Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Посмотрите на полевые лилии»

«ПОСМОТРИТЕ НА ПОЛЕВЫЕ ЛИЛИИ»

Призыв Христа подивиться красоте придорожных цветов, которые видны сегодня, а завтра будут брошены в печь, — подивиться, сколь прекрасно одевает их Бог-Отец (Мф. 6, 28 и сл.), — этот мотив для Библии новый. В Ветхом Завете есть, правда, прекрасный

/128/

 

 

гимн о благости Божией, которая открывается во всей природе — в звездах, горах, долинах и животных (Пс. 104). Тем не менее вершиной сотворенного мира всегда оставался человек, с самого начала призванный владычествовать «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26). В псалме человек прославляет Бога, который его, человека, такого ничтожного перед лицом гигантских деяний Божиих, все же лишь немногим «умалил пред ангелами», «увенчал славою и честию» и всю природу «положил под ноги его»: «овец и волов всех, а также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских». В знак благодарности и прославляется величественное имя Господне (Пс. 8). Даже когда человек изгоняется из рая, за ним остается его образ владыки, пользователя и устроителя всего, ибо ему преподана заповедь: «со скорбию будешь питаться» от земли и «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3, 17 и сл.). Потому-то человек и благодарит Господа, что Им создано все необходимое: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его» (Пс. 104, 14 и сл.).

Иисус же по-новому смотрит на природу. Ему отлично известны простые ремесла людей, поддерживающие их жизнь. Однако, когда Он наблюдает за сеятелем, интересует Его не сам хлеб, эта надежда земледельца, а тайна роста хлеба, к которой человек не может ничего ни прибавить, ни убавить. Его интересует дар зерна, падающего на добрую или худую почву, а также еще более глубокая загадка умирания зерна в земле и его воскрешения в виде колоса. Его интересует простое бытие малых животных, даже смерть которых заранее известна по благости Творца и не может случиться без Его воли (Мф. 10, 29). Бог заботится о гнездах для птиц и о пещерах для лисиц (Мф. 8, 20). Бог бескорыстно позволяет расцветать удивительным лилиям — бескорыстно, потому что утром они уже исчезнут, и при этом все одеяния царя Соломона — а они стоили много денег — не могут сравниться с их нарядом. Интересует Христа, однако, все же не столько доход, сколько плодоношение, присущее живым существам. Смоковница в саду Его Отца обязана принести плоды. И в слугах отъехавшего господина, которым поручается управление его имуществом, Он усматривает некие подобия дерев, задача которых — плодоносить. Если ветхозаветный Адам лишь играет на земле роль хозяина, а душа его, поскольку стремится к власти, остается рабской, то новозаветный Сын, подобно petitprince, по-детски радуется чудесам Своего Отца, и Он считает вполне естественным «пищу Отца» получать даром. Будучи «всеобщим наследником», Господь беспроблемно «беден»: Он не имеет ничего и одновременно обладает всем, что очень хорошо понимали Франциск Ассизский и Иоанн от Креста. Он не видит ничего особенного в том, что женщины,

/129/

 

 

которым Он помог, служили Ему и от «своего имения» (Лк. 8, 2 и сл.). Для него ничего не стоит уплатить налог на Храм: деньги без труда извлекаются изо рта первой попавшейся рыбы (Мф. 17, 27), ибо — «сыновья свободны» (Мф. 17, 26). Только не рассчитывать наперед! (Как стал учитывать Иуда будто бы напрасно потраченное миро, ср. Ин. 12, 5.) Все чудеса Христа, которые Он сотворил, начиная с чуда в Кане Галилейской и вплоть до умножения хлебов и великого царского пира, — все они обнаруживают широкий Божественный Дух. И все же, надо сказать, самым щедрым человеком оказывается все-таки бедная вдовица, вложившая две лепты, — она дала больше, чем все другие (Мк. 12, 43 и сл.). Отсюда видно, что только нищий духом способен на настоящую щедрость!

Христос знает нужду и страдания людей. Ему тяжки все те бедствия, которые Он видит. Соответственно Он судит Своих последователей по той заботе о ближних, которую они проявляют (Мф. 25, 31 и сл.). С другой же стороны, Он возвышает Своих последователей до духа Своей детской беззаботности: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, довольно для каждого дня своей заботы», да и Бог-Отец знает, в чем вы нуждаетесь (Мф. 6, 31 — 34). В сфере рабства, где идет борьба за власть, непреложно будут чередоваться удар и противоудар sansära. Разорвать круг можно лишь тогда, когда в духе ребячества подставляешь другую щеку, чем и смягчается жажда к власти (Мф. 5, 39). Конечно, отсюда берет начало крестный путь, но ведь только из упавшего в землю зерна может родиться колос. «Посмотрите на полевые лилии».

Рыболовство ап. Петра, о котором говорится в конце Евангелия от Иоанна, показывает, что Церкви Христовой предстоит немалая работа. Дело, которое семь учеников делают во время ловли, — это больше не рабская, а сыновняя работа. Они и не поймали ничего, и поймали необычайно много, сверхщедро излившееся на них. Они уже переступили на ту сторону земной бедности и богатства. Они могут теперь оставить всяческие расчеты, поскольку им даровано — как все, так и ничего.

 


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.