Поиск авторов по алфавиту

Автор:Федотов Георгий Петрович

Год: 1918

Федотов Г.П. С. Петербург, 22 апреля - 5 мая 1918

Разбивка страниц сделана по: Г. П. Федотов, I т.,  Лицо России. Статьи 1918 – 1930.

2-е издание. YMCA-PRESS, Paris, 1988

 

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ФЕДОТОВ

 

 

С. ПЕТЕРБУРГ, 22 АПРЕЛЯ — 5 МАЯ 1918

(Передовая статья в журнале «Свободные голоса», №1, С-Петербург, 22 апреля (5 мая) 1918г.)

 

 

Неслыханные страдания России едва дают реши­мость поднять пригнувшуюся голову и заглянуть в даль. Но для тех, кто имеет мужество это сделать, за агонией России открывается другая катастрофа — уже всемирного значения. Одна из величайших сил, тво­рящих историю наших дней, — социализм — пережи­вает время тяжкого кризиса, из которого он может выйти возрожденным или погибнуть, задавив под своими обломками европейскую культуру.

В России нет сейчас несчастнее людей, чем рус­ские социалисты, — мы говорим о тех, для кого роди­на не пустой звук. Они несут на себе двойной крест: видеть родину, истекающей кровью, и идеалы свои поруганными и оскверненными в их мнимом тор­жестве.

И ко всему этому присоединяется сознание, что именно попытка реализации этих идеалов повинна, в какой-то еще не подлежащей определению мере, в гибели России.

Мы целый год с невыразимой болью созерцали, как влачится в грязи красное знамя, как, во имя братства и справедливости, бушует ненависть, алчность и вожделение. Зверь не может досыта упиться кровью, животное — отвалиться от корыта с помоями.

Именем социализма трудящиеся массы отравлены ядом подлинно буржуазной, мещанской жадности. Кто думает ныне о труде и его святости? Кто знает, что социализм есть организация труда, а не общественных

8

 

 

 столовых? Кто помнит сейчас об «идее рабочего сословия»?

Многие думают всю вину возложить на Россию. Говорят, что здесь нет ни атома социализма, что нельзя смешивать пугачевщину с марксизмом.

Для культурного Запада не страшна, будто бы, зараза русских илотов. Социализм в Европе полон здоровых, созидательных сил. Все это верно лишь на половину. Если Европа может четвертый год топить в крови, с варварской жестокостью, себя и всю завещан­ную прошлым великую культуру в борьбе за нацио­нальные цели ее народов, почему обманывать себя на­деждой, что ее грядущие классовые войны будут менее жестоки и не погребут всех ценностей, которые пощади­ла война?

Западный социализм давно уже серьезно болен. Энтузиазм его первых бурных лет сменился десяти­летиями культурной борьбы, которые утешали Энгель­са «красными щеками» пролетариата, а противников социализма — его безвредностью. Вынуто было жало ненависти, но с ним вместе горение энтузиазма. Обна­жился во всей его скудости, «интерес», как единствен­ный двигатель классовой борьбы. Дети и внуки ре­волюционеров с аппетитом уселись за чечевичную по­хлебку и готовились по счетам принять наследство бур­жуазного общества со всеми наследственными долгами и тяжбами. Через душу пролетариата мещанство го­товилось одержать последнюю победу: стать чело­вечеством.

Война вскрыла этот кризис для тех, кто еще не видел его. Второй интернационал погиб. Рабочие всюду заняли свои места в «империалистических» армиях, чтобы убивать друг друга, и если для многих в этот трагический момент впервые открылась ценность родины, то другие хладнокровно взвешивали барыши и убытки, которые несет с собой эта река крови. Уже им-

9

 

 

периалистический социализм показывал миру свое страшное лицо.

Что сулит будущее? Война окончится, но вместе с нею исчезнет ли преграда непонимания и вражды, разделившая надвое мировой пролетариат? И если революция и политическое развитие поставят вчераш­них «красных» вождей у кормила власти, кто поручится, что они не возобновят старые тяжбы из-за рынков, договоров, границ, которые они уже сделали своими, и не спустят снова на кровавые поля те армии, в рядах которых они уже сражались?

Может быть спасения ждать из Циммервальда? Но во имя Циммервальда в России вот уже целый год как социалисты убивают друг друга, и две социалистиче­ские республики — Россия и Украина — находятся в состоянии войны. С одной стороны — внутренний мир, купленный ценой международных войн, с другой — гражданская война, возведенная в принцип и неми­нуемо становящаяся войной международной. Маркс знал, что революция ведет к войне, но он не знал, что к войне ведут разные понимания социализма.

Здесь обнажается со страшной силой, как мало единящих начал выработал современный социализм. На механике интересов и ненависти он построил на­дежды на свое торжество. Но ненависть обращается на самое себя, «революция пожирает своих детей». Ин­тересы образуют причудливо скрещивающиеся круги, которые, вместо того, чтобы расширяться от класса до человечества, все суживаются от группы к группе, чтобы прийти к оторвавшемуся от всякого социального тела хищнику: человек человеку волк.

Но мы верим и знаем: в социализме живет вечная правда всего смысла, которой он еще сам не постигает. Человечество должно воплотить в жизнь свое умопо­стигаемое братство. Лазарь должен сойти со своего гноища, чтобы занять место рядом с облеченным в порфиру.

10

 

 

 

Бессмысленные и унизительные страдания, ко­торые человек причиняет человеку, оскорбляя родимую землю, должны быть прекращены. Труд и радость должны облагородить всякую жизнь. Но каждый дол­жен взять и свою меру страданий, страданий мысли, творчества и ответственности, стать причастником трагедии культуры, работником в искуплении чело­вечества. Каждый своей дорогой — к одной цели, рав­ные в своем неравенстве единящим духом любви — растущее единое тело единого духа, — таким мы видим грядущее человечество.

Сейчас оно у края бездны, но мы верим, что оно не может погибнуть, не осуществив своей вселенской мис­сии. Оно не может умереть, значит — оно будет жить. Социализм, который вел его к царству Божию на зем­ле, а привел к бездне, должен найти в себе силы для возрождения, для нового рождения.

Он должен найти новый камень, вместо песка эгоизмов, на котором будет основана его церковь. Но­вая мысль должна озарить сознание трудящихся, новая вера — зажечь сердца. В кровавом кошмаре наших дней пролетариат, потрясенный, но не сломленный, пережи­вет свое обращение.

Нас мало, и глухая ночь кругом, но мы вышли искать новый путь. Наша слабость нас не путает. Мы верим, что кругом нас, в темноте, не видя друг друга, тысячи одиноких искателей блуждают в поисках той же цели. Когда мы найдем друг друга, то найдется за­ветный путь... И занявшийся день застанет нас в бод­ром паломничестве.

Мы ищущие, но еще не обретшие. У нас разные мысли, разные веры. Но мы не спорим, а ищем вместе. Голоса перекликаются во мраке, пусть разные слова слышатся в них, но дух один, одна пред нами цель. Дерзновенна эта цель, но время требует подвига: спасти правду социализма правдой духа и правдой социализма спасти мир.

11


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.