Поиск авторов по алфавиту

Слова на Пассиях

"Иисусе, Сыне Божий, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем». Четыре воскресенья подряд, дорогие братья и сестры, мы читаем на Пассиях евангельские повествования о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Это дает нам возможность глубже проникнуть в тайну искупления рода человеческого, глубже понять ту Божественную любовь, ради которой Христос Спаситель претерпел страдания.

Какими сильными выражениями описывается состояние души Богочеловека, когда в саду Гефсиманском до пота кровавого Он молился Отцу Небесному о том, что, если возможно, пусть мимо пройдет чаша страданий, но если это невозможно, то да исполнится воля Отца Небесного (Мк. 14:36).

Евангелисты оставили нам описания многих страданий Христа, которые показывают, что Он до последней капли, до дна испил чашу мучений. Отречение преданного ученика, предательство другого, издевательство той толпы, чьих чад и родственников Он исцелял, насыщал, облагодетельствовал... Те, кто ждали Его как Мессию и встречали с радостными восклицаниями «Осанна», теперь требовали от Пилата: «Распни, распни Его».

Вспоминая все это, зная, что Богочеловек ради нас и нашего спасения перенес эти страдания, мы получаем силу в нашей повседневной жизни перенести все, что Господь для нашего испытания посылает нам на земле. Вот почему в наши дни, во время печали, скорби, страданий и лишений, болезней и прочих человеческих недугов, мы обращаем свой взор к Господу, зная, что Ему близки наши молитвы. Два тысячелетия род человеческий остается у подножия Креста и взывает ко Христу Спасителю: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем». Это является живым свидетельством того, что Господь близок каждому земнородному, что Он облегчает страдания людские, что Он отрет каждую слезу с лица человеческого.

153

 

 

Как хорошо в эти дни Великого поста оживить в сердцах нашу любовь ко Господу и Спасителю, понять и умом, и сердцем, что не одиноки мы на земле, что не можем мы быть несчастными, потому что с нами Господь.

* * *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, вчера за всенощной вы слышали евангельское повествование от Луки о явлении Воскресшего Господа Своим ученикам. Он им сказал: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). Сегодня, на первой Пассии, вы также неоднократно слышали, как Сам Христос Спаситель говорил ученикам о том, что исполняются предсказания пророков о Его служении. Он сказал: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем» (Мф. 26:24). В саду Гефсиманском, когда апостол Петр пытался своими человеческими силами защитить Божественного Учителя, Тот остановил его, предупредив: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:52- 54). И, наконец, сам евангелист Матфей, описывая события в Гефсиманском саду, указывает: «Сие же все было, да сбудутся писания пророков» (Мф. 26:56).

Мы должны знать, что святой евангелист Матфей написал свое благовествование для тех, кто из народа Божия, из иудеев уверовали во Христа как Мессию. Все его Евангелие насыщено ветхозаветными пророчествами, которые сопровождают описания того или иного события в жизни Христа Спасителя. Для избранного народа это было очень важно, потому что от Авраама и до Христа избранный народ жил верою в грядущего Спасителя. Пророки указывали на различные обстоятельства, по которым узнает избранный народ своего Божественного Избавителя.

Как мы знаем, в народе иудейском, помимо множества уверовавших во Христа, были и те, кто не узрели в смиренном Учителе из Назарета Божественного Мессию. После Воскресения Христа, когда Он Сам являлся верным, важно было напомнить людям и пророчества, и обстоятельства жизни, и проповеди, и страдания Христа Спасителя.

Сила Божия, предвозвещенная Господом через пророков, дорогие братья и сестры, важна и для нас, чад Святой Церкви, которых

154

 

 

связывает вера во Христа. Сегодня мне хочется напомнить вам одно замечательное место в Святой Библии, в книге пророка Божия Исаии. За восемь столетий до пришествия в мир Спасителя святой пророк, как бы стоя перед Крестом Христовым, предсказал все обстоятельства служения, страдания и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому святого пророка Исайю часто называют ветхозаветным евангелистом, который хотя лично не видел Христа, но из глубины веков духом прозрел и предсказал великий, искупительный голгофский подвиг Спасителя.

Послушайте же, дорогие братья и сестры, что пророчески предвозвестил Исайя о Спасителе и как поразительно это: «Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:1-3).

В следующих стихах пророк Исайя объясняет причину и цель столь кроткого Божественного снисхождения к людям и крестного искупления: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:4-6).

Далее богодухновенный пророк, словно свидетель, описывает Спасителя, Его крестную смерть и погребение: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли ясивых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:7-9). Пророк Исайя раскрыл нами смысл великой голгофской Жертвы: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Правед-

155

ник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:10-11). И далее ветхозаветный евангелист описывает сам момент Искупления, торжественное прославление Богом невинного Страдальца: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12).

