Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. Д. И. Писарев

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ

(2. X. 1840 — 4. VII. 1868).

 

Наиболее крупный из шестидесятников, Н. Г. Чернышевский, не умещается в рамках 60- годов. Умонастроения этих лет выражены, ярко и характерно, в блестящих статьях Д. И. Писарева.

Примитивный материализм, догматический культ естественных наук, «просветительство», превознесение человеческой личности и ее свободы, проповедь всесторонней «эмансипации», наивный ути­литаризм, решительное презрение к искусству, подчеркнутое пре­вознесение эгоизма при, нередко (но не всегда), подлинном альтру­изме, резкое отрицание принципов, ценностей, правил и обычаев (т. н. «нигилизм» — термин, не переживший 60-х годов) — все это молодое кипение противоречивых идей дано в публицистике Писарева.

По словам Бердяева, «если Чернышевского считали типичным социалистом, то Писарева считали индивидуалистом. Но и у Писа­рева были характерные русские социальные мотивы. Верховной ценностью для него была свободная человеческая личность и он наивно связывал это с материалистической и утилитарной филосо­фией. Писарев интересовался не только обществом, но и качеством человека, он хотел появления свободного человка. «Мыслящим ре­алистом» он считал только интеллигента, человека умственного тру­да. У него прорывается высокомерное отношение к представителям физического труда... Он требует полезного труда, проповедует идею экономии сил. Он представлял русское радикальное просве­щение. Он не был народником».

В самом деле, Писарев, сын орловского помещика, хотя родился уи провел детство в деревне, но был воспитанием изолирован от .крестьян, от народа. Для него, поэтому, до конца характерен чи­сто головной подход к народной жизни. Сперва в имении, а затем /в Петербурге, в гимназии, он был подлинным барченком, послуш­ным и благонравным, с вполне традиционными взглядами.

Поступив, 16-ти лет, в Петербургский Университет (на историке* филологический факультет), он хотел посвятить себя чистой науке. Однако, «дух времени» взял над ним верх. Идейный перелом был

134

 

настолько мучителен, что 20-ти лет, Писарев пережил 4-х месяч­ную душевную болезнь. Он стал журналистом 18-ти лет, а два года спустя — сотрудником «Русского Слова», одного из двух влиятельных петербургских журналов (наряду с «Современником» Чернышевского).

В «Русском Слове» развернулся громадный журналистический талант Писарева. Статьи на разнообразные темы — литературная критика, популяризация естественных наук и истории, публицистика — создали ему громкую популярность и сделали его любимцем радикальной молодежи. Большинство статей были написаны им в Петропавловской крепости, где он провел более 4-х лет
(1862—1866 г. г.).                                         

Он был приговорен за статью, написанную им для нелегальной печати и захваченную при обыске у его знакомого.

Сохраняя стойкость и мужество и пиша в крепости свои лучшие статьи, он, однако, вышел из заключения с расшатанными нервами и подорванной работоспособностью.

Перейдя в Некрасовские «Отечественные Записки», он не напи­сал больше ничего выдающегося. Летом 1868 г. он утонул, купа­ясь в море, всего 28-ми лет от роду.

Писарев отразил как сильные, так и слабые стороны 60-х годов. Для многих были соблазном его утилитаристические формулы, а в особенности — его «нигилистические» взгляды на искусство, его подлинно безобразная критика Пушкина.

Характерно, что Писарев принял Базарова, как правильный, под­линный тип «нигилиста».

Д. И. Писарев.

О философии.

Умозрительная философия — пустая трата умственных сил, бес­цельная роскошь, которая всегда останется непонятной для толпы, нуждающейся в насущном хлебе... Хроническое поветрие..., бо­лезненный нарост, развившийся вследствие того, что живые силы, стремившиеся к практической деятельности, были насильственно сдавлены и задержаны...

(«Русский Дон-Кихот». 1862 г. Том II, стр. 220).

Об эгоизме и личности.

Эгоист — человек свободный в самом широком смысле этого слова... Отсутствие нравственного принуждения — вот единствен-

135

 

ный существенный признак эгоизма... Эгоизм — система умствен­ных убеждений, ведущая к полной эмансипации личности и усили­вающая в человеке самоуважение... Эгоизм, если понимать его, как следует, есть только полная свобода личности, уничтожение обязательных трудов и добродетелей, а не исключение добрых вле­чений и благородных порывов..

Об эгоизме и обществе.

Когда отдельная личность вполне расчетливо пользуется своими естественными способностями, тогда она неизбежно, сама того не сознавая, увеличивает сумму общечеловеческого благосостояния. Если бы эта личность сознавала значение своей деятельности для общего блага, то ей все-таки не было бы надобности изменять в своей деятельности какую бы то ни было мелочную подробность. Вполне расчетливый эгоизм совершенно совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия.

