Поиск авторов по алфавиту

Рождественский Сочельник. Рождество Христово

С глубоким духовным волнением и трепетом мы прославили пришедшего в мир Христа Спасителя, Его Пречистую Матерь - Преблагословенную Деву Марию. Сегодняшним днем заключается многодневная молитвенная подготовка к великому празднику Рождества Христова. В этом году Неделя святых отцов совпала с Рождественским Сочельником. Мы празднуем память тех, от кого по плоти произошел Христос Спаситель. Его родословную вы слышали сегодня из Евангельского чтения от Матфея. Мы вспоминаем ныне и всех ветхозаветных праведников, пророков и мучеников, которые жили верой в грядущего Спасителя мира. Они постоянно имели пред своим мысленным взором Бога, Творца и Промыслителя.

Мне хочется напомнить вам о праотце Аврааме. Глубокая, детская, непосредственная вера вдохновляла Авраама во все дни жизни. Бог призвал его оставить тот народ, среди которого он жил, и все, что он имел, - и идти в неизвестность. Бог ему говорит: «Иди в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). И Авраам, послушный Божией воле, оставляет все и идет. Господь обещает ему, что он станет родоначальником многочисленного великого народа, который, как песок морской, невозможно будет сосчитать. Хотя Авраам был бездетным, он поверил в обещанное, и у него рождается в преклонном возрасте долгожданный сын Исаак - надежда его, предмет Божиего обетования.

Но снова испытывает его Господь, когда предлагает принести Исаака в жертву. И Авраам не раздумывает, не размышляет: а как же обетования? а как же множество народа, которое обещано от Исаака? Он ведет любимого сына на заклание. И в момент, когда он готов был уже исполнить Божие повеление, Ангел Господень указал ему другую жертву: барана, запутавшегося в чаще рогами своими. «Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего» (Быт. 22:13).

81

 

 

Святой апостол Павел в Послании к Евреям вспоминает родоначальников Спасителя, которые жили верою. Кому западет в сердце эта родословная Христа Спасителя, может с большим интересом и пользой для себя прочитать в Святой Библии, каким путем шли эти родоначальники, как вера в грядущего Спасителя помогала им преодолеть все тяготы, встречавшиеся на их земном пути.

Как замечательно, что в Рождественский Сочельник мы совершаем память святых отцов. Можно образно сказать, что все они, жившие верой в грядущего Спасителя мира, мысленно предстояли у Вифлеемской пещеры и надеялись на исполнение Божия обетования об этом Спасителе. Исполнились пророчества святого Исаии, в том числе о рождении Младенца от Святой Девы, о наречении Ему имени Еммануил, что значит «С нами Бог». И мы, вступая в радости духовной в великий праздник Рождества Христова, можем многократно и бесконечно повторять вслед за пророком Исайей: «С нами Бог».
«С нами Бог» был в дни, когда мы стремились как личную жертву принести наше покаяние, наше воздержание, наши молитвы грядущему в мир Христу Спасителю.
«С нами Бог», - мы повторяем, когда в Таинстве Святой Евхаристии причащаемся истинных Тела и Крови Господних.
«С нами Бог», - мы повторяем, думая о грядущем празднике Рождества Христова.
«С нами Бог», - мы повторяем, размышляя о двухтысячелетней истории жизни на земле Церкви Христовой, которую Он создал Честной и Животворящей Кровью.
«С нами Бог», - мы повторяем, когда благодарим за все милости, излиянные на нас.
«С нами Бог», - мы повторяем в надежде, что Господь Своей всесильной десницей будет всегда пребывать с каждым из нас, защищая от всякого зла.

* * *

В течение сорока дней Святая Церковь постом, молитвой и воздержанием готовила нас к этому великому дню, празднику Рождества Христова. И как замечательно, что с древности сохранился обычай в Церкви, когда в Рождественский Сочельник мы с раннего утра начинаем прославлять пришедшего в мир Христа Спасителя. Сочельник - день строгого поста и воздержания, чтобы каждый человек духовными очами удостоился узреть и понять великую тайну

82

 

 

спасения рода человеческого: пришествие на землю Спасителя мира. А каким утешением, каким теплом согревают нас слова священного песнопения: «Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог!» Ради нас, немощных и грешных, сходит на землю Превечный Бог, чтобы дать человеку силу, чтобы дать уверенность, что он не одинок, что его объемлет Божественная любовь, что милость Божия всегда с ним.

Нам вспоминаются сейчас евангельские сказания о том, как ждал избранный народ Мессию, как узнали, что Он уже родился, и искали Его, как пришли к Нему пастухи и волхвы.

Мы тоже сегодня уподобились им, когда ранним утром направлялись в храм Божий, чтобы услышать первое прославление Богомладенца Христа. Подобно волхвам, мы должны поклониться Рождшемуся Спасителю и в качестве даров принести наши покаяние и добрые дела. И сегодня хочу вновь, потому что это, может быть, самый подходящий момент, напомнить вам, что Господь открывает каждому возможность от имени Церкви, во имя Бога, бескорыстно послужить ближним своим, больным, немощным, и малым, и пожилым - всем, кто нуждается в этой помощи.