В этот воскресный вечер мы размышляли, дорогие братья и сестры, о искупительной голгофской Жертве Христа Спасителя. Так будем же с благоговением лобызать Крест Христов, глубоко веря в то, что это - орудие нашего спасения, что именно за нас Христос претерпел добровольно крестную смерть и голгофские страдания, что Он через это соделал нас наследниками и сынами Своего Небесного Царства.

* * *

Веками избранный народ был призван хранить в роде человеческом веру в Единого Истинного Бога. Мы знаем, что из недр этого народа должен был воссиять Мессия - Спаситель мира. И вот в течение веков многие пророки благовествовали, каким будет Мессия. Они до мельчайших подробностей описали Его рождение, жизнь и страдания. И по этим пророчествам мир должен был узнать пришедшего на землю Христа.

Соприкасаясь ныне с вечным учением Христовым, порой наше естество человеческое охватывают трепет и ужас, потому что мы чувствуем, как слаба и немощна наша греховная природа. И вот, для ободрения нашего, мы читаем Евангелие, повествующее о том, что и ученики Христовы были такие же, как мы, - немощные. Только что мы слышали из Священного Писания, как апостол Петр еще за несколько часов до своего предательства клялся, что он никогда не оставит Божественного Учителя. И прошло немного времени, а он простой рабыне сказал: «Я не знаю Человека Сего» (Мк. 14:71). Не так ли и мы порой с радостью воспринимаем заветы Христовы, любя нашего Господа, а потом повторяем тот же путь падения. Но, дорогие братья и сестры, нет места для отчаяния, не следует отчаиваться и поступать, как поступил Иуда, который, не видя для себя выхода, в отчаянии удавился. У нас есть путь покаяния. Путь слез о своих грехах указал нам тот же святой апостол Петр, которого Господь не отверг, но вновь утвердил в апостольском достоинстве и послал на проповедь евангельского учения.

156

 

 

* * *

Воспоминая страдания Христовы, невольно задаешься вопросом: что случилось со множеством людей, которые толпами ходили за Христом, просили исцеления души и тела и получали просимое?.. Господь даже мертвых воскрешал, и люди дивились силе благодати, исходящей из Его уст. А сейчас мы из Евангелия по Матфею слышали, как временный страх, временная слабость человеческая рассеяла всех - и Он остался один. Даже ученики в страхе разбежались. Один из тех, кто совсем недавно говорил с клятвою, что никогда не оставит Его, трижды отрекается перед лицом всего лишь слуг первосвященнических.

Для чего мы вспоминаем это? Не для того, чтобы сказать о том, как недостойно человечество, как недостойны оказались ближайшие ученики Христовы, нет! А для того, чтобы мы, более грешные, более недостойные, чем они, знали о Божием милосердии. Христос пришел в мир не праведных спасать. Он призвал к покаянию грешников. Евангелие беспристрастно изображает немощь человеческого естества, но одновременно показывает нам, как много может человек сделать с помощью Божией.

Мы знаем, что святые апостолы, преодолев в себе человеческий страх силою Воскресшего Господа, прошли вселенную, утверждая народ в вере во Христа.

Мы с вами, недостойные и грешные люди, сподобляемся Божией помощи, Божиего благословения, и Господь в этот период Великого поста всем нам открывает двери покаяния, дает возможность исправить нашу греховную жизнь, покаяться, причаститься Святых Христовых Тайн и готовиться в радости духовной встретить Светлое Христово Воскресение.

* * *

Сейчас, дорогие братья и сестры, мы слышали Евангелие от Марка, который написал его для христиан в Риме. Оно во многом отличается от Евангелия от Матфея, которое было написано специально для еврейского народа, принявшего Христа, и поэтому в нем приводятся многочисленные ветхозаветные свидетельства о Спасителе. Это было нужно для того, чтобы избранный народ мог убедиться: Христос есть обещанный пророками Мессия, Спаситель мира.

Евангелист Марк писал римским христианам, которые не принадлежали до этого к избранному народу. Они, уверовав во Христа,

157

 

 

нуждались в знаниях Священной истории о Едином Боге, нуждались в простых сведениях о жизни, учении, страданиях, смерти и Воскресении Господа. Евангелие от Марка отличается и большой глубиной, и в то же время большой простотой. Оно доступно, как говорили святые отцы, даже младенцам в вере. Читая Евангелие от Марка, мы получаем полную картину земной жизни нашего Господа. Начинается Святое Евангелие от Марка просто: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1:1). Апостол ставит перед собой две задачи: описать жизнь Христа как Человека и в то же время показать Его Божественное достоинство.

