13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. Д. И. Писарев
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ
(2. X. 1840 — 4. VII. 1868).
Наиболее крупный из шестидесятников, Н. Г. Чернышевский, не умещается в рамках 60- годов. Умонастроения этих лет выражены, ярко и характерно, в блестящих статьях Д. И. Писарева.
Примитивный материализм, догматический культ естественных наук, «просветительство», превознесение человеческой личности и ее свободы, проповедь всесторонней «эмансипации», наивный утилитаризм, решительное презрение к искусству, подчеркнутое превознесение эгоизма при, нередко (но не всегда), подлинном альтруизме, резкое отрицание принципов, ценностей, правил и обычаев (т. н. «нигилизм» — термин, не переживший 60-х годов) — все это молодое кипение противоречивых идей дано в публицистике Писарева.
По словам Бердяева, «если Чернышевского считали типичным социалистом, то Писарева считали индивидуалистом. Но и у Писарева были характерные русские социальные мотивы. Верховной ценностью для него была свободная человеческая личность и он наивно связывал это с материалистической и утилитарной философией. Писарев интересовался не только обществом, но и качеством человека, он хотел появления свободного человка. «Мыслящим реалистом» он считал только интеллигента, человека умственного труда. У него прорывается высокомерное отношение к представителям физического труда... Он требует полезного труда, проповедует идею экономии сил. Он представлял русское радикальное просвещение. Он не был народником».
В самом деле, Писарев, сын орловского помещика, хотя родился уи провел детство в деревне, но был воспитанием изолирован от .крестьян, от народа. Для него, поэтому, до конца характерен чисто головной подход к народной жизни. Сперва в имении, а затем /в Петербурге, в гимназии, он был подлинным барченком, послушным и благонравным, с вполне традиционными взглядами.
Поступив, 16-ти лет, в Петербургский Университет (на историке* филологический факультет), он хотел посвятить себя чистой науке. Однако, «дух времени» взял над ним верх. Идейный перелом был
134
настолько мучителен, что 20-ти лет, Писарев пережил 4-х месячную душевную болезнь. Он стал журналистом 18-ти лет, а два года спустя — сотрудником «Русского Слова», одного из двух влиятельных петербургских журналов (наряду с «Современником» Чернышевского).
В «Русском Слове» развернулся громадный журналистический талант Писарева. Статьи на разнообразные темы — литературная критика, популяризация естественных наук и истории, публицистика — создали ему громкую популярность и сделали его любимцем радикальной молодежи. Большинство статей были написаны им в Петропавловской крепости, где он провел более 4-х лет
(1862—1866 г. г.).
Он был приговорен за статью, написанную им для нелегальной печати и захваченную при обыске у его знакомого.
Сохраняя стойкость и мужество и пиша в крепости свои лучшие статьи, он, однако, вышел из заключения с расшатанными нервами и подорванной работоспособностью.
Перейдя в Некрасовские «Отечественные Записки», он не написал больше ничего выдающегося. Летом 1868 г. он утонул, купаясь в море, всего 28-ми лет от роду.
Писарев отразил как сильные, так и слабые стороны 60-х годов. Для многих были соблазном его утилитаристические формулы, а в особенности — его «нигилистические» взгляды на искусство, его подлинно безобразная критика Пушкина.
Характерно, что Писарев принял Базарова, как правильный, подлинный тип «нигилиста».
Д. И. Писарев.
О философии.
Умозрительная философия — пустая трата умственных сил, бесцельная роскошь, которая всегда останется непонятной для толпы, нуждающейся в насущном хлебе... Хроническое поветрие..., болезненный нарост, развившийся вследствие того, что живые силы, стремившиеся к практической деятельности, были насильственно сдавлены и задержаны...
(«Русский Дон-Кихот». 1862 г. Том II, стр. 220).
Об эгоизме и личности.
Эгоист — человек свободный в самом широком смысле этого слова... Отсутствие нравственного принуждения — вот единствен-
135
ный существенный признак эгоизма... Эгоизм — система умственных убеждений, ведущая к полной эмансипации личности и усиливающая в человеке самоуважение... Эгоизм, если понимать его, как следует, есть только полная свобода личности, уничтожение обязательных трудов и добродетелей, а не исключение добрых влечений и благородных порывов..
Об эгоизме и обществе.
Когда отдельная личность вполне расчетливо пользуется своими естественными способностями, тогда она неизбежно, сама того не сознавая, увеличивает сумму общечеловеческого благосостояния. Если бы эта личность сознавала значение своей деятельности для общего блага, то ей все-таки не было бы надобности изменять в своей деятельности какую бы то ни было мелочную подробность. Вполне расчетливый эгоизм совершенно совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия.
