Поиск авторов по алфавиту

Вход Господень в Иерусалим

Глубокой радостью и живой верой наполняются наши сердца, когда мы празднуем Вход Господень в Иерусалим. Сегодня, дорогие братья и сестры, мы подражаем тем иерусалимским людям, которые с восторгом встречали Христа, во славе входящего во святой град. В тропаре праздника поется: «Общее Воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже...» Восторг народа был вызван потрясением от известия, что Иисус Христос воскресил умершего Лазаря. Как исповедует Святая Церковь, воскрешением Лазаря Спаситель уверил род человеческий во всеобщем воскресении из мертвых.

Иерусалимляне встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках и восклицали: «Осанна, благословен Грядый во имя Господне». Так и мы, в подражание им, с ветвями расцветшей вербы славим этими словами Христа.

Через несколько дней некогда восторженные люди уже в исступлении кричали, требуя смерти Христа: «Распни, распни Его» (Лк. 23:21), а потом, оставляя Иерусалим, вновь били себя в грудь и жалели о содеянном.

Часто, однако, в нашей жизни повторяются события, сходные с евангельскими. Не так ли и мы бываем близки к переходу от нашей горячей веры во Христа до Его отвержения? В своей истории мы прошли этот путь, дорогие братья и сестры, и познали на примере своей жизни пагубность безбожия, отвержения Спасителя и Создателя. Но тем горячее сегодня наша вера, когда мы с покаянием обращаемся ко Христу.

Будем хранить, как зеницу ока, святую православную веру нашу. Она дает нам силы перенести всякое испытание, потому что Господь силен помочь в любых жизненных обстоятельствах.

Еще об одном хочу сказать вам, дорогие братья и сестры. До меня доходят разные недоумения со стороны православных христиан по

177

 

 

поводу совпадения в этом году праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Святой Пасхи. Невежественными и нецерковными людьми ведутся разговоры о том, что совпадение праздника Благовещения якобы лишает нас радости праздника Воскресения Христова. Я хочу вам напомнить, что в «Типиконе», в Уставе церковном имеются специальные указания, как нужно поступать при совпадении тех или иных праздников. На протяжении двухтысячелетней христианской истории неоднократно бывали совпадения и празднования в один день Пасхи Господней и Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот день Святая Церковь отмечает как день особой радости и называет его «Кириопасхой». Такое совпадение не отменяет освящение куличей, крашеных яиц, творожных па-сох, других яств, которые полагается вкушать при разговении в Пасху Господню. Поэтому, если будут вас спрашивать об этом, прошу вас от имени нашей Святой Церкви разъяснять это и отметать любые смущения, которые бы нарушили наш великий праздник.

* * *

Сегодня мы с особым чувством прославляем Господа нашего Иисуса Христа, Который добровольно готовит Себя на страдания голгофские, на крестные муки ради каждого из нас и ради нашего вечного спасения. Праздник Входа Господня в Иерусалим должен всегда напоминать, что следует быть постоянными в вере, в преданности Христу, Церкви и не поддаваться мимолетным, временным эмоциям, уподобляясь тем иерусалимским людям, которые сначала с радостью кричали Христу: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!», а позже изрекли Ему страшный приговор: «Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:22, 25).

В наши дни мы размышляем о предстоящем юбилее и готовимся торжественно отметить 1000-летие христианства на Руси. Русская Православная Церковь в течение всей истории была со своим народом. Она всегда являлась той освящающей силой, которая готовила своих чад к Царству Небесному, и той патриотической силой, которая вдохновляла наш народ в страшные годы войн и лихолетья.

