Поиск авторов по алфавиту

Государства и народы древней Ойкумены в I тыс. до Р.Х.

1а. Население Месопотамии. 2. Египтяне, персы, протоармяне, урар-ты. 3. Индоевропейское население Средиземноморья. 4. Население Европы и Евразии. 5. Население Южной и Юго-восточной Азии...

В первом тысячелетии до Р.Х. на древнем Востоке складывается целый ряд государственных образований, которые следует перечислить н вкратце охарактеризовать.

1а. Семитское государство, Новоассирийское царство — первая мировая держава, объединившая все тогдашние центры государственности: малоазийские, месопотамские, восточно-средиземноморские и даже Египет. Держава Александра Македонского возникла гораздо позже — в ней реализовалась идея, сформировавшаяся ранее в умах правителей такого оригинального государства как Ассирия. Территория ее складывания — Северное Двуречье. Все городские центры Ассирии располагались по Тигру в отличие от предшествующих больших государств Месопотамии, базировавшихся в основном на Евфрате. Н а Ефрате, в Южном Двуречье продолжала существовать Вавилония.

Специфика некоторых государств I тыс. до Р.Х. в том, что все они поздние, поэтому остатки сложившихся в их рамках этносов существуют до сих пор. В частности, в нашем городе имеется большое количество ассирийцев — сейчас они именуются айсорами21. Что касается потомков Вавилонии, то они тоже вошли небольшими группами в современное арабское население Ирака. И ассирийцы и вавилоняне — семитские группы. Разница лишь в том, что ассирийцы — восточные семиты, преемники аккадцев, имевших тысячелетнюю историю, а вавилоняне — потомки арамейского населения, относящегося к западно-семитской группе. Арамейский язык был основным средством межэтнического общения на Востоке вплоть до времен Нового Завета.

В южной части Двуречья жили халдеи. По Библии они являлись носителями знаний, которыми действительно обладали в огромном количестве, однако основные усилия они в той или иной степени отдавали колдовству. Свои знания халдеи стремились оформить как набор магических приемов. Эти группы арамейского населения проникли так далеко, какв южную часть Двуречья лишь в первом тысячелетии до Р.Х., так как именно теперь люди впервые сели на коней. С этого момента ход политической и отчасти культурной истории меняется: контакты военные, экономические и культурные приобретают иной характер — а именно — большие массы людей быстро перемещаются на большие расстояния. Уже можно довольно легко двигаться от колодца к колодцу, не попадая под обстрел крепостей. Халдеи занимались земледелием и немного скотоводством — конниками по преимуществу они были лишь в "момент переезда". Окопавшись в болотистых низинах южного Двуречья, они стали практически недосягаемы. Предпринимались иногда удачные попытки объединить халдеев в единое государство.

2. В Северной Африке продолжает существовать Египетское государство, оно вступает в период так называемого Позднего царства (сер. X—VI вв. до Р.Х.). Египет был одним из сильнейших государств тогдашнего мира в Саисский период: 664—525 гг. (саисские династии именуются так по названию новой столицы — г. Саис). Потомками египтян стали копты, исповедовавшие арианство — одну из первых христианских ересей.

Следующий народ, доживший до наших дней в огромном количестве, — персы. В VI в. они пришли к государственности, начав с юго-западной части Ирана, расположенной за хребтами, — потом перевалили и через них.

На исторической арене появляется армянское государство, составленное восточными мушками (на юге исторической Армении22). К востоку от армян, в районе озера Ван, жили урарты, создававшие временами весьма крупные государственные образования и потом утрачивавшие ранее захваченные территории. Потомков их в настоящее время не обнаружено. Такова, впрочем, судьба большинства здешних древних государств, кроме армянского, имевших опорой Армянское нагорье. Здесь трудно создать богатое обширное густонаселенное государство: слишком мало земли, небольшие ирригационные системы, слабый прирост, что часто превращало вышедшее из пелен государство в заложника талантов монархов. Впрочем, несколько удачных правителей подряд с хорошим здоровьем (чтобы остаться в истории, нужно править долго, соответственно, столько же жить), и Урарту превращается в крупного агрессора. Потом появляются такие же удальцы у соседей, а у Урарту таковые кончаются, в связи с чем государство снова сжимается в 5—6 раз. Даже при подобных пертурбациях Урарту хватило на семь веков. Язык урартов, известный по дошедшим до нас надписям, не поддается полной расшифровке. Лингвисты (от отчаяния) относят его к группе кавказских языков.

