Поиск авторов по алфавиту

От составителя


Мартин Хайдеггер, столетие со дня рождения которого отмечалось в 1989 году, остается одним из самых авторитетных философов XX века. Его идеи повлияли на судьбы не только новейшей западной философии, но и на весь спектр гуманитарных наук. Главная причина влиятельности его философии в том, что она серьезно и глубоко проанализировала самые больные духовные проблемы времени и сделала выводы, впечатляющие своей не традиционностью и радикальностью.

Работы Хайдеггера, соединенные в одно целое в этом сборнике, представляют средний и поздний периоды его творчества, которые привлекают особенно пристальное внимание современных комментаторов и критиков.

Сборник составлен так, чтобы читатель — в первую очередь студент-гуманитарий — мог представить себе философию Хайдеггера во всех основных аспектах и тенденциях. В статьях звучат темы философии бытия, истории западноевропейской цивилизации, гуманизма, сущности мышления, природы художественного творчества, философии языка. В сборник включено и интервью с Хайдеггером, позволяющее как бы услышать его живой голос.

Трактат «О сущности истины» — работа переходного пери-, ода — представляет знаменитое учение Хайдеггера об истине как «открытости» в противовес классической интерпретации истины как соответствия объекта интеллекту.

Прекрасный образец хайдеггеровского анализа античности, которая, как известно, притягивала внимание философа на протяжении всей его творческой жизни, дает статья «Изречение Анаксимандра». В ней присутствуют все характерные черты хайдеггеровского стиля: тщательное исследование языковой формы, проникновение в дух древнего мышления, смелые переходы от древности к актуальным проблемам новейшей истории. Кроме того, здесь содержится краткая, но выразительная формулировка основ герменевтического метода, который был создан Хайдеггером (наряду с Гадамером) в противовес сциентизму.

Работа «Закон тождества» звучит как непосредственный рассказ об интеллектуальном переживании, которое вызвано кризисом рационалистической традиции Запада и ростом отчуждения человека от духовных продуктов своей деятельно-

4

 

 

5

сти. Хайдеггер не случайно надиктовал эту статью на пластинку: она затрагивает самые сокровенные темы его философии.

Статья «Время и бытие» является программным изложением наиболее глубоких и определяющих концепций мыслителя. Она раскрывает тот своеобразный путь интерпретаций феноменологии, который Хайдеггер выбрал еще в довоенные годы. Эта статья как бы дополняет и переосмысливает самую знаменитую книгу раннего Хайдеггера — «Бытие и время». В полной мере она дает представление о стиле мышления и методе анализа центральных философских категорий, которыми немецкий философ так резко выделяется из классической традиции европейского академизма.

Юбилейная речь «Отрешенность» говорит об отношениях человека, культуры и техники. Хайдеггер призывает человечество вновь укорениться в почве, из которой его вырвало ставшее неуправляемым развитие технической цивилизации. Продолжает эту тему диалог (жанр, характерный для Хайдеггера) «Из разговора на проселочной дороге...», где сталкивается несколько позиций — эстетическая, естественнонаучная, философская и собственно хайдеггеровская. Как это часто бывает у Хайдеггера, диалог не заканчивается никакими определенными выводами, но сама атмосфера беседы и настойчиво звучащие вопросы, которые заставляют в конце концов задуматься о самых глубоких корнях теоретического мышления, создают определенное духовное настроение, располагающее к вслушиванию в сущность языка.

Интересен небольшой радио-доклад «Что значит мыслить?», где Хайдеггер популярно излагает свою книгу с тем же названием. Из доклада становится ясным, почему философия, с точки зрения Хайдеггера, должна занимать среднее место между поэзией и наукой, не подчиняясь ни тому, ни другому способу мышления.

Заключает сборник интервью, данное Хайдеггером популярному французскому журналу. Здесь в живой форме беседы затронуты важные вопросы, волновавшие не только философов, но и широкие слои западной общественности: проблемы мира, соотношения человека и техники, мышления и художественного творчества. Хайдеггер повторяет свой тезис о том, что «атомная бомба уже взорвалась в поэме Парменида», т. е. что западная цивилизация, выбравшая путь развития, основанный на беспощадной эксплуатации природы, на бесконечном ускорении технологического прогресса, не корректируемого моральными нормами, была заложена — как растение в семени — в самых первых философских системах Запада, противопоставивших субъект и объект.

6

 

 

В целом статьи сборника дают достаточное представление о круге идей крупнейшего западного мыслителя нашего века, обрисовывают контуры его философских построений, показывают его прихотливый ход мыслей, знакомят с выразительными образцами его языка. В сборнике отражено единство тем хайдеггеровской философии, кажущихся на первый взгляд разнородными. Философия человека и философия языка, критика техницизма и критика метафизики, призывы к новой мифологии и эстетическое толкование поэтических текстов — все это вырастает из основной задачи философии Хайдеггера: свернуть с ошибочного пути западной цивилизации и вернуться к забытым истокам мышления, к подлинному бытию. Именно эта сердцевина построений позднего Хайдеггера привлекла к нему многочисленных последователей и критиков.

В последнее время резко возрос интерес к Хайдеггеру и в нашей стране. После периода многочисленных студенческих работ и научных статей, после публикации переводов в ведомственных изданиях начинается издание его трудов для широкой публики. Споры о хайдеггеровской философии попали даже на страницы популярных газет. И это не случайно: современный читатель остро ощущает недостаток полноценных источников по западноевропейской философии, и даже то немногое, что до него доходит, стимулирует желание понять, поспорить, высказать свое мнение. В ближайшее время можно ожидать появления новой острой темы: «Хайдеггер и русская философия». Появление материалов по русской философии начала XX века обнаружило параллелизм, а иногда и совпадение ряда поставленных вопросов и предложенных путей ответа у Хайдеггера и русских мыслителей.

Статьи сборника следуют не в хронологическом порядке, а так, чтобы выстроилась последовательность путевых вех: от новой установки («О сущности истины») и опыта ее применения к истории духа («Изречение Анаксимандра») — к решительному повороту в мышлении («Закон тождества», «Время и бытие»), далее — к неспешному развертыванию открывшегося ландшафта («Отрешенность», «Разговор на проселочной дороге») и наконец — к простым и емким формулам наметившихся итогов («Что значит мыслить?», «Интервью»). Собранные вместе работы по своей общей тональности — это именно разговор, вдумчивая, без словесной суеты, беседа не столько единомышленников, сколько попутчиков, которые уже далеко от начала, но еще не видят очертаний конца: обдумывая свой путь, они ориентируются на указания, скрытые в самой звучащей речи собеседников.

7


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.