в юрисдикции Американской Церкви. Многие из них, такие как Свято-Тихоновский монастырь или Казанский скит в Санта-Розе близ Форт-Росса,[52] имеют русское происхождение.

Неопределенное юрисдикционное положение сейчас занимает монастырь преподобного Германа Аляскинского в Платине (штат Калифорния). После смерти о. Серафима (Роуза) он вышел из состава Русской Православной Церкви Заграницей. Главным принципом жизни братии обители является сочетание пустынножительства с миссионерством, выражающееся в публикациях журнала «Православный мир».[53]

Канада

В Канаде существует три русских православных монашеских общины. Это Преображенский мужской скит в Мапенвилле (Квебек), Успенский скит в Нортвилле (Альберта) и Покровская женская обитель в Блюффтоне (Альберта). Все они пребывают в ведении Русской Зарубежной Церкви.

После назначения архимандрита Виталия (в будущем  митрополит, председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей) администратором русских православных приходов в Лондоне, четыре члена его братства во имя преподобного Иова Почаевского в 1948 году последовали за ним в Англию. Это были те, которые окружали его в лагере Фимбек (близ Гамбурга), как «перемещенные лица». В 1951 году они переехали в Южную Америку, куда о. Виталий был назначен епископом Бразильским и Монтевидео, а затем - в Северную Америку с назначением его на Эдмонтовскую и Западно-Канадскую кафедру. В Канаде в 1957 году братия купила земельный участок и основала монастырь во имя Успения Божией Матери. В обители в северно-русском стиле был возведен Свято-Успенский храм. К 1990 году в обители не осталось насельников.

После перенесения административного центра Канадской епархии в Монреаль епископ Виталий с братией приобрели 160 акров земли в 90 милях южнее Монреаля, близ границы с американским штатом Вермонт. Здесь был устроен монастырь во имя Преображения Господня. Нынешний монастырь, состоящий из храма и четырех домов, окружен пшеничными полями. В 1976 году на средства прихожан кафедрального собора в Монреале здесь была построена новая церковь. Начиная с 1983 года, в скиту несколько раз проводились Архиерейские совещания. В Преображенской обители есть свой свечной завод и небольшая типография.

В 1953 году в Канаде был основан женский монастырь во имя Покрова Божией Матери, который подчинялся Свято-Владимирскому монастырю города Сан-Франциско (США). До этого времени, в течение 1949-1952 годов, на этом месте подвизались монахи. Они передали обитель сестрам, прибывшим из Шанхая. Первых насельниц было семь, но затем их число увеличилось.

Обитель расположена у небольшого озера в лесистом регионе канадской провинции Альберта. Сестры живут за счет ведения сельского хозяйства, шитья, вязания и изготовления богослужебных одежд. Как зависящие от монастыря в Сан-Франциско, они получают оттуда финансовую помощь.[54]

Чили

Приписная к Свято-Троицкому собору женская Успенская обитель находится недалеко от Сантьяго среди виноградных полей и апельсиновых рощ. Этот монастырь был основан в 1958 году пятью монахинями со Святой Земли. В 1990 году община насчитывала 5 монахинь и 7 послушниц.

Обитель расположена в 18 милях от столицы Чили, у подножия Анд. Этот район славится своим виноградом, фруктами и овощами. В монастыре находится церковь, трапезная, монашеские келии и гостиница. Вокруг этого комплекса располагаются маленькие деревянные домики для детей-сирот, опекаемых сестрами обители.

Детский дом-интернат носит имя святого праведного Иоанна Кронштадского. Он содержится за счет средств, получаемых за счет ведения сестрами обители сельского хозяйства.

Идея учреждения школы и сиротского дома принадлежала матери Иулиании, одной из палестинских монахинь, которая в 1966 году обратились ко всем с призывом пожертвовать на создание детского дома для девочек. Сбор средств прошел по приходам Русской Православной Церкви Заграницей. Удалось собрать всего 11 тысяч долларов США. Финансовую поддержку оказало и чилийское правительство.

В 1972 году интернат уже состоял из 40 девочек. Еще 100 детей ходило также в монастырскую школу. К 1977 году, благодаря преподавателям-чилийцам и русским эмигрантам, уже 186 мальчиков и девочек получили образование в этой школе. В 1990 году в школе училось 260 мальчиков и девочек. В школе дети получают образование на русском языке, изучают русскую историю, литературу, православную веру и русскую церковную музыку. Большинство детей-сирот владеет русским языком в совершенстве.[55]

Святая Земля

На территории Палестины находится несколько русских православных монастырей, история большей части которых начинается в XIX веке.

