Поиск авторов по алфавиту

Данилевский Н.Я., Россия и Европа. Глава VI. Продолжение

Некоторые из этих наук могут быть названы общими или теоретическими, потому что они имеют своим предметом общие мировые сущности, безотносительно к специальным формам, в которые они облечены. Таких общих мировых сущностей три: материя, движение и дух. Изучение материи самой в себе составляет предмет химии; изучение движения - предмет физики; изучением духа, безотносительно к его частным проявлениям, должна заниматься метафизика. Однако не только существование, но даже самая возможность существования такой науки весьма сомнительна. Чтобы возможно было изучение законов духа вообще, нужно бы иметь, по крайней мере, несколько духовных существ, дабы мочь элиминировать то, что в них случайно (то, что зависит от образа соединения духа с материей и от организации этой материи), от того, что существенно принадлежит духу, как духу. Но мы знаем лишь одно духовное существо - человека; поэтому, кажется, осторожнее заменить метафизику психологией. Но возможна ли или невозможна метафизика, - которая (в параллель с химией) была бы наукою о духе безотносительно к его проявлениям в соединении с известными формами, - для нас важно теперь лишь то, что психология представляет нам такие явления, которые не подводятся под законы материи и ее движения. Поэтому все первоначальные, самобытные законы, которым подлежит вся область нашего знания, почерпаются только из трех наук: химии, физики, психологии. Если астрономические исследования привели к открытию закона тяготения, то этот закон тем не менее есть закон физический, а не специально-астрономический.

Затем все остальные науки имеют своим предметом лишь видоизменения материальных и духовных сил и законов - под влиянием морфологического принципа, о котором мы заметим только, что он так же точно не проистекает из свойств материи и ее движения, как паровая машина не проистекает из расширительной силы пара. Морфологический принцип есть идеальное в природе. Развивать мысль эту здесь не у места. Для нас важно то различие, которое проистекает для характера наук, имеющих своим предметом общие мировые сущности: материю, движение и дух, от тех, которые рассматривают лишь их разнообразные осуществления под влиянием морфологического принципа. Это различие заключается в том, что только первые науки могут вырабатывать общие теории, остальные же могут отыскивать лишь частные законы, простирающиеся на более или менее обширные группы предметов или существ, расположенных по естественной системе, но ни в каком случае не объясняющие всех их собою. Для пояснения сделаем сравнение некоторых химических законов (с одной стороны) с физиологическими законами (с другой).

Химия говорит нам, что тела соединяются не иначе как в определенных для каждого тела по весу количествах, известных под именем химических пропорционалов, паев или атомистических весов. И мы вполне убеждены, что так же точно происходят эти соединения на Луне, Солнце, Юпитере, Сириусе и в отдаленнейших туманных пятнах. Так же точно мы уверены, что свет, проходя через прозрачные средины, преломляется, что от полированных поверхностей он отражается, сохраняя равенство угла падения с углом отражения, где бы это отражение ни происходило - на Земле ли или на звездах Медведицы, и откуда бы свет ни исходил - от лампы, от Солнца или от любой звезды. Но из физиологических законов общи для всех животных или растений только те, которые обусловливаются всем им общими химическими и физическими свойствами, как, например, весом. На что казался общим закон, что размножение живых существ состоит в воспроизведении себе подобных, а между тем так называемая перемежаемость поколений (Generations-wechsel) показывает нам, что есть множество существ, у которых не дети походят на родителей, а только внуки - на дедов или правнуки - на прадедов. На что также общим казался закон, что при половом размножении необходимо присутствие двух элементов: мужского и женского, разъединенных в двух индивидуумах или соединенных в одном, а между тем явления партеногенезиса, или деворождения, показывают нам, что даже совершенно девственные самки бабочек кладут яйца, из которых развиваются вполне образовавшиеся животные. Следовательно, и эти казавшиеся столь общими для всего живого законы применимы лишь к некоторым группам известной обширности. Если относительно других законов не делали подобных же обобщений, то только потому, что с самого начала физиологических исследований им подлежали уже существа довольно разнородные. Но представим себе, что мы не знали бы ни одного водяного животного. Мы, без сомнения, утверждали бы, что всякое живое существо, погруженное в воду, непременно задохнется, ибо не может дышать в воде; мы думали бы, что легкие и, пожалуй, воздухоносные трубочки (трахеи) суть единственно возможные органы дыхания, и, конечно, никогда не придумали бы жабр путем теории.