(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 65).

Полезность мыслящих капиталистов.

Если естествознание обогатит наше общество мыслящими людь­ми, если наши агрономы, фабриканты и всякого рода капиталисты выучатся мыслить, то эти люди вместе с тем выучатся понимать как свою собственную пользу, так и потребности того мира, кото­рый их окружает. Тогда они поймут, что эта польза и эти потреб­ности совершенно сливаются между собой. Это будет... так потому, что капиталисты во первых будут правильно понимать свою выгоду, а во вторых будут находить наслаждение в полезной работе...

(«Цветы невинного юмора». 1864 г. Том III, стр. 274-275).

Откройте умному человеку доступ к тем сильным наслажде­ниям, которые мы находим в умственном труде и полезной деятель­ности.

Если вы дадите... капиталисту кое-какое смутное полуобразова­ние, — он сделается пиявкой. А дайте ему полное, прочное, чисто-человеческое образование — и тот же самый капиталист сделается не благодетельным филантропом, а мыслящим и расчетливым руко­водителем народного труда, т. е. человеком, который во сто раз полезнее всякого филантропа.

Не школы, а университеты.

Разбудить общественное мнение и сформировать мыслящих ру­ководителей народного труда — значит открыть трудящемуся боль­шинству дорогу к широкому и плодотворному умственному разви

136

 

тию. А чтобы выполнить эти две задачи, от разрешения которых зависит вся будущность народа, надо действовать исключительно на образованные классы общества. Судьба народа решается не в народных школах, а в университетах. Надо делать то, что целесооб­разно, а не то, что красиво, трогательно и похвально с точки зре­ния сердечной мягкости.

(«Реалисты». 1864 г. Том IV. стр. 132).

О значении естествознания.

Размножать мыслящих людей — вот альфа и омега всякого ра­зумного общественного развития. Стало быть, естествознание со­ставляет в настоящее время животрепещущую потребность нашего общества. Кто отвлекает молодежь от этого дела, тот вредит об­щественному развитию.

(«Цветы невинного юмора». 1864 г..Том III, стр. 276).

Задача нашего времени.

Вся задача нашего времени заключается именно в том, чтобы уменьшить сумму страданий и увеличить силу и количество на­слаждений.

(«Базаров». 1862 г. Том II, стр. 395).

Что такое реализм.

Сущность нашего направления заключает в себе две главные стороны... Первая сторона состоит в наших взглядах на природу: тут мы принимаем соображение только действительно туществую-щие, реальные, видимые и осязаемые свойства предметов. Вто­рая сторона состоит из наших взглядов на общественную жизнь: тут мы принимаем в соображение только действительно существую-ющие, реальные, видимые и осязаемые потребности человече­ского организма. Слово реалист выражат превосходно слияние этих двух сторон...

(«Посмотрим!». 1865 г. Том V, стр. 158).

Что такое польза.

Последовательный реализм безусловно презирает все, что не при­носит существенной пользы; но слово «польза» мы принимаем со­всем не в том узком смысле, в каком его навязывают нам наши литературные антогонисты. Мы вовсе не говорим поэту: «Шей са поги!» или историку: «Пеки кулебяки!», но мы требуем непремен­но, чтобы поэт, как поэт, и историк, как историк, приносили, каж­дый в своей специальности, действительную пользу.

(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 95).

137

 

Наслаждение в труде.

Разумеется, когда труд утомителен, то необходимо наслаждение, отдельное от труда. Но утомительность труда поддерживается та­кими ненормальными условиями жизни, с которыми мы вовсе и не должны мириться. Мы сами должны устроить нашу личную жизнь так, чтобы труд и наслаждение сделались синонимами. И кроме того мы всеми силами должны стараться о том, чтобы к тому же нормальному типу направлялась также и жизнь трудящегося боль­шинства.    (Том V, стр. 209).

(«Посмотрим!». 1865 г.).

Безнравственность искусства.

Вы... не понимаете, что когда в обществе есть не только голод­ные люди, но даже голодные классы, то обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства разжиревших и сытых людей...

Между наслаждением живописью, скульптурой и музыкой и нас­лаждением яблоками я... не вижу никакого существенного различия, кроме того, что наслаждение тремя вышеназванными искусствами требует издержек и больших хлопот.   (Том V, стр. 182).

Вредность эстетики.

Эстетика и реализм находятся в непримиримой вражде между со­бой, и реализм должен радикально истребить эстетику, которая в настоящее время отравляет и обессмысливает все отрасли нашей научной деятельности, начиная от высших сфер научного труда и кончая самыми обыкновенными отношениями между мужчиной и женщиной... Эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг научного прогресса.

(Том IV, стр. 58)

О поэтах.

