Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве

138

О МОЛИТВЕ.

Статья I.

Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться.

Молитва—обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва—плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва-излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Первое обнаружение, первое движение покаяния—плач сердца. Это—молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.

Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей 1), как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ—Бога,—усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом.

Путь к Богу—молитва. Измерение совершаемого пути—различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно.

Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно,—и удобно наследуешь спасение. Опасение является от Бога в свое время, с неоспоримым сердечным извествованием о себе, молящемуся правильно и постоянно.

Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Бее другие состояния сердца, до обновления его Духом Святым, признавай — каковы и точно они — несвойственными кающемуся грешнику, умоляющему Бога о прощении грехов своих и об освобождении—как из темницы и оков—из порабощения страстям.

1) Лествица. Заглавие слова 28-го. Преподобный Макарий Египетский. Слово 3, гл. I.

 

 

139

Моисеевым Законом предписано было израильтянам только на одном, назначенном от Бота месте, приносить все их жертвы. И законом духовным назначено для христиан одно духовное место для принесения всех их жертв, в особенности же жертвы из жертв—молитвы. Это место—смирение 1).

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.

Молитва—причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть.

Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом.

Когда восстанешь от сна, —первая мысль твоя да будет о Боге; самый начаток мыслей твоих, еще незапечатленный никаким суетным впечатлением, принеси Богу. Когда отходишь ко сну, когда готовишься погрузиться в этот образ смерти,— последние твои мысли да будут о вечности и о царствующем в ней Боге.

Ангел открыл некоторому святому иноку следующий порядок мыслей в молитве, благоугодный Богу: «Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его; потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших, в сокрушении духа, в заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле» 2).

Начальная причина молитвы—вера: веровах, темже возглаголах» 3) молитвою моею к милосердому Богу, благоволившему заповедать мне молитву и давшему обетование внимать ей.

1)  По объяснению преподобного Пимена Великого. Алфавитный Патерик. 2) Лествица. Слово 28-е, гл. VII. 3) Ис. СV; 1.

 

 

140

Вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам 1), возвестил Господь. И потому, отвергнув всякое сомнение и двоедушие, неотступно пребывай молитвою при Господе, повелевшем всегда молитися и не стужати си 2), т. е. не приходить в уныние от тесноты молитвенной, которая, в особенности сначала, тягостна, невыносима для ума, привыкшего блуждать повсюду.

Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия, и жалобами на соперника своего 3)—на насилующий ее грех—непрестанно утомляет Неутомимого 4): она возрадуется в свое время о чистоте своей и о бесстрастии своем.

Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас 5), т. е. нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе.

Молитва, как беседа с Богом, сама собою—высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек,—и милосердый Бог, не исподняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.

Прошений, исполнение которых сопряжено с вредными последствиями, Бог не удовлетворяет; не удовлетворяет Он и тех прошений, которые противны Его святой воле, противны Его премудрым, непостижимым судьбам.

В противность определению Божию просил великий Моисей Боговидец, чтоб даровано ему было войти в землю обетованную, и не был услышан 6); молился святой Давид, усиливая молитву постом, пеплом и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его; но не был услышан 7). И ты, когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле всесвятого Бога, Который, но недоведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным.

1) Марк. XI, 24. 2) Лук. XVIII, 1. 3) Лук. ХVIII, 3. 4) Лествица. Слово 7, гл. 11. 5) Лук. ХVIII, 7. 6) Второзак. III, 26. 7) 2 Цар. 12.

 

 

141 —

Сынам мира, просящим у Бога земных благ для удовлетворения плотским вожделениям, возвещает святой Апостол Иаков: Просите и не приемлете, зане зле просите, да во сластех ваших иждивение 1).

Когда желаем предстать царю земному, то приготовляемся в этому с особенною тщательностью: изучаем, какое должно быть при беседе с ним настроение наших сердечных чувств, чтоб по порыву какого-нибудь чувства не увлечься в слово или движение, царю неприятное; заблаговременно придумываем, что говорить ему, чтоб говорить одно угодное, и тем расположить его к себе; заботимся о том, чтоб самый наружный вид наш привлек его внимание к нам. Тем более мы должны сделать приличное приготовление, когда желаем предстать Царю царей, и вступить молитвою в беседу с Ним.

Человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце 2); но в человеке расположение сердца наиболее сообразуется с положением лица его, его наружности. И потому давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками или сложив их сзади, как бы от связания веревками, как обыкновенно бывают связаны схваченные на месте преступления преступники. Звук голоса твоего да будет жалостным звуком плача, стоном уязвленного смертоносным орудием или терзаемого лютою болезнью.

Бог зрит на сердце. Он видит самые сокровенные, самые тончайшие помышления и ощущения наши; видит все прошедшее и все будущее наше. Бог — вездесущ. И потому стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно: ты стоишь пред Ним! ты стоишь пред Судьей твоим и полновластным Владыкою, от Которого зависит твоя участь во времени и в вечности. Употреби твое предстояние пред Ним на устроение твоего благополучия; не допусти, чтоб это предстояще, по недостоинству своему, послужило для тебя причиною казней временных и вечных.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышле-

1) Иак. IV, 3. 2) 1 Цар. XVI, 7.

 

 

142

ния и попечения земные. Не занимайся мыслями, которые тогда придут тебе, как-бы они ни казались важными, блестящими, нужными. Отдай Божие Богу, а нужное для временной жизни успеешь отдать в свое время. Невозможно в одно и то же время работать Богу молитвою, и занимать ум домышлениями и попечениями посторонними.

Пред молитвою покади в сердце твоем фимиамом страха Божия и святого благоговения: помысли, что ты прогневал Бога бесчисленными согрешениями, которые Ему явнее, нежели самой совести твоей: постарайся умилостивить Судью смирением. Остерегись! не возбуди Его негодования небрежением и дерзостью: Он благоволит, чтоб даже ближайшие в Нему, чистейшие ангельские Силы предстояли Ему со всяким благоговением и святейшим страхом*).