В этом святом храме с понедельника по четверг минувшей недели проходило предсоборное архиерейское совещание, и я хочу, чтобы вы от ее непосредственного участника услышали о деятельности епископата, услышали, чем живет наша Церковь. Возглавлял наши труды Святейший Патриарх Пимен, который направлял работу и дал ей в конце оценку. Он говорил о задачах епископата,о

178

 

 

том направлении, которое должны придать церковной жизни наши архиереи в своих епархиях. Мы одобрили всю подготовительную работу к празднику, приняли программу предстоящего Поместного Собора, который состоится в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня, одобрили все девять имен подвижников веры и благочестия нашей Церкви, представленных к канонизации, к причислению к лику святых на Юбилейном Соборе. Мы радуемся, что будем иметь новых Российских чудотворцев, которые не только своей подвижнической жизнью, но многими творениями, не утратившими своей духовной силы, будут нас назидать. Нами был одобрен для утверждения Собором и Устав Русской Православной Церкви. Он будет охватывать многие стороны нашей духовной жизни. Мы также, братья и сестры, открыто, в духе сегодняшнего времени говорили о многих заботах нашей Церкви. В том числе и о недостатках - о том, что есть еще многие нерешенные вопросы. Мы выразили надежду, что наше пожелание о передаче Киево-Печерской Лавры, этой колыбели Православия, будет удовлетворено, и вновь монашеская жизнь и молитва возобновятся у гробниц Киево-печерских подвижников и чудотворцев.

Я хочу также отметить, что встреча епископата Русской Православной Церкви показала: между нами нет разномыслия. Если есть у нас нерешенные вопросы в жизни Церкви, то мы их решаем тем путем, который сегодня нам представляется возможным. Обсуждая разные явления околоцерковной среды, мы были единодушны в том, что отдельные люди, как принадлежащие к Церкви, так и совершенно нецерковные, которые не знают и не понимают жизни Церкви, - лишь на словах внешне заявляют о свободе, а на самом деле пытаются разрушать Церковь и нарушать церковную дисциплину, поколебать патриотические чувства наших верующих, наших священников и епископов. Поэтому, возлюбленные братья, мы и о них сказали словами святого апостола Павла: «Блюдите убо, како опасно ходите!» (Еф. 5:15).

* * *

Господь по Своей милости дал нам пройти сорокадневный путь святого и Великого поста, когда Святая Церковь звала к исправлению нашей греховной жизни, к покаянию и спасению. Сегодня мы переносимся через два тысячелетия вглубь веков и своими духовными очами зрим готовящееся событие спасения рода человеческого. Ныне мы встречаем Христа Спасителя, взывая Ему:

179

 

 

«Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне» (Мф. 21:9).

По Промыслу Божию так совершилось, что путь нашего спасения пройден Господом через страдания и крестную смерть. Наступает Страстная седмица, когда мы будем вспоминать последние дни земной жизни Спасителя, Его прощальную беседу с учениками, Его последние заповеди, данные миру; когда будем свидетелями и предательства одного из учеников, и отречения другого. Но через этот путь Господь приведет нас к торжеству любви, спасению, правде, к воскресению.

Через эти священные воспоминания начертывается путь каждого человека, путь народов, путь государств, путь Церкви, который проходит порой через испытания и страдания. Искушения очищают людей и дают им зреть радость спасения, радость торжества правды на земле, радость быть с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

* * *

Чудеса Христовы запечатлены не только в Святом Евангелии, дорогие братья и сестры. Всюду на земле остались следы воспоминания о них. Посещая остров Кипр, я нашел в современной Кипрской Церкви живую веру, которая подтверждает евангельское сказание о воскрешении Лазаря. Предание церковное свидетельствует, что Лазарь был первым епископом Кипра, и там до сих пор в глубоком благоговении содержат могилу этого святого.

Смысл и значение этого великого чуда Христова заключались для Его современников в том, что они поверили в добровольность уничижения и голгофской смерти Христа. Для нас, как поется в тропаре сегодняшнего праздника, особое значение воскрешения Лазаря состоит в том, что оно уверяет нас во всеобщем воскресении. Христос Спаситель говорил Своим ученикам: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). И эти слова мы сегодня с особым чувством повторяем. Мы так же, как и современники Христа в Иерусалиме, прославляем сегодня нашего Господа, держа в руках ветви расцветшей вербы как залог воскресения, как залог нашей веры в вечную жизнь. Для современного человека это имеет особое значение, потому что Христос, несмотря на все страхи и ужасы от грядущих возможных войн, утверждает в наших сердцах веру в то, что Он силен защитить от всякого зла, и через эту веру вооружает и нас на борьбу против зла.