3. На самом западе восточного мира жили народы, говорившие на индоевропейских языках. Наиболее известны, естественно, древние греки — они, если не принимать во внимание их исконные территории на Балканском полуострове, обитали на Кипре, Крите, западному берегу Малой Азии н по островам близ пего. Остальные народы, расселившиеся в этом же регионе, говорили на чем-то похожем.

Если мысленно двигаться вглубь Малой Азии на Восток, мы столкнемся с лувийг^ами н хеттами, говорившими на хетто-лувнйских языках, но не родственных протогреческнм. Древние же письмена населения островов расшифрованы не все23.

Остальной мир давно уже не безлюден: в Америке обнаружены следы индейцев, имевших более примитивные формы сельского хозяйствования. В Средиземноморье со II тыс. в материковой Греции и на Крите уже существуют цивилизации. Затем начинают выдвигаться новые центры — Италия, Северная Африка, юг Испании.

4. Основное население в Центральной и Западной Европе, Британии VIII—VII вв. до Р.Х. — кельты, не индоевропейцы. Ныне кельтами населена Исландия. Далее на восток существовала индоевропейская балто-германо-славянская, еще не вполне разделившаяся, языковая общность. Отделение от нее балтославян относится в настоящее время к временам, гораздо более близким к границе эпох.

Всю современную среднюю полосу и европейскую часть России занимали угро-финны, еще одна языковая семья. К ней относятся чуваши, мордва, меря, эстогщы, финны, венгры. Венгры убежали с Волги достаточно поздно, пронеслись по степям, не оставив следов, и застряли в Венгрии, где и процветают до снх пор. В тогдашней Европе земледелие не способствовало быстрому росту населения: здесь высились глухие леса, и люди устраивали близ рек небольшие делянки. Зато большой шум и непрерывные столкновения происходили на евразийском степном поясе от Румынии до Сеула, по крайней мере до Пхеньяна. Это огромная полоса степей — где довольно легко взад-вперед перемещались разнообразные народы, прежде всего индо-европейцы. Вначале они жили довольно спокойно, потому что не на ком было быстро передвигаться, зато когда остальной мир познакомился с ездовыми животными, и они сели на лошадь. Тогда евразийская степь па долгие века превратилась в зону непрерывного циркулировать населения. Один из первых известных нам европейских народов, гонявший по степям Евразии, -- киммерийцы, примечательные тем, что скакали на лошадях с огромными мечами и в огромных широкополых шляпах — зачем они были нужны, совершенно непонятно, но киммерийцы регулярно изображаются именно в таком виде.

Степи имеются двух видов: важный момент для понимания истории и нашего Отечества и вообще Европы и Азии. Есть степи полынные и ковыльные, разница принципиальная. К западу от междуречья Дона и Волги — степи ковыльные: высокая влажность, сочная и обильная трава, пустынь поблизости нет; основные животные: сайгаки, различные виды коз и козлов. Здесь меньше разводят баранов и овец, которые тяготеют к полынной степи, — единственные животные, способные питаться всякими аналогами полыни. Сухие степи междуречья Дона и Волги — по своей природе, в основном, полынные, здесь как раз и обитают бараны. Такие различные условия создавали принципиальные различия в поведении населявших их народов В ковыльной степи наряду со скотоводством распространено земледелие. В полынной очагн для земледелия чрезвычайно малы и редки — здесь рано возникает разделение труда между скотоводом-кочевником н живущими по южной бахроме степей земледельцами.