Риза души твоей должна сиять белизной простоты. Ничего не должно быть тут сложного! не должны примешиваться лукавые помыслы и ощущения тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия, высокоумия, сладострастия—этих темных и зловонных пятен, которыми бывает испещрена душевная одежда молящихся фарисеев.

Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра, укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде нежели получишь эти слезы, слезами покаяния, укрась себя младенческим, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь царей на душе эту утварь: склоняются в душе—Его милостивые взоры.

Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших—непременное условие успеха в молитве. Егда стоите молящеся, повелевает Спаситель, отпущайте аще что имате на кого: да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит ват согрешений ваших 2). «Молитвы памятозлобных—посевы на каине», сказал преподобный Исаак Сирский 3).

Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость,

1) Ис. LXXXVIII, 8. 2) Марк. XI, 25, 26. 3) Слово 89.

 

 

143

и потому служит также приготовлением к молитве. Невоздержание чрева соделывает тело тяжелым, дебелым, ожесточает сердце, потемняет ум множеством испарений и газов, восходящих из желудка в мозг. Едва встанет пресыщенный или насытившийся на молитву,—сонливость и леность нападают на него, множество грубых мечтаний рисуются в его воображении, сердце его неспособно прийти в умиление.

Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост 1). Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою.

Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных. Две лепты вдовицы, принесенные ею в церковь и составлявшие все имение ее, оказались на весах правосудного Бога большими, нежели значительные приношения богатых от избытков их. Так суди и о молитве: назначь себе количество ее соответственно силам твоим, помни премудрое наставление великого наставника подвижников: «Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение, и приносишь ей смущение, а не полезу 2)».

От здорового и сильного сложения взыскивается соответствующая молитва. «Всякая молитва, сказал тот-же великий Отец, «при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва—без души 3)».

Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько-бы ты хотел, не смущайся этим: законно и по совести проходимое служение приготовляет человека к усердной молитве, и заменяет качеством количество. Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодною деятельностью.

Исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце

1) Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. ч: 4-я. 2) Св. Исаак Сирский. Слово 85. 3) Его же. Слово 11.

 

 

144

к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать, по заповеданиям Евангелия.

Милосердие в ближним и смирение пред ними, выражаемые наружными делами и питаемые в душе, в совокупности с чистотой сердца, преимущественно от блудных помыслов и ощущений, составляют основание и силу молитвы 1). Они—как бы крыле 2) ее, которыми она возлетает к небу. Без них молитва не может подняться от земли, то есть, возникнуть из плотского мудрования: она удерживается им, как сетью или силком; она возмущается, оскверняется, уничтожается им.

Душа молитвы—внимание 3). Как тело без души мертво, так и молитва без внимания—мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы 4). Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной; но путь этот приводит ко вниманию. Кто вкусить великое благо внимания: тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем во блаженному вниманию.

Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемой трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном 5).

Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию: последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое. Собственное внимание обуревается помыслами и мечтаниями, колеблется от них; благодатное—преисполнено твердости.

Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим, и удобно приучишься ко вниманию.

Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истин-

1) Святой Исаак Сирский. Слово 66 и 67-е. 2) Ис. LIV, 7. 3) Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы. Добротолюбие, ч. I. 4) Лествица. Слово 28, гл. 17. 5) Каллист и Игнатий Ксанфонулы. Добротолюбие, ч. 4, гл. 24.

 

 

145

ном. Мечтание, как-бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния Божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве.

Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвинным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога», сказал преподобный Мелетий Исповедник 1).

Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно, вид Христа, или Ангела или какого Святого,—словом сказать, какой бы тони было образ,— никак не принимай итого явления за истинное, не обрати на него никакого , внимания, не вступи с ним в беседу 2). Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению с святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.

Святые иконы приняты святою Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как-бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству, и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред самою Пресвятою Девою; но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу, или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня

1) Сочинение «о молитве» сего угодника Божия помещено в книге Клады, издания Оптиной пустыни. 2) Преподобный Григорий Синаит. О прелести, главы зело полезные. Добротолюбие, ч. I.

 

 

146

наводят на душу спасительный страх, вводить в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как-бы вещественность, приводить его к ложному, гордому мнению о себе, — душу приводить в ложное состояние, состояние самообольщения 1).

Высокое состояние—ощущение присутствия Божия! Ин удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собою, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших. Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Иного способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами.

Слова молитвы, одушевляемые вниманием, проникают глубоко в душу, убодают, пронзают, так сказать, сердце, и производят в нем умиление. Слова молитвы, совершаемой с рассеянностью, касаются как-бы только поверхности души, не производя на нее никакого впечатления.

Внимание и умиление признаются даром Святого Духа. Только Дух может остановить волны ума, разбегающиеся повсюду, сказал святой Иоанн Лествичник 2). Другой достоблаженный Отец Сказал: «Когда с нами умиление, тогда с нами Бог» 3).

Достигший постоянного внимания и умиления в молитвах своих, достиг состояния блаженств, называемых в Евангелии нищетою духа и плачем. Оль разорвал уже многие цепи страстей, уже обонял воню свободы духовной, уже носит в недрах своих залог спасения. Не оставь теснин истинного молитвенного пути — и достигнешь священного повоя, таинственной субботы: в субботу не совершается никакого земного дела, устраняются борьба и подвиг; в блаженном бесстрастии, вне рассеянности, душа чистою молитвою предстоит Богу, и упокоевается в Нем верою в бесконечную благость Его, преданностью Его всесвятой воле.

В подвижнике молитвы преуспеяние в молитве сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от вре-

1) Слово преподобного Симеона о трех образах молитвы. 2) Лествица, Слово 28, гл. 17. 2) Иеромонах Серафим Саровский.

 

 

147

пени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы. Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как-бы прилепятся к словам молитвы, влечется имя к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление, и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим.

Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Когда соделаешься таинственным священнослужителем молитвы: тогда взойдешь в Божию скинию, и оттуда наполнишь священным огнем кадильницу молитвенную. Огнь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови—воспрещено приносить пред всесвятого Бога.

Священный огнь молитвы, заимствуемый из Божией скинии— святая любовь, изливаемая в истинных христиан Духом Святым 1). Силящийся совокупить молитву с огнем крови, мнит, в самообольщении своем, обманутый мнением о себе, совершать служение Богу, а на самом деле прогневляеть Его.

Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падении, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние. Ты восстенаешь пред Богом, и будешь вопиять в Нему молитвою из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося; будешь вопиять, как из темницы, как из гроба, как из ада.

Покаяние рождает молитву, и в сугубом количестве рождается от дщери своей.

Наслаждение в молитве — исключительный удел святых избранников Божиих, обновленных Святым Духом. Кто увлекаемый порывами крови, увлекаемый тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себе наслаждения: тот находится в горестном самообольщении. К такому сочинению очень способна душа, омраченная жительством по плоти, душа, обманутая и обманываемая своею гордостью.

1) Рим. V, 5.

 

 

148

Ощущения, порождаемые молитвою и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности в Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями. Этими ощущениями — в которых однако же вкушение надежды спасения — будь доволен. Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов. Они совсем не таковы на самом деле, каковыми представляются нашему воображению: действие Святого Духа, от которого являются высокие молитвенные состояния, непостижимо для ума плотского 1).

Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит?— Этого нельзя иначе узнать, как опытом. Старайся постоянно заниматься внимательною молитвою: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом.

Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный подвиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предметами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобретется этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения.

Молитва, как уже сказано выше, мать всех добродетелей: стяжи мать! с нею придут и чада ее в дом души твоей, соделают его святилищем Божиим.

Пред начинанием всякого дела приноси молитву Богу; ею привлекай благословение Божие на дела твои, я ею суди дела твои: помышление о молитве останавливает от дел, противных заповедям.

Кто пред всяким делом и словом обращается молитвою к Богу о вразумлении, помощи и благословении: тот совершает жительство свое как-бы под взорами Бога, под Его руководством. Навык к такому поведению удобен; ничего нет быстрее ума, сказал Великий Варсонофий, ничего нет удобнее, как возводить, при всякой встречающейся нужде, ум к Богу 1).

1) Святой Исаак Сирский. Слово 55. 2) Ответ 216.

 

 

149

В трудных обстоятельствах жизни учащай молитвы к Богу. Вернее прибегать к молитвам, нежели к пустынь воображениям слабого человеческого разума, соображениям, которые по большей части оказываются несбыточными. Вернее опереться верою и молитвою на всемогущего Бога, нежели—шаткими соображениями и предположениями—на свой немощный разум.

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его. Израильтяне, оставив без внимания чудеса Божия, совершенные для них в пустыне, просили исполнения пожеланий чрева—и еще брашну сущу во утех их, гнев Божий взыде на на 1).

Приноси Богу прошения, сообразные величию Его. Просил у Него Соломон премудрости; получил ее, и с нею множество других благ: потому что просил благоразумно. Просил у Него Елисей благодати Святого Духа, сугубой пред великим учителем своим, и прошение его было принято.

Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя. Архангелы и Ангелы—эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы твоей, смотрят чего просишь ты у Бога. Они удивляются и радуются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о получении чего-нибудь небесного; они скорбят, напротив того, на оставившего без внимания небесное, и просящего своей земли и тления.

Нам заповедано быть младенцами злобою, а не умом 2). При молитве отвергается разум мира сего, многоглаголивый и кичливый: из этого не следует, чтобы принималось, требовалось в ней скудоумие. В ней требуется разум совершенный, разум духовной, исполненный смиренномудрия и простота, выражающийся часто в молитве не словами, а превысшим слов молитвенным молчанием. Молитвенное молчание тогда объемлет ум, когда внезапно предстанут ему новые, духовные понятия, невыразимые словами этого мира и века, когда явится особенно жи-

1) Ис. LХХVII, 80—31. — Эта статья и следующие за ней две заимствованы из 5-го слова святого Исаака Сирского. 2) 1 Кор. XIV, 20.

 

 

150

вое ощущение присутствующего Бога. Пред необъятным величием Божества умолкает Его немощная тварь—человек.

Многоглаголание 1), осужденное Господом в молитвах языческих, заключается в многочисленных прошениях о временных благах, которыми преисполнены молитвы язычников, в том изложения витийственном, в котором они предложены 2) — как будто риторические украшения, вещественная звучность и сила слога могут точно так же действовать на Бога, как они действуют на слух и нервы плотских людей. Осуждая это многословие, Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв, как представилось некоторым еретичествующим: Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая по долгу в молитве. И бе обнощь (т. е. пребыл всю ночь) в молитве Божией 3), повествует о Господь Евангелие.

Продолжительность молитв угодников Божиих—не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений, которые являются в них во время молитвы. Обилием я силою этих ощущений уничтожается, так сказать, время, отселе преобразуясь для святых Божиих в вечность.

Когда делатель молитвы достигнет преуспеяния в своем блаженном подвиге: тогда разнообразие мыслей в псалмах и прочих молитвословиях делается несоответствующим его устроению. Молитва мытаря и другие кратчайшие молитвы удовлетворительнее выражают невыразимое, обширное желание сердца, я часто угодники Божии в такой молитве проводили многие часы, дни и годы, не ощутив нужды в разнообразии мыслей для сильной сосредоточенной молитвы своей 4).

Молитвы, сочиненные еретиками, весьма сходствуют с молитвами язычников: в них многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение. Чужды они Духа

1) Матф. VI, VII, VIII. 2) По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 3) Лук. VI, 12. 4) Иеромонах Серафим Саровский, инок особенно преуспевший в молитве, препроводил тысячу дней и тысячу ночей, стоя на камне и вопия ко Господу: Боже милостив буди мне грешному! Сказание о жизни и подвигах О. Серафима. Москва, издание 1841 г.

