Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Никто не живет для себя»

«НИКТО НЕ ЖИВЕТ ДЛЯ СЕБЯ»

Если так, то каждый из нас — вероятно, изначально — не есть хозяин самому себе. А ведь на первый взгляд кажется совершенно очевидным как раз прямо противоположное: ничто не принадлежит человеку с большей неотчуждаемостью, чем он сам. Думать иначе, по-видимому, означало бы, что человек считается товаром, неважно, идет ли речь при этом о прямом рабстве, или крепостном праве, или о старой или новой форме коммунизма, когда человек — так было в Спарте и такое еще сегодня наблюдается в тоталитарных государствах — изымается из семьи и причисляется к собственности государства.

И тем не менее ап. Павел высказывается весьма радикально: «Никто из нас не живет для себя и не умирает для себя» (Рим. 14, 7). Но если человек — это товар, то он уж умирает-то по крайней мере для себя, ибо после своей смерти он уже не является товаром. Но ап. Павел говорит об изъятии человека и в смерти! Ведь в Писании определено, кто есть подлинный владыка и почему: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми». Отсюда следует: «Живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем» (Рим. 14, 9, 8). Правооснование держится на догматическом положении: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5, 14 и сл.). Сила этого утверждения кроется в дважды повторенном предлоге «для»: Один для всех, чтобы все для Одного. Можно спросить, выражает ли это «для» отношения обладания. В первом случае предлог употреблен применительно к Господу, который умирает – «для» и воскресает – «для», и здесь скорее выражается экспроприация. Действительно, тем, ради которых Христос отдает Свою жизнь, эта жизнь теперь и присваивается. Жизнь Свою Христос отдает всерьез, без задней мысли, что она когда-либо будет Ему возвращена. Когда же жизнь Ему все-таки возвращена, Христос начинает жить как Умерший «для». Поскольку смерть была принята «по поручению» Бога, постольку Он и живет в дальнейшем «для Бога» (Рим. 6, 10). «Поручение» же во времени не ограничено, посему Исполняющий его является от Бога вневременным «Для-Нас».

Конечно, уловить вышесказанное и сделать из него выводы можно лишь при условии, что принимается средоточие христианской догматики — Троичность и Воплощение Сына Божия.

/73/

 

 

Сначала немного об учении о Св. Троице. В Боге вообще не может быть понятия «для себя», ибо превечная жизнь Абсолюта совершается в самоотдаче «всем другим». На это можно возразить: чтобы можно было отдать себя, необходимо сначала быть «для себя». Нет, неверно: возвратная частица «себя» не нужна. Самобытие осуществляется исключительно в рамках само-отдачи. Иначе был бы не единый Бог, а три бога, и Мы имели бы дело с мифологией. Этому трудно найти аналогию из мира людей, исключая, пожалуй, лишь тот факт, что ни один человек не способен самостоятельно сформировать свое физическое и духовное бытие, но лишь «с определенного момента» существует в качестве такого, кто должен быть благодарен за это себе, и в своем необходимом ретроспективном отношении признает, что его «для-себя» по отношению к предыдущему состоянию должно быть некоторым состоянием «для-других». «Для-себя» в тварном создании существует как переходный мост от «оттуда» к «туда». Следовательно, отбрасывание частицы «себя», отнесенной к Богу, означает, что Бог — это Бог, т. е. полнейший суверенитет и свобода. Таким образом, речь идет о полной противоположности бытию объектом, товаром.

Из этого авторства Бога — а его мы, естественно, распознаем лишь благодаря воплощению Бога-Сына — вытекает возможность «бытия-для» Иисуса Христа. Он не имеет другой цели, кроме освобождения ближних из «для-себя»-тюрьмы и приведения их к форме Божественной свободы. Недостаточно, что человек как творение происходит от Бога и тем самым должен восходить к Богу и от первого состояния ко второму переходит через срединное состояние «для-себя». Сопряженность человека с Божественной сущностью должна быть более тесной, чтобы через радикальное самоотвержение достичь превосходящего господства Бога над всем: «Ибо все ваше...мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,—все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 3, 21 и сл.). И хотя не может быть ничего выше Бога, все же и- Бог не принадлежит себе самому, потому что Бог-Отец принадлежит Богу-Сыну, Бог-Сын — Богу-Отцу, а Св. Дух Того и другого принадлежит Обоим.

Жизнь-для-нас и смерть-для-нас Христа представляют собой первосвященнический труд искупления, для-нас-несения вины всего мира, который осуществим лишь на основе Христова сыновнего бытия-для-Отца и должен вести через жизнь-для-нас к смерти-для-нас.

Неверующий может прийти в ужас от христианского смирения с тем, что он без предварительного уведомления может быть исторгнут сам из себя и «введен» (Кол. 1, 13) в «Царство возлюбленного Сына», а значит, и Отца. Здесь нет и тени насилия: благодаря восхищению из себя человек переносится на почву лучшей для

/74/

 

 

него возможности, уже предусмотренной в акте его создания, чтобы, прорвав свои границы в бытии-для-себя, получить участие в полноте Божественного и мирского бытия, и получает он прямо от Того, Кто одновременно является Богом и Человеком.

 


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.