(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 65).
Полезность мыслящих капиталистов.
Если естествознание обогатит наше общество мыслящими людьми, если наши агрономы, фабриканты и всякого рода капиталисты выучатся мыслить, то эти люди вместе с тем выучатся понимать как свою собственную пользу, так и потребности того мира, который их окружает. Тогда они поймут, что эта польза и эти потребности совершенно сливаются между собой. Это будет... так потому, что капиталисты во первых будут правильно понимать свою выгоду, а во вторых будут находить наслаждение в полезной работе...
(«Цветы невинного юмора». 1864 г. Том III, стр. 274-275).
Откройте умному человеку доступ к тем сильным наслаждениям, которые мы находим в умственном труде и полезной деятельности.
Если вы дадите... капиталисту кое-какое смутное полуобразование, — он сделается пиявкой. А дайте ему полное, прочное, чисто-человеческое образование — и тот же самый капиталист сделается не благодетельным филантропом, а мыслящим и расчетливым руководителем народного труда, т. е. человеком, который во сто раз полезнее всякого филантропа.
Не школы, а университеты.
Разбудить общественное мнение и сформировать мыслящих руководителей народного труда — значит открыть трудящемуся большинству дорогу к широкому и плодотворному умственному разви
136
тию. А чтобы выполнить эти две задачи, от разрешения которых зависит вся будущность народа, надо действовать исключительно на образованные классы общества. Судьба народа решается не в народных школах, а в университетах. Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво, трогательно и похвально с точки зрения сердечной мягкости.
(«Реалисты». 1864 г. Том IV. стр. 132).
О значении естествознания.
Размножать мыслящих людей — вот альфа и омега всякого разумного общественного развития. Стало быть, естествознание составляет в настоящее время животрепещущую потребность нашего общества. Кто отвлекает молодежь от этого дела, тот вредит общественному развитию.
(«Цветы невинного юмора». 1864 г..Том III, стр. 276).
Задача нашего времени.
Вся задача нашего времени заключается именно в том, чтобы уменьшить сумму страданий и увеличить силу и количество наслаждений.
(«Базаров». 1862 г. Том II, стр. 395).
Что такое реализм.
Сущность нашего направления заключает в себе две главные стороны... Первая сторона состоит в наших взглядах на природу: тут мы принимаем соображение только действительно туществую-щие, реальные, видимые и осязаемые свойства предметов. Вторая сторона состоит из наших взглядов на общественную жизнь: тут мы принимаем в соображение только действительно существую-ющие, реальные, видимые и осязаемые потребности человеческого организма. Слово реалист выражат превосходно слияние этих двух сторон...
(«Посмотрим!». 1865 г. Том V, стр. 158).
Что такое польза.
Последовательный реализм безусловно презирает все, что не приносит существенной пользы; но слово «польза» мы принимаем совсем не в том узком смысле, в каком его навязывают нам наши литературные антогонисты. Мы вовсе не говорим поэту: «Шей са поги!» или историку: «Пеки кулебяки!», но мы требуем непременно, чтобы поэт, как поэт, и историк, как историк, приносили, каждый в своей специальности, действительную пользу.
(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 95).
137
Наслаждение в труде.
Разумеется, когда труд утомителен, то необходимо наслаждение, отдельное от труда. Но утомительность труда поддерживается такими ненормальными условиями жизни, с которыми мы вовсе и не должны мириться. Мы сами должны устроить нашу личную жизнь так, чтобы труд и наслаждение сделались синонимами. И кроме того мы всеми силами должны стараться о том, чтобы к тому же нормальному типу направлялась также и жизнь трудящегося большинства. (Том V, стр. 209).
(«Посмотрим!». 1865 г.).
Безнравственность искусства.
Вы... не понимаете, что когда в обществе есть не только голодные люди, но даже голодные классы, то обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства разжиревших и сытых людей...
Между наслаждением живописью, скульптурой и музыкой и наслаждением яблоками я... не вижу никакого существенного различия, кроме того, что наслаждение тремя вышеназванными искусствами требует издержек и больших хлопот. (Том V, стр. 182).
Вредность эстетики.
Эстетика и реализм находятся в непримиримой вражде между собой, и реализм должен радикально истребить эстетику, которая в настоящее время отравляет и обессмысливает все отрасли нашей научной деятельности, начиная от высших сфер научного труда и кончая самыми обыкновенными отношениями между мужчиной и женщиной... Эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг научного прогресса.
(Том IV, стр. 58)
О поэтах.