Я уже говорил с этого святого места, что наше духовенство хочет обратиться к руководству соседней городской больницы с предложением, чтобы наши верующие могли безвозмездно помогать в этой больнице всем, чем они смогут. В первую очередь речь идет не о каких-либо материальных сборах, а просто о моральной помощи, а со стороны духовенства — о духовном окормлении больных. До сих пор из нашей большой общины лишь три человека заявили о своей готовности участвовать в этом святом деле. Я не думаю, что вы проявляете небрежность и черствость сердца, просто, может быть, еще до сегодняшнего дня вы не знали, как поступить, к кому обратиться и что сделать. Речь не идет о том, чтобы каждый из вас в течение долгого времени трудился в этой больнице, нам важно знать, кто из вас, хоть раз в неделю, хотя бы даже раз в месяц, сможет на два-три часа прийти туда и как верующий помочь своим братьям и сестрам, как в Евангелии когда-то милосердный самарянин помогал больному своим добрым сердцем. Поэтому я вновь напоминаю вам об этой возможности показать веру от дел своих.

* * *

Возлюбленные и дорогие о Христе Родившемся братья и сестры! Завершив богослужение, мне хочется от души поздравить всех вас

83

 

 

с великим и предивным праздником. Больше всего трогает сердце мысль, что Сам Бог сошел на землю, приняв образ раба...

Часто мы, священнослужители, во время проповеди обращаемся к творениям святых отцов и учителей Церкви, черпая из них духовный опыт и делясь им с прихожанами. Но, дорогие братья и сестры, очень ценно знать и духовные размышления простых сердец, знать, как каждый из нас воспринимает любой праздник или священное событие из истории Христовой Церкви. Поэтому хочу поделиться с вами тем, что сегодня вечером, разбирая многочисленные рождественские поздравления, я прочел трогательное приветствие от одной из прихожанок, которая в простоте сердца начала свое поздравление так: «Пишу и заливаюсь слезами, потому что так чувствую великий искупительный подвиг Христа, Который ради нас претерпел крестную смерть».

Я думаю, что и каждый верующий с трепетом духовным переживает в эту священную ночь великую любовь Бога к человеку. И появляется желание сделать что-то для ближних, показать им свою любовь и смирение. В благословенную ночь Рождества Христова Ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». С тех пор и до сегодняшнего дня во имя Божие Святая Церковь проповедует и утверждает священный мир на земле.

Вступив в новое лето благости Божией, наша Святая Церковь вновь и вновь взывает к совести мира о том, чтобы мы и все человечество сделали все, дабы не допустить проявления зла на земле, не допустить войны.

В нашем Отечестве и за его пределами мы готовимся торжественно отметить Тысячелетие Крещения Руси. На пороге нового года нам в эту Рождественскую ночь подобает обратить свой молитвенный взор к Крестителю Руси, святому равноапостольному великому князю Владимиру, который тысячу лет назад привел к вере Христовой нашу родную землю.

В XI веке при сыне святого князя Владимира митрополит Киевский Иларион в своем слове «О законе и благодати» обращался с молитвой к великому князю. Я повторю ее и прошу вас присоединиться всем сердцем к этим святым словам: «Помолись, о блаженный, о земле своей и народе, которым благоговейно ты владычествовал, да сохранит его Господь в мире и благочестии и да славится в нем правая вера... и да соблюдает его Господь Бог от всякого ратного нашествия и пленения, от глада и всякой скорби и напасти!»

С этими молитвенными напутствиями, я вновь и вновь сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим праздни-

84

 

 

ком Рождества Христова, и радуюсь, что в эту спасительную и благословенную ночь вы вместе с нами разделяли молитву и ликование праздника.

Благословение Рождшегося Господа, Его милость, благодать и мир да пребывают со всеми вами, со всеми вашими близкими, со всеми народами нашей Родины и со всеми людьми.

В эту Святую ночь, совершая службу у престола Божия, мы мысленно переносились к Вифлеемской пещере, где родился Христос. И хотелось бесконечно повторять: «Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп; престол херувимский, Деву; ясли, вместилище, в нихже возлеже Невместимый Христос Бог». С тех благословенных времен и доныне живет Христова Церковь на земле, продолжая дело Спасителя мира. Тогда мы видели в яслях беззащитного Младенца, - и в течение истории мы видим Церковь Христову, которая со стороны может казаться тоже беспомощным младенцем. Ошибается тот, кто думает, что существование Церкви зиждется на силе или разуме человеческом. Она живет и осуществляет свое спасительное служение Божественной силой Христовой, ибо Главой ее является Сам Господь, Божественный Основатель Церкви.

* * *

Сердечно поздравляю отца настоятеля и прихожан храма святителя Николая на Рогожском кладбище с великим праздником РождестваХристова. Благодарю Господа, что, по благословению Святейшегоего Патриарха, я вновь имею возможность сегодня в этом святом храме совершить Божественную литургию, прославить воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и помолиться о своем  покойном родителе. Этот день напоминает о великой Божией любви к роду человеческому, о нашей святой вере, которую двадцать веков род человеческий хранит как бесценное достояние. При любых житейских испытаниях, посылаемых нам, их легче переносить, когда знаем, что с нами Бог, что Господь не дает нам испытания и креста больше, чем мы можем понести. Они попускаются Промыслом Божиим для укрепления веры, для очищения наших душ, для того, чтобы мы, пострадав здесь на земле во искупление наших грехов и пороков, с очищенной совестью наследовали вечную жизнь.

