Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо Еп. Игнатия о существе сотворенных духов и души человеческой

311

 

ПИСЬМО ЕП. ИГНАТИЯ

К НЕКОТОРОМУ ДУХОВНОМУ ЛИЦУ, СПРАШИВАВШЕМУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ЕГО УБЕЖДЕНИЙ

О СУЩЕСТВЕ СОТВОРЕННЫХ ДУХОВ И ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, И ПОЧЕМУ ОН НАЗВАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ДУШУ—ЭФИРНОЮ.

«Приношу Вам искреннейшую благодарность за откровенное письмо Ваше от 29-го мая. Отвечаю на него с такою-же откровенностью» .

«По вступлении моем в жизнь аскетическую и потом в монастырь, хотя и случались со мною, разные опыты, свойственные этому пути, но о душе и духах я имел понятие неопределенное, признавая и называя их по общему поверхностному пониманию бесплотными и невещественными; нужды входить в дальнейшее рассматривание не представлялось. Вступил я в монастырь в 1827 году, а начал заниматься Писанием и Отцами гораздо раньше,—можно сказать с детства. С 1843 года, независимо от меня, необходимость заставила вникать подробнее и точнее в значение души и сотворенных духов. Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для подвижников. Особенно нуждаются в нем те подвижники, которые в подвиге своем введены перстом Божиим в брань с духами. Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей. Опыт доказывает верность учения Отцов со всею решительностью. Темное и загадочное делается очень ясным и простым. Что ж касается до слова эфир, то химия называет этим словом материю, совершенно отличную

 

 

312

от газов, принадлежащих земле, несравненно тончайшую, но неопределенную, вовсе неизвестную человекам. Существование же ее признается по той необходимой причине, что пространство за. земною атмосферою, как и вообще всякое пространство, не может быть чуждым материи. В собственном смысле—не веществен Один, необъемлемый пространством—Бог. Духи сотворенные бесплотны по отношению к нам. Но естество их, как, и естество души пребывает неопределенным для нас по невозможности определить его. Наука признает невозможным определение нашего тела, равно как и всех тел, имеющих органическую силу—жизнь. Мечта Декарта о независимости духов, от пространства и времени—решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости, зависит от пространства.

……………………………………..

Еп. Игнатий.

7-го июня 1865 года,

Николо-Бабаевский монастырь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.