 

 

151

Святого: веет из них смертоносная зараза духа темного, духа лукавого, духа лжи и погибели.

Велико занятие молитвою! Святые Апостолы для молитвы и для служения Слову отказались от служения ближним в телесных их потребностях. Не угодно есть нам, сказали они, оставльшим слово Божие, служити трапезам... Мы в молитве и служении Слова пребудем 1), то есть, в беседе с Ботом молитвою и в беседе о Боге с ближними, возвещая ям Триипостасного Бога и вочеловечившегося Бога-Слово.

Занятие молитвою есть высшее занятие для ума человеческого; состояние чистоты, чуждой развлечения, доставляемое уму молитвою, есть высшее его естественное состояние; восхищение его к Богу, чему начальная причина—чистая молитва, есть состояние сверхъестественное 2).

В сверхъестественное состояние восходят только святые угодники Божии, обновленные Святым Духом, совлекшиеся ветхого Адама, облекшиеся в Нового, способные откровенным лицем души славу Господню взирать, преобразующиеся в той же образ от славы в славу действием Духа Господня 3). Большую часть Божественных откровений они получают во время упражнения молитвою, как в такое время, в которое душа бывает особенно приготовлена, особенно очищена, настроена к общению с Богом 4). Так Святой Апостол Петр во время молитвы увидел сходящую с неба знаменательную плащаницу 5). Так Корнилию сотнику во время молитвы явился Ангел 6). Так, когда Апостол Павел молился в храме Иерусалимском, явился ему Господь, и повелел немедленно оставить Иерусалим: иди, яко Аз в языки далече послю тя 7), сказал Он ему.

Молитва заповедана Господом, так как и покаяние. Конец молитвы, так как и покаяния, указан один: вход в царство небесное, в царство Божие, которое—внутри нас. Покайтеся, приближися бо царствие небесное 8). Царствие Божие внутрь вас есть 9). Просите, и дастся вам: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет,

1) Деян. VI, 2. 4. 2) Лествица. Слово 28. 3) 2 Кор. III, 18. 4) Святой Исаак Сирский. Слово XVI. 5) Деян. X, 11. 6) Деян. X, 3. 7) Деян. ХXII, 17-21. 8) Матф. IV, 17. 9) Лук. XVII, 21.

 

 

152

и ищай обретает, и толкущему отверзется. Отец, иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него 1). Боги не имать ли сотворити отягчение избранных Своих вопиющих к Нему день и нощь и жалующихся на насилие, причиняемое им греховною заразою и бесами? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре 2). Вход в царство небесное, которое святым крещением насаждено в сердце каждого христианина, есть развитие этого царства действием Святого Духа.

Спеши молитвою, жаждущая спасения душа, спеши в след Спасителя, сопрождаемого Его бесчисленными учениками. Зови в след. Его молитвою подобно жене Хананейской 3); не огорчайся продолжительным невниманием Его; претерпи великодушно и смиренно скорби и унижения, которые Он попустить тебе на пути молитвенном. Для успеха в молитве непременно нужна помощь от искушений. По вере твоей, за смирение твое, за неотступность молитвы твоей, Он утешит тебя исцелением беснующейся от действия страстей дщери твоей—исцелением твоих помышлений и ощущений, претворив их из страстных в бесстрастные, из греховных в святые, из плотских в духовные. Аминь.

 

Статья II.

Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он—главный и первый между подвигами иноческими. Все прочие подвиги-подвиги служебные этому подвигу; предприемлются они для того, чтобы подвиг молитвы совершался успешнее, чтоб плоды молитвы были обильнее. «Глава всякого благочестивого жительства, сказал преподобный Макарий Великий, и верх всех добрых дел есть постоянное пребывание в молитве 4)».

Какое человеческое положение может быть выше, может сравниться с положением человека, допущенного к беседе молитвою с Царем царей, с Богом богов, с Творцом и полновластным. Владыкою всех видимых и невидимых, вещественных и духовных тварей?

1) Лук. XI 9. 10. 13. 2) Лук. XVIII, 7, 8. 3) Матф. XV, 22-28. 4) Слово 3, гл. I.

 

 

153

По важности упражнения молитвою, это упражнение нуждается в значительном предварительном приуготовлении 1).

От желающих приступить б Царю царей Он требует благоугодных Ему образа мыслей и сердечного настроения, того образа мыслей и того сердечного настроения, при посредстве которых, приблизились в Нему и благоугодили Ему все праведники Ветхого и Нового Заветов 2). Без этого образа мыслей и сердечного настроения доступ невозможен, попытки и усилия к доступу тщетны.

Желающий приступить к Богу, и усвоиться Ему постоянным пребыванием в молитве, осмотрись! Исследуй тщательно твой образ мыслей: не заражен ли ты каким-либо лжеучением? в точности ли и без исключений последуешь учению Восточной Церкви, единой истинной, святой, апостольской 3)? Если кто Церковь преслушает, сказал Господь ученику Своему, буди тебе яко-же язычник и мытарь 4), чуждые Бога, враги Божии. Какое же может иметь значение молитва того, кто находится в состоянии вражды в Богу, в состоянии отчуждения от Бога?

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества—необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом. Все святые полагали в основание молитвы сознание и исповедание своей греховности и греховности всего человечества. Святость человека зависит от дознания и исповедания этой греховности. Тот, Кто дарует святость человекам за покаяние их, сказал: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние 5).

Желающий заняться подвигом молитвы! прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло. Тот, пред кем ты намереваешься предстать молитвою, повелевает тебе: Аще принесеши дар молитвы к горнему омтарю Царя царей, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой 6).

1) Лествица. Слово 28, гл. III. 2) Лук. I, 17. 3) Требник. Последование Исповедания. 4) Матф. XVIII, 17. 5) Матф. IX, 13. 6) Матф. V, 23, 24.