Так, подводя итог всего спасительного подвига Христа, святой Марк приводит слова стоявшего при Кресте сотника, который воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:29-39). Просто, но убедительно описывает евангелист страдания Христа и переживания Его святых апостолов.

И как правдиво, как живо, как честно звучит в Евангелии от Марка предсказание Христа Своим ученикам о предательстве, а апостолу Петру- о его отречении. Господь говорил апостолам в саду Гефсиманском: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк. 14:27; Зах. 13:7). И вот пламенный Петр с пылкостью возражает, будучи предан всем сердцем Христу: «Если и все соблазнятся, но не я». И Господь в точности предрекает его отречение: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14:29-30). Ученик с еще большим усилием говорил: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили» (Мк. 14:31). И вот перед нами возникает следом за этим картина человеческой слабости. Еще до гол-гофских ужасов Христос просит учеников побыть с Ним в молитве, просит поддержать Его, содрогающегося перед ужасом предстоящих страданий. И видит Он, что их клонит ко сну, что они засыпают: «И говорит Петру: «Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?» И опять просит, умоляет: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:37-38). И дальше, стоило лишь явиться воинам и слугам первосвященническим, как «оставили Его, все бежали» (Мк. 14:50).

Лишь у евангелиста Марка есть описание, как некий юноша продолжал следовать за Христом, и только когда его пытались схватить воины, он бежал, оставив покрывало. Святые отцы толкуют, что это, скорее всего, апостол Марк сообщил о себе.

158

 

 

Евангелист Марк подробно описал и отречение Петра, видимо, со слов самого первоверховного апостола, ибо он был его ученик.

Итак, с одной стороны, Евангелие описывает человеческие слабости первых учеников Христовых, Его святых апостолов, с другой -через два тысячелетия, свидетельствует нам, что Церковь Христова зиждется не на человеческом учении, и земной силе, - она есть Божественное учреждение. И если было попустительство, уничижение Сына Божия на земле, Его Распятие и смерть, мы знаем, что это был Искупительный подвиг Спасителя, Единого от Лиц Святой Троицы.

Христос в одной из бесед Своих говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Эти слова сбывались и сбываются по сей день, ибо Церковь зиждется не на проповеди нас, грешных, слабых и недостойных ее служителей. В нашей немощи совершается Божия сила, Божия благодать. Некогда слабые и немощные ученики Христовы были посланы в этот мир словами Христа Воскресшего, повелевшего им проповедовать по всей вселенной и крестить уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воодушевленные не только этим повелением, но и Божественной помощью Пастыреначальника Господа, они обратили ко Христу всю вселенную.

Так и ныне Святая Церковь обильно раздает Божественную благодать всем, чающим спасения, всем, уверовавшим в Господа, всем, принявшим Крещение и ставшим членами Святой Христовой Церкви. Церковь Христова остается и поныне спасительным ковчегом, направляющим людей ко Христу в Царствие Божие. Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, которую Ты стяжал Божественной Твоей Кровию.

* * *

Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Сегодня, в этот воскресный вечер, когда Святая Церковь предлагает нам для благоговейного поклонения Крест Христов, евангельское повествование о страданиях Спасителя приобретает для нас особое значение.

Вот как говорит великий учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, о воздействии этого повествования на человека: «Хотя бы ты был бесчувственным камнем, сделаешься мягче воска, вынешь из сердца твоего всю надменность».

Хочется привести другие слова святителя - о значении для каждого христианина крестного знамения, которым должна сопровож-

159

 

 

даться вся жизнь человека: «Обидел ли кто тебя, огради крестным знамением грудь, вспомни, что происходило на Кресте, - и все погаснет; не думай об одних обидах, но вспомни и о добре, которое ты получил от обидевшего, - и тут же станешь кротким».

Мне хочется остановить ваше благочестивое внимание на одном из моментов, связанных с крестной смертью Господа, на который почти никогда не обращаем внимания и мы, духовные пастыри, хотя порой говорим о нем в своих проповедях. Когда Христос нес на Своих плечах Крест, Он изнемогал и падал, ибо перед этим много пострадал во время пыток. И вот, видя, как из-за этого замедляется шествие на Голгофу, воины велели нести Крест Христов Симону Киринеянину, отцу известных христиан Александра и Руфа.