Этих примеров достаточно, чтобы показать, что только химия, физика и наука о духе могут быть науками теоретическими, что не может быть теоретической физиологии или анатомии, а только физиология и анатомия сравнительные. Точно то же относится к наукам филологическим, к историческим и, наконец, к общественным. Общественные явления не подлежат никаким особого рода силам, следовательно, и не управляются никакими особыми законами, кроме общих духовных законов. Эти законы действуют особым образом, под влиянием морфологического начала образования обществ; но так как эти начала для разных обществ различны, то и возможно только не теоретическое, а лишь сравнительное обществословие и части его: политика, политическая экономия и т. д.

Что невозможна общая теория устройства гражданских и политических обществ - это сознано давно, и мало уже таких доктринеров, которые бы думали, что, например, английское государственное устройство есть некий идеал, которого все должны стремиться достигнуть, что между государствами (или вообще обществами) есть, так сказать, только различие возрастное, а не качественное. Но один уголок общественных наук упрямо сохраняет это доктринерство - именно политическая экономия. Она думает, что всякое господствующее в ней учение есть общее для всех царств и народов, что, например, так как нет земледельческой общины в тех обществах, которые эта наука изучила и на изучении которых выводила свои теории, то общины и нигде быть не должно, что она составляет явление анормальное. Политическая экономия утверждает, что так называемая свободная торговля, которая есть выгоднейшая форма мены для Англии, где эта наука изучала торговые и промышленные явления, должна непременно применяться и к Америке, и к России. По-моему, это то же самое, как бы утверждать, что дышать можно только жабрами или только легкими, невзирая на то, живет ли животное в воде или на суше. Теоретическая политика или экономия так же невозможна, как невозможна теоретическая физиология или анатомия. Все эти науки и вообще все науки, за исключением трех вышеупомянутых, могут быть только сравнительными. Следовательно, за неимением теоретической основы - каких-либо особенного рода самобытных, непроизводных экономических или политических сил и законов - все явления общественного мира суть явления национальные и как таковые только и могут быть изучаемы и рассматриваемы. Они, конечно, могут и должны быть сравниваемы между собою, и из такого сравнения могут проистекать правила для более или менее обширной группы политических обществ, но никогда политическое или экономическое явление, замечаемое у одного народа и там уместное и благодетельное, не может считаться уже по одному этому уместным и благодетельным у другого. Это может быть, но может и не быть. Следовательно, общественные науки народны по самому своему объекту.

Итак, мы можем заключить, что и наука может быть национальна, но что в разных науках степень национальности различна. Национальность менее всего проявляется в науках, простых по своему содержанию или очень высоко стоящих по своему развитию, - в таких науках, к которым приложимы строгие методы исследования. Эти методы и составят препятствие к проявлению народности или вообще индивидуальности в несколько значительной степени. Здесь роль народности ограничивается почти лишь способом изложения и выбором методы исследования, если таких приложимых метод несколько. Роль народности в науках увеличивается по мере усложнения предмета, не допускающего введения точной и строгой методы. Если науки эти не принадлежат к разряду наук общественных, то причина национального характера, который они могут и должны принимать, зависит от особенности психического строя каждой народности, в особенности же каждого культурно-исторического типа. Наиболее же национальный характер имеют (или, по крайней мере, должны бы иметь для успешности своего развития) науки общественные, так как тут и самый объект науки становится национальным. Это, как само собою разумеется, относится и к наукам словесным, но об них и говорить нечего, так как никто никогда не утверждал, что правила немецкой грамматики обязательны и для русского языка.

Комментарии

[+1] Петр I Великий (1672-1725), русский царь, с 1721 — император России.

[+2] Литературный погром 1848 года — ужесточение цензурных правил в России под влиянием революционных событий в Европе. Цензурные комитеты были поставлены под контроль III отделения полиции. Арест участников «Общества» М. В. Буташевича-Пстрашевского, среди них литераторов: Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Плещеева, А. А. Григорьева, А. И. Пальма, Н. Я. Данилевского.

