Поиск авторов по алфавиту

Булгаков С. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Раздел I. "П"

ПАВЛИКИАНЕ. Эта ересь начало свое получила во второй половине VII в. от Константина, родом из Сирии. Последователи ее, считая Православную Церковь отступившею от апостольского учения, стремились к восстановлению апостольской церкви. Они отрицали все обряды и внешние учреждения Церкви, утверждая, что религия христианская есть религия духа и внутреннего самоусовершенствования человека. Устройство своей общины они приурочивали к ап. Павлу, почему и назывались павликианами. Константин принял имя ученика ап. Павла Сильвана, а помощники или руководители секты - имена учеников апостольских; основанную общину свою он называл Македонией, а членов ее македонянами. Догматическое учение павликиан представляло смесь догматических воззрений древних гностиков и манихеев с ложно понятым учением ап. Павла. Они признавали благого Бога, Который сотворил духа чистого и открылся в христианстве, и Димиурга, который сотворил видимый мир, тело человеческое и открылся в иудействе и язычестве. Грех первого человека, по их учению, состоял только в неповиновении Димиургу. Воплощение Сына Божия было кажущимся. Св. Дух сообщается только павликианам. Учение павликиан существовало до XIV века.

ПАНЕТЫ выродились из беспоповцев в совершенно особый, как бы самостоятельный, старообрядческий толк. Они имеют своего собственного епископа и подразделяются на два вида. Некоторые пакеты обращаются к Православной Церкви за совершением двух таинств: крещения и брака, и затем всю жизнь не знают Церкви; другие панеты - самокрещенцы (более многочисленные) - стоят совершенно в стороне от Православной Церкви и имеют своих требоисправителей. Секта панетов распространена в селениях Хвалынского уезда: Горюши, Печеуры и вообще, в районе с. Алексеевского, на Волге, где живет и их епископ, хотя в этом селе панетов сравнительно мало.

ПАНИАШКОВЦЫ. Основателем этой секты был крестьянин Покровской слободы Новоузенского у. Самарской губ. Алексей Гаврилов (Паниашка - тож). Возвратившись в конце восьмидесятых годов прошлого столетия с Афона с удостоверением о принятии схимы, он скоро приобрел на родине славу строгого подвижника и начал создавать свою особую секту по образцу хлыстовщины. Выходя из понятия о плоти как греховном начале, Паниашка стал отрицательно относиться ко всем ее потребностям - пище, питию, одежде, считая их требованиями беса. Когда у Паниашки образовалось большое число последователей, то среди них явились "богородицы" и "пророки". В его доме стали происходить циничные радения, где разврат доходил до чудовищных размеров. Относясь с отвращением к пище и питию и по необходимости их употребляя, паниашковцы приговаривают при этом: "на, бес!" То же самое произносится ими при сажании хлеба в печь, когда наливают воду в посуду, при отправлении естественных потребностей и т. п. Паниашковцы перестали сменять одежду, пока она вся не износится, перестали умываться, вычесываться и повели чисто животную, скотскую жизнь, предаваясь для "замора плоти" самому стадному разврату. Для наиболее преданных последователей Паниашка устроил коммунистическую общину, где у сектантов все было общее и никто не мог иметь личной собственности. Паниашка умер в 1895 г. Его последователи признают его святым и веруют, что он должен скоро воскреснуть. Не разрывая наружно связи с Церковью, подобно и другим хлыстам, паниашковцы не признают ни Церкви, ни ее установлений. На своих молитвенных собраниях наравне с некоторыми молитвами Православной Церкви они распевают канты собственного сочинения. Иконы они, по-видимому, почитают, но постов не признают и едят все без разбора, говоря: "бесу все равно, что бы ему ни трескать". Так как, по мнению паниашковцев, тело человека есть место пребывания внутри его злого духа, которого можно узнать громким испусканием из себя газов, то поэтому каждый паниашковец после еды непременно должен произвести нескромный звук, затем плюнуть на пол, растереть плевок ногами и сказать: "прекорил проклятого беса". То же самое они должны делать во время молитвы и после нее. Неисполнение этого требования влечет за собой бичевание по спине одержимого бесом, до тех пор, пока ни получится желаемый результат. Освободившийся таким образом от беса считается "святым", конечно, до некоторого только времени. Секта паниашковцев наглядно доказывает, до какого безумия могут доходить люди, отказавшиеся от руководительства Православной Церкви.