Поразмышляйте об этом событии. Это евангельское повествование касается каждого из нас. На первый взгляд, мы можем даже завидовать тому человеку, который, идя с работы в поле, сподобился нести Крест Господа. Но не является ли это указанием для каждого из нас быть тем Симоном Киринейским, который может облегчить страдания ближнему, понести его тяготы, болезни и заботы? Это бывает трудно сделать, особенно когда мы, подобно ему, идем усталые с поля трудов, и порой... проходим мимо страданий ближних. А ведь, помогая ближним, мы послужим через них Самому Господу и Спасителю. Не Он ли сказал, что кто напитает ближнего, даст хотя бы чашу холодной воды во имя Его, не потеряет своей награды (см.: Мф. 10:42). Вот почему хотелось мне сказать вам сегодня, что это повествование в Евангелии не случайно. Для нас оно -призыв к делам милосердия.

* * *

Хочется помочь вам глубже проникнуться понятием тех слов жизни, которые через два тысячелетия сохраняет нам Святое Евангелие. Постараюсь поделиться с вами своими размышлениями о двух эпизодах. Однажды ученики обратились ко Христу с такой просьбой: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1). И Господь, как мы знаем, дал им образ такой молитвы, которую мы теперь называем Молитвой Господней. Но мы знаем, что это не единственная молитва, которой молился Господь. Мы знаем, что Христос после общения с народом любил уединяться и подолгу молился.

В прощальной беседе с учениками Он сказал апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:32). И, наконец, в самый страшный момент, перед крестными муками Гос-

160

 

 

подь Сам молился и просил Своих учеников: «Молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26:41), - и Сам молился до кровавого пота. Через это мы познаем, что во всякие моменты нашей жизни должны молиться Господу - Источнику силы, надежды и жизни. Мы должны не только читать Молитву Господню, но обращаться к Богу из глубины души и сердца нашего, принося к Нему все: болезни, заботы и страдания, полагаясь во всем на Его Святую волю. И как ученики, мы должны повторять: «Господи, научи нас молиться».

Наконец, вспомним ту молитву из акафиста, что многократно звучала сегодня: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем». Ее произносил благоразумный разбойник на кресте. Эти обстоятельства Распятия Христа весьма точно передают ту обстановку, в которой нередко оказываемся и мы. Два человека грешных, два страдающих. Но один и в страданиях хулит Бога и издевается над Ним, а другой сам признает свою вину, справедливость наказания. В его душе появляется надежда на Бога, он в последнюю минуту просит Господа помянуть его в Царствии Небесном. Христос незамедлительно принимает его покаяние. Этот образ часто упоминается в наших молитвах. Приступая к Святому Причащению, мы просим, чтобы и нас, кающихся, Господь, как благоразумного разбойника, сподобил Его Небесного Царства.

Хочу обратить внимание на самое главное в нашей духовной жизни: когда мы молимся и мысленно представляем свою греховную жизнь, то ощущаем свое недостоинство, что справедливо, - но это не должно отвергать нас от Господа. Он не карающий Судия. Мы должны видеть образ милостивого Отца, Который ждет нашего покаяния, Который принимает не только наши дела, но и намерения, наши благие мысли. Будем верить: если разбойника Господь принял в Свое Небесное Царство, то Он непременно примет детей Своей Церкви, которые обращаются к Нему- Небесному Отцу: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем».

* * *

Господь до Своих крестных страданий проповедовал Евангелие Царствия Божия и Свое Божественное учение подкреплял совершением чудес и благодеяниями роду человеческому. И, несмотря на то, что Его окружала подчас враждебно настроенная толпа, несмотря на то, что отовсюду звучали искушающие вопросы, Господь смиренно и терпеливо отвечал на них.

161

 

 

Теперь все это закончилось. Позади Его царственный вход во Иерусалим, когда толпы народа, знавшие о Его чудесах, о Божественной славе, готовы были уже провозгласить Его царем иудейским; после того, как Он слышал отовсюду: «Осанна», - Он пригвожден ко Кресту...

Никак не могли понять иудеи, что же это за Мессия, Который предается позорной смерти, унижению, оскорблению. Они ждали другого, который им, избранному народу, покорит все народы, чтобы они царствовали на земле. А уничиженный и оскорбленный Учитель Израилев говорит, что Он - Сын Божий, что Он - Мессия. Но Он же висит на Кресте... Они не могли понять, несмотря на все пророчества, изреченные до пришествия Спасителя, несмотря на все чудеса Господа, - они не могли понять, что земным троном Христа является Голгофа, Его Крест. Взойдя на этот Крест, Господь в царственном величии изрекает со Креста лишь семь слов.