Поэт — или великий боец мысли, бесстрашный и безукоризнен­ный «рыцарь духа»... или же ничтожный паразит, потешающий дру­гих ничтожных паразитов мелкими фокусами бесплодного фигля-ства. Середины нет. Поэт — или титан, потрясающий горы веко­вого зла, или же козявка, копающаяся в цветочной пыли.

(Том IV, стр. 98-99).

О русских поэтах.

Есть ли у нас в России замечательные поэты?... У нас их нет, никогда не было — и по всей вероятности очень долго еще не будет. У нас были или зародыши поэтов, или пародии на поэта. ...Первые остались на всю жизнь в положении зародышей, потому

138

 

что им нечем было питаться и некуда было развиваться. Поэтому ничего и не вышло, кроме односторонних попыток и недодуманных зачатков разумного миросозерцания.

...При благоприятных обстоятельствах из этих элементов могло выработаться что-нибудь порядочное. Но... о пародиях на поэта нам приходится высказать совершенно противоположное мнение. Эти люди... щебетали, как птицы небесные и совершили... всё, что они были способны совершить. Так как эти господа теперь ничем не связаны с современным развитием нашей умственной жизни, то мы можем надеяться, что их прославленные имена скоро забудутся... О Пушкине до сих пор бродят в обществе разные нелепые слухи, пущенные в ход эстетическими критиками... Говорят, например, что Пушкин великий поэт и все этому верят. А на поверку выходит, что Пушкин просто великий стилист и больше ничего.

(Том IV, стр. 113-114. «Реалисты». 1864 г.).

Вредность Пушкина.

Пушкин пользуется своей художественной виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего ум­ственного бессилия.

...Для тех людей, в которых произведения Пушкина не возбуж­дают истерической зевоты, — эти произведения оказываются вер­нейшим средством притупить здоровый ум и усыпить человеческое чувство... Воспитывать молодых людей на Пушкине — значит гото­вить из них трутней или... сибаритов.

(«Пушкин и Белинский». 1865 г. Том V, стр. 78, 81-82).

Вредность Вальтер-Скотта и Купера.

Вальтер-Скотт и Купер — усыпители человечества. Что они лю­ди даровитые — против этого я не спорю. Но тем хуже. Тем-то они и вредны, что их произведения читаются с удовольствием и создают школы подражателей. А что выносит читатель из этих ро­манов? Ничего, ни одной новой идеи... В наше время, когда надо смотреть в оба глаза и работать обеими руками, стыдно и предосу­дительно уходить мыслью в мертвое прошлое, с которым всем по­рядочным людям давно пора разорвать всякие связи.

(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 119).

Булочники и Рафаэли.

Если бы в Германии было десять тысяч археологов, подобных Якову Гримму, то Германия от этого не сделалась бы ни богаче, ни счастливее... Поэтому я говорю совершенно искренно, что желал

139

 

бы лучше быть русским сапожником или булочником, чем русским Рафаэлем или Гриммом.

(«Кукольная трагедия с букетом гражданской скорби». 1864 г. Лом IV, стр. 192).

Экономия умственных сил.

Те люди, которые по своему положению могут и по своему лич­ному характеру желают работать умом, должны расходовать свои силы с крайней осмотрительностью и расчетливостью, т. е. они должны браться только за такие работы, которые могут принести обществу действительную пользу. Такая экономия умствен­ных сил необходима везде и всегда, потому что человечество еще нигде и никогда не было настолько богато деятельными ум­ственными силами, чтобы позволять себе в расходовании этих сил малейшую расточительность. Между тем расточительность всегда и везде была страшная, и оттого результаты до сих пор всегда по­лучались самые жалкие. У нас расточительность также очень ве­лика, хотя и расточать то нам нечего... Нам строгая экономия еще необходимее... Но чтобы соблюдать такую экономию, надо прежде всего уяснить и себе до последней степени ясности, что полезно об­ществу и что бесполезно. Экономия же умственных сил и есть ни что иное, как строгий и последовательный реализм.

(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 5).

Вопрос о голодных и раздетых.

Конечная цель всего нашего мышления и всей деятельности каж­дого честного человека все-таки состоит в том, чтобы разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать.

(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 109).

Для решении задачи о голодных людях необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, задачу эту должны решать непременно те люди, которые в ее разумном решении находят свои личные выгоды, т. е. ее должны решать сами работники. Во-вторых, реше­ние задачи заключается не в возделывании личных добродетелей, а в перестройке общественных учреждений.

(«Исторические идеи Огюста Конта». 1865 г. Т. V, стр. 408-409).

Девиз реалистов.

Все стремления наших реалистов, все их радости и надежды, весь смысл и все содержание их жизни пока исчерпываются тремя словами: «Любовь, знание и труд».

(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 146).

140


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.