ПАСХАЛЬНИКИ. Так называется одна из старообрядческих сект, появившаяся во второй половине прошлого столетия в Черниговской епархии. Последователи этой секты отвергают пасхалию, установленную Церковью, и выработали свою пасхалию. Пасху Христову они празднуют всегда в одно и то же число, именно 23 марта; Рождество Христово - за 8 дней до января месяца, т. е. 23 декабря; високосного года они не признают и считают месяцы в году все равными, по 30 дней и 10 часов с половиной в каждом. Все четыре поста начинаются и кончаются каждый год в одно и то же время. Пять московских патриархов, до Никона бывших, они не признают православными, а Стоглавый собор считают еретическим за то, что он постановил при ограждении крестным знамением полагать руку на перси, т. е. на сердце. Это, говорят пасхальники, несправедливо: "Христос был во чреве Своея Матери, и посему надо полагать руку на живот". Молятся они двуперстно. По книгам не молятся, даже отвергают молитву по Псалтири. Жизнь ведут трезвую. Дни настоящего мира считают последними: говорят, что мир не простоит и сотни годов, как будет второе пришествие. Антихрист уже царствует. Господь наш Иисус Христос, говорят они, родился в 5500 году, а антихрист - в 5508 г., и вот с тех пор постепенно переменяет времена и закон. Переменил празднование нового года вместо 1-го сентября - 1-го января, а пасхалию переменил давно. Кланяются сектанты изображениям на иконах, только вылитым из меди, а не письменным. Если кто из них идет в военную службу, того считают погибшим, так как военная служба, по их учению, погибель. Телеграф, железную дорогу и проч. считают действом антихриста.

ПАШКОВЦЫ. Эта секта возникла среди высших слоев нашего образованного общества, откуда уже распространилась и теперь распространяется в низшие классы его. Основателем ее у нас был приезжавший в первый раз в 1874 г. с проповедью своего лжеучения среди великосветского общества в С.-Петербург англичанин лорд Гренвилль Редсток; наиболее же деятельным распространителем и насадителем этой секты в нашем отечестве был отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков, от имени которого она и носит свое название. Ему помогали графы Бобринский и Корф и многие др. Пропаганда главарей секты, стремившихся "просветить" своим лжеучением весь русский народ, будучи перенесена далеко за пределы Петербурга, способствовала распространению этой секты в Московской, Тульской, Тверской, Новгородской, Воронежской, Олонецкой, Ярославской, Херсонской и др. губерниях. До 1884 г. пашковцы деятельно распространяли свое учение преимущественно литературными средствами. С этой целью было учреждено ими в 1876 г. "Общество поощрения духовно-нравственного чтения", которое начало выпускать в свет массу брошюр, где очень искусно и замысловато проводили свои сектантские верования и убеждения, и издавать с тем же направлением журнал под названием "Русский рабочий". В 1884 г. 24 мая последовало Высочайшее повеление: "Закрыть общество поощрения духовно-нравственного чтения и принять меры к прекращению распространения учения Пашкова на всем пространстве Империи", а в 1886 г. последовало от Св. Синода вторично запрещение распространять в народе брошюры вышеназванного общества. Сам Пашков в 1884 г. был выселен за границу и поселился в Париже. Но и отсюда он до самой смерти своей (30 янв. 1902 г.) продолжал поддерживать своих единомышленников и письмами, и деньгами. Учение пашковцев состоит в отрицании Церкви, как божественного установления, таинств, богослужебных обрядов, церковной молитвы, иерархии, св. икон и значения добрых дел для спасения человека, которое совершается одной только верой во Христа. Библия, понимаемая по личному усмотрению каждого человека, считается у них единственным источником вероучения. Пашковцы учат так; оправдание совершается одной верой, добрые дела, подвиги самоусовершенствования и пребывание в Церкви значения не имеют; спасение совершается исключительно духовно, помимо всяких видимых посредств и учреждений, т. е. иерархия, таинства, обязательное следование церковным установлениям, исполнение обрядов не имеют силы и значения в деле спасения; начало веры и утверждение в ней есть непосредственный мистический акт общения с Богом, который совершается исключительно в области религиозного чувства, сердечного настроения. Ставшему на этом "духовном" пути легко далее дается спасение: ему не нужен священник, - он сам непосредственно кается Богу в грехах; ему не нужны церковные учители, - он сам уразумеет Св. Писание; Христос не покинет его, как бы он ни относился к Церкви и какой бы ни вел образ жизни. Моления у пашковцев состоят из импровизированных молитв, проповедей (произносимых даже и женщинами) и пения любимых стихов. Так как пашковцы никогда не имели яркой и до конца обработанной системы своего вероучения и всегда тяготели к сближению с другими сектами, то их лжеучение одни считают однородным со штундизмом, другие трактуют пашковцев как "духовных молокан", третьи совершенно отождествляют их с баптистами. С конца 1905 г. число последователей Пашкова, получивших свободу исповедания, стало увеличиваться, благодаря усилившейся с их стороны пропаганде своего учения, и пашковцы, усвояющие себе теперь название "христиан евангельского исповедания", начали употреблять все средства к тому, чтобы завязать сношения с молоканами, штундисгами и особенно с баптистами. Цель этих сношений - объединить всех сектантов рационалистического направления так, чтобы они представляли из себя одну общину, которая могла бы с большим успехом действовать против Православной Церкви.