 

 

154

Приуготовь себя к молитве беспристрастием и беспопечением. От пристрастий—попечения. Удерживаемая пристрастиями, развлекаемая попечениями, мысль твоя не возможет неуклонно стремиться молитвою к Богу. Не можете Богу работами и мамоне: иде же бо есть сокровище ваше, ту и сердце ваше будет. Не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Ищите прилежными, постоянными, исполненными умиления молитвами царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам 1). Отторгни от земли и от всего земного ум и сердце твои, и не неудобно будет для тебя начать невидимое шествие молитвою к небу.

Если терпишь нищету, или угнетают тебя скорбные обстоятельства, или злоумышляет на тебя и гонит тебя враг твой: оставь без внимания—для того, чтоб твое внимание при молитве не было наветуемо никаким развлечением, никаким смущением—оставь без внимания приносимые тебе воспоминания я помышления о нищете твоей, о обстоятельствах твоих, о враге твоем. Тот, у кого в полной власти и ты, и обстоятельства твои, и враг твой, говорит возлюбленным Своим: Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте 2).

Егда молишися, завещавает Господь, вниди в клеть твою, и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне 2).В обществе ли ты человеков, или находишься наедине, старайся постоянно углубляться во внутреннюю душевную клеть твою, натворят двери чувств и языка, молиться тайно умом и сердцем.

Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение и вещественной кельи. Затворяй двери ее для себя и для других. Терпеливо переноси скуку затвора: она не замедлит замениться приятнейшим чувством. «Пребывай в кельи твоей, сказали святые Отцы: она научит тебя всему 4)», т. е. монашескому жительству, которое все сосредоточивается в молитве.

Возлюбив подвиг молитвы, возлюби молчание: оно сохраняет силы души не разъединенными, способными к постоянной молитве во внутренней клети. Навык к молчанию дает возможность в «безмолвной сердечной молитве и среди шумящего многолюдства 5).

1) Матф. VI, 24. 21. 31. 38. 2) Иоанн. XIV, 1. 3) Матф. VI, 6. 4) Алфавитный Патерик. Преподобный Арсений Великий. 5) Святой Исаак Сирский. Слово 41.

 

 

155

В жертву любви б молитве принеси наслаждения чувствами в наслаждения умственные, любознательность, любопытство; храни душу твою ох всех внешних впечатлений) чтоб на ней напечатлелся, при посредстве молитвы, Бог. Его всесвятой, невидимый, духовный Образ не терпит пребывать в душе, засоренной образами суетного, вещественного, преходящего мира.

Не любуйся видимою природою, не занимайся созерцанием красот ее; не трать драгоценного времени и сил души на приобретете познаний, доставляемых науками человеческими 1). И силы и время употреби на стяжание молитвы, священнодействующей во внутренней клети. Там, в тебе самом, откроет молитва зрелище, которое привлечет к себе все твое внимание; она доставит тебе познания, которых мир вместить не может, о существовании которых он не имеет даже понятия.

Там, в глубине сердца, ты увидишь падение человечества, ты увидишь душу твою, убитую грехом, увидишь гроб, увидишь ад, увидишь демонов, увидишь цепи и оковы, увидишь пламенное оружие херувима, стрегущего путь к древу жизни, возбраняющего человеку вход в обители рая,—увидишь многие другие таинства, сокровенные от мира и от сынов мира 2). Когда откроется это зрелище,—прикуются в нему твои взоры; ты охладеешь ко всему временному и тленному, которому сочувствовал доселе.

«Ныне, или завтра умрем», сказал святой Андрей иноку 3), отвлекая его от привязанности к веществу, и объясняя безрассудство такой привязанности. Очень верные слова! очень верное изображение неопределенного срока нашей земной жизни! Не сегодня, завтра умрем. Ничего нет легче, как умереть. Самая продолжительная жизнь, когда придем к концу ее, оказывается кратчайшим мгновением. К чему же заниматься тем, что по необходимости должны будем оставить навсегда, оставить весьма скоро. Лучше молитвою изучить себя, изучить ожидающие нас жизнь и мир, в которых мы останемся навечно.

Уединение кельи и пустыня—обитель молитвы. «Вкусивший

1) Святого Иоанна Карпафийского, гл. 13. Добротолюбие, ч. 4-я. 2) Преподобного Макария Великого Слово 7, гл. 1 Слово 7, гл. 1. 3) Четьи-Минеи 2 Октября.

 

 

156

молитвы, сказал святой Иоанн Лествичник, будет убегать многолюдства: кто, как не молитва, соделывает любителя своего, подобно онагру пустыннолюбивому, свободным от потребности в обществе 1)? Если хочешь посвятить душу твою в дело молитвы: удали себя от видения мира, откажись от общества человеческого, от бесед и от обычного принятия друзей в твою келью, даже под предлогом любви. Устрани от себя все, чем прерывается и возмущается твоя таинственная беседа с Богом 2). Пребывай на земле и в обществе человеческом, как странник. Ты—странник. Земля—гостиница. Неизвестен час, в который будешь призван. Призыв неизбежен и неотвратим; отказаться или воспротивиться невозможно. Приготовь себя святою молитвою к радостному изшествию из гостиницы.

Молитва усвояет человека Богу. С невыразимою завистью и ненавистью взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу в страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными искушениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спасительнейшего подвига, исторгнуть у него то преуспеяние и блаженство, которые без сомнения доставятся подвигом. А потому желающий посвятить себя упражнению молитвою должен благовременно приготовиться к скорбям, чтоб не приходить в недоумение и смущение, когда они постигнут его, чтоб мужественно противостать им силою веры и терпения 3).

Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетой, недостатком внимания и помощи человеческих, как они поразили и угнетали многоболезненного Иова, по Божию попущению. Но мы, подобно этому праведнику, благословим и возблагодарим Бога за попущенное Им, исполненное бесами 4); славословием и благодарением Бога совершим всесвятую волю Божию, объявленную нам Святым Божиим Духом: о «семь благодарите: сие бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас 5).