85

 

 

Всегда радуется сердце мое при посещении этого святого храма, но в этом году, когда мы вступили в юбилейный год Тысячелетия Крещения Руси, с особым чувством я совершил здесь Божественную службу, во время которой сочетались и древние, и новые напевы - это великое духовное наследие Церкви. Невольно перед мысленным взором проходила наша церковная история. Мы являемся наследниками великих церковных традиций и обязаны не только сами сохранить их, но и передать грядущим поколениям. Самый лучший способ для этого - быть образцами исполнения христианских добродетелей, жизнью своей проповедовать великое учение Христово.

Мы переживаем глубокую радость оттого, что Господь сподобил нас в духовном веселии встречать великий праздник нашей земли - 1000-летие Крещения Руси. Мы вспоминаем тот благодатный путь, который прошла Церковь, и особенно благодарим Бога за то, что и сегодня миллионы и миллионы наших сограждан живут святой верой в Господа нашего Иисуса Христа и вдохновляются Его Божественными заповедями. Сегодня весь мир думает о том, как сохранить землю от войны и погибели. Мы вдохновляемся, братья и сестры, великим Христовым учением, ибо Господь заповедовал нам любить ближних своих до самопожертвования, полагать душу свою за друзей своих. При рождении Спасителя был возвещен мир земле, и поэтому Он - источник мира. Будем же молить Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы Он в мире сохранил Богохранимую страну нашу Российскую, дал мир каждой мятущейся душе и благословил миром и согласием ваши семьи и ваши труды, чтобы вера в Него процветала в наших сердцах всегда и среди потомков наших во веки веков.

* * *

В кондаке праздника Рождества Христова имеются слова, которые не могут никого оставить равнодушным. «Нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог». В эту благословенную ночь мы особенно почувствовали близость Господа, Который ради каждого из нас пришел на землю.

Если посмотреть в лицо каждого из вас, если изучить ваш характер, взгляды ваши, то не найти двух одинаковых людей. Но какова же сила веры, благодати Божией, если она людей, столь разных, делает единым Божиим народом, братьями и сестрами? Мы должны возблагодарить Господа, что Он дал нам великую радость начать

86

 

 

новый век и, вступая в новое тысячелетие, встретить в молитве этот великий праздник.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что стал единственным, может быть, иерархом Русской Православной Церкви, удостоившимся последнюю Божественную литургию этого века совершить в Святой Земле, на Гробе Господнем, и имел счастье поклониться месту Рождества Христова в Вифлееме, когда, по благословению Святейшего Патриарха, участвовал в погребении Предстоятеля Иерусалимской Церкви Блаженнейшего Патриарха Диодора. Я еще полон духовными переживаниями от посещения Святой земли, освященной рождением, проповедью, страданием и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. И от всей души передаю всем вам благословение этих святых мест.

Христос, Пришедший в мир, да просветит наши души и мысли и подвигнет творить дела милосердия, а жизнь свою проводить по заповедям Его. Тот мир, который принес на землю Спаситель, пусть обильно наполняет ваши сердца. В этот праздник да забудутся невзгоды, лишения, скорби, болезни, и все мы в радости духовной будем праздновать этот великий день спасительного Рождества Христа Бога нашего.

* * *

Святая Церковь в течение Рождественского поста призывала предочистить наши сердца и подготовить их для встречи с Господом и Спасителем нашим. Ныне мы прославляем невыразимое человеческим языком Боговоплощение, свершившееся ради нас и нашего спасения, веруя и исповедуя, что отныне по исполнившемуся пророчеству святого Исаии «с нами Бог» (Ис. 8:10). «Христос во плоти, - восклицает святой Григорий Богослов, - с трепетом и радостию возвеселитесь, с трепетом - по причине греха, с радостию - по причине надежды».

Совершилась «велия благочестия тайна: Бог во плоти явился! -восклицает святитель Христов Тихон Задонский. - Царь Небесный на земли явился и неприступный Херувимам с человеками пожил. О, благости и человеколюбия несказанного явившегося Господа! О, блаженства тех, ради которых Бог и Господь их пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные словеса Его, чего многие пророки хотели видеть - и не видели; и слышать - и не слышали! Блаженны и мы: хотя сими грешными глазами не видим Его, но веруем пришествию Его, паче же

87

 

 

«блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Блаженны мы, яко ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись человекам, к человекам пришел и пришел ради человеков. Он пришел грешников спасти, значит и нас, ибо и мы от грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, ибо и мы от погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать».

Чем же мы, грешные, воздадим Рождшемуся за Его великие благодеяния, оказываемые нам? «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко Человек нас ради!» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Как подобает встретить нам, христианам, Спасителя мира? В ответ хочу предложить вам в назидание, возлюбленные, не мои убогие мысли, но призыв дивного подвижника веры и благочестия преподобного Ефрема Сирина, который так взывал в этот великий праздник к любящим Господа: «Настоящая ночь есть ночь примирения; поэтому никто да не гневается и не причиняет печали. В сию ночь, даровавшую мир целому миру, никто да не угрожает и предается неистовству. Настоящая ночь есть ночь Кротчайшего; да не будет же в сию ночь огорчающего и жестокого. В сию ночь Смиренного никто да не гордится и не надмевается. В сей день оставления грехов не будем отмщать обид. В сей день радостей не станем причинять огорчений друг другу. В сей день благоволения не будем жестокосердными. В сей день тишины не станем обуреваться гневом. В сей день, в который Бог пришел к грешникам, да не превозносится праведный пред грешным... День сей отверз горнюю дверь молитвам нашим; отверзем и мы дверь свою просящим, которые нанесли нам обиду и умоляют о прощении. Господь естества соединился ныне с тем, что чуждо Его естеству; да не вменим себе в труд изменить лукавую волю свою».

