Поиск авторов по алфавиту

В Неделю о мытаре и фарисее

Святую Церковь можно сравнить с нежно любящей матерью, которая печется и заботится о своих детях, об их будущем, но уже не земном, а небесном. Церковь Христова зовет нас к вечному спасению и жизни вечной. Для этого она призывает жить по заповедям Божественного Основателя Церкви, Господа нашего Иисуса Христа.

В течение года имеются особые длительные периоды постов, когда нам предлагается, отрешившись от греховного мира, обратить свои духовные взоры к Небесному Отечеству.

Самым важным постом является Великий пост - не только по своей продолжительности, но, главным образом, глубиной подготовки к всеспасительному празднику праздников - Светлому Христову Воскресению. И еще до начала поста Церковь начинает приуготовление к нему.

Сегодня мы вступили в первую такую седмицу, которая открывается воскресным днем, именуемым Неделей о мытаре и фарисее. В этот день за Божественной литургией читается одноименная притча Господня. С этой недели поется и трогательная молитва: «Покаяния отверзи ми двери...»

Давайте поразмышляем, почему именно с притчи о мытаре и фарисее Церковь начинает призывать нас к покаянию?

Можно предположить, что кто привык издавна ходить в Церковь только по обычаю, возможно, со всей остротой уже и не воспринимают величия дома Божиего, святости храма Господня. Такие люди уподобляются высокомерному фарисею. Они считают, что одно лишь частое посещение храма уже приближает их к Богу, и они слишком высоко думают о себе. Но в притче Господней говорится также о грешном мытаре. Вероятно, он очень редко заходил в храм, чтобы не видеть обиженных им. И сейчас он стоял и не смел даже глаза поднять на небо, потому что сознавал свою греховность. И что же? Христос Спаситель сказал, «что сей пошел

122

 

 

оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Не бывало ли и нам, братья и сестры, присуще состояние фарисея? Часто, когда мы проводим, на наш взгляд, благочестивую жизнь, то, стоя в храме на молитве, бываем довольны собой, хотя при этом мы можем быть холодными и безразличными к судьбе ближних, а порой и берем на себя право осуждать их. Но думаю, что многие из нас испытали и другое состояние: когда после ссоры, или обид, или согрешив в чем-то пред Богом и близкими, мы, оказавшись в храме, вдруг остро переживали свою греховность и с дерзновением просили Бога о прощении. Эта молитва может напоминать о мытаре из притчи Господней.

В наше время все больше и больше встречаемся мы с такими случаями, когда люди не знают, как молиться, редко ходят в церковь, и вот, оказавшись на богослужении, они осознают свою греховность, и душа их обращается к Богу. Такая молитва часто бывает более горячей, более дерзновенной, чем у тех, кто по привычке приходит в храм, и, может быть, с пустой душой покидает его. Вот каково значение притчи Господней о мытаре и фарисее. Ее содержание касается всех. Она зовет к молитве, к покаянию.

Если этот воскресный день приблизил нас к Господу, направил к смирению, то будем стремиться сохранить это внутреннее устроение и в последующие дни вплоть до предстоящего Великого поста. Откроем свои сердца для слышания слова Божия, для молитвы и из глубины души попросим Господа: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

* * *

Каждую неделю, как бы поднимая нас по духовным ступеням, Святая Церковь будет вести нас, учить, как надлежит каяться и молиться. Речь идет не о простом человеческом раскаянии и даже не об известном поучении святого апостола Иакова исповедовать друг пред другом свои согрешения (Иак. 5:16). Таинство Покаяния предусматривает не только искреннюю исповедь перед духовником, но твердое внутреннее решение больше не возвращаться к исповеданным грехам. По власти, данной Христом святым апостолам и их преемникам, принимает христианин от священника всесовершенное прощение, разрешение от своих грехов, получая возможность начать новую жизнь.

123

 

 

Священнослужители тоже призываются вместе со своей паствой к духовному подвигу.

Святая Церковь в преддверии Великого поста в первую очередь напоминает нам о молитве. На самом деле, ведь многие из нас, порой и воцерковленные христиане, не знают, как должным образом следует молиться и как достойно вести себя в храме Божием. Сегодня Господь через притчу о мытаре и фарисее говорит нам о пагубности «фарисейства», лицемерия в молитве.

Два человека: фарисей и мытарь - вошли в храм помолиться. Первый в этот момент вспомнил только свои «заслуги», а других осудил как недостойных и падших. А мытарь, сознавая свою греховность и недостоинство, не мог даже глаз поднять на Небо. Он лишь из глубины души взывал: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13). И Господь сказал, что мытарь пошел после молитвы оправданным больше, чем фарисей.

Вот, дорогие братья и сестры, нам сегодня первый урок: молитва наша действенна только тогда, когда идет от смиренного и сокрушенного сердца.

* * *

Сегодняшним богослужением мы начинаем духовно готовить себя к подвигу длительного поста. Святая Церковь говорит своим верным чадам о значении молитвы. Еще святые апостолы просили Божественного Учителя: «Научи нас молиться» (Лк. 11:1). И Он тогда дал им молитву, которая изложена в Святом Евангелии. Она повторяется за каждым богослужением многократно. Это молитва «Отче наш» (см.: Лк. 11:2-4).

Христос Спаситель Сам показал и как надо молиться. Нередко Господь для этого уединялся. И перед началом Своего общественного служения Он молился сорок дней в пустыне. Истинный образец молитвы Господа явлен нам в саду Гефсиманском, когда Он, находясь в борении, «прилежнее молился, и был пот его, как капли крови» (Лк. 22:44). В молитве Спаситель полностью предавал Себя воле Божией: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Молитвой называется обращение души и сердца человеческого к Богу. С тех благословенных времен, о которых мы сейчас вспоминали, прошло два тысячелетия. Горя любовью к своему Спасителю и Господу, святые угодники и подвижники всегда предстояли пред Ним в молитве. Позже ими были составлены богослужебные пос-

124

 

 

ледования. В христианскую жизнь прочно вошел обычай посещать храм для участия в совместной молитве.

Сам Христос Спаситель через притчи научил нас богоугодному участию в совместной молитве.

Но бывает, что человек не знает, как совершается молитва, или не может даже себя побудить к ней. Притча, которая читалась сегодня за Божественной литургией, как раз направляет наши мысли к истинной молитве.

Мы со смирением и верой должны обращать свой взор к Богу, прося Его помощи в нуждах и признавая свои недостатки, грехи, и считая, что только милость Божия, Его любовь могут покрыть наши несовершенства. Молиться надо в течение всей жизни, ибо мы не знаем своего смертного часа. Молитва заповедана христианину для того, чтобы и очистить свою душу покаянием, и изо дня в день бороться с самим собою, - с проявлением греховных устремлений и страстей, всегда помня о смерти. В молитве мы получаем помощь и благодать Божию для своей повседневной жизни и для вечности, для укрепления себя в добродетели, для стяжания всего доброго, светлого, чистого, что и является тем накопленным богатством, с которым можно войти в Царство Небесное.

Очистим же себя от всякого греха плоти и духа и со смирением и покаянием будем готовиться к светлому празднику Пасхи Христовой.

125


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.