Нам по Евангелию, по сказаниям четырех евангелистов известно, что Крест Христов окружала враждебная толпа. Ни одного сострадающего взгляда, лишь ненависть и насмешки. И, несмотря на это, Страдалец и истинный Царь Иудейский с Креста взывает к Отцу Своему Небесному: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Как непонятно и чуждо человеческому сознанию это незлобие! Как трудно увидеть в унижении - величие Христа! Трудно осмыслить, что Господь на Кресте воплотил Свое учение: возлюби врага своего. Он, полный любви к роду человеческому, столь несовершенному, молится к Отцу Небесному, чтобы Господь простил Его распинателей.

Рядом по обе стороны с Крестом Христовым распяты два разбойника. В сознании одного из них, иудея, ожидавшего Мессию, совершился переворот. Всю жизнь он причинял людям несчастья. Он осужден справедливо и не ропщет. И вот он видит, что рядом с ним Человек, Который делал только добро, но и Он - осужден и при этом молится за палачей. Разбойник осознал, что это и есть Мессия. И в самый последний момент, когда его душа готова была оставить земной мир, он со всей надеждой обращается к сораспятому с ним Иисусу и просит, чтобы Тот помянул его, когда придет во Царствие Свое. И как ни удивительно, возлюбленные о Господе братья и сестры, достаточно было этого одного покаянного вздоха, этого внезапного перерождения, чтобы он услышал из уст Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

162

 

 

Как много говорит нам, возлюбленные о Господе, это событие! Царствие Христово!.. Ко Христу призываются все, кто к Нему обращает свое сердце. Кто бы мог сказать, что этот разбойник явится первым сонаследником Царства Христова, что он первый из людей воспользуется теми плодами, которые принес на землю Своими страданиями Господь Иисус Христос?..

И пусть это событие будет отрадным извещением для каждого из нас. Господь не отвергает никого из грешных, даже если тот обратится к Нему в последний час жизни.

Мы помним с вами, что когда Пречистая Матерь принесла Своего Богол4ладенца в храм, то старец Симеон, взяв Его на руки, благословляя Бога, предрек Ей: что Христос «лежит... на падение и на восстание многих» (Лк. 2:34), а Преблагословенной Деве сказал: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Эти слова исполнились, когда Пресвятая Дева видела весь ужас казни Сына Своего. И Христос Спаситель, исполняя Свой земной долг по отношению к Своей Матери, обратил слово и к Ней. Он видел, что из тех, кто Его окружал, из тех, кто Его слушал, из тех, кого Он облагодетельствовал, лишь юный Иоанн остался Ему верен. И Господь поручает Свою Матерь этому возлюбленному ученику: «Жено! се, сын Твой!» (Ин. 19:26). Он этим как бы говорит: Мой жизненный путь, как человека, окончен. Тебе же предстоит продолжать Свое служение. И вот Мой самый возлюбленный ученик пусть примет Тебя, как Мать, пусть он заменит Меня. И, обращаясь к ученику, Господь говорит: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27).

Возлюбленные о Господе братия и сестры, часто размышляя над этим, мы понимаем, что в лице Своего ученика Христос нас всех усыновил Матери Своей. Проходят времена, а это усыновление продолжается на зел4ле. Каждый из нас испытал на себе материнскую заботу, которой сподобляется любой христианин, молящийся Пресвятой и Пречистой Деве.

Проходили часы, увеличивались страдания Господа на Кресте. И Он, по-человечески изнемогая, обращает Свой вздох к Отцу Своему Небесному, взывая: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34).

Следующее слово Господа с Креста: «Жажду» (Ин. 19:28). Сколько человеческого, сколько понятного и близкого каждому из нас в этом слове! Сколько утешительного для каждого из нас! Господь Иисус Христос, придя на землю, приняв на Себя рабий зрак, человеческую плоть, был такой же, как каждый из нас, со всеми теми чувствами, которые имеем и мы. Он также по-человечески жаждал.

163

 

 

Прежде чем закончить свое земное пребывание, Господь сказал: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Свершилось то, чего ожидало человечество. Свершилось то, что предсказывали пророки. Пришел на землю Сын Божий. Он проповедал Свое учение, жизнью Своей исполнил его. Он прошел все пути человеческого страдания. Он преподал высший знак человеческой любви. Он вновь соединил Небо с землею. Он вновь дал право каждому человеку именовать друг друга братом и сестрой во Христе. Это свершилось, и Господь предает дух Свой.

Последним словом со Креста было: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Как необходимо, возлюбленные о Господе, иногда подумать о страдании Господа. Особенно это уместно в дни Великого поста, когда мы, отрешась от повседневных забот, обращаем взоры к Господу, чтобы осмыслить, что значит быть христианином. А быть им - значит подражать Христу и Его земной жизни и стремиться к тому, чтобы исполнять заповеди Его, то Евангелие, которое Он принес на землю, оставил Церкви и которое доныне благовествуется нам.