Поэт — или великий боец мысли, бесстрашный и безукоризненный «рыцарь духа»... или же ничтожный паразит, потешающий других ничтожных паразитов мелкими фокусами бесплодного фигля-ства. Середины нет. Поэт — или титан, потрясающий горы векового зла, или же козявка, копающаяся в цветочной пыли.
(Том IV, стр. 98-99).
О русских поэтах.
Есть ли у нас в России замечательные поэты?... У нас их нет, никогда не было — и по всей вероятности очень долго еще не будет. У нас были или зародыши поэтов, или пародии на поэта. ...Первые остались на всю жизнь в положении зародышей, потому
138
что им нечем было питаться и некуда было развиваться. Поэтому ничего и не вышло, кроме односторонних попыток и недодуманных зачатков разумного миросозерцания.
...При благоприятных обстоятельствах из этих элементов могло выработаться что-нибудь порядочное. Но... о пародиях на поэта нам приходится высказать совершенно противоположное мнение. Эти люди... щебетали, как птицы небесные и совершили... всё, что они были способны совершить. Так как эти господа теперь ничем не связаны с современным развитием нашей умственной жизни, то мы можем надеяться, что их прославленные имена скоро забудутся... О Пушкине до сих пор бродят в обществе разные нелепые слухи, пущенные в ход эстетическими критиками... Говорят, например, что Пушкин великий поэт и все этому верят. А на поверку выходит, что Пушкин просто великий стилист и больше ничего.
(Том IV, стр. 113-114. «Реалисты». 1864 г.).
Вредность Пушкина.
Пушкин пользуется своей художественной виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия.
...Для тех людей, в которых произведения Пушкина не возбуждают истерической зевоты, — эти произведения оказываются вернейшим средством притупить здоровый ум и усыпить человеческое чувство... Воспитывать молодых людей на Пушкине — значит готовить из них трутней или... сибаритов.
(«Пушкин и Белинский». 1865 г. Том V, стр. 78, 81-82).
Вредность Вальтер-Скотта и Купера.
Вальтер-Скотт и Купер — усыпители человечества. Что они люди даровитые — против этого я не спорю. Но тем хуже. Тем-то они и вредны, что их произведения читаются с удовольствием и создают школы подражателей. А что выносит читатель из этих романов? Ничего, ни одной новой идеи... В наше время, когда надо смотреть в оба глаза и работать обеими руками, стыдно и предосудительно уходить мыслью в мертвое прошлое, с которым всем порядочным людям давно пора разорвать всякие связи.
(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 119).
Булочники и Рафаэли.
Если бы в Германии было десять тысяч археологов, подобных Якову Гримму, то Германия от этого не сделалась бы ни богаче, ни счастливее... Поэтому я говорю совершенно искренно, что желал
139
бы лучше быть русским сапожником или булочником, чем русским Рафаэлем или Гриммом.
(«Кукольная трагедия с букетом гражданской скорби». 1864 г. Лом IV, стр. 192).
Экономия умственных сил.
Те люди, которые по своему положению могут и по своему личному характеру желают работать умом, должны расходовать свои силы с крайней осмотрительностью и расчетливостью, т. е. они должны браться только за такие работы, которые могут принести обществу действительную пользу. Такая экономия умственных сил необходима везде и всегда, потому что человечество еще нигде и никогда не было настолько богато деятельными умственными силами, чтобы позволять себе в расходовании этих сил малейшую расточительность. Между тем расточительность всегда и везде была страшная, и оттого результаты до сих пор всегда получались самые жалкие. У нас расточительность также очень велика, хотя и расточать то нам нечего... Нам строгая экономия еще необходимее... Но чтобы соблюдать такую экономию, надо прежде всего уяснить и себе до последней степени ясности, что полезно обществу и что бесполезно. Экономия же умственных сил и есть ни что иное, как строгий и последовательный реализм.
(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 5).
Вопрос о голодных и раздетых.
Конечная цель всего нашего мышления и всей деятельности каждого честного человека все-таки состоит в том, чтобы разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать.
(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 109).
Для решении задачи о голодных людях необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, задачу эту должны решать непременно те люди, которые в ее разумном решении находят свои личные выгоды, т. е. ее должны решать сами работники. Во-вторых, решение задачи заключается не в возделывании личных добродетелей, а в перестройке общественных учреждений.
(«Исторические идеи Огюста Конта». 1865 г. Т. V, стр. 408-409).
Девиз реалистов.
Все стремления наших реалистов, все их радости и надежды, весь смысл и все содержание их жизни пока исчерпываются тремя словами: «Любовь, знание и труд».
(«Реалисты». 1864 г. Том IV, стр. 146).
140
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.