В 1871 года архимандрит Антонин (Капустин) на месте встречи праведной Елизаветы с Матерью Господа основал первую русскую обитель – Горний монастырь в Айн-Карем.[56]

После революции монастырь перешел в ведение Синода в Сремских Карловцах. В 1945 году Святую Землю посетил Святейший Патриарх Алексий I, которого радостно встречала и часть сестер Горнего монастыря. Но после этого все четче стало прослеживаться разделение между насельницами обители на «патриарших» и сторонниц Зарубежного Синода.[57]

27 октября 1945 года начальник Русской Духовной Миссии, подчиненной Русской Зарубежной Церкви, архимандрит Антоний (Сенкевич), отстранил игуменью Тавифу от управления Горненским монастырем, назначив на ее место монахиню Елизавету (Амненкову), в прошлом учительницу Вифанской школы. По просьбе «патриарших» сестер Иерусалимский Патриарх назначил им новую игуменью Антонину (Гришко), что вызвало негодование архимандрита Антония, закрывшего Казанский храм обители. Все же сторонницы Московского Патриархата не остались без общественного богослужения. Иерусалимской Партиархией им был предоставлен греческий храм в селении Айн-Карем, где игумен Исаия, русский по национальности, стал совершать для отделившихся сестер богослужение по-церковнославянски. Здесь «патриаршие» сестры молились в течение двух лет.

В 1948 году началась арабо-израильская война. За неделю до занятия Айн-Карема израильскими войсками игуменья Елизавета вместе с 20 сестрами покинула Горний монастырь, перейдя на территорию Палестины, контролируемую армией иорданского короля Абдаллаха.[58] Впоследствии, сестры, верные Зарубежному Синоду, эмигрировали в Англию и в Чили, где благодаря им возникли Благовещенская обитель в Лондоне и Успенский монастырь в Сантьяго.[59]

После ухода игуменьи Елизаветы опустевший Горний монастырь заняли 60 «патриарших» сестер во главе с престарелой игуменьей Антониной. После окончания войны они занялись восстановлением разрушенного монастырского хозяйства. Неоднократно сестрам Горней обители приходилось сталкиваться с хулиганскими выходками евреев-репатриантов, заселявших оставленные арабами земли, в том числе и Айн-Карем. Очень часто им самим приходилось защищать себя.[60]

С 1955 года Горний монастырь стал пополняться новыми монахинями,[61] в основном, из Псковского и Флоровского монастырей города Киева, а также из Пюхтицкого монастыря (Эстония).[62]

В 1983 году в монастыре произошло печальное событие. Были убиты две монахини, Варвара и Вероника (Васипенко), мать и дочь. Убийцами оказались граждане США, которых суд признал психически больными и выслал из Израиля.[63] Трагическая кончина двух сестер Горненской обители только сплотила насельниц русского монастыря в их молитвенном делании на благо Русской Церкви. В 1987 году на территории монастыря там, где он смыкается с общиной францисканцев, удалось построить новый пещерный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.[64]

В настоящее время в этой русской обители проживает около 60 насельниц, прибывших сюда из различных обителей России. Они несут свое послушание в храме, на кухне, в ризнице, в швейной мастерской и т.д. Нередко их посылают и в другие монастыри и храмы Миссии. В последнее время, когда из России стало приезжать много паломников, монахини Горнего монастыря стали их сопровождать по святым местам Палестины. На территории самого монастыря к Пасхе 1997 года удалось построить двухэтажную гостиницу для паломников.[65]

В Горней обители существует замечательный праздник «Целования Елизаветы», посвященный встрече Пресвятой Богородицы с праведной Елизаветой. Праздник отмечается через несколько дней после Благовещения. В этот день чтимую икону Благовещения переносят под торжественный звон из Русской Духовной Миссии в Горненский монастырь.[66]

В 40 километрах на юг от Иерусалима, в Хевроне, находится знаменитый Мамврийской дуб, почитаемый не только христианами, но также иудеями и мусульманами. Территория со Святым деревом была куплена для Русской Церкви архимандритом Антонином (Капустиным) в 1868 году. В 1906 году было начато строительство храма, законченное в 1926 году. Церковь была освящена во имя святых Патриархов, а два его придела – во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца. При церкви было создано монашеское братство. Особым почтением пользовался его игумен о. Игнатий, скончавшийся в 1985 году.[67]