[+3] Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848), великий русский мыслитель, литературный критик, основоположник реалистической эстетики.

[+4] Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855), профессор Московского университета, выдающийся русский историк и социолог. Как и Данилевский, был последователем органической теории.

[+5] Западники — одно из ведущих направлений общественного движения русской интеллигенции 40-50-х годов XIX в., которое исходило из того, что в своем социокультурном развитии Россия должна идти тем же путем, что и страны Западной Европы, достигшие более высоких результатов цивилизации, чем русское общество. Западничество с самого начала было неоднородным. В него входили как либерально настроенные интеллектуалы, так и революционеры. Поэтому Белинского, например, называли революционным западником. В годы, предшествующие крестьянской реформе 1861 г. (революционная ситуация 60-х годов), произошло размежевание западничества на либеральное и революционно-демократическое. Последнее образовало отдельную общественную силу во главе с Н. Г. Чернышевским.

[+6] «Отечественные записки» — в 40-е годы журнал западнического направления (издавался в Петербурге А. А. Краевским). В журнале сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, в нем печатались произведения М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.

[+7] «Современник» — журнал, основанный А. С. Пушкиным (1836). В 1847 г. журнал приобрели Н. А. Некрасов и И, И. Панаев. В нем сотрудничали ведущие русские публицисты и писатели во главе с В. Г. Белинским (А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Когда в середине 50-х годов Некрасов привлек к работе в журнале Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, он сделался органом революционно-демократической «партии».

[+8] Славянофилы — группа, школа русских общественных деятелей и мыслителей, оппонентов западников. К славянофилам принадлежали А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К С и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. Славянофильство трансформировалось в почвенничество (неославянофильство), идеологами которого были Ф. М. и М. М. Достоевские, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и автор книги «Россия и Европа» — Н. Я. Данилевский. Славянофилы и почвенники в отличие от западников, определяя варианты развития русского общества, полагали, что оно должно основываться на национально-русских началах и потенциях, коренящихся в народе, но пока не вполне развернувшихся и к тому же подавленных так называемой «европеизацией» России, начатой Петром I. В философии и социологии славянофилы и почвенники следовали в основном Шеллингу,— точнее, органической теории, выведенной из шеллингианства.

[+9] Данилевский приводит часть строфы из стихотворения А. С. Хомякова «России» (1840). Вот она полностью:
Былое в сердце воскреси,
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
(см.: Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С. 112).

[+10] «...Леру ("De L'humanite")...» — Леру Пьер (1797-1871), французский социалист-утопист, создатель теории так называемого христианского социализма, построенной на идеях раннего христианства и подкрепленной особой «религией человечества». В скобках Данилевский имеет в виду работу Леру «О человечестве, его принципах и его будущем» (В 2 т., 1840).

[+11] «...Перти ("Die mystischen Erscheinungen der menschlichen Natur")...» — Перти Жозеф Антон Максимилиан (1804-1884), немецкий зоолог, натурфилософ, профессор Бернского университета. Автор многочисленных трудов, среди них: «Всеобщая естественная история как философская гуманитарная наука» (Paris, 1837-1841) и упоминаемая Данилевским книга «Мистические проявления человеческой природы» (Leipzig und Heidelberg, 1861).

[+12] «.. меркантилизм и эксплуатация колоний — с фритредерством».— Меркантилизм — экономическая концепция, обосновывающая государственную политику, поддерживающую буржуазное предпринимательство и торговлю. Фритредерство (от англ, free trade — свободная торговля) — направление экономической политики буржуазии, требующее свободы торговли и невмешательства государства в экономическую

[+13] Шекспир Вильям (1564-1616), великий английский поэт и драматург.

[+14] «...никто так по-бэконовски не мыслил, как англичане...» — Бэкон Френсис (1561-1626), английский философ-материалист и создатель эмпирико-индуктивного метода.

[+15] «...никто так... не мыслил... по-гегелевски, как немцы».— Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), великий немецкий философ, идеалист, разработал и обосновал законы и категории диалектики (диалектический метод).

[+16] Арийская раса — народы индоевропейской группы языков.