* * *

Дорогие братья и сестры, давайте, стоя здесь у Креста Христова, представим, что происходило у его подножия в страшные часы страданий Господних. Евангелист Лука говорит: «И стоял народ и смотрел» (Лк. 23:35). Это было ужасное зрелище, которое не могло не потрясти сознание до немоты: пригвожденный ко Кресту Богочеловек, истекающий кровью, страдающий, умирающий, Который только что воскресил другого человека. Вокруг Креста царило тяжелое молчание. Именно это имеет в виду евангелист Лука, когда говорит: «Народ стоял и смотрел». Мы не погрешим против истины, если постараемся ясно себе представить, какие мысли обуревали всех, кто стоял и смотрел на совершившееся великое таинство Искупления рода человеческого, но вряд ли мог четко уразуметь происходящее. Мне кажется, что, читая или слушая Святое Евангелие, и сейчас не все ясно понимают священное повествование.

Вы знаете, что Христос Спаситель часто говорил иносказательно, притчами, и эти слова Он обращал и к святым апостолам Своим, и к тем, кто во множестве следовали за Ним и слушали Его проповеди. Такую притчу сказал Он и накануне крестных страданий. Он спросил учеников: когда Я вас посылал, имели ли вы в чем нужду? Нужно ли было вам иметь с собой хлеб, дополнительную обувь?

164

 

 

Апостолы ответили, что они ни в чем не нуждались. И тогда Господь им говорит: но наступает время, когда вы всем этим должны запастись. Если у вас нет ножа, - или по другому переводу меча, - то вы продайте одежду и купите его. Сам евангелист указывает, что апостолы не поняли, о чем шла речь. «Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22:38).

На первый взгляд кажется, будто Христос отвечает, что хватит этого оружия, этих мечей. Но в действительности слово «довольно» означает, что Христос, увидев непонимание апостолов, прерывает разговор и говорит: «Ну, довольно», то есть - не будем сейчас об этом говорить.

О чем же здесь идет речь? Когда апостолы проповедовали среди народа избранного, им легко было проповедовать, потому что иудеи, по многим пророчествам, в лице Учителя из Назарета узнавали ожидаемого Мессию. Они принимали Его, а заодно и Его посланцев. Но теперь Христос предупреждает о том, что нужно будет идти на проповедь к язычникам, и о том, что Он, согласно пророчеству Исаии, будет причтен к беззаконным, что Он Сам претерпит страдания, а они, беззащитные, должны будут противостать враждебному миру. Христос Спаситель иносказательно говорит о том, чтобы апостолы, как меч, имели в сердце твердую, несокрушимую, железную веру и мужество, ибо им придется противостать тому миру, который не встретит их с распростертыми объятиями, который разделится. Одни примут Христа, а другие будут гнать апостолов. Мы знаем, что все апостолы, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, окончили свою проповедническую, евангельскую деятельность мученической кончиной.

«Народ стоял и смотрел», - а, между тем, у Креста Христова не было Его учеников, которые только что клялись в верности, говорили о том, что они и на смерть, и в темницу готовы идти за Учителем. Те, которых Он назвал друзьями Своими, были где-то вдалеке, подавленные свершившимися событиями.

Нужно вникнуть в духовное состояние апостолов, которые оставили все и пошли за Христом, уверовав, что Он и есть ожидаемый Мессия. Однако не до конца поняли они, какого духа Христос.

Нам известно по многим историческим свидетельствам, а также из Святого Евангелия, что ко времени пришествия Христа, представление иудеев о лице Мессии исказилось. Они, порабощенные римлянами, представляли себе Мессию сильным властелином, завоевателем, который покорит все народы под власть избранного народа. Та же мысль не оставляла и учеников Христовых. Господь

165

 

 

же постепенно воспитывал их, давая понять, в чем же заключается истинное Царство Мессии. Однажды ученики спросили Христа; «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою: что же будет нам?» (Мф. 19:27). Спаситель ответил: когда Я воссяду во славе, то «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:29). И вновь о том же шел разговор во время Тайной Вечери, хотя Христос говорил о приближающемся времени Его страданий. Но опять никак не укладывалось в сознании учеников, что только через страдание им можно войти в Царство Божие. До последнего момента у них теплилась надежда, что здесь, на земле, воссядут они со Своим Божественным Учителем в Царствии Его. Поэтому крестное страдание Христа и Его смерть потрясла их души, развеяла все их надежды. Все, что они слышали от Христа и в чем видели они проявление Его Божественной силы, было зачеркнуто. И мы знаем, что не своими человеческими силами и мудростью были они вдохновлены в третий день по Воскресении Христа, а Господь, явившийся им и затем пославший Духа Святого, настолько преобразил их немощное естество, что они до конца смогли исполнить великое апостольское служение. Своей проповедью о воскресшем Спасителе святые апостолы покорили вселенную. Мы являемся наследниками их апостольской проповеди.