180

 

 

Уже с первых времен христианской Церкви было установлено в последнюю субботу Великого поста, перед наступлением Страстной седмицы, воспоминать и торжественно праздновать воскрешение праведного Лазаря, а затем - Вход Господень в Иерусалим. Через это, дорогие братья и сестры, мы еще глубже осмысливаем значение страданий и Распятия Христова и ясно видим, что они были добровольными, что Он принял их на себя ради спасения рода человеческого, ради спасения каждого из нас, потому-то все мы призываемся принять плоды спасительной Жертвы Христовой.

Это была последняя Пасха Христа Спасителя на земле. Он знал, что в Иерусалим отправляется не на праздник, а на вольные спасительные страдания, и многократно говорил ученикам о Своих предстоящих мучениях. Но их сердца не могли выдержать страшных слов Божественного Учителя, не могли еще вместить и осознать смысл предстоящих уничижений и смерти Христа.

Господь вновь и вновь показывал и доказывал Свое Божественное посланничество. В то время много людей прибыло в Иерусалим, куда они собрались праздновать ветхозаветную пасху. И вот по городу разнеслась весть, что Христос совершил неслыханное до тех пор чудо. Он воскресил мертвого, который уже четыре дня находился в погребальной пещере. Люди пришли в смятение и направились, чтобы увидеть это невероятное чудо. Вот причина того, что, когда появился среди них со Своими учениками Христос Спаситель, они с восторгом, с ликованием, с радостью приветствовали Его и постилали свои одежды там, где Он шествовал. Как мудро описано это в Святом Евангелии! Мы узнаем много подробностей о том, как народ воспринял чудо воскрешения Лазаря и, особенно, как встречал он Христа, входящего в Иерусалим, - и ничего о Самом Христе Спасителе. Он кротко и в безмолвии входил в Иерусалим. Господь уже раньше сделал все, что только мог воспринять человеческий род, дабы увериться, что Он есть Мессия, что Он есть Спаситель Мира. И Христос не обращал внимание на ликование и восторг, с которым встречал Его народ, ибо Он, Сердцеведец, знал, что тот же народ в исступлении, в безумии будет требовать Его казни.

Так живо, дорогие братья и сестры, представляется нам этот таинственный Вход Господень в Иерусалим. Кажется, и мы вливаемся в эту толпу, с радостью и ликованием встречая Христа. Но это же дает нам повод и глубоко задуматься. Если так непостоянны чув-

181

 

 

ства и радость человеческие, - то хватит ли в нас, которые исповедуют Христа, хватит ли в нас постоянства, мужества, любви, чтобы никогда не изменять Ему, чтобы в испытаниях, горе или болезнях не роптать на Христа и не ждать от Него еще большего знамения для доказательства того, что Он существует и является нашим Спасителем, Промыслителем мира. Нам дано доказательство - воскрешение Лазаря четверодневного. Мы знаем, что Христос Спаситель после крестных страданий Сам в третий день воскрес из мертвых. Он основал Церковь и поручил ей продолжать Свою Божественную миссию спасения рода человеческого.

Да, мы остаемся со Христом, и мы счастливы, что Господь дает нам время для покаяния, для исправления греховной жизни, для исполнения Его Божественных заповедей. Мы готовимся в течение предстоящих дней еще раз пережить Его спасительные страдания, еще раз из Его уст услышать те Божественные заповеди, которые Он оставил человеку, и с этими мыслями мы готовимся в радости духовной торжествовать Пасху Христову.

* * *

Если вы были внимательны на богослужении сегодняшнего праздника Входа Господа в Иерусалим, то заметили, что почти в каждом песнопении вспоминается величайшее чудо воскрешения четверодневного Лазаря, которое совершил Христос за несколько дней до Своей смерти.

Еврейский народ справлял свою пасху. Это была последняя ветхозаветная пасха перед тем, как Господь, Агнец Божий, вземлющий на Себя грехи мира (см.: Ин. 1:29), войдет на Крест и Сам Себя предложит как непорочную и чистую Жертву Господу. Народ толпами заполнил святой град Иерусалим. Много видели израильтяне чудес Господа Иисуса Христа, слышали и Его проповеди, которые не были похожи на слышанное от других людей.