Основной район, занятый индоевропейскими степными народами, обымает пространство от Румынии до Таджикистана и Узбекистана. Тогда климат был более влажный. Вначале в западной части этой полосы жили киммерийцы. Надо сказать, это население любило свои степи и не стремилось их покидать, хотя временами ими овладевала охота к перемене мест, и они, желая пограбить богатеньких жителей более южных городов и долин, врывались в Переднюю Азию и доходили фактически до Евфрата, что пытались повторить потом скифы. Долгое время занятые долины степняки контролировать не могли — зато до северной части Малой Азии порой добирались и даже устраивали там свои государства и династии, рано или поздно растворяясь среди местного населения, экономически и социально более сложного и, главное, многочисленного.

5. Далее на востоке жили народы тюркской и монгольской языковых групп. Монголы на глазах письменной истории появляются как кочевое население сюнну (.хунну, или гунны). Жили они главным образом в Монголии и постоянно контактировали с китайцами, довольно изрядно им досаждая на протяжении многих веков, правда, ничего с последними поделать не могли, как впрочем, и древние китайцы с населением евразийской степи. Временами гунны отправлялись в далекие походы на Запад.

В районе современного Алтая сформировалась группа тюркских народов, которым было суждено проникнуть в Среднюю и Малую Азию, даже на Волгу.

В среднем течении долины реки Хуанхе (а не в Пекине) жили древние китайцы. Для них левобережье Хуанхе место совершенно неудобное и нетипичное — это скорее монгольская глубинка: основная масса монголов по сей день живет не в Монголии, а в Китае. Китайская государственность, как и письменность, возникла в середине II тыс. до Р.Х. сама по себе на правобережье Хуанхе и без всякого влияния извне, очень своеобразная, — еще одно техноген-ное общество. В Китае металл распространяется довольно поздно, для этого региона характерно столь же позднее развитие городов и торговли. В отличие от остальных техногенных обществ китайское не базировалось на искусственном орошении: китайцы выращивали просо. Китайское общество с самого начала было очень светским; последовательного осмысления мира по тем же законам, что и у других народов, в нем не было, нет даже космологических мифов (или они до нас не дошли). Неясно, почему, но факт совершенно очевиден: найти у китайцев каких-то богов со специальными функциями очень трудно. "Мифология" чрезвычайно проста. А основа духовной жизни, как и у египтян, — культ предков. В древнем китайском обществе не возникло синтеза культов предков и богов природы. Философии как науки о логических правилах непротиворечивого мышления у китайцев не было вообще, и не нужно думать, что философия нечто присущее любому обществу. Впрочем, для нас важно другое — то, что картина мира была очень светская. Имевшиеся знания о богах и природе были оформлены как представления о древних императорах, и будь последние хоть на одной ноге, с шестью глазами, однако воспринимались как вполне заметные администраторы со всеми соответствующими функциями. И до грани веков китайцы обходились этой моделью — когда же узнали, что есть иные боги, то моментально их восприняли. Буддизм, как только китайцы с ним познакомились, распространился моментально, потому что людям не хватало элементарного видения картины мира. Занимались же китайцы в основном тем, что объединяли друг друга на протяжении долгого времени. Собственно, китайское единое государство возникает только в III в. до Р.Х. — огромное, населенное различными народами. В последующие пять веков для него характерно быстрое развитие — окончательное объединение империи происходит во II в. н. э., и вплоть до сегодняшнего дня длится борьба за ее сохранение.

Южнее, в бассейне р. Янцзы и на территории современного Индокитайского полуострова обитали аустроазиатские племена, отличные по этническому составу от северо-китайских. Они создали свою цивилизацию; самостоятельно открыли металл и не в середине II тыс., а много раньше, равно как и письменность, обнаруженную китайскими археологами лет 30 назад, правда не расшифрованную. Эти племена сами дошли до идеи создания системы орошения, разведения тяглового домашнего скота, но потом скрылись на втором плане истории — китайская же культура постепенно начала их обгонять в развитии. На островах — аустронезийцы.