* * *

В эти светлые дни, когда Святая Церковь торжественно отмечает преславное Рождество Христово, я сердечно приветствую вас с этим великим праздником и горячо желаю, чтобы сердца ваши исполнились духовной радостью о Христе Иисусе, пришедшем на землю спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).
Святое Евангелие донесло до наших дней дорогие сердцу каждого верующего человека подробности об этом событии.

Вифлеемские пастухи, которые ночью стерегли свое стадо, первыми узнали о Рождении Спасителя. Приняв от Ангела эту радост-

88

 

 

ную весть, они пришли к Богомладенцу и поклонились Ему, «славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели» (Ак. 2:20).

Во время Рождения Спасителя в небе воссияла новая звезда, которую увидели восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они пришли в Вифлеем, и с великой радостью также поклонились Богомладенцу, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Эту великую радость Церковь Христова пронесла через века, и сегодня в духовном ликовании мы восклицаем: «С нами Бог!» О причинах этой вселенской радости прекрасно сказал святой отец и учитель Церкви III века епископ Мефодий Патарский: «Ты явил нам, Господи, спасение Твое, даровал нам расцвет мира... Ты сжалился над бедственным состоянием нашим и обильно излил на нас неисчерпаемую милость Твою, совершив искупление наше чрез Единородного и Неизменяемого и Единосущного Сына Твоего. Ты благоволил восстановить нас в нетление и даровал нам возвращение в рай».
И сегодня, несмотря на то, что уже две тысячи лет отделяют нас от этого спасительного момента, Рождество Христово переживается нами так же светло и радостно, как это ощущали его очевидцы и свидетели.

Пришедший на землю Сын Божий сделал все, что необходимо было для нашего спасения. Он возвестил человечеству во всей полноте Свое Божественное учение, даровал Свои заповеди, основал Свою Церковь, в которую входят все, кто желает унаследовать жизнь вечную.

«И будет Он мир» - так предсказывал о грядущем явлении Спасителя ветхозаветный пророк (Мих. 5:5). «Он есть мир наш» - так благовествовал о Христе верный Его последователь и апостол Павел (Еф. 2:14).

Вся земная жизнь Сына Божия была исполнена непрерывным служением любви и мира.

И с каким волнением вспоминаем мы сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, что ангельское благовестие, возвестившее людям о рождении Спасителя, явилось в то же время и благовестием мира на земле: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк; 2:14). Воистину, мир этот, принесенный на землю Господом нашим Иисусом Христом, является драгоценным сокровищем рода человеческого, без которого невозможны ни радость, ни спокойный труд, ни созидательная деятельность, ни сама жизнь на земле. «Мир есть мать всех благ, он есть основа всех радостей и источник всех успехов», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

89

 

 

Об этом благословенном мире, о сохранении его на земле и в наших сердцах непрестанно молится Церковь Христова, выполняя заповедь Спасителя: «Мир имейте между собою» (Мк. 9:50).

В великий день Рождества Христова я призываю вас, дорогие братья и сестры, мысленно склониться с благоговейным трепетом у Вифлеемской пещеры и яслей, где родился Христос, и поклониться Ему вместе с простыми пастухами и с мудрыми волхвами, и принести наши духовные дары: чистоту души, мир с ближними, милосердие и любовь. Да торжествует в сердцах наших радость великая о родившемся в Вифлееме Богомладенце Христе, да осенит Он всех нас благодатию Своею.

* * *

До того благословенного события, радость которого переполняет ныне наши сердца, человечество жило ожиданием пришествия в мир Мессии, долженствующего избавить людей от рабства греху, победить зло, упразднить смерть и открыть путь к вечной жизни с Богом. Эта вера хранилась в избранниках Божиих - праотцах, пророках и праведниках.

Без служения и проповеди пророков людям трудно было бы сохранить веру в Единого истинного Бога и грядущего Избавителя. Как манна небесная в течение сорока лет посылалась скитающемуся по пустыне народу израильскому, так Господь многообразно являл Себя многим поколениям этого народа.
Святое Евангелие и все Новозаветное Писание раскрывает перед нами спасительную картину пришествия на землю Сына Божия и плоды Его искупительного подвига.

Мы имеем счастье, пользуясь переданным нам свидетельством очевидцев и духовным опытом святых апостолов, в полной мере воспринять великую тайну спасения рода человеческого, совершившуюся через Боговоплощение. Один из возлюбленных учеников Господа - святой апостол и евангелист Иоанн Богослов выразил это в таких словах: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни... возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1:1-4).

