Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Власть тьмы»

«ВЛАСТЬ ТЬМЫ»

«Что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6, 14). Лишь то единственное, что «свет может светить во тьме» (Ин. 1, 5). И то при условии, что тьма примет свет, потому что пребывающий во тьме вполне способен укрыться и не вступить в полосу сияющего света (Ин. 3, 20 и сл.).

И вот мы уже оказались внутри тайны. Бывает, что возгорание света во тьме представляет собой естественное и потому нейтральное явление: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Нередко перед нами не пассивное «сидение» во тьме, а активное «хождение»: когда мы говорим, что находимся в свете, а на самом деле «ходим во тьме, то мы лжем» (1 Ин. 1, 6). Лжем потому, что сознательно предпочли тьму свету (Ин. 3, 19) и по воле участвуем «в бесплодных делах тьмы» (Еф. 5, 11). Более того, можно встретить людей, полагающих относительно себя, что они суть «свет для находящихся во тьме», но они-то как раз и не выходят из тьмы (Рим. 2, 19). Иными словами, речение «свет во тьме светит» отражает не естественное явление, а нечто значительно более драматичное. Тьма имеет силу ополчиться и противостать проникающему свету. Не случайно Иисус Христос, в начале своих страстей, сказал своим мучителям: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53). Речь идет не об обыкновенной человеческой, а о противо-божественной и сатанинской власти. Она у апостола (Еф. 6, 12) обозначена как сила «начальств, мироправителей тьмы века сего, злых духов». Эта тьма не захотела «объять» светящий в нее свет, постольку и не «поняла» его (Ин. 1, 5).

Но что касается человечества, сидящего во тьме и сени смертной, то как оно воспринимает проникающий свет? Бывает сверх-могучий свет, который без нашего участия «избавляет нас от власти тьмы» (Кол. 1, 13). Бывает и менее насильственное предложение света: так, Бог лишь «призвал вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Итак, с одной стороны, можно говорить о превозмогающем свете: так, в известной притче более сильный человек «связывает» просто сильного, входит в его дом и расхищает его вещи (Мф. 12, 29). С другой же стороны, бывает свет, требующий, чтобы сидящий во тьме человек согласился его принять, чтобы он сам пришел на свет и стал «сыном света». «Ибо все, что приносится на свет (даже если это грех и тьма), есть свет» (Еф. 5, 13). Заметим, что при этом Бог явно ожидает со-трудничества уже пребывающих во свете.

/160/

 

 

От христиан Он ожидает, чтобы они «просветили» (elenchein), вывели на свет пребывающих и действующих в тайниках тьмы, которые должны предстать в их истинной сути. Подобное требование обращено Господом и к апостолу, отправляемому для просвещения язычников: «Ты должен открыть им глаза, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26, 18).

Церковное дело просвещения, однако, само построено на том, что некогда пребывавшие во тьме, став христианами, отныне будут «избавлены от власти тьмы и введены в Царство Сына любви» (Кол. 1, 13). Обратившимся к вере сказано: «Мы были некогда тьма, а теперь — свет во Господе» (Еф. 5, 8). Вырвать их из-под власти тьмы было непросто: свет Христов, воссияв во всей истине и в полной силе, не только предложил себя, но и, употребляя усилие, проник в (сверх-) власть тьмы и подчинил ее себе. Аналогично и Христос на кресте был вполне полномочен сопротивляться этой сверх-власти, отказавшись испить чашу. Он, однако, не сделал этого. Он Сам позволил Богу-Отцу отдать Себя во власть тьмы. Он согласился с решением Отца. Всемогущество Божие предоставило противной силе власть предать Жизнь смерти. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, — говорит Иисус Христос Понтию Пилату, —если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 11). Чтобы свет Божий действительно светил во тьме, тьма должна быть в состоянии, так сказать, принять его в себя, сомкнуться над ним. Иначе ее никак не преодолеть изнутри: Dux vitae mortuus regnat vivus.

Если христианин усилием извлечен из власти тьмы, то для его бытия навечно остается императив: «Поступайте, как чада света» (Еф. 5, 8). В этом отношении Иисус Христос, как Он представлен в Евангелии от Иоанна, проявляет большую настойчивость: «Я свет миру...Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. А ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 8, 12; 12, 35 и сл.).

 


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.