Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Вы пребыли со мною в напастях моих»

«ВЫ ПРЕБЫЛИ СО МНОЮ В НАПАСТЯХ МОИХ»

Упомянув во время тайной вечери с учениками о Своих напастях, Иисус Христос употребляет множественное число (Лк. 22, 28). Множественное же число видим у ап. Луки, который так заключает эпизод искушения в пустыне: «И окончив все (эти) искушения, диавол отошел от Него до (следующего, подходящего, определенного) времени» (4, 13). Может быть, говоря с учениками о напастях, Иисус имеет в виду Свои предстоящие страдания? Едва ли потому что в повествовании о страстях нигде прямо не говорится об искушениях Господа диаволом, хотя и упомянуто о сатане, вошедшем в Иуду-предателя (22, 3; Ин. 13, 27). Слова Иисуса к ученикам относятся не к предстоящим страданиям, а ко всему тому времени, в течение которого ученики терпеливо пребывали с Ним в Его искушениях.

Какие же напасти имеются в виду? Едва ли речь идет о тех случаях, когда Иисусу приходилось исцелять одержимых злыми духами, причем бесы кричали: «Мы знаем Тебя» и «Не мучай нас» (Мк. 5, 7). Речь не идет также о фарисеях, Его самого обвинявших в одержимости,— и тогда Он обратил к ним слово о непростительности греха против Св. Духа (Мф. 12, 24, 32). Не имеется в виду, наконец, и тот «диавол», который ходил за Ним в толпе учеников (Ин. 6, 70) с возрастающей подозрительностью и неверием, даже несмотря на то, что эти контакты со злыми силами всегда имели осязаемый характер.

Вероятно, речь о напастях идет тогда, когда отмечается, что человек постоянно погружен в сферу искушения, так что она входит в суть нашего бытия («Дни человека на земле — дни наемника», Иов 7, 1). Поэтому искушения христианин должен считать

/49/

 

 

отличием и причиной для радости (Иак. 1, 2; 1 Пет 1, 6), а ап. Павел всегда сносил их «со всяким смиренномудрием и многими слезами» (Деян. 20, 19). Из изложенного мы, всерьез принимающие человеческое бытие Бога-Сына, должны постигнуть мысль о том, что «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18), а также суждение, что «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших», а такого, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15). Это словцо «во всем» ведет далеко, и оно способно утешить и укрепить теряющего силы в противостоянии слабостям духа и плоти.

Евангелие приводит нам лишь отдельные примеры искушений Иисуса. Искушением было Его терпение, когда Он должен был наблюдать, что Его ученики так ничему и не научаются: «ибо не вразумились чудом над [умноженными] хлебами» (Мк. 6, 52); «неужели и вы так непонятливы?» (7, 18). «Еще ли не понимаете и не разумеете? еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите; имея уши, не слышите?» (8, 17 и сл.). Искушается Иисус и когда наблюдает не просто недомыслие, а противобожественное умышление под маской человеколюбия: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (8, 33). Вот когда неуспешность всей Его миссии зримо встала перед Его взором. Не должен ли был на это очевидное с насмешкой указать и лукавый: «Вот видишь! А если б Ты тогда меня послушал!» Тем не менее Его плач по Иерусалиму — это открытое признание Собственного поражения: где тот «огонь», который Он стремился низвести на землю (Лк. 12, 49)? А разве это не искушение, когда Он, сделав сие отчаянное признание, начинает стремиться к Своим страданиям: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 50)? И все же это призываемое крещение настолько ужасно, что Он «с сильным воплем и· со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5, 7). Выходит, что даже это крещение Он рассматривает как убежище от исполненного искушения бытия! Он хочет укрыться от сатаны, потому что на кресте тот теряет над Ним свою власть,— ведь Взявший на себя все грехи человечества тогда остается наедине с Отцом: чаша должна быть выпита. Однако Страстотерпец все же устрашается самого последнего и самого ужасного испытания в Его жизни.

Иисус Христос — Человек, подобный нам «во всем, кроме греха» Посему и мы способны не поддаться греху и продержаться до конца именно «во всем», чем искушается человек, будь это физические страдания или духовные напасти. А что касается учеников Господа, то о них сказано, что они во Христе и вместе с Ним противостояли искушениям,— поэтому «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк. 22, 29).

/50/

 


Страница сгенерирована за 0.72 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.