Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживые нелюбите, глаголет Господь Вседержитель

301

 

ИСТИНУ И СУД МИРЕН СУДИТЕ ВО ВРАТЕХ ВАШИХ, И КЛЯТВЫ ЛЖИВЫЕ НЕ ЛЮБИТЕ, ГЛАГОЛЕТ ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ 1).

Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления.

Ваши: одни эти врата собственно принадлежат человеку.

Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд — ум наш 2): он чинит разбор, или рассматривание помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.

Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть, истекающие от Господа, Который Един — Истина, приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, поэтому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что — то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того, «помыслы, происходящие от демонов, говорит Великий Варсонофий, прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть, внушают мысли, по-видимому правые, внутренне же суть волци хищницы 3) то есть, восхищают и прельщают сердца незлобивых 4) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие, что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его 5), чтоб он не нашел у тебя норы, и, по-

1) Захар. VIII, 17. 2) По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично, и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи 23 апреля. 3) Матф. VII, 15. 4) Рим. XVI, 18. 5) Быт. III, 1, 15.

 

 

302

селившись в ней, не произвел опустошения 1)». Глава змея— начало его помысла или мечтания.

Клятвы лживые не любите. Диавольский помысл, приходя ко вратам души, старается принять вид праведности, приносит уму, этому судье, сидящему и судящему во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой Пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помысла, прибегать молитвою в Господу Богу, чтоб Он отогнал врага от врать душевных 2). Аминь.

1) Варсонофий Великий. Ответ 59. 2) Святой Исаак Сирский. Слово 30.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.