13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. C. Г. Нечаев
СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ НЕЧАЕВ
(1848 — 1883).
С. Г. Нечаев и П. Н. Ткачев не были характерны ни для русской революционной мысли, ни, тем более, для русской общественной мысли в целом. Они были люди совсем иного духа. Однако, они были предвестниками тех, которые оказались победителями...
Единственная мысль Нечаева была: к социальному перевороту через беспощадное разрушение, всеми средствами, всеми способами.
Бежав, в начале 1869 г., после студенческих беспорядков в Петербурге, за границу, он был принят Бакуниным и Огаревым, но, вскоре его общественный аморализм их оттолкнул от него.
Бакунин, в одном письме, говорит: «Нечаев — один из деятельнейших и энергичнейших людей, каких я когда-либо встречал. Когда надо служить тому, что он называет делом-, он не колеблется и не останавливается ни перед чем и выказывает себя столь же беспощадным к себе, как и ко всем другим... Это фанатик преданный, но в то же время очень опасный... Способ действий его отвратительный... Он пришел мало-по-малу к убеждению, что надо взять в основу политику Макиавелли и вполне усвоить систему иезуитов: для тела — насилие, для души — ложь... Но вместе с тем он — сила, потому что это — огромная энергия...».
За границей, Нечаев издавал журнал «Народная Расправа».
Вернувшись в Россию, осенью того же года, с составленным им зловещим «Катехизисом революционера», он организовал «Общество Народной Расправы», основанное на указанных принципах. Очень скоро последовало событие, вдохновившее Достоевского к созданию «Бесов»: Нечаев с сообщниками убил, под Москвой, члена своей организации, студента И. Иванова, который усомнился в правдивости Нечаева и позволил себе возражать ему. Предвари
141
тельно, Нечаев объявил Иванова опасным по «предательству и измене»...
Снова бежав заграницу, в Швейцарию, Нечаев был, в 1872 г., выдан русскому правительству, как уголовный преступник. Год спустя, московский суд присяжных приговорил его к каторжным работам. (В России не было смертной казни за уголовные преступления).
Остальные годы своей жизни, Нечаев провел в Петропавловской крепости, откуда он, через солдат крепостного караула, был в сношениях с «Народной Волей». Но все его советы народовольцам отвергались, как аморальные. Одновременно, что также характерно для него, он отказался быть освобожденным народовольцами, хотя заговор имел все шансы на успех: это могло помешать покушениям на Александра II...
Вновь изолированный от мира, он умер от чахотки, весной 1883 г.
Бердяев пишет о нем: «Нечаев был изувер и фанатик, но натура героическая. Он проповедывал обман и грабеж, как средства социального переворота и беспощадный террор... Он был одержим одной идеей и во имя этой идеи требовал жертвы всем... Всё, что служит революции — морально, революция единственный критерий добра и зла... Нужно пожертвовать множественным во имя единого... При этом живая человеческая личность оказывается раздавленной...
Нечаев требовал железной дисциплины и крайней централизации кружков и в этом он предшественник большевизма. Революционная тактика Нечаева, допускавшая самые аморальные средства, оттолкнула от себя большую часть русских революционеров...».
С. Г. Нечаев.
Всенародное восстание замученного русского люда неминуемо и близко!... Мы, т. е. часть народной молодежи, которой удалось, так или иначе, получить развитие, должны расчистить ему дорогу...
Всестороннее разрушение. Не теория, а практика революции.
Для нас мысль дорога только, поскольку она может служить делу радикального и повсюдного разрушения... Кто учится революционному делу по книгам, будет всегда революционным бездельником. Мысль, способная служить революции народной, вырабатывается лишь из народного революционного дела, должна быть результатом ряда практических опытов и проявлений, стремящихся
142
всеми средствами и всегда неуклонно к одной и той же цели раз- рушения... Всё, что не идет по этому пути, для нас чуждо и враждебно...
Жестокий террор.
До начала всеобщего народного восстания, нам необходимо придется истребить целую орду грабителей казны, подлых царских льстецов, народных тиранов...
Нужно ли говорить, что члены... полиции,... отличающиеся особенной деятельностью и способностями ищеек, должны быть казнены самым мучительным образом и в числе самых первых...
(«Народная Расправа». № 1. 1896 г. Глинский, стр. 411-413).
«КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА»
Отношение революционера к самому себе.
§ 1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни свои интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Всё в нем поглощено единым исключительно интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией.
§ 2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами... и нравственностью этого мира.
§ 4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует торжеству революции...
§ 6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела.
Отношение революционера к товарищам по революции.
§ 10. У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров 2-го и 3-го разрядов, т. е. не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. (Из «общих правил»: Приводящие его в исполнение личности отнюдь не должны знать сущность, а только те подробности, те части дела, которые выполнять пало на их долю. Для возбуждения же энергии необходимо объяснить сущность
143
дела в превратном виде). На себя он смотрит, как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела...
Отношение революционера к обществу.
§ 14. С целью беспощадного разрушения, революционер может и даже должен жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть... революционер должен проникнуть всюду...
§ 15. Всё это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий: Первая категория — неотлагаемо осужденных на смерть.
§ 17. Вторая категория должна состоять из таких людей, которым даруют только временно жизнь, чтобы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта.
§ 20. Пятая категория — доктринеры, конспираторы, революционеры, все праздноглаголющие в кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих.
Отношение товарищества к народу.
У товарищества нет другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастия народа, т. е. чернорабочего люда. Но убежденное в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и разращению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и понудить его к поголовному восстанию.
Союз с разбойниками.
§ 24. Наше дело — страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.
§ 25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством... Соединимся с диким разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.
§ 26. Сплотить весь этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу — вот вся наша организация, конспирация, задача.
(«Правила Организации». «Катехизис Революционера». 1869 г.). (Глинский, стр. 416-419).
144
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.