ПЕЛAГИАНСТВО. Распространителем пелагианства, появившегося в начале V в„ был Пелагий, мирянин, родом из Британии. Основные черты пелагианства следующие: 1) Первородный грех не произвел никакой перемены в природе человека. 2) Смерть - не следствие греха, но следствие природы, которая создана смертной. 3) Грех Адама не распространяется на его потомков. 4) Спасение человека достигается его собственными силами при помощи благодати. 5) Благодать не имеет освящающего и возрождающего действия, но только указывает путь, которым можно достигнуть спасения. Пелагианство вызвало в V в. большие споры на Западе.

ПЕРЕВЕРТАНЦЕВ секта, явившаяся в Сызранском уезде. Название это сектанты получили благодаря тому, что православный календарь переделан ими на свой собственный, вследствие чего, например, посты по календарю перевертанцев совпадают со днями мясоеда у православных за исключением дней царских, Пасхи и Рождества, каковые празднуются у них по календарю "наших московских издателей". Основателем этой секты является какой-то ивашевский мужик, будто бы из дворовых людей, бывший ранее поморским начетчиком, но давно куда-то исчезнувший и более о себе никакими проповедями не заявлявший. Перевертанцы не чуждаются Православной Церкви, но посещают ее лишь согласно своему собственному календарю: в будни - по-праздничному, а в праздники - по-будничному, в пост - как в мясоед и в мясоед - как в пост. Впоследствии, как стало известно, у перевертанцев появилось сомнение в правильности своей веры, и многие из них стали возвращаться к православию.

ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ и НЕПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ. Первыми называются беспоповцы, которые принимают переходящих к ним от Церкви Православной по первому чину, т. е. вновь перекрещивают. Таковы, напр., поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и др. Вторые те, которые принимают не перекрещивая, таковы: нетовцы, новоспасовцы и бабушкины.

ПЕРЕМАЗОВЩИНА. Начало этому толку поповщины было положено во второй половине XVIII в. беглыми попами Рогожского кладбища, которые учили, что непременно нужно священников, обращающихся от Русской Церкви к мнимому старообрядчеству, перемазывать, т. е. вновь помазывать св. миром, что в Стародубщине тогда не делалось. А так как мира у них не было никакого, то и придумали, что по нужде можно им самим, без архиерея, составить и освятить свое миро. Принявшие это учение рогожцы сделались известными под именем перемазанцев и нашли себе последователей в скитах керженских, иргизских и, отчасти, даже между стародубцами. Впоследствии рогожцы устыдились своего мироварения и часть мира зарыли в землю, а остальную вылили в реку. С тех пор одни мажутся простым гнилым маслом, которое потому только и называют старым, что оно гнило; другие берут простое масло из лампады, вливают в стекляночку, в которой, по преданию, будто бы находилось когда-то древнее св. миро, и воображают, что масло чрез это освящается; третьи прямо сознаются: "мы ныне по нужде, вместо настоящего мира, помазываем простым и неосвященным маслом, а по вере нашей вменит Бог сие вместо св. мира".

ПЕТРУБОСИАНЕ получили начало свое в XII в. от священника Южной Франции Петра Брунского. Они учили, что истинная Церковь находится в сердцах верующих, и потому отрицали таинства, обряды и всю внешность Церкви. Впоследствии они слились с кафарами.

