Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Тот сядет прежде и вычислит издержки»

«ТОТ СЯДЕТ ПРЕЖДЕ И ВЫЧИСЛИТ ИЗДЕРЖКИ»

Желающий выстроить башню прежде всего садится и вычисляет издержки. Сможет ли он достроить до конца? Царь, идущий на бой и имеющий десять тысяч войска, сначала присядет и подумает, справится ли он с двадцатитысячным войском противника. И из этих примеров Иисус Христос делает общий вывод: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 28 — 33).

Когда ищут деньги, чтобы возвести христианское строение, то обнаруживается, что как раз денег-то и нет. Царь смог бы по-христиански победить вдвое превосходящего противника, если он последует советам ап. Павла и обратит оружие Бога против сил зла.

Итак, надо сначала сесть и поразмышлять в покое. Требуемый расчет — двоякий: негативный (готовы ли мы отрешиться от всего своего) и позитивный (готовы ли мы воевать исключительно оружием Бога, отвергнув свое собственное). В обоих случаях требуется такое мужество для решения, которое заключает в себе все бытие человека. Отрешиться предстоит именно от всего без остатка. Довериться «защите Всевышнего» предстоит настолько, чтобы отбросить сомнения в надежности Бога, даже если «падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» (Пс. 91, 7).

Но почему Христос говорит, что оба вопроса надо обдумать в покое? Способен ли человек на деле рассчитать свою готовность все-все покинуть и свое мужество полностью положиться на защиту Всевышнего? Похоже, что ответ на оба вопроса уже дан в троекратном ответе на вопрос «Отрекаешься ли?», входящем в обряд крещения. Там содержится обещание предпочесть всему на свете веру, а также проявить послушание даже в критическом состоянии.

Обо всем этом каждый верующий, естественно, способен поразмыслить наедине с собою. И нет нужды в критической ситуации черпать силу лишь у самого себя, ибо вера — это сила, почерпнутая у Бога. Я лишь тогда смогу полностью положиться на Бога, когда не стану удерживать за собой ни «кусочка» собственной силы. Отсюда понятно, почему нужны дни, когда человек может посидеть и подумать о себе самом, как жить; и такие дни называются «духовными упражнениями». Ибо здесь совершенно прямо и исключительно подразумеваются в принципиальном все-оставлении с намерением полностью предоставить свою жизнь в распоряжение Богу. Разумеется, «оставить» не означает внешним образом покинуть все принадлежащее, уйти в пустыню или в монастырь. «Оставить» — значит: разжать пальцы и принципиальным образом предложить удерживаемое: «Возьми всю мою свободу, мою память, мое понимание и мою волю». Взамен же дай мне «Твою милость и любовь, и этого мне будет достаточно».

/88/

 

 

Данный процесс, проделываемый в одиночку или в коллективных «духовных упражнениях», обладает точностью настоящих подсчетов, но для этого потребны внутренний покой и дистанцированность от непосредственного погружения в себя. Невозможно просто удовлетвориться чем-то неопределенным, смутной надеждой, что все образуется само собой. Скорее дело обстоит таким образом, что перед мысленным взором проходит все существование человека вместе с необозримым будущим, и в этих размышлениях требуется учитывать и незримое. Бывает такое? Да, если расчет творится по вере, исполняющей все бытие данного человека, приводящей к безраздельной надежде на благодатную помощь Божию. Само греческое слово pistis(«вера») одновременно имеет два значения: «считать истинным»; «доверять [ся]».

Зачем тогда представлять себе критические ситуации и гадать, найдутся ли силы, чтобы выстоять? Сомнение совершенно определенно запрещено Господом. Действительно, когда Он говорит об испытаниях, ожидающих Его Церковь, предсказания бед всегда перемежаются с обетованиями помощи Божией. С одной стороны: «Вас будут бросать в тюрьмы; вас предадут родители ваши, братья, друзья; а некоторых из вас и убьют». С другой стороны: «Не заботьтесь, как или что сказать, ибо дано будет вам, у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10). А когда начнется самое ужасное, тогда-то и «поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Если и должно случиться чему-то крайнему, то Бог поручился, что будет подана и крайняя помощь (Лк. 21, 12 — 28).

Итак, обстоятельства обеспечены Богом, и все же Иисус Христос требует предварительного расчета, который и возможен, и оправдан. Иначе легко стать жертвой плоской насмешки («этот человек начал строить и не мог докончить», Лк. 14, 30). Единственной предпосылкой расчислений, однако,— при всей непроницаемости будущего,— остается заповедь Иисуса Христа: «Никто из вас не может быть Моим учеником, если не откажется от всего своего владения». Если это не будет сделано вполне всерьез.

 


Страница сгенерирована за 0.69 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.