Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу»

«САТАНА ПРОСИЛ, ЧТОБЫ СЕЯТЬ ВАС КАК ПШЕНИЦУ»

Эти слова Иисус Христос обратил к ап. Симону Петру и к бывшим с ним другим ученикам. Из них видно, в какой опасности они пребывают. Сеять — «вас»: стало быть, тех, кто последовал за Мной и потому оказывается столь же уязвим, как Я. Вынесенные в заголовок слова были сказаны вечером накануне страстей. И хотя Сам Христос в Своих страданиях действительно весьма уязвим, Он в то же время поддерживает становящуюся Церковь. Он говорит апостолу: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». А относительно Церкви сказано через Петра, ее главу и ответственного за нее: «И ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31 и сл.).

Итак, возникающая Церковь видит себя как бы в промежуточном состоянии между притязаниями сатаны и молитвой Христовой. Речь идет о целокупной Церкви: и как институции, и как экзистенции. Церковь как институция-организация не является неуязвимой, и именно ее сатана как раз и желал бы «сеять», ведь и в Книге Иова сатана получает возможность просеивать страдальца до тех пор, пока не станет видно, есть ли в решете после отделения мякины хотя бы немного настоящей пшеницы. Подобным образом не отвергается с порога и требование сатаны относительно Церкви. Ведь операцию просеивания производит и Сам Мессия: «Лопата (которою веют хлеб) Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Ведь, как сказано в Св. Писании, Мессия как раз и пришел для того, чтобы испытать и разделить человечество, вплоть до разрыва кровных уз. Рискнем сказать, что сам выход Мессии на общественное служение,— в том числе чтобы «крестить Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11),— заново пробуждает ад в его стараниях захватить свою часть. Поскольку в приходе Христа на самом деле есть момент суда, Христос и старается силой молитвы закрыть «брешь-расселину» (ср. Пс. 106, 23): «За них Я посвящаю, освящаю и жертвую Себя» (Ин. 17, 19). Действительно, притязания сатаны Христос не может отвести, поскольку они сопряжены с Его собственным мессианским призванием. Тем не менее Он противостоит сатане, потому что Его страдания на кресте имеют заместительный характер. Предвидя искушение, Господь и отсеивает,— словно мякину,— самоуверенность ап. Петра («С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти»), предсказав его отречение. Такое отречение, безусловно, потенциально присутствует в Петровой самодержавной уверенности. Но с другой стороны, ему од-

/100/

 

 

новременно позволено узнать, что после просеивания, когда ветер унесет мякину, все же у него обнаружится пшеница. Это предвосхищение дано Петру и в качестве прямого дара молящегося Господа, и в качестве поручения: утвердить братию.

Следовательно, и церковному чину не подобает самоуверенность, ибо он должен памятовать о драматических событиях, лежащих в основе его авторитета. И ему не дозволено ни в коем случае отделять одно событие от другого, из которого оно проистекает. Ученики действительно получили на Пасху от Господа власть вязать и разрешать, но они должны помнить, что власть эта получена вследствие претерпевания Им страданий, вызванных их трусливым отречением. И ап. Петр постоянно должен сознавать, что его непогрешимость основана на Гефсиманской молитве Господа, когда он не удержался от сна и после того трижды с клятвою отрекся от Учителя. Одновременно ап. Петру дано обетование,— и вместе с ним и Церкви,— причем совершенно несомненное: шаткий и тонкий мостик, по которому апостолу придется вести Церковь над пропастью времен, не обрушится. Субстанция их прочности, однако, не такова, что ее можно подойти и пощупать; она сокрыта в такой по видимости хрупкой молитве освящающего Господа.

Итак, ап. Петр и его братия получили на управление полномочия. Но они совсем не мирские, поскольку опираются на полно-немощность Того, кто в Своей полной самоотдаче не может быть ничем иным, как пришедшим в мир разделяющим судом. Петр посоветовал Господу уклониться от страданий, и Господь тут же отшатнулся от него, назвав сатаной (Мф. 16, 23). Ибо только через страдание, в полной мере претерпевающее отделение от Отца, Он получил способность остановить и обратить вспять разделение, которое диавол желает учинить в Церкви. Правда, при этом и сама Церковь не имеет права оставаться бездеятельной, ибо сказано: «Утверди братьев твоих».

 


Страница сгенерирована за 0.67 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.