ПИЕТИЗМ. Так называется религиозное направление, распространившееся в Германии в восьмидесятых годах XVII в. Начало ему положил Филипп Яков Шпенер изданием сочинения "Pia desideria" (т. е. благочестивые желания или мечтания) о преобразовании христианской жизни чрез возбуждение внутреннего благочестия и улучшение нравственности. К нему присоединилось несколько молодых ученых, и они стали составлять религиозные собрания для чтения Библии и взаимного назидания, за что их и прозвали пиетистами, т. е. благочестивцами. Пиетисты преследовали одну цель - улучшение нравственности внутри самого протестантства, и они немало сделали в Германии в этом отношении. Но, обращая исключительное внимание на нравственную сторону христианства, они распространили довольно равнодушное отношение к догматам веры. Потом, обратив свои нравственные заботы, главным образом, на внешнее поведение христиан, они дошли до мелочных крайностей, восставая не только против вредной роскоши в одежде и образе жизни, против балов, танцев, игры в карты, но и против всяких других развлечений: гулянья, веселости, смеха и т. п. Пиетисты существуют у нас в Прибалтийском крае с начала XVIII века. Определенной правильной организации пиетисты в Прибалтийском крае не имеют и не имели; они считают себя членами лютеранской церкви и принимают от нее таинства; они только не чувствуют себя удовлетворенными молитвой, совершаемой в кирках, и предаются своей собственной молитве в своих собраниях.

ПОДГОРНОВЦЫ. Эта секта, очень сходная с хлыстовством, возникла в последней четверти XIX столетия в пределах Харьковской губ. Основателем ее был крестьянин с. Тростянца Ахтырского у. Василий Карпов Подгорный. Под личиной внешнего благочестия он начал распространять в среде темных и легковерных людей лжеучение, порывающее коренные основы семейной жизни, уважение к св. Церкви, ее священнодействиям, таинствам и к совершителям их - православным пастырям. В г. Богодухове на собственном участке земли он устроил богадельню, вскоре обращенную в женскую общину (которая в 1893 г. была возведена в женский монастырь). Отправившись на Афон, Подгорный, по возвращении на родину, начал уверять, что им на Афоне принято монашество с именем Стефана и посвящение в иерейский сан. Он имел у себя священническое облачение, напрестольный крест и Евангелие и все богослужебные книги. В разных местах Харьковской губ. им были основаны общины. В эти общины Подгорный обыкновенно выбирал только молодых девиц, вводил для них монастырский строй жизни с общей молитвой, общим столом и общими занятиями - днем. Но ночью, особенно под воскресенье и праздничные дни, в каждой общине были устраиваемы тайные собрания. Произведенным следствием Подгорный был уличен в том, что он, под предлогом богоугодных целей собирая женщин и девиц в общежития и здесь пользуясь их доверием, растлевал и насиловал их, не стесняясь никаким возрастом. Св. Синод после произведенного дознания определил поместить Подгорного в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Однако Подгорный и после этого продолжал оказывать вредное влияние как на существовавших уже в довольно значительном количестве своих единомышленников, так и на православных. Его учение нашло себе новых последователей даже в пределах Курской губ. Главным средством для пропаганды Подгорным его лжеучения служила его переписка, посредниками в передаче которой его последователям были жена и его две дочери, нанимавшие в г. Суздале просторную квартиру вблизи женского Покровского монастыря. Эта квартира служила также приютом для приезжавших из разных мест в Суздаль на поклонение Подгорному его почитателей. Увеличиваясь все более, благодаря указанным способам пропаганды, общество последователей Подгорного сложилось в вполне определенную и довольно прочно организованную секту. Учение ее есть не что иное, как возмутительный культ разврата. Растление девиц и беспрекословное совокупление женщин с разными мужчинами составляли одну из главных сторон этого учения; ни одна женщина, по этому учению, не должна соблюдать себя в целомудрии, чтобы не возгордиться пред другими, а должна дозволять пользоваться собою всякому мужчине; в этом - ее послушание, без которого ее спасение невозможно. На брак подгорновцы смотрели как на что-то позорное и нечистое. Подобно хлыстам, подгорновцы прикрывались лицемерным усердием к посещению православных храмов, приглашением священнослужителей для отправления в своих домах молебствий и т. п. В 1903 г. Подгорному было предоставлено право возвратиться на родину, