Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс Как себе приобретать друзей

КАК СЕБЕ ПРИОБРЕТАТЬ ДРУЗЕЙ

Притча Иисуса Христа о «разумном управителе» (Лк. 16, 1 — 9) не совсем проста. Управитель, занижающий размеры долгов своему господину, — это очевидный обманщик. И все же Иисус (поскольку под «господином» стиха 8 надо понимать именно Иисуса) похваляет обманщика.

Сначала кажется, что основание для соотнесения притчи с христианской действительностью лежит не в делишках управителя, а в мотиве его поступка: что мне останется делать, когда я отставлен буду от управления домом (Лк. 16, 4)? Не вижу для себя другой возможности, как только водвориться у хороших друзей. Кажется, как раз таким вопросом и должны задаваться христиане: что случится со мною, если я буду исключен из служений этой земной жизни? Ведь как управление домом, так и земное служение занимают лишь небольшой срок.

Управитель действительно приобретает себе друзей, но прибегает он к сомнительному средству. Этот способ его господин в конце притчи называет «догадливостью»: «Сыны века догадливее сынов света в своем роде». Управитель снижает суммы долга: вместо ста мер масла записывает только пятьдесят, вместо ста мер пшеницы — восемьдесят. Следовательно, выдвинутые ранее против него обвинения справедливы: управитель на самом деле расточает имение господина своего (Лк. 16, 1). Если вначале и можно было думать о возведенной на него клевете, то теперь видна справедливость обвинения. И еще раз подтверждено, что перед нами «управитель неверный» (Лк. 16, 8). И тем не менее Христос неожиданно ставит его в пример Своим ученикам: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (16, 9).

Может быть, лучшим применением неправедного, богатства, которым распоряжается управитель, как раз и является радость от снижения долгов? Похоже, что когда Иисус сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным», то это означает, что ученики должны употреблять такое богатство для раздачи милостыни. Однако действительно ли сказанное присутствует в притче? Определенный ответ невозможен, и тем не менее полезно выделить два уровня смысла. На первом имеется в виду подчеркивание достоинства надежности, причем именно в денежных вопросах. Включенный в притчу логион звучит недвусмысленно: «Верный в малом и во многом верен. Итак, если вы в неправедном богатстве не

/148/

 

 

были верны, кто поверит вам истинное?» (16, 10 — 11). Правда, нас удивило бы, если бы Иисус давал здесь советы, как управлять земными богатствами. Ведь Он не позволял заботиться о завтрашнем дне и отказывался разбирать тяжбы о наследстве (Лк. 12, 14). Следовательно, наставление скорее всего относится к духовной надежности не только в небесных, но и в земных делах. Если она налицо, то данный человек точно следует заповедям Бога и внушениям Св. Духа. Действительно, в Завете-Союзе взаимоотношения Бога и человека изложены весьма точно, и образцом их точного исполнения является Сам Иисус Христос.

На другом же уровне смысла можно отметить характерную для Иисуса детскую беззаботность в обхождении со всем земным. В этом отношении Он даже подобен расточительному управителю. И теперь нам надо набраться мужества и сделать еще шаг в углублении смысла: разве Сам Христос не есть как бы Управитель, списывающий наши грехи перед Богом-Отцом? Разве Он не берет на себя не только ответственность, но и собственный ущерб, поскольку разницу (и больше чем разницу!) Он . принимает на Себя? Разве это не парадоксальный способ обхождения с чужим имением (а именно, с нашими грехами), чтобы именно таким способом добиться собственного? Он также мог бы подписаться и под вторым логионом, приведенным евангелистом: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 12).

Итак, в конечном счете Сам Христос соединяет в Себе точность и расточительство. Небесный Бог-Отец — расточитель любви, и Его Сын точно воспроизводит на земле такое же расточительство. И если подражающие Христу христиане научатся и на земле соединять точность с расточительством, то они приобретут себе друзей на небе. На небе оба этих качества превечно совпадают между собой.

 


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.