До 1997 года дуб Авраама и храм святых Патриархов принадлежали Русской Православной Церкви Заграницей, но затем, по решению палестинской администрации, они были переданы Московской Патриархии.[68]

Ряд монастырей в Израиле находятся в ведении Русской Зарубежной Церкви. Один из них – Елеонский женский монастырь, расположенный на вершине Елеонской горы (Джебель Зейтун),[69] был основан в 1890 году тоже архимандритом Антонином.[70] Еще раньше, в 1886 году, был построен Вознесенский храм будущего монастыря, в 1888 году - 64-метровая колокольня святого Иоанна Крестителя, которая видна на большом расстоянии.

В 1930 году в Елеонской обители было около 200 сестер. В 1958 – 150, а в 1961 – 130 (из которых 75 переехали из России, а 48 были арабками). В 1990 году в монастыре проживало около 50 монахинь и послушниц разного возраста. До сих пор это - самой большой монастырь Русской Православной Церкви Заграницей. Сестры пишут иконы, шьют священные облачения и т.д. Несмотря на большой процент сестер-арабок, обитель носит русский характер; языком общения является русский, и богослужения совершаются на церковнославянском языке.[71]

Одним из самых красивых храмов Палестины является церковь святой равноапостольной Марии Магдалины, построенная в 1888 году в русском стиле XVII-ХVIII веков. В храме имеются шедевры великих русских художников – А.Шилова и В.Верещагина.

В 1919 году в храме святой Марии Магдалины были погребены святые мощи последней председательницы Православного Палестинского Общества, настоятельницы Марфо-Мариинской обители в Москве, святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и ее неизменной помощницы, инокини Варвары.

В 1934 году при храме возник русский Гефсиманский монастырь,[72] ставший одной из жемчужин Русского Зарубежья. Количество сестер в обители всегда колебалось между 20 и 40. В 1990 году их было 20. Как и в Елеонском монастыре, здесь помимо русских монахинь есть и сестры-арабки. При обители существует детский интернат. В 1988 году были полностью обновлены монастырская кухня и трапезная.

По случаю 100-летия освящения храма святой равноапостольной Марии Магдалины, Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря.

В 10 километрах от Иерусалима, близ Фарана, находится скит преподобного Харитона Исповедника. Последний насельник скита, афонский монах о. Герасим, покинул его в 60-е годы ХХ века. С этого времени скит стоит пустой и в настоящее время управляется Духовной Миссией Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме. Члены Миссии по несколько дней находятся в скиту, в остальное время он вновь становится необитаемым. В престольный праздник скита, 28 сентября, когда Церковь чтит память преподобного Харитона, здесь служится Божественная литургия.[73]

Австралия

В Австралии существует четыре монашеских общины Русской Православной Церкви Заграницей. Это Преображенский скит в Бомбале, женская обитель «Новое Шамордино» в Кентлине, монастырь святого Архистратига Божия Михаила в Мариквилле и община в Хобарте (Тасмания).[74]

В 1956 году приехавшие из Харбина (Китай) иеромонах Димитрий и протодиакон Петр в 80 километрах от Сиднея, близ Кетнлина, деревни, находящейся возле года Кебеллтауна, приобрели 5 гектаров земли. На этом месте они основали русский монастырь, главной задачей которого вначале было попечение о русских беженцах из Китая.

В 1990 году в монастыре «Новое Шамордино» проживало около 20 монахинь. В 1983 году здесь было начато строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была построена в новгородско-псковском стиле. Ее иконостас расписывал художник А.Б.Ганин.[75] Существующее при обители братство Святого Креста содержит русский православный поселок и дом для престарелых.[76]

В 1982 году, по благословению архиепископа Павла (Павлова), иеромонах Димитрий (Розентул) приобрел 400 гектаров земли на юго-востоке Снежных гор в Южном Уэльсе вблизи года Бомбалы. В 1983 году было закончено строительство главного здания, келий, трапезной, иконописной мастерской, гостиницы и небольшой библиотеки.[77] 1984 год является датой основания братства Преображенского монастыря, к концу 90-х годов состоящего из четырех монахов и двух послушников.[78] В 1987 году братия начала строить Преображенский храм, завершив строительство к 1989 году.[79]