1) Лествица. Слово 27, гл. 66. 2) Заимствовано из 56-го Слова святого Исаака Сирского. 3) Преподобный Нил Синайский. О Молитве. Доброт. ч. 4-я 4) Иов. Главы 1 и 3-я. 5) 1 Сол. V, 18.

 

 

157

Демоны подучают человеков вооружаться на делателя молитвы, осуждать его за странность поведения, за скудость полезной деятельности,—обвинять в праздности, лицемерстве и пустосвятстве,—приписывать ему намерения злые и коварные, действия порочные,—нарушать и возмущать его безмолвие,—принуждать в занятиям, противоположным его жительству, сопряженным с развлечением, рассеянностью, с нарушением сердечного мира. Зная начальную причину этих искушений, будем молиться по заповеди Евангелия и по завещанию святых Отцов о ближних наших, согрешающих в неведении и по увлечению; возни демонов разрушит Бог.

Искушая нас извне, демоны злодействуют и внутри нас. Когда удалимся в уединение, начнем заниматься молитвою: они возбуждают в нас разнообразные греховные пожелания, каковых доселе мы не ощущали,—волнуют наше сердце бесчисленными греховными помышлениями и мечтаниями, которые до сего времени никогда не являлись уму нашему: делают они это с тою целью, чтобы мы, приведенные в недоумение и уныние, как не видящие никакой пользы от молитвенного подвига и уединения, оставили их 1). Это действие бесов, для подвижников, новых в подвиге, представляется собственным действием души: невидимые, злохитрые враги наши, совершая злодеяния, вместе хотят укрыться, чтоб изшествие из сетей, расставленных человеку, было для него невозможным, расстройство и погибель неизбежными 2).

Как демоны признают весьма важным для себя скрыть себя от человека: так для человека очень важно понять, что они— начальные делатели греха, источник наших искушений, а не ближние наши, не мы, когда проводим жизнь в служении Богу,— не какой-нибудь случай. Усмотрев врагов, постепенно научимся, под руководством Слова Бойля, бдительно наблюдать над ними я над собою, с твердостью сопротивляться им. Смиритеся, наставляет нас верховный Апостол, под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время, всю пенал вашу возвергше

1) Преподобный Нить Сорский, Слово 3-е. 2) Преподобный Макарий Великий, Слово 7-е, гл. 31.

 

 

158

нан, яко той печется о вас. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский косо поглотити, ему же противиться тверды верою 1).

Эта борьба, эти нападения демонов на спасающихся и молящихся попущены Самим Богом,—суть следствия нашего произвольного падения, при котором мы подчинили себя власти демонов. Покоримся правосудному о нас определению Бога, и подклоним главу под все удары скорбей и болезней, каковыми благоугодно будет Богу карать нашу греховность и наши согрешения во временной жизни, чтоб избавить нас от заслуженных нами вечных скорбей и болезней. Бог, попуская нам искушения, и предавая нас диаволу, не престает промышлять о нас; наказуя, не престает благодетельствовать нам. Верен Бог, говорит Апостол, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести 2). И диавол, будучи раб и творение Бога, искушает не столько, сколько ему хочется, но сколько попустить ему мановение Божие; искушает не тогда, когда ему захочется, но когда дается на то дозволение. 3). На Бога возложим, по совету Апостола, все попечение наше о себе, все наши печали, всю нашу надежду, а для этого участим и усилим молитву к Нему.

Попущение демонам искушать нас необходимо для нашего преуспеяния: противодействуя нашей молитве, они вынуждают нас научиться особенно искусному употреблению этого меча. Мечем молитвы сокрушается огненный меч херувима, стрегущего путь к древу жизни, и победитель соделывается причастником живота вечного 4). По неизреченной премудрости Божией содействует злое благому намерением неблагим 5). Когда в уединении нашем и при упражнении молитвою внезапно закипят в нас страстные ощущения и движения, нападут на нас лютые помыслы, предстанут нам в обольстительной живости греховные мечтания: это знак пришествия врагов. Тогда—не время уныния, не время расслабления: время подвига. Воспротивимся врагам усиленною молитвою к Богу, и Он рассеет, прогонит врагов наших 6).

1) Петр. V, 6—9. 2) Кор. X, 13. 3) Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 7. 4) Апок. II, 7; Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 5. 5) Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 6. 6) Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четь Минеи, октября 2 дня.

 

 

159

В невидимой брани не всегда и нескоро соделываемся победителями: победа—дар Божий, даруемый подвижнику Богом в свое время, известное единому Богу и определяемое единым Богом. Самые побеждения бывают нужными для нас. Здесь разумеются побеждения, происходящие от немощи и греховности нашей, а не от изменившегося произволения. Побеждения попущаются нам к нашему смирению, для того, чтоб мы усмотрели и изучили падение нашего естества, признали необходимость в Искупителе, уверовали в Него, и исповедали Его 1).

При таких побеждеииях невидимые врага наши влагают нам стыд по причине побеждения, а по причине стыда расслабление в молитвенном подвиге, недоверие к нему, мысль о оставлении его и о переходе в благой деятельности посреди человеческого общества. Не вдадимся в обман! С самоотвержением и бесстыдством откроем нашу язву пред всеблагим и всемогущим Врачом нашим, заповедавшим это спасительное для нас бесстыдство, к обетовавшим увенчать его отмщением соперникам нашим 2). Положим в душе своей завет: до конца жизни не оставлять молитвенного подвига, из среды его прейти в вечность.

Наша стыдливость при побеждениях чужда смысла: она—злая насмешка над нами врагов наших. Способен ли этот лист смоковничный—стыдливость с ее средствами—сокрыть согрешение человека от всевидящего Бога? Бог видит грех и без исповедания греха. Он ищет исповедания единственно для того,чтоб уврачевать. Если он завещал Апостолу Своему прощать согрешившего и кающегося брата седмижды на день: тем более Сам исполнить это над нами, непрестанно приносящими Ему молитву и покаяние 3).

