Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских блаженствах

518

 

О ЕВАНГЕЛЬСКИХ БЛАЖЕНСТВАХ 1).

От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. Рожденное от Духа дух есть 2); а как заповеди Христовы суть Дух 3), то и ощущения, производимые ими, суть ощущения духовные.

Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей?— Нищета духа.

Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию.

Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества.

От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетой духа 4).

Нищета духа—блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лестнице блаженств.

Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства.

О нищете духа сказал святой Давид: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 5).

Нищета духа—соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью,—Бог отвергает их.

Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека.

Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя,—способен уверовать в Евангелие живою верою.

1) Заимствовано из Отеческих писаний, преимущественно же из 1 книги священномученика Петра Дамаскина. Добротолюбие, ч. 3. 2) Иоанн. III, 6. 3) Иоанн. VI, 63. 4) Матф. V, 3. 5) Ис. L, 19.

 

 

519

Такое состояние—дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство.

Нищему свойственно повадиться о нищете своей.

Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач.

Плач — благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.

Такая душа омывает свои пятна святою водою — слезами; стирает пятна святою печалью.

Несказанное утешение, несказанная легость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении,—слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.

Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение,—какое же он приготовит блаженство в будущем веке?

Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: блаженни плачущии 1).

Ты сделал грехи?—Пролей слезы.

Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного в ней: тот мало видит или вовсе не видит недостаток в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит,—охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.

Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: кротость.

Блаженни кротции 2), возвестил Спаситель, яко тии наследят землю.

Какая это земля?... После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши 3).

Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей

1) Матф. V, 4. 2) Матф. V, 5. 3) Быт. III, 19.

 

 

520

власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводить меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотью, моею кровью, моими нервами. Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира 1).

Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое состояние, устрояемое во мне благодатью, в новое блаженство: начинаю алкать и жаждать правды Божией, — не пустой, человеческой 2).

Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием 3), не какою другою добродетелью.

Милосердие никого не осуждает, любить врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние—опять блаженство 4).

Сердце, объятое милостию, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его—благость.

То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное в Богозрению. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят 5).

Что значит чистое сердце? спросили одного великого наставника иночествующих. Он отвечал: «сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям 6)».

В чистое сердце нисходить мир Божий, соединяет дотоле разделенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама.

Мир Божий— удел святых Божиих: посредством святого мира, христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати 7).

Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он—действие, плод Святого Духа.

Стяжавший в себя мир Божий, способен к прочим окончательным блаженствам: в благодушному претерпению, в пре-

1) Ис. XXXVI, 11. 2) Матф. V, 6. 3) Матф. V, 48. 4) Матф, V, 7. 5) Матф. V, 8. 6) Преподобный Исаак Сирский, Слово 48. 7) Матф. V, 9.

 

 

521

терпению с радостью поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей.

Стяжавший мир Божий не страшится внешних волн: на весах сердца его утешение благодатное уничтожило всю ценность земного великого и сладостного, всю тягость земного скорбного и горького.

Осмотри величественную духовною Лествицу блаженств евангельских, осмотри каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы; но поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.

На этой Лествице скачки невозможны: непременно должно восходить с ступени на ступень.

Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда она признает его достойным.

Достойны возвышения—смиренные.

Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинит для человека такое блаженство, и оно в течение всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе,—лишит истинного блага на земле и на небе.

Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально. Оно — основание, податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание: тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз, и часто разбивается до смерти.

Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.

Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просит у Него дара существенно полезного и необходимого, — Он ниспосылает его из неоскудевающих Своих сокровищ.

Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога—нищета духа. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.