Престольный праздник Преображенской обители всегда привлекает большое количество богомольцев. Для всех паломников после освящения плодов предлагается обильная трапеза на монастырском дворе.[80]

* * *

Итак, за пределами стран бывшего Советского Союза сейчас подвизается несколько сот монахов и монахинь, проживающих в самых разных странах мира. В монастырях и скитах Русской Православной Церкви Заграницей на 1990 год приблизительно числится 90 монахов и 150 монахинь,[81] более ста насельников в зарубежных обителях Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и только 18 человек ведут монашеский образ жизни в Русском Экзархате Константинопольского Патриархата.[82] Несмотря на разницу в количестве тех, кто принял «равноангельский образ» в различных русских церковных юрисдикциях, все они выполняют свое служение во благо Православной Церкви. Неся молитвенный подвиг, насельники зарубежных русских монастырей стараются быть открытыми миру, в котором они несут свою миссию, проповедуя среди коренного населения тех стран, в которых они живут, выпуская духовную и религиозно-нравственную литературу, окормляя сирот и обездоленных.


[1] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999г. Джорданвилль, 1998.

[2] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998г.//ОВЦС. 1998.

[3] Русская мысль. 1999(апрель). Сс.22-28.

[4] Seide G. Monasteries and convents of the Russian Orthodox Church abroad: Om. hist-rev. Munich: Monastery of Saint Job of Pochaev. 1990. Р.107-108.

[5] Арсеньев А. Русская диаспора в Югославии.//Русская эмиграция в Югославии. М.: Индрик, 1996. С.77.

[6] Свято Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. Сс.9-82

[7] Потапов В., прот. 100-летие Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы.//Русское Возрождение. 1985. №32. Сс.171-172

[8] Свято Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. Сс.9-82

[9] Seide G. Monasteries and convents of the Russian Orthodox Church abroad: Om. hist-rev. Munich: Monastery of Saint Job of Pochaev. 1990. Р.107-108.

[10] Тутунов С. Исторический обзор Архиепископии - Экзархата русских православных приходов в Западной Европе в ведении Вселенского Престола. Сергиев Посад, 2000. Сс.39-40

[11] Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский. Монахиня мать Екатерина (1906-1982): Опыт духовной биографии.//Вестник Русской Западно-Европейской Экзархата. 1985. №114. Сс.209-217.

[12] Митрополит Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). Париж, 1965. С.138.

[13] Русская мысль. 1996. №№18, 24(июль)

[14] Митрополит Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). Париж, 1965. С.137.

[15] Русская мысль. 1999. №22, 28(апрель)

[16] Тутунов С. Цит. соч. С.40.

[17] Сергий, архим. Свято-Духовский скит близ Парижа.//ЖМП. 1985. №9. Сс.15-16.

[18] О кончине монаха о. Григория (Круг).//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1969. №67. С.136.

[19] Сергий, архим. Цит. соч. Сс.15-16.

[20] Освящение нового православного храма во Франции.//Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1996. №16-17. С.23.

[21] SOP. 1996. №209 (juin). Р.12-13

[22] Голубева И. С молитвой за Россию.//Эхо Планеты. 1994. №20(май). Сс.41-42.

[23] Русская Православная Церковь Заграницей (1918-1968)./Под ред. Гр. А.А. Соллогуб: Т.2. Иерусалим, 1968. Лл.935-936.

[24] Seide G. Monasteries and convents of the Russian Orthodox Church abroad: Om. hist-rev. Munich: Monastery of Saint Job of Pochaev. 1990. Р.96-106.

[25] Русская Православная Церковь Заграницей (1918-1968)./Под ред. Гр. А.А. Соллогуб: Т.2. Иерусалим, 1968. Л.934.

[26] Seide G. Цит. соч. Р.117-121.

[27] Русская Православная Церковь Заграницей (1918-1968)./Под ред. Гр. А.А. Соллогуб: Т.2. Иерусалим, 1968. Лл.1046-1064.

[28] Seide G. Цит. соч. Р.117-121.

[29] Русская Православная Церковь Заграницей (1918-1968)./Под ред. Гр. А.А. Соллогуб: Т.2. Иерусалим, 1968. Лл.1046-1064.

[30] Seide G. Цит. соч. Р.122-125.