«Народ стоял и смотрел»... И в жуткой вселенской тишине мы слышим голос разбойника, который первым от народа избранного пред всеми исповедует, что перед ним Начальник жизни и смерти, ибо и в таком грешнике при встрече с Богочеловеком преобразилось все существо. Разбойник смиренно кается и обращается с надеждой ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). И тут же слышит: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

А народ стоял и смотрел... Так же мы с вами, братья и сестры, стоим и смотрим на Распятие Христово. И разные мысли приходят нам. Одни уподобляются тому народу, который с обычным безразличием, по-фарисейски пришел сюда, ко Кресту. Другие уподобляются апостолам, потерявшим надежду: потому что им кажется, будто не исходит уже сила от Христа, уничиженного и преданного смерти. Другие, вдруг почувствовав в своем сердце живую веру и вспомнив свой смертный час, как бы в последний момент обращаются ко Христу. Святое Евангелие указывает для нас общий и верный путь - путь благоразумного разбойника. Путь, который дает надежду на спасение, на веру в Христа и общение с Ним в Царствии Небесном.

166

 

 

* * *

Мы сегодня читали Евангелие от Иоанна, которое написал любимый ученик и свидетель спасительной проповеди, страданий и смерти Иисуса Христа. Его написал тот, чье сердце не дрогнуло в момент уничижения и крестной смерти Его Божественного Учителя. И он, со свойственной ему любовью, передал нам в мельчайших подробностях последнюю беседу и молитву Богочеловека.

В эти четыре воскресных вечера мы проникались атмосферой евангельских повествований. Мы находились у Креста, сострадали Христу. Мы сердцем воспринимали: эти муки и уничижение принял Христос, чтобы нас научить любви и терпению, чтобы нас привести ко спасению.

Божественное учение с тех пор, как было оглашено и до сегодняшних дней, никому насильно не навязывается. Оно воспринимается только добровольно, - и только таким образом касается души и становится законом нашего сердца. Христос трогательно, с любовью общался со Своими учениками. На прощальной Вечере Он говорил: «Дети! не долго уже Мне быть с вами» (Ин. 13:33). Эти слова относятся не только к апостолам, но ко всем следующим поколениям. В нашем храме мы постоянно молимся перед Распятием, которое стоит сейчас посередине церкви. Около Креста мы видим изображение Матери Божией и Иоанна Богослова. Это изображение соответствует евангельскому сказанию о том, что в последние минуты Пречистая Дева и любимый ученик не оставили Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, толкуя евангельское повествование: «Много женщин стояло вокруг, но Христос обращается именно к Своей Матери». И это учит нас отношению к своим родителям. Мать родила нас, воспитала, страдала за нас, и мы должны почитать ее за это.

* * *

Христос Спаситель в Своей молитве к Отцу Небесному, которая дошла до нас в Евангелии от Иоанна, говорил: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Так молился Господь о Своих учениках, но эта молитва относится и к преемникам святых апостолов, эта молитва относится ко всем верующим, эта молитва относится ко всей Церкви Христовой.

Христос Спаситель основал Свою Церковь на земле, чтобы она была хранительницей Его учения и силой Христовой противостояла злу.

167

 

 

Вспоминая все, что было перед Божественными голгофскими страданиями Христа, по Евангелию от Иоанна, мне хочется обратить внимание на три обстоятельства. Христос Спаситель, находясь в последние часы со Своими учениками перед совершением Тайной Вечери, где было установлено Таинство Святой Евхаристии, видел, как проявляются человеческие немощи у апостолов, видел, как они порою поддавались страстям тщеславия и гордости. Он много уже об этом говорил раньше для их смирения. Но в момент перед расставанием Господь показал Своим ученикам необычайный пример смирения.

Толкователи Святого Евангелия говорят о том, что перед вечерей, по обычаю того времени, нужно было вымыть ноги, потому что на Востоке ходили в сандалиях или босиком и ноги у путников были запыленные. В помещение входили не иначе, как вымыв ноги. В обязанность прислуги или рабов входило мыть ноги приходящим на пир. Апостолы, видимо, не найдя людей, которые могли бы это сделать, между собой говорили, что для них низкое занятие - умывать друг другу ноги. И вот при этих обстоятельствах, наблюдая настроение Своих учеников, Христос Спаситель Сам умывает им ноги... Этот поступок так сочетается с прошением Христа в молитве к Отце Небесному сохранить их от зла!..