Обратим тщательное внимание на нижеследующее: Не двоедушие ли наше укрепляет врагов наших в борьбе с нами? не оно ли—причиною частых побеждений наших? не сами ли мы упрочиваем власть и влияние наших врагов над нами, исполняя их волю исполнением наших плотских пожеланий, влечений, пристрастий? не прогневляем ли этим Бога, не удаляем ли Его от

1) Преподобный Нил Сорский, Слово 3. 2) Лук. XVIII. 3) Лук. ХVII, 4.

 

 

160

себя? не действует ли в нас миролюбие, оставляющее за нами наружность служителей Бога, отъемлющее существенное достоинство Божиих рабов, соделывающее в сущности врагами Бога 1)?

Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей 2): тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели—молитвы. Он отвергается Богом, как ни теплый, ни студеный 3). Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лицо Божие для вышеестественного назидания, водящей их во след Иисуса, если не отречется всего своего имения 4): болезненных уклонений воли падшего человека к миру. Иже Христовы суть, плоть распята со страстми и похотми 5): только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву.

Ничтожное невидимому пристрастие, невинная невидимому любовь к какому-нибудь предмету одушевленному или неодушевленному, низводят ум и сердце с неба, повергают их на земле между бесчисленными гадами и пресмыкающимися пространного житейского моря 6). Святые Отцы уподобляют подвижника, преуспевшего в молитве, орлу, а мелочное пристрастие петле силка; если в этой петле запутается один ноготь орлиной могучей лапы, то орел делается неспособным воспарить горе, делается легкою и непременною добычею ловца 7): тщетны тогда и сила, и отвага царственной птицы.

Иди, наставляют нас святые Отцы, заимствуя наставление из святого Евангелия, продаждь вещественное, имение твое, и даждь нищим, и взем крест, отвергнись себя противодействием твоим пристрастиям и твоей падшей воле 8), да возможешь помолиться невозмущенно и без рассеянности 9). Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность.

Необходимо сперва отрешиться от вещественного имущества, расстаться с миром, отречься от него: только по совершении этого отречения, христианин может усмотреть свой внутренний

1) Иак. IV. 4,5. 2) Иак. I, 8. 3) Апок. III, 16. 4) Лук. XIV, 33. 5) Гал. V, 24. 6) Псал. CIII, ст. 25. 7) Преподобные Авва Дорофей. Поучение 11-е, о еже скоро отсекати страсти. 8) Матф. XIX, 21. XVI, 24. Марк. X, 21. 9) Преподобный Нил Синайский. О Молитве, гл. XVII.

 

 

161

плен, темницу, узы, язвы, умерщвление души 1). Борьба с живущею в сердце смертью, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством Слова Божии, есть распятие, есть погубление души для спасения души 2).

Молитву соедини с благоразумным постом: соединение этих двух духовных оружий заповедано нам Самим Господом для изгнания из себя демонов 3). Постяся, положи главу твою, и лице твое умый 4), заповедал Спаситель. По объяснению святых Отцов 5), елей, которым по обычаю того времени помазывали голову, означает милость, которая должна пребывать на нашем духовном суде, как и Апостол сказал: Облецытеся убо яко избраннии Божии, святи и возлюбленны, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга, и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы 6). Лице тела и души должно умывать словами: они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключений.

Хочешь ли усвоиться Богу молитвою? Усвой сердцу милость, которою заповедано нам уподобляться небесному Отцу 7) и достигать благодатного совершенства 8). Принуждай сердце к милости и благости, погружай, облекай весь дух твой в эти качества, доколе не ощутишь в себе человеколюбия, подобного тому, которое солнцем своим сияет равно на злые и благия, и дождит на праведные и неправедныя 9).

Когда от души простишь всем ближним согрешения их: тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве.

1) Преподобный Макарий Египетский. Беседа 21, гл. 2, 3. 2) Марк. VIII, 35.—Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Ветхого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 3) Марк. IX, 29. 4) Матф. VI, 7. 5) Благовестник. 6) Колос. III, 12. 13. 7) Лук. VI, 36. 8) Матф. V, 48. 9) Матф. V, 45. Святой Исаак Сирский. Слово 1-е.

 

 

162

Святые Отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? это — его молитва 1).

Святой Дух, когда вселится в человека, ходатайствует о нас воздыхании неизглалоланными 2). Божественный и пренебесный Дух, соделавшись как-бы душою человека, молится и плачет о нем; Он ходатайствует за святых по воле Божией 3), потому что Ему единому вполне известна воля Божия. Божия никтоже весть, точию Дух Божий 4). Господь, обещая ученикам Своим величайший дар, дар Святого Духа, сказал. Утешитель, Дух Святой, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему 5); если всему, то и плачу и молитве. Он восплачет о нас, Он будет молиться о нас, мы-же о чесом помолимся, яко-же подобает, не вемы 6). Так мы немощны, ограничены, омрачены и повреждены грехом 7)!

Если Святой Дух, вселившись в нас, плачет о пас: тем более мы, до приятия в себя этого всесвятого Странника, должны плавать о себе. Если состояние наше, по обновлении нас Святым Духом, достойно плача,—достойно плача по свидетельству Самого Духа: тем более оно достойно плача в ветхости своей, в падении своем, предоставленное самому себе. Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником, ее душою.

Кто соединяет с молитвою плач: тот подвизается по указанию Самого Бога, подвивается правильно, законно. В свое время он пожнет обильный плод: радость достоверного спасения. Кто устранил из молитвы плач: тог трудится в противность установлению Божию, тот не пожнет никаких плодов. Мало этого, пожнет терние самомнения, самообольщения, погибели.

Братия! Не попустим обмануть себя мысли ложной, смешной, безрассудной, гибельной: не устремимся к исканию наслаждений при молитве нашей! Не свойственно грешникам благодатное наслаждение им свойствен плач: поищем его всеусердно, поищем этого сокровища—ключа во всем духовным сокровищам.

1) Святой Исаак. Слово 31-е. 2) Рим. VIII, 30. 3) Рим. VIII, 87. 4) 1 Кор. II, 11. 5) Иоанн. XIV, 26. 6) Рим. VIII, 20. 7) Преподобный Макарий Великий. Сл. 6, гл. 11. Слово 7, гл. 13.