[31] Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Свято Иоанно Предтеченский монастырь. Братство святого Тихона. Эссекс. М., 1997. Сс.5-148.

[32] 20-летие монастыря в г. Первейзе.//Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1997. №5.С.17.

[33] Блаженный Иоанн Чудотворец: предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). М: Правило веры, Русский паломник, 1993. С.103

[34] Русская мысль. 1999. №22-28(апрель).

[35] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998г.//ОВЦС. 1998. январь.

[36] Пряничников И. Православные в Норвегии.//Эхо Планеты. 1995. №28(июль). С.23.

[37] Афон и Русская Церковь.//ЖМП. 1974. №6. Сс.12-24.

[38] Новая братия русского Пантелимонова монастыря на Афоне //ЖМП. 1966. №9. С.1.

[39] Пантелимон (Бащук), игум. Русское монашество и Афон. Загорск, 1991. Сс.49-50

[40] Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 1998. Сс.203-205.

[41] Seide G. Цит. соч. Р. 89.

[42] Сегень И. Русские скиты на Афоне. Сергиев Посад, 1993. С.120

[43] Stokoe G. Orthodox Christians in North America 1794-1994.: Orthodox Publications Centre, 1995. Р. 107

[44] Seide G. Цит. соч. Р.127-138.

[45] Holy Trinity monastery Jordanville. Jordanville, сор 1996. Р.1-3.

[46] Русский Пастырь. 1997. №27. С.37.

[47] Holy Trinity monastery Jordanville. Jordanville, сор 1996. Р.1-3.

[48] Анастасий, архиеп. Беседы с собственным сердцем: размышление и заметки. Джорданвилль, 1997. Сс.14-21.

[49] Seide G. Цит. соч. Р.143-146.

[50] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999г. Джоржанвилль, №4. 1998.

[51] Русский Пастырь. 1994. №20. С.

[52] Алфеева В. Русский скит в Санта-Розе: близ Русского Форта.//ЖМП. 1997. №6. Сс.58-63.

[53] Paisia, nun. St. Herman of Alaska brotherhood /By nun Paisia. I go (Calif): Valaam soc. Of America, 1983. P.8-12

[54] Seide G. Цит. соч. Р.153-156.

[55] Там же. P.164.

[56] 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). М., 1997. Сс.5-9.

[57] Исаия, игум. Горненский монастырь.//ЖМП. 1956. №3. Сс.18-20.

[58] Горненский женский монастырь на Святой Земле: К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). Иерусалим, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1997. Сс.23-25.

[59] Seide G. Цит. соч. Р.71

[60] Горненский женский монастырь на Святой Земле… Сс.23-25.

[61] Наталия, инокиня. Русский Иерусалим: Письма русской инокини со святой Земли (1983-1989): Инокиня Наталия./Авт. Предисловие архим. Августин (Никитин). СПб.: Воскресение, 1996. С.7.

[62] Seide G. Цит. соч. Р.71.

[63] Даниленко Б. К трагической кончине монахинь Варвары и Вероники.//ЖМП. 1984. №12. Сс.42-43.

[64] По святой Земле… С.29.

[65] Горненский женский монастырь на Святой Земле… Сс.48-53.

[66] Прилежаев А. Из жизни русской православной духовной Миссии в Иерусалиме.//ЖМП. 1957. №6. Сс.20-21.

[67] Seide G. Цит. соч. Р.81-82.

[68] Русский пастырь. 1997. №28-29. С.113.

[69] Палестина-Россия: связь времен. М., 1993. С.24.

[70] 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). М., 1997. Сс.5-9.

[71] Seide G. Цит. соч. Р.73-75.

[72] Палестина-Россия: связь времен. М., 1993. С.24.

[73] Seide G. Цит. соч. Р.77-83.

[74] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999г. Джорданвилль, №4. 1998.

[75] Seide G. Цит. соч. Р.157-160.

[76] Голубцов В.В. Русское Православие в Австралии.//Встреча. 2000. №1(11). С.40

[77] Seide G. Цит. соч. Р.161-163.

[78] Голубцов В.В. Цит. соч. С.40

[79] Seide G. Цит. соч. Р.161-163.

[80] Голубцов В.В. Цит. соч. С.39.

[81] Seide G. Цит. соч. Р.31.

[82] Русская мысль. 1999. №22.-28(апрель).


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.