Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 27.

27.

Святая православная Церковь признает, что нет греха

 

 

475

человеческого, которого бы не могла омыть кровь Господа Бога Спасителя Нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, — кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат пред всесвятою кровью вочеловечившегося Господа, пролитою за вас. «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем: язвою Его мы, человеки, исцелехом» (Исаии LIII, 5). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека*). Покаяние—вера, покаяние—признание искупления и Искупителя! покаяние—усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! покаяние—самоотвержение! покаяние — признание падения и погибели, объявших весь род человеческий! покаяние—отречение от всякой добродетели человеческой! Всю надежду возлагает покаяние на Искупителя! одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! без цены, без малейшей цены добродетели человеческие! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они—выражение этой веры,—исполнение воли Искупителя! Покаяние восполняет собою недостаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя! Бог дал нам покаяние в помощь нашей немощи. Ах, как многообразна и велика немощь наша! Иной человек ненавидит грех свой, но так привык ко греху, так бессилен для борьбы против него, что не престает впадать в ненавидимый, мерзостный грех, увлекаясь насилием преобладающего навыка. Несчастному рабу греха пристанище—покаяние! Сколько бы раз ни случилось ему подвернуться нравственному бедствию,—он может войти в это пристанище, починить в нем сокрушенную ладью душевную. Церковная история сохранила следующую беседу между некоторым, страдавшим от греха иноком и одним из величайших угодников Божиих, обиловавшим духовными дарованиями, по причине этого обилия, получившего наименование Великого: брат

1) Житие пр. Марии Египетской. Четьи Минеи, апреля 1.

 

 

476

спросил преподобного Сисоя Великого: Отец! что мне делать? я пал. Старец отвечал: «восстань». Брат сказал ему: я восстал, и опять пал.—Старец отвечал: «опять восстань».— Брат сказал: доколе же мне будет восставать и падать? — Великий отвечал: «доколе не будешь взят из этой жизни».— Эту повесть вы найдете в книге «Достопамятные сказания о подвижннчестве святых и блаженных Отцов»; также она помещена в Четьих Минеях, в житии преподобного Сисоя Великого, 6 июля. Должно предполагать, что угодник Божий дал такой ответ человеку, имевшему несчастный навык ко греху, навык как бы непреодолимый. Встречаются люди, подвергшиеся этому бедствию. Слово «пал» изображает, что грех брата был тяжкий, смертельный.

Однако ж надо знать, что Бог дал покаяние единственно в помощь немощи нашей,—отнюдь не для потачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, должно обходиться, с ним очень благоговейно, благоразумно, осторожно. «Кто, в надежде на покаяние, повторяет «свои грехопадения», сказал св. Исаак Сирский, «тот ведет себя лукаво по отношению к Богу, такового постигает нечаянная смерть» (Сл. 90). Должно со всею тщательностью храниться от впадения вообще во все грехи, великие и малые, как от выражения вражды на Бога.

Самый тяжкий грех — «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, — показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоносного яда, как от лютого зверя, от отчаяния. Повторяю; отчаяние — злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству. Самоубийство— тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостаивает отпевания, и лишает погребения на христианском кладбище.

За самоубийством следуют по тяжести своей грехи смерт-

 

 

477

ные, каковы: убийство, прелюбодеяние, ересь и другие, подобные им. Эти грехи, хотя и менее пагубны нежели самоубийство, и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остается возможность покаяния и спасения, но называются смертными. Пребывающий в них признается умершим душою; пребывающий в них не допускается правилами святой церкви к приобщению святых Христовых Таин, к участию в богослужении. Если смерть постигнет его непокаявшимся в этих грехах, то вечная гибель его несомненна. Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставят смертный грех свой. Тогда он только может быть допущен к соединению со Христом чрез приобщение святых Таин! И потому после главного греха—отчаяния и самоубийства, надо с особенною тщательностью охраняться от смертных грехов, с твердым и решительным намерением в душе — не впадать в них. Если-ж случится несчастье впасть в какой смертный грех, то надо оставить его немедленно, исцелиться покаянием, и всячески храниться, чтоб снова не впасть в него. Если же, по какому-нибудь несчастному стечению обстоятельств, случится снова впасть в смертный грех, не должно предаваться отчаянию,—должно снова прибегать к Богом дарованному врачевству душевному, покаянию, сохраняющему всю силу и действительность свою до самого конца жизни нашей.

Есть грехи не смертные: одни из них тяжеле, другие легче. Надо сперва отучаться от грехов тяжелых, а потом и от легких. Например: грех не смертный—объедение; также грех не смертный—лакомство. Объедение грубее и сопряжено с более вредными следствиями, нежели лакомство: и потому надо сперва отучаться от многоядения, а потом от сластоядения. Впрочем, и не смертные грехи, каковы: объедения, лакомство, роскошь, празднословие, смехословие и другие, выросши и объявши человека, могут очень близко подойти к грехам смертным. Грех, овладевший человеком, называется страстью. Страсть подлежит вечной муке, сказали отцы (препод. Нил Сорский Сл. 1). И потому никак не должно пренебрегать грехами не-. смертными, особливо должно ^наблюдать, чтоб какой-нибудь грех

 

 

478

не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть. Для очищения от таких грехов и для лучшего наблюдения за собою, св. церковь положила каждому православному христианину никак не менее четырех раз в год (в крайности же непременно однажды) прибегать к святому таинству исповеди. Святая исповедь приносит двоякую пользу: доставляет прощение от Бога в содеянных грехах, и предохраняет от впадения вновь в грехи. «Душа», говорит св. Иоанн Лествичник, «имеющая обычай исповедывать грехи свои, удерживается от нового впадения в них воспоминанием об исповеди, как-бы уздою. Грехи же не исповеданные удобно повторяются,—как-бы совершенные во мраке». (Леств. Сл. 4).

Есть грехи, совершаемые словом. Их никак не должно считать маловажными! От слова шуточного до слова преступного—самое краткое расстояние! От слов своих оправдишися, и от слов своих осудишися (Матф. XII, 37), сказал Спаситель. Язык совершил великие преступления: произнес отречения от Бога, хулы, ложные клятвы, клеветы на ближнего. Отречение от Христа и богохульство причисляются в тягчайшим смертным грехам.

Есть грехи, совершаемые мыслию, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все вражда на Бога! Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как-бы осуществлять его мечтанием испещренным, украшенным и продолжительным; таковый тайный душевный грех близок к греху, совершаемому самым делом.

Человек должен избегать со всею тщательностью всех вообще грехов. В тех же грехах, в которые по немощи впадает делом, словом, помышлением и всеми чувствами, должен ежедневно приносить раскаяние пред Богом, — что всего лучше делать по совершении правила, отходя ко сну. Сверх того, должен ежегодно очищать совесть свою четыре раза св. таинством исповеди. Если-ж случится впасть в смертный грех, нисколько немедля надо исповедать его пред отцом духовным. Господь да сохранит вас от великого душевного бедствия—смертного греха, да дарует вам силу удаляться и от прочих грехов, больших и малых. Аминь.

1847 года. Николо-Бабаевский монастырь.

Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.