Вновь наши сердца с духовным восторгом воспринимают известное многим с детства евангельское повествование о Рождестве Богомладенца Иисуса. На протяжении тысячелетий великая тайна

90

 

 

Боговоплощения согревает и обновляет человечество, духовно питает его и возрождает.

«Никогда не было подобного в родах родов, - говорит преподобный Феодор Студит о Рождестве Христовом, - и ничего предивнее во всех чудесах, какие сотворил Бог от века. Поэтому Ангелы благовествуют о совершившемся Таинстве; звезда указывает, что на земле родился Пренебесный; пастыри спешат увидеть благовещенное им Спасение; волхвы несут царственные дары, и поется песнь о необычайно новом деле Божием, которым Бог прославляется в вышних, на земле же водворяется мир».

Наши молитвенные и духовные взоры с трепетом и надеждой устремлены сегодня к этому таинственному и мироспасительному событию.

* * *

«Приидите, возрадуемся Господеви»,- призывает нас ныне Святая Церковь. «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися» - так описывает она радость всего Божиего творения. Источник этой вселенской радости - Господь наш, пришедший в мир для отвращения человека от зла, для избавления от земных страданий, для дарования человеку спасения и вечной жизни.

Вселенная торжествует, а ее Искупителю не нашлось места в человеческом жилище. Хоры ангельские возвещают славу Божию, а Богомладенец лежит беззащитный в убогих яслях. Что же мы принесем повитому пеленами в Вифлеемской пещере Богомладенцу, какие дары сердца мы должны предложить Ему? Для этого есть один путь - путь служения Христу, путь спасительного следования по «следам Его» (1 Пет. 2:21). Мы все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27), а «от каждого человека, получившего крещение, - учит святитель Григорий Богослов, - Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души, воздержания языка и чистоты тела».

Сорокадневный Рождественский пост вел нас по пути нравственного совершенствования, борьбы с грехом и пороком, и мы, очищенные молитвой и покаянием, с ликованием встречаем Христа Спасителя.

Для верующего человека нет ничего выше этой светлой радости. Христианину было бы греховно подменять ее поисками поддельного, ложного невоздержного веселья. «У кого вой, у кого стон?

91

 

 

у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? - вопрошает премудрый Соломон и сам же отвечает: - У тех, которые долго сидят за вином... Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:29-30, 32). Недопустимо христианину проводить свою жизнь, данную для прославления нашего Творца и Господа, упиваясь вином (Еф. 5:18) и разрушая в своей душе образ Божий гибельным пороком, о жертвах которого так справедливо сказал святитель Тихон Задонский: «Никто так не бывает любезен диаволу, как в пьянстве пребывающий, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница». Долг каждого христианина, особенно же священнослужителя, являть пример благочестивого трезвенного жития.

«Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6) - так прозревал духовными очами веры великий пророк Исайя пришествие в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. До этого священного и благословенного дня люди узнавали волю Божию через пророков, которые отвращали их от зла и вселяли надежду на грядущего Спасителя мира. Об этом ясно говорит нам святой апостол Павел: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1). Он приводит известные нам имена великих носителей веры, которые и сегодня нас вдохновляют, ободряют и убеждают в том, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23).

«Вера же, - говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:1-3).

По предречениям пророческим и небесным знамениям человечество узнало о времени и месте рождения ожидаемого Мессии. Об этом повествует святой апостол и евангелист Матфей: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали

92

 

 

ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля (Мф. 2:1-6).

И мы с вами, возлюбленные, через тысячу лет после оглашения евангельским благовестием просторов нашей Родины с живой верой во Христа, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), с трепетным чувством радости воспоминаем ныне совершившееся явление Бога во плоти, Бога, проповеданного в народах, принятого верою в мире (см.: 1 Тим. 3:16).

Размышляя над смыслом Боговоплощения, святитель Григорий Неокесарийский так поучает нас: «Если бы Христос не был видимым, то каким образом научил бы нас хранить Его учение и возводил бы к невидимому? Так, для того Он Сам стал открыто видим, чтобы видимое возвести к невидимому. Поскольку люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят Ti сомневаются в том, чего не видят, Бог восхотел стать видимым в теле, чтобы разрешить и ниспровергнуть сомнения».

В эти мироспасительные дни торжества нашей святой веры мы не только исполняемся праздничной духовной радостью, но горячо и дерзновенно молимся Богу о всем, что потребно для нашей земной жизни и вечного спасения.

* * *

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». Это праздничное песнопение, как и все Рождественское богослужение, вновь воскрешает в наших сердцах величайшее событие - встречу рода человеческого с Богом, пришедшим в мир «нас ради человек и нашего ради спасения». Как некогда пророк Илия в душном и знойном воздухе ощутил тихую прохладу при Божием явлении (см.: 3 Цар. 19:12), так и Господь наш Иисус Христос Своим пришествием остудил кипящие страсти мятущегося мира, кротко, но со властью возвестив: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

Ныне хочется напомнить служителям алтаря слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Священнику прежде всего и более всего нужно стяжать благодать Божию, любовь евангельскую: :на нужна ему каждую минуту, каждое мгновение. Ты представи-

93

 

 

тель веры и Церкви, о иерей, ты должен быть образцом кротости, чистоты, мужества, твердости, терпения. Ты делаешь дело Божие и ни перед чем не должен падать духом, никому не должен мстить, раболепствовать и должен считать дело свое выше всех дел человеческих».