Господь приходит в Иерусалим, чтобы вместе со Своим народом справить пасху. Народ встречает Его с восторгом, восклицает Ему: «Осанна» (Ин. 12:13). Однако Господь безмолвствует. Он, в царском Своем величии, молча, въезжает в Иерусалим. Мы можем понять, с какими чувствами Господь прибывает туда. Он видит эту ликующую толпу и скорбит о ней, ибо эти люди еще не познали времени посещения. Они не признали в Нем Того Божественного Посланца, о Котором вещали пророки. Они ждут от Него земных благ, а Он думает о спасении их душ. Они мечтают о земном, вре-

182

 

 

менном царстве, а Он идет в Иерусалим, чтобы им и всему грядущему человечеству, если уверуют в Него, дать вечное Царство.

В Иерусалиме Его окружают книжники и фарисеи. Они из зависти хотят, чтобы не было этой торжественной встречи, и требуют, чтобы Он запретил ликующей толпе славить Его. И лишь однажды Он дает им ответ, что легче бездушные камни заставить говорить, нежели заставить людей умолкнуть (см.: Лк. 19:40).

Господь входит в Иерусалим. Это была единственная торжественная царская встреча в жизни Его. Святой апостол и евангелист Матфей приводит пророчества Захарии и Исаии, которые были изречены за много столетий до этого события: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:5).

Значение этого пророчества поймет тот, кто знает, что на Древнем Востоке лошади, кони использовались только во времена брани и войны. Они олицетворяют земную власть, они олицетворяют неспокойное военное время. Ослы лее на Востоке употреблялись лишь в мирной жизни, помогали в труде человеку. И вот, подчеркивая этот момент, пророки говорили, что Царство Христово не от мира и не для мира сего. Господь въезжает в Иерусалим не на царской колеснице, запряженной конями. Он смиренно сидит на осле, покрытом бедными одеждами апостолов, словно хочет сказать всем, восторженно встречающим Его: «Нет, не здесь Я уготовал Царство, нет, не буду Я земным царем. Я остаюсь Царем Неба и земли, Спасителем людей, Спасителем душ человеческих. Не земной силой Я привлекаю в это Царство, но смирением, кротостью и терпением. Своими страданиями Я созидаю это Царство, и всякий, кто уверует в Меня, всякий, кто хочет наследовать вечное Царство, дол-ясен уподобиться Мне, должен показать здесь, на земле пример ближним своим и до самопожертвования служить им так, как это сделал Я».

Народ ждет, когда Господь создаст непобедимое земное царство, а Он - идет умирать, восходит на Крест и, поруганный, оттуда вещает, что значит быть в Его неотмирном Царстве. При этом Он молится о врагах Своих, призывает в Царство Свое покаявшегося разбойника... Если сравнить толпы, которые встречали Господа в Иерусалиме, и нас, с древесными ветвями пришедших в храм Христов, чтобы прославлять Господа и

183

 

 

Исполнено радостью сегодня сердце у тех, кто весь Великий пост совершал предписания Церкви, и у тех, кто не смог их полностью соблюсти, и у тех, кто не часто ходит в храм Божий, а сегодня вместе с нами разделяет торжество праздника.

Хочется, дорогие братья и сестры, всем вам пожелать сохранить эту радость, сохранить верность Христу, как сделали это святые апостолы, хотя в начале голгофские события потрясли и смутили их.

Мы вспоминаем подвиг мучеников первых веков христианства, которые столь возлюбили Господа, что жизни своей не пожалели, дабы сохранить Ему верность. И мы, конечно, вспоминаем недавнее прошлое нашего Отечества, когда, с одной стороны, лилась кровь христианская, а с другой стороны - хулители и гонители Христа жили по похотям своим, гнали Святую Церковь и испытали на себе всю горечь богооставленности.

И сегодня, когда мы являемся свидетелями возвращения людей к вере своих отцов, к вере Православной, хочется приветствовать всех тех, кто сохранил или обрел в своем сердце веру Христову и стремится жить по заповедям Божиим.

184


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.