Последний крупный центр тогдашней ойкумены — Индийская первая "цивилизация", созданная дравидами. Их потомки насчитывают около 150 миллионов — это тамилы, живущие в южной Индии. Ранее они обитали на северо-западе страны, в районе городских центров Мохенджо-Даро и Хараппа — вся цивилизация иногда обозначается по их названиям. Где-то в середине III тыс. дравиды Индостанского полуострова вышли на уровень государственности. Описывать данную археологическую культуру долго не стоит, поскольку она сходна с месопотамской: дома из сырцового кирпича, в городах — улицы, водопроводы, канализация, стены и т. д. У дравидов был достаточно своеобразный язык; их письменность до сих пор не расшифрована, несмотря на обилие текстов, правда, весьма коротких, — в основном на Н^яяияш. связи с древне-индийской эта культура не имеет, поскольку она погибла через тысячу лет после возникновения, где-то в третьей четверти II тыс. до Р.Х. и была сменена культурой ари-ев, пришедших с северо-запада через Афганистан. Это индоевропейское население, прибывшее откуда-то из среднеазиатских степей и принесшее с собой ведические верования^4. Очень много слов в хинди, — нынешнем государственном языке Индии, восходящем к санскриту, на котором общались арийцы, — похожих на русские, поскольку все это языки индоевропейские: огонь — агни, ведать — веды и т.д.

В ведическнх верованиях обожествлялись силы природы, объединенные в особый пантеон, в котором позднее выделились три главных бога: Шива, Вишну и Брахма25. Примечательно, что разделение их функций для европейцев будет непривычным: оно показывает, насколько разными были картины миропонимания у древних народов. Не нужно представлять себе Шнву, хотя он порой способен на мерзкие поступки, божеством злым, а Вишну, наоборот, — абсолютно добрым. Нет, Шива — бог динамики, любого движения, плохого и хорошего. В противоположность ему Вишну — бог инерции и стабильности, направленной на сохранение хорошего. Они между собой обычно не ссорятся и довольно мирно уживаются. А Брахма где-то над ними и чуточку без них — некоторый общин импульс, задающий общепринятые нормативы.

В дальнейшем на базе брахманизма возник индуизм.

В Африке тоже имелось разнообразное население; кушиты на севере, негры — в центре или па юге.

Рассмотрим три основных государства Ближнего Востока в I тыс. до Р.Х., игравших роль в истории Святой Земли в эпоху Единого и Разделенного царств: это — Ассирия, Вавилон и Египет.

Примечания

21 Современными ассирийцами была монополизирована чистка ботинок и продажа ваксы. У них имеется своя интеллигенция, имеющая университетское образование; в начале нашего века были свои школы. Последняя попытка ассирийцев возродить государственность относится к 1920 г., когда будучи вооружены французами, они подняли восстание на юго-востоке современной Турции. Турки оказались сильнее, а французы, как часто бывает, предали своих друзей — ассирийцы были вынуждены сложить оружие.

22 Земли, после геноцида 1915 года заселенные турками, которые здесь вырезали большую часть армянского населения.

23 Например, предки греков писали больше нигде неизвестным способом: но спирали. Кроме того, следует помнить, что существовала совершенно другая культура чтения: вы сами себе лектор, поэтому все процедуры восприятия текста были достаточно шумными. Для человека запись была средством воспроизвести звук, после чего он был способен его воспринять. Многое стоит за тем фактом, что не существовало интимного процесса чтения про себя, к которому мы привыкли и считаем естественным. На самом деле большая часть письменной истории связана именно с чтением вслух.

24 От слова "Веды" — древнейшие памятники религиозной литературы Индии. Существовало четыре веды, или самхиты (наиболее известная — Ригведа), представлявшие собой сборники гимнов, жертвенных формул и описаний ритуалов.


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.