Может быть, в глубине души своей мы услышим вопрос: да возможно ли все свершить нам, немощным и грешным?! Да, без помощи Божией невозможно такое высокое служение. Но святой апостол Павел, сказавший о себе: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13),- указывает для нашего утешения и вдохновения на целый сонм подвижников, которые «верою побеждали царства, творили правду... укреплялись от немощи... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу... те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:33-38).

Мне хочется напомнить пастырям и слова великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста: «По окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются, много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях, остальная жизнь клонится к старости».

Мы все, дорогие отцы, братья и сестры, должны преодолеть «запинающий нас грех, и с терпением... проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1). Ангельское благовестие о мире в Рождественскую ночь обращает наши души ко Христу, Который сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Некогда святой апостол Павел в своей проповеди говорил жителям Афин, что Бог «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27).
Я молитвенно желаю, чтобы в этот праздник через нашу жизнь, добрые дела и светлую радость Бог стал ближе сердцам тех, кто с любовью воспринимает евангельскую проповедь. «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь» (1 Ин. 1:2).

* * *

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1 Ин. 4:9). Об этой благой вести вновь напоминает нам Святая

94

 

 

Церковь в праздник Рождества Христова. И мы должны сегодня задуматься: идем ли мы путем, указанным нам Христом, несем ли Божию любовь людям, даем ли пищу голодному, приютили ли бездомного, поделились ли одеждой с нуждающимся в ней, проявили ли сострадание к больному и заключенному, как это заповедал Господь? (См.: Мф. 25:31-46).

Наше исповедание веры, дорогие братья и сестры, предусматривает жертвенную помощь ближним и служение им. Святой апостол Иаков в своем Соборном послании так наставляет нас: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:14-17).

Я счел необходимым напомнить сегодня о нашем христианском служении, ибо мы видим много людей опустошенных, пребывающих в тревоге, нуждающихся и в духовном утешении, и в материальной помощи.

И при этом даже среди христиан находятся люди, которые, говоря евангельским языком, пытаются нуждающимся в хлебе подать камень (см.: Мф. 7:9): одни сеют вражду и разделения в Церкви, другие распространяют еретические учения. Желая оградить вас от таких соблазнов и опасностей, исходящих от лжеучителей века сего, напоминаю для духовного назидания слова великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста: «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали Тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Один святой муж сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая».

* * *

Сын Божий воплотился и принял человеческий образ, дабы мы «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), и всем, «которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Многие еще в нашей епархии встречают этот праздник в не-отреставрированных храмах и обителях, в убогой обстановке, которая напоминает Вифлеемскую пещеру, где родился Христос. Но,

95

 

 

может быть, именно поэтому там особенно чувствуется близость Господа. Во время молитвы в таких церквах в праздник Рождества Христова мы переживаем и величайшее событие Боговоплощения, совершившееся в условиях последней нищеты, «что бо хуждше вертепа; что же смиреннее пелен?!» И особый духовный смысл приобретают там слова священного песнопения: «Таинство странное вижу и преславное: Небо, вертеп, престол Херувимский, Деву, ясли, вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем» (ирмос 9-й песни канона).

Отрадно видеть на этом празднике верующих, не жалеющих ни средств, ни сил своих, чтобы поднять из руин поруганные и оскверненные святыни, возвращаемые Церкви, и созидать благолепие дома Божия и селение славы Его (см.: Пс. 25:8) как дар Богомладенцу Христу.

Братски благодарю и ревностных пастырей, и благочестивых мирян за их самоотверженный подвиг.

Не могу не отметить с радостью жертвенное участие в восстановлении храмов и тех, кто еще не живут полнотой церковной жизни, но чувствуют свою причастность к духовному возрождению Руси и в знак покаяния за грехи своих отцов и дедов оказывают вспомоществование Церкви, становясь верными ее чадами.

Мое праздничное приветствие мне хочется завершить словами афонского подвижника, преподобного старца Силуана: «Прошу вас и умоляю от лица Божиего милосердия: веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие - внутри нас».

* * *

Вновь мы переживаем радость Рождества Христова. Свет Вифлеемской звезды приводит нас сегодня к яслям Богомладенца, уверяя, что не одиноки и не беззащитны мы в мире сем: с нами Бог Своею благодатию и человеколюбием.

«С нами Бог!» (Ис. 8:10) - так воскликнул некогда пророк Исайя, провидя пришествие на землю Спасителя мира. Об этой радости вещает ныне своим чадам Святая Церковь, представляя их благоговейному взору событие Христова Рождества. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о духовном значении праздника: «Христос сделал землю Небом, изменив не природу стихии, а возродив для земных людей жизнь Небесную». Господь принес на землю Истину, Сам являясь ею.

96

 

 

В нынешнее время раскольники и лжеучители стремятся уловить в свои сети отчаявшихся и разуверившихся или невежественных людей, пытаются соблазнить доверчивые души, не окрепшие еще в вере и истине или ищущие ее. Церковь Христова не перестает предупреждать всех об опасности следования за ними.

В назидание напоминаю вам слова святителя Феофана Затворника: «Если услышишь, что кто-нибудь утверждает: во мне говорит Христос, а между тем он чуждается Церкви, не хочет знать ее пастырей и не освящается Таинствами, - не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присваивающий имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от Его Святой Церкви. И никому не верь, кто будет внушать тебе хоть что-нибудь малое, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями духов лжи и лживыми проповедниками».

Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, предостерегая христиан не отпасть от единства с Церковью, говорил: «Тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и Истине, - тех пусть никто и не именует христианами и не поддерживает общения с ними».

Как драгоценное сокровище, должны мы, дорогие братья и сестры, хранить святую православную веру.

Чаще читайте Святое Евангелие и обращайтесь к пастырям Церкви, когда не сможете что-либо понять в нем. «Священное Писание, - по мысли святителя Василия Великого, - боговдохновенно и полезно, и написано содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа смогла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные свойства».

При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей. Ищи увидеть непогрешительную святую Истину, которая открывается нам в день светлого Христова Рождества: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

* * *

Настал день светлого Христова Рождества, когда мы, по слову святителя Григория Богослова, «празднуем пришествие Бога к человекам».

97

 

 

Некогда ветхозаветный пророк Исайя, с твердой верою ожидавший Мессию, воскликнул: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис. 64:1) Ныне до каждого из нас Святое Евангелие доносит слова Ангела Господня, сказанные вифлеемским пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).

Праздник Рождества Христова напоминает о нашем долге во имя Божие самоотверженно послужить ближним: накормить голодного, приютить бездомного, дать одежду нуждающемуся, посетить больного и находящегося в заключении (Мф. 25:31-46). К этому призываю вас словами святителя Филарета, митрополита Московского: «Старайтесь быть всегда не забывчивыми слушателями слова Христова, но творцами дела спасения. Подражайте в сем пастырям, которые, услышав глагол ангельский, не довольствовались одним удивлением, но, «поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2:16).

* * *

Вступая в год великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, каждый невольно задумывается: что означает для него это событие?
«Тайна воплощения манит к себе человечество, потому что без этой тайны для человечества остается лишь безотрадное тление в похотях прелестных и мрачные врата смерти. Мы воспеваем Христово воплощение, потому что, сколько бы мы ни любили своего греховного естества, мы все же жаждем утешиться пакибытием», - говорит священномученик Иларион (Троицкий).

«Вникнем в то, что совершил Христос, чтобы прочнее был след Его «посещения» души нашей, - призывает священномученик Фаддей (Успенский), - Бог явился во плоти на земле, чтобы обновить одряхлевший мир, возжелаем же обновления, возгнушаемся ветхой одежды страстей, к которой, правда, привыкли и часто не замечаем ее смрада и ветхости, но другим ее ветхость и смрад заметен, и как приступить в ней ко Христу? Христос явился для того, чтобы очистить души наши от яда страстей».

Слово Божие воплотилось на земле в глубоком молчании ночи: так воплощается Оно и в молчаливых глубинах нашей души. Где ум человеческий предстоит Богу, там умолкает разум, истощаются слова.

98

 

 

Неизвестным и неузнанным на всей земле родился Христос. Лишь волхвы и пастухи вышли навстречу Ему по ангельскому указанию: так же тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе. И возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Блаженный Августин, рассуждая о Боговоплощении, говорит, что для Всесильного, Премудрого, Любвеобильного Бога «нет ничего более совершенного, чем дело спасения рода человеческого». А святитель Амвросий Медиоланский призывает явиться перед Богомладенцем «искусными в вере, облеченными милосердием: кто искренне любит Христа, пусть украсит себя соблюдением Его заповедей».

Возлюбим же Подателя жизни всех - Бога, явив верность Его заветам, Его учению и Святой Церкви.

Наша Церковь, пройдя через все испытания, закаленная скорбями, духовно торжествуя, изобильно приносит в сокровищницу Церкви Небесной свой плод - неисчислимый сонм всех святых, в земле Российской просиявших. Ничто не смогло погасить светильника их пламенной любви к Богу, ибо для них «жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп. 1:21). Вознесемся мысленно и мы к Вифлеему и принесем Христу как совершенный дар нашу чистую христианскую жизнь, любовь к Богу и ближним, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14).

Присоединим, возлюбленные, к ангельской вечной песне ликование своего сердца, познавшего Бога: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). Будем подобны пастухам, вышедшим навстречу Христу, волхвам, поклонившимся Ему, Ангелам, воспевшим в Его честь небесную песнь.

В эти праздничные дни наши помышления и чувства направлены на ожидание всего самого лучшего и счастливого в грядущем будущем. И мне хочется пожелать вам, дорогие отцы, братья и сестры: приумножайте свою веру, несите сегодня радость о родившемся Спасителе в свои семьи и дома, храните этот Божий дар в сердцах.

Торжество Юбилея Рождества Христова - не в праздновании по законам мира сего. Ведь сама современная жизнь постоянно напоминает нам, что все в нем непрочно, - и обращает взоры наши к Тому, у Кого настоящая Жизнь. Свидетельство наше о Воплотившемся Господе должно заключаться в любви христианской, в жертвенном служении ближнему. И на этом пути пусть не остановят нас ни трудности, ни скорби.

99

 

 

«У Христовых яслей пели Ангелы, благоговела Мария, трепетал и веровал Иосиф, поклонялись пастухи, приносили дары мудрые цари-волхвы. А Ирод спал, Вифлеем безмолвствовал, Иерусалим не ведал свершившегося. Но мир просветился от яслей Христа, а не от дворца Ирода, человечество нашло счастье и истину в христианстве и в смиренной вере волхвов и пастырей, а не в горделивой мудрости книжников и мудрецов» - так описывал священную ночь Рождества священномученик Иоанн (Восторгов).

С великой радостью воспринимаем мы то, что возвещает Ангел-благовестник «всем людям: ныне родился вам... Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Исполненные священного трепета, и мы, как пастыри, преклоняем колена сердец наших перед убогим Вифлеемским вертепом, ставшим колыбелью Спасителя мира.

Каждый верующий в Рождественскую ночь приносит свои сокровенные дары. Приносит их совокупно и вся Полнота Церкви. Главным даром и главным событием Юбилейного 2000 года был Архиерейский Собор нашей Церкви, на котором явлен святой лик новомучеников и исповедников Российских, преподобных Оптинских старцев и многих подвижников веры и благочестия. Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь соборно засвидетельствовала, что «уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества».

В чем видели смысл жизни и служения Богу и ближним новомученики Российские? Ясно и поучительно-пророчески ответил на этот вопрос священномученик Александр (Петропавловский), священник Ярославской епархии. Когда родственники настаивали на том, чтобы он отрекся от Христа ради благополучия детей и сохранения собственной жизни, он сказал: «Не будет у нас духовенства - некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего, и общественность будет сотрясаться от зла, страха и непримиримости... Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях».

100

 

 

Мученический подвиг свидетелей веры XX века, наших современников и соотечественников, вдохновляет нас в испытаниях, побуждает к ревности о благочестии, к усердной проповеди Евангелия и стойкому хранению веры православной.

Вступая в третье тысячелетие, испросим у Господа новых великих Его милостей и духовных даров, чтобы иметь нам надежду непостыдную, любовь нелицемерную, хранить веру истинную, чтобы поступать «достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:10-11).

* * *

Вновь торжественно и светло празднуем мы Рождество Христово. С душевным трепетом вспоминаем слова Ангела Господня, обращенные к вифлеемским пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).

Величайшим даром Божественной любви роду человеческому стало создание Церкви, которая из рода в род, из поколения в поколение передает людям сокровище веры - евангельское учение, оставленное Сыном Божиим как залог вечной жизни для исполняющих заповеди Христовы.

В этот всерадостный праздник хочется повторить призыв святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: «Соберемся вокруг Христа и Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством».

Вспоминая поклонение вифлеемских пастухов и восточных волхвов Богомладенцу Иисусу, да принесем и мы Богу дары наших сердец: чистую и непорочную жизнь и жертвенное служение ближним.

Словами священномученика Серафима (Звездинского) завершаю свое праздничное назидание: «Болящие, не унывайте, ибо болезнями спасаетесь; бедные, не ропщите, ибо нищетою богатство нетленное приобретаете; плачущие, не отчаивайтесь, ибо утешение Духа Утешителя ожидает вас. Не гневайтесь, не сетуйте друг на друга, не злобьтесь, не бранитесь и между собой в мире, в любви, в согласии живите. Имущие, помогайте неимущим; богатый - больше давай; убогий - по силе своей милосердствуй... О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35)».

101

 

 

* * *

Господь судил нам вступить в Новое лето благости Божией, в которое мы отмечаем 2000 лет со дня Рождества Христова. Когда думаешь об этом, поражаешься премудрому Промыслу Божию, который устроен так, что двадцать веков род человеческий жил и живет верой в Единого Истинного Бога. Вспоминая всю историю жизни Церкви, тысячелетнюю историю христианства на Руси, мы ощущаем, что прожито великое, героическое и в то же время страшное и трагическое время, особенно последнее столетие, память о котором так жива у всех нас. Неисчерпаема милость и любовь Божия к нам. Последнее десятилетие в России ознаменовано возрождением церковной жизни, возвращением многих и многих наших сограждан к вере своих отцов и дедов. Так и в нашем граде Коломне за короткий срок открыты святые обители, храмы Божии, Духовная семинария. И это не просто здания, памятники архитектуры, это -наши дорогие святыни, которые ожили, потому что к ним пришли люди, потому что там поселились монашествующие, потому что у престола Божия вновь возгорелась молитва.

Я горячо и сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова, с великим юбилейным годом. С начала года сердце мое стремилось в Коломну, чтобы вместе с вами, дорогие братья и сестры, прославить воплотившегося Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. На примере жизни нашего Отечества мы познали, как трудно жить без Бога, как одинок человек, не имеющий в сердце своем веры во Всевышнего. Как страшна смерть для неверующего человека: ведь с ней кончается для него его физическая жизнь. А как говорят святые отцы, праведнику смерть не страшна, да и каждому верующему смерть не страшна, потому что мы чаем жизни будущего века, потому что знаем - душа наша бессмертна, а при воскрешении и изменившееся тело наше будет пребывать в Царствии Небесном Поэтому особое радостное значение приобретает для нас праздник Рождества Господа нашего и Спасителя, Который одухотворяет нашу земную жизнь и готовит нас к вечной блаженной жизни.

102


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.