[+17] Кельтское племя — группа племен; обитала в Западной и Северной Европе уже во втором тысячелетии до н. э., позднее сосредоточилась на западе Европы и на Британских островах, еще позже подверглась романизации, и лишь небольшая часть ее сохранилась в Уэльсе, Шотландии, Ирландии.

[+18] Культуртрегерство (от нем. Kulturtra'ger — букв.: носитель культуры) — движение по распространению культуры, близкое просветительству.

[+19] Гус Ян (1396-1415), вождь чешского национально-освободительного движения и зачинатель религиозного реформаторства в Чехии («на православный лад», по словам Данилевского), профессор, ректор Пражского университета. Преследования Гуса католической церковью и имперскими властями закончились арестом и судом. По обвинению в ереси сожжен на костре.

[+20] Жижка Ян (ок. 1360-1424), чешский политический деятель и полководец, руководил народными военными силами (армия таборитов) в гуситских войнах, в которых решались судьба религиозной реформации и суверенитет чешского народа.

[+21] «...в Овидиевом смысле».— Овидий (Публий Овидий Назон) (43 до н. э.— 17 н. э.), римский поэт, автор сборника «Метаморфозы» («Превращения») — поэтически переложенных греко-римских мифов о превращениях предметов и явлений мира в новые формы.

[+22] «…чужеземное в этом обществе произвело ублюдков самого гнилого свойства: нигилизм, абсентизм, шедо-ферротизм, сепаратизм, бюрократизм, навеянный демократизм...» — Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — отрицание, исключающее положительные идеалы. Данилевский здесь разумеет конкретное явление: идейное движение в России второй половины XIX в., лидером которого был Д. И. Писарев, представляющий одну из фракций революционного демократизма. В общественном мнении утвердилось более расширительное употребление этого термина: нигилистами называли всех революционных демократов, особенно народников. Абсентизм (от лат. absentia — отсутствие) — формы общественного протеста: неучастие в выборах, отказ от использования права голоса, систематическая неявка на заседания коллегиального органа. Здесь: неучастие русских дворян в государственных делах и даже нежелание управлять своими имениями. Шедо-ферротизм (см. комм. 18 к гл. III) — беспринципные действия прессы, журналистов, подкупленных властями или какими-либо политическими структурами. Сепаратизм (от лат. separatus — отделенный) — стремление к национальному отделению от каких-либо государственных образований в целях самостоятельного конституирования. Бюрократизм (буквально: власть стола) — политическое господство лиц (чиновников) и органов государственно-административного управления, поставивших себя над интересами народа. Навеянный демократизм — Данилевский называет демократизм «навеянным», то есть привнесенным в Россию, заимствованным у чуждых, отличных от русского общественного и политического устройства, социальных моделей.

[+23] «...новомодный аристократизм а lа "Весть"...» — «Весть»— еженедельная газета, политическая и литературная, издавалась в 1863-1870 гг. Основана Н. Л. Безобразовым, выражала интересы дворянской оппозиции реформам Александра II справа.

[+24] Александрийский эллинизм — культура, центром которой был г. Александрия, основанный в 332-331 гг. до н. э. Александром Македонским на Средиземноморском побережье Египта.

[+25] Пиндар (518 или 522 — ок. 442 до н. э.), древнегреческий поэт, автор од и торжественных хоров.

[+26] Ликург (390-324 до н. э.), государственный деятель и оратор Афин, противник македонского влияния на общественно-политическую жизнь Эллады.

[+27] Солон (ок. 638 — ок. 559 до н. э.), политический деятель и социальный реформатор древних Афин.

[+28] Фемистокл (ок. 525 — ок. 460 до н. э.), государственный деятель и полководец древних Афин.

[+29] Демосфен (384-322 до н. э.), афинский политический деятель и оратор, глава антимакедонской партии.

[+30] Эсхил (525-456 до н. э.), древнегреческий драматург.

[+31] Эвклид (III в. до н.э.), древнегреческий математик Александрийской школы.

[+32] Жоффруа Сент-Илер Этьен (1772-1844) и его сын Изидор (1805-1861), французские зоологи. Данилевский, по-видимому, ссылается на первого из них — эволюциониста, предшественника Ч. Дарвина, критиковавшего учение Ж. Кювье (см. ком. 5 к гл. IV) о неизменности видов.