И, наконец, одно из самых трогательных, потрясающих душу и сердце мест в Евангелии от Иоанна, где Христос Спаситель за несколько мгновений до Своей смерти обратил взор к Своей Матери и усыновил ее возлюбленному ученику Иоанну. Это место имеет для нас, братья и сестры, непреходящее, священное значение. Здесь речь идет о духовном родстве. Оно живо, реально проявляется в жизни Церкви Христовой. Исходя из этого духовного родства не обращаемся ли мы к вам всякий раз, называя братьями и сестрами во Христе? И мы знаем, что часто эти духовные узы бывают сильнее кровного родства.

Христос Спаситель в Своей Первосвященнической молитве указал, как нам освободиться от зла. Святая Христова Церковь, верная завету Своего Божественного Основателя, из рода в род, из поколения в поколение несет всякой душе человеческой любовь Христову, согревает сердца и дает силы преодолеть всякое зло, которое гнездится в слабой и немощной природе человека.

Этими мыслями мне хотелось бы закончить сегодняшнюю Пассию и пожелать Вам, дорогие братья и сестры, чтобы не только остались в вашем уме, сердце неизгладимые воспоминания о Божественных страданиях Христа, но чтобы они дали вам возможность

168

 

 

преодолеть всякое зло в душе, дать место Христу в ваших сердцах, наполнить их любвью, чтобы стать истинными учениками Спасителя мира.

* * *

«Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком: Спасе наш, слава Тебе». В тиши нашего храма за сегодняшним богослужением мы совершили воспоминание о страданиях Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна. Предание повествует о том, что в конце первого века, когда среди христиан начали появляться разномыслия о Личности Иисуса Христа, епископы Смирны обратились к Иоанну, как свидетелю, с просьбой написать воспоминания. До этого уже были написаны три евангельских повествования, принадлежавшие Матфею, Марку и Луке, ученикам Христовым. Апостол Иоанн в своем Евангелии восполнил те события, которые не встречались в трех предыдущих Евангелиях с целью передать суть Божественного учения Христа Спасителя.

Святая Церковь, как бесценное сокровище, хранит Евангелие от Иоанна, которое дает нам верное доказательство Божественного посланничества Иисуса. Сам Иоанн говорит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). И лучше об этом нельзя сказать. Потрясает душу, что святой Иоанн Богослов, наравне с описанием великих Божиих тайн, в своем Евангелии запечатлел и бытовые, но символичные события, о которых невозможно читать без трепета сердечного, например, - умовение ног перед Тайной Вечерей. Как просто сказано: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» (Ин. 13:15). Как важны эти слова для нас, порой гордых, не имеющих смирения и страдающих от иных недостатков. Как просто и, в то же время, как трудно исполнить по примеру Христа заповедь о служении ближним в полном смирении...

Лишь Иоанн сообщает в своем описании о том, как Христос, Мессия, Спаситель мира, совершающий всемирный подвиг спасения всего рода человеческого, и в страданиях не забывает о Своей земной Матери. Он обращается к Ней со Креста, вручая любимому Своему ученику. Через это Господь исполнил древнюю заповедь о почитании родителей, данную через Моисея избранному народу. Важно помнить эту заповедь и пример Христа, чтобы всегда почи-

169

 

 

тать своих родителей. Думаю, что слова Христа должны согревать сердца современных матерей.

И, наконец, в Евангелии от Иоанна приводится и Господня первосвященническая молитва. Она объемлет весь мир и все человечество. Христос не только молился об укреплении Своего земного, человеческого естества, которое ужасалось, предвидя чашу страдания, но и пророчески провидел судьбы рода человеческого, судьбы Своей Церкви, судьбы Своих последователей. Он предвидел, что грех будет разделять людей, и Он молился в тот священный час, чтобы все были едины.

Находящиеся в церковном разделении должны сознавать грех нарушения воли Христовой. Какое значение имеет сегодня не только для Церкви, но и для современного мира молитва Христа о единстве! Разобщенное человечество нуждается в напоминании, что нет воли Божией на кровопролитие, что Христос заповедовал любовь, что Он принес мир. Мы верим, что достигнем и единства, и мира. Но прежде чем говорить о других, о всем мире, о всем человечестве, мы должны в своем сердце смиренно принять слова Христа, Его Божественное учение, зная, что ради каждого из нас Он пришел на землю, что Его Евангелие обращено к сердцу каждого человека независимо оттого, крещен он или не крещен, верующий он или неверующий. Христос искупил от клятвы законной весь род человеческий, и люди должны знать и помнить, что Господь - их личный Спаситель.

170


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.