 

 

163

Не имеющий плача, находится ложном положении: он обмануть своею гордостью.

Святые Отцы называют плач вождем в духовном подвиге. Он должен предводительствовать всеми нашими благочестивыми помышлениями, направлять их к истинной цели. Помышление, не проникнутое плачем и не руководимое им—помышление заблудшее 1).

Преподобный Пимен Великий сказал: «Все житие монаха должно быть плачем. Это—путь покаяния, преподанный нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет» 2).

Другой великий Отец сказал: «Если хочешь угодить Богу, изыди из мира, отделись от земли, оставь тварь, приступи к Творцу, и соединись с Богом молитвою и плачем 3).

Иноки, живущие в многолюдных монастырях, и желающие стяжать молитвенный плач, должны обращать особенное внимание на умерщвление своей воли. Если они будут отсевать ее, не обращать внимания на грехи, вообще на поведение ближних; то приобретут и молитву и плач. Помыслы, собираясь в сердце, возбуждают в нем молитву и печаль по Богу, а печаль эта производит слезы 4).

При страшной скудости нашего времени в наставниках истинной молитвы, изберем себе в руководителя и наставника плач. Он и научить молитве и охранит от самообольщения. Все отвергшие плач, отлучившие его от молитвы своей, впали в самообольщение. Это утверждают святые Отцы 5).

Достигший посредством плача чистой молитвы, помнит во время молитвы только Бога и греховность свою. Смерть и суд, долженствующий немедленно наступить после смерти, представляются ему наступившими. Он предстоит сердечным ощущением пред Судиею нелицеприятным и неумолимым в конечный день суда, пред Судиею, который еще может быть умолен и

1) Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 2) Алфавитный Патерик. 3) Алфавитный Патерик. Сисой Великий. 4) Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282-й. 5) Преподобного Григория Синаита о прелести, идеже и о иных многих предлогах, Доброт. ч. 1.

 

 

164

может принять лице плачущего на суд, установленном и предначатом молитвою. Он благовременно ужасается, недоумевает, трепещет, рыдает, стонет, чтоб избежать бесполезных ужаса, трепета, недоумения, рыдания, отчаяния, которые породит в отверженных грешниках окончательный приговор прогневанного на веки Бога. Он осуждает себя, чтоб не быть осужденным признает себя преступником, достойным всех казней, чтоб отклонить от себя казни; исповедует грешником, чтоб получить праведность от десницы Бога, дающего эту праведность туне всем грешникам, сознающимся и раскаивающимся в греховности.

Заповедует Господь: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Здесь указано не однократное действие, но постоянное; повеление распространяется на всю венную жизнь человека. Всяк бо просяй таким образом приемлет, и ищай обретает, и толкущему неотступно отверзется. Отец, иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него 1). По самому обетованию необходимо тщательнейшее, непрерывное делание: не веете бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлогламини, «ли утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяща 2).

Невозможно, замечает святой Иоанн Лествичник, научить молитве желающего научиться ей, одними словами 3). Учители ее—опыт и плач. В сокрушении и смирении духа начнем подвиг молитвы, вступим под руководство плача: Сан Бог, даяй молитву молящемуся 4), соделается нашим учителем молитвы.

Приидите ко мне, приглашает нас священная матерь всех добродетелей—молитва, еси труждающиися под игом страстей, в плену у падших духов, обременетии различными согрешениями, и аз упокою вы. Возмите иго мое на себе, и обрящете покой душам вашим, исцеление вашим язвам. Иго бо мое благо 5), способно исцелять от согрешений, и самых великих 6).

1) Лук. XI, 9, 10, 13. Благовестник. 2) Марк. ХIII, 35,36. 3) Слово ХХVIII, гл. LXIV. 4) 1 Цар. 2, IX. 5) Матф. XI, 28, 29,30. 6) Лествица. Слово 28, гл. II.

 

 

165

Приидите чада, приглашает нас священная матерь всех добродетелей—молитва—послушайте меня: страху Господню на. учу вас 1). Научу вас страху Господню самым опытом внесу ощущение его в сердца ваши. Научу вас и страху новоначальных, которым уклонится всяк от зла 2), и чистому страху Господню, пребывающему в век века 3), страху, которым страшен Господь над всеми окрестными Его 4), страшен самим пламенным Херувимам и преславным, шестокрылатым Серафимам. Оставьте бесплодную и напрасную привязанность во всему преходящему, с которым вы должны и поневоле расстаться! оставьте увеселения и наслаждения обольстительные! оставьте празднословие, смехословие и многословие, опустошающие душу! вспомните, рассмотрите, удостоверьтесь, что вы здесь, на земле, кратковременные странники, что отечество ваше, вечная обитель — небо. Вам нужен туда верный и сильный вождь: этот вождь—я, не кто иной. Все святые, возшедшие от земли на небо, совершили шествие не иначе, как мною. Я открываю вступившему в союз со мною падение и греховность человека, и извлекаю из них, как из глубокой пропасти. Я обнаруживаю пред ним князей воздушных, их сети и цепи, разрываю эти сети и цепи, поражаю и прогоняю этих князей. Я объясняю Творца сотворенному и Искупителя искупленному, примиряю человека с Богом. Я раскрываю пред учеником я любимцем моим необъятное величие Бога, ввожу в то состояние благоговения и покорности к Нему, в котором должны быть создания пред Создателем. Я насеваю в сердце смирение, я делаю сердце источником обильных слез; причастников моих соделываю причастниками Божественной благодати. Не оставляю руководимых мною, доколе не приведу их пред лицо Божие, доколе не соединю с Богом. Бог— неисполнимое исполнение всех желаний в здешнем и будущем веке. Аминь.

1) Ис. XXXIII, 13 2) Прич. XV, 27. 3) Ис. ХVIII, 10. 4) Ис. LXXXVIII, 8.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.