[+33] Окен Лоренц (1779-1851), немецкий естествоиспытатель и натурфилософ. Опираясь главным образом на философию Ф. Шеллинга, выделил в натурфилософии органическую теорию, рассматривающую весь мир как единый организм — иерархию органов, организмов и более крупных органических форм.

[+34] Паскаль Блез (1623-1662), французский физик, математик, философ.

[+35] Декарт Рене (De Cartes — Картезий) (1596-1650), французский философ-дуалист, математик, физик, физиолог.

[+36] Клеро Алексис Клод (1713-1765), французский математик, почетный член Петербургской Академии наук.

[+37] Даламберт (д'Аламбер) Жан Лерон (1717-1783), французский просветитель («энциклопедист»), философ и математик, один из создателей французской «Энциклопедии».

[+38] Монж Гаспар (1746-1818), французский общественный и государственный деятель, ученый (геометр).

[+39] Фурье Жан Батист Жозеф (1768-1830), выдающийся французский математик.

[+40] Лежандр (Лежандур) Адриен Мари (1752-1833), французский математик.

[+41] Лангранж Жозеф Луи (1736-1813), французский математик и механик.

[+42] Пуассон Симеон Лени (1781-1840), французский механик, физик и математик, почетный член Петербургской Академии наук.

[+43] Коши Огюстен Луи (1789-1857), французский математик, почетный член Петербургской Академии наук.

[+44] Леверрье Урбен Жан Жозеф (1811-1877), французский астроном.

[+45] Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716), немецкий философ, ученый и общественный деятель; один из создателей дифференциального исчисления; в философии развивал учение о монадах.

[+46] Эйлер Леонард (1707-1783), великий немецкий математик, механик и физик, член Петербургской Академии наук (около 30 лет жил и умер в Петербурге).

[+47] Гаусс Карл Фридрих (1777-1855), великий немецкий математик и астроном.

[+48] Бопп Франц (1791-1867), немецкий языковед-санскритолог, ввел сравнительный метод в языкознание.

[+49] Потт Август Фридрих (1802-1887), немецкий ученый-языковед.

[+50] Гумбольдт Вильгельм (1767-1835), немецкий ученый-филолог и прусский государственный деятель, брат А. Гумбольдта (см. ком. 2 к гл. IV).

[+51] Гримм Якоб (1785-1863) и его брат Вильгельм (1786-1859), немецкие ученые-филологи, члены Прусской Академии наук, известны как собиратели народных сказок. Гримм Якоб — автор «Немецкой грамматики», в которой исследовал язык, опираясь на сравнительный метод.

[+52] Лассен Кристиан (1800-1876), немецкий историк-языковед, по специальности индолог, исследовал также иранские языки.

[+53] Шлейхер Август (1821-1868), немецкий ученый-языковед.

[+54] Мюллер Макс (1823-1900), английский ученый-филолог, родился в Германии.

[+55] «Руссо в своих "Confessions"..» — Руссо Жан Жак(1712-1778), один из деятелей французского просвещения, буржуазный демократ, социолог, философ, эстетик и теоретик педагогики. Данилевский ссылается здесь на его работу «Исповедь».

[+56] Гоббес (Гоббс) Томас (1588-1679), английский философ-материалист, один из создателей теории естественного права и договорного происхождения государства, согласно которой в первоначальном периоде существования общества, когда еще не было государства, отношения людей достигли состояния «войны всех против всех» («bellum omnium contra omnes»). Такая угроза самому существованию общества вынудила людей договориться о создании государства как органа, регулирующего отношения в обществе. С созданием государства общество перешло из «естественного» в «гражданское состояние».

[+57] Смит Адам (1723-1790), английский экономист, представитель классической буржуазной политической экономии. Главной заслугой Смита является разработка трудовой теории стоимости. Данилевский, однако, выделяет у А Смита теорию соперничества, всеобщей конкуренции (тоже борьбы, как у Гоббса).

[+58] Дарвин Чарлз Роберт (1809-1882), великий английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории происхождения видов растений и животных путем естественного отбора, борьбы за существование. В книге «Дарвинизм» (1885) Данилевский обосновал свое непринятие этого учения именно из-за теории борьбы за существование. Теории Гоббса, Смита, Дарвина — продукт европейского индивидуалистического мышления.

[+59] Физиократы — одно из направлений буржуазной экономической науки XVIII столетия во Франции, доказывающее, что главным источником национального богатства является земледелие.

[+60] Сен-Симон Клод Анри (1760-1825), герцог, теоретик французского утопического социализма, социолог, предшественник философии позитивизма, основатель которой Огюст Конт (1798-1857) был секретарем Сен-Симона.

[+61] «...превосходно выставил на вид Маколей в своем биографическом этюде великого английского философа..» — Маколей Томас Бабингтон (1800-1859), английский историк, публицист и государственный деятель, автор «Истории Англии от восшествия на престол Якова II » (в 5 т.). Маколей известен и как автор биографических работ Одну из них, посвященную Ф. Бэкону (см. ком. 14 к наст, гл.), и имеет в виду Данилевский

[+62] «...утилитаризм Бентама..» — Бентам Иеремия (1748-1832), английский правовед и моралист, теоретик утилитаризма, концепции, согласно которой польза является главным критерием поступков человека, его нравственных норм

[+63] Гиппарх (II в. до н. э.), древнегреческий ученый, основоположник астрономии, географ

[+64] «...Птолемееву искусственную систему...» — Птолемей (Птолемей) Клавдий (ок. 90 — ок. 160), древнегреческий ученый из Александрийской школы, астроном, создатель геоцентрической системы мира, автор сочинения «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах».

[+65] Шталь Георг Эрнст (1660-1734), немецкий врач и химик, впервые сформулировал теорию флогистона (см. след. ком.).

[+66] Флогистон — гипотетическая особая материя, обладающая отрицательным весом, с помощью которой химики XVII-XVIII вв. пытались объяснить процессы окисления. Первое опровержение теории флогистона принадлежит М. В. Ломоносову, с открытием французским ученым Лавуазье кислорода (1775) флогистонная теория утратила свое значение окончательно.

[+67] Гюитон де Морво Луи Бернар (1787-1816), французский химик, сторонник флогистонной теории, а затем критик ее.

[+68] Лавуазье Антуан Лоран (1743-1794), выдающийся французский химик, сформулировал закон сохранения веса веществ в химических реакциях (закон сохранения материи и движения Ломоносова — Лавуазье).

[+69] Венцель Карл Фридрих (1740-1793), немецкий химик.

[+70] Гей-Люссак Жозеф Луи (1778-1850), крупнейший французский химик и физик, почетный член Петербургской Академии наук; главные открытия сделал в области теории газов.

[+71] Пруст Жозеф Луи (1754-1826), французский химик.

[+72] Дюлонг (Дюлон) Пьер Луи (1785-1838), французский химик и физик; автор ряда важных научных открытий в области химии кислот и теории теплоты.

[+73] Пети (Пти) Алексис Терез (1791-1820), французский физик.

[+74] «Дальтонова атомистическая теория...» —Дальтон (Долтон) Джон (1766-1844), выдающийся английский химик и физик; обосновал законы химических взаимодействий газов, выведя их из теории атомистического строения вещества.

[+75] Берцелиус Иене Якоб (1779-1848), знаменитый шведский химик и минералог, почетный член Петербургской Академии наук.

[+76] Дюма Жан Батист (1800-1884), французский химик.

[+77] Лоран Опост (1807-1853), французский химик-органик.

[+78] Жерар Шарль Фредерик (1816-1856), выдающийся французский химик.

[+79] Гюйгенс Христиан (1629-1695), голландский механик, физик и математик, создатель волновой теории света, противопоставленной ньютоновской (корпускулярной), которая объясняла природу света движением (истечением) мельчайших частиц вещества (корпускул).

[+80] Малюс Этьен Луи (1775-1812), французский физик.

[+81] Френкель (Френель) Опостен Жан (1788-1827), французский физик, один из создателей волновой теории света.

[+82] Юнг Томас (1773-1829), английский физик, один из создателей волновой теории света.

[+83] Фрауэнгофер Йозеф (1787-1826), немецкий физик-оптик.

[+84] «Учение о теплороде...» — Согласно этому учению, теплород (теплотвор) — особая невесомая материя, причина теплоты в теле. Передача теплоты представлялась как переливание теплорода из одного тела в другое. Первое опровержение теории теплорода принадлежит М. В. Ломоносову.

[+85] Меллони Мареджони (1798-1854), итальянский физик, профессор университета в Парме, исследователь в области лучистой теплоты.

[+86] Эрстед Ханс Кристиан (1777-1851), датский физик.

[+87] Араго Доменик Франсуа (1786-1853), французский астроном.

[+88] Ампер Анри Мари (1755-1836), французский физик и математик, один из основоположников электродинамики.

[+89] Фаредей (Фарадей) Майкл (1791-1867), великий английский физик, создатель теории электромагнитного поля.

[+90] Румфорд Томсон Бену Бенужанин (1753-1814), граф, английский физик.

[+91] Майер (Мейер) Юлиус Лотар (1830-1895), немецкий химик, оспаривал приоритет Д. И. Менделеева в открытии периодического закона.

[+92] Джуль (Джиуль) Джемс Прескот (1818-1889), английский физик, одновременно с Э. X. Ленцем открывший закон зависимости тепла от силы электрического тока.

[+93] Ньютоновский закон — закон всемирного тяготения.

[+94] Эфир — по представлению физиков XVIII-XIX вв., материя, состоящая из особо легких и подвижных атомов, или среда,
заполняющая пространство и являющаяся, по более поздним понятиям (начало XX в.), носителем электромагнитного и гравитационного полей.

[+95] Адансон Мишель (1727-1806), французский ботаник, занимался классификацией растений, признавал возможность изменения видов. Автор книги «Семейство растений».

[+96] Браге Тихо (1546-1601), датский астроном, не принимавший гелиоцентрическую систему мира.

[+97] Вернер Абраам Готлоб (1750-1817), немецкий геолог и минералог.

[+98] Гаюи (Аюи) Рене Жюст (1743-1822), французский кристаллограф и минералог, почетный член Петербургской Академии наук.

[+99] Моос Фридрих (1773-1839), немецкий минералог, предложил шкалу относительной твердости минералов (1811).

[+100] Розе Густав (1798-1873), немецкий геолог, сопровождал А. Гумбольдта (см. ком. 2 к гл. IV) в путешествии по России.

[+101] Митшерлих Эйхард (1794-1863), немецкий химик.

[+102] Гуттон Джемс (1726-1797), шотландский геолог, автор вулканической теории происхождения горных пород, один из основателей теории изоморфизма.

[+103] Вильсон Горас Гайман (1786-1860), английский санскритолог, установивший сродство санскрита и европейских языков.

[+104] «...Вольфовы тела...» — Вольф Каспар Фридрих (1733-1794), один из основоположников эмбриологии, член Петербургской Академии наук, с 1768 г. жил в России, Открыл первичные формы органов у формирующихся зародышей. Их назвали «Вольфовы тела».

[+105] Предложенная Данилевским таблица достаточно искусственна и главное — не полна. Сразу бросается в глаза, что в историю науки он не включил, например, русских ученых: Ломоносова, Лобачевского, Менделеева, Сеченова, К. Бера и др.— и потому выводы его не отличаются репрезентативностью.

[+106] Рейхенбах Генрих Готтлиб Людвиг (1793-1879), немецкий ботаник, систематик и зоолог, профессор университета в Гамбурге.

Примечания

[*1] Декларация прав человека (фр.) - Сост.

[*2] "Позвольте делать, позвольте поступать свободно". Или: "Как идет, пусть идет" (фр.) - формула свободы буржуазной экономической деятельности. - Сост.

[*3] Букв.: без чего нет; без которого не может быть (лат). - Сост..

[*4] Шотландцы составляют лишь незначительный племенной оттенок в англосаксонском племени, так как у нас великорусы, малорусы и белорусы, следовательно, и Смит - английский ученый точно так, как Вальтер Скотт - английский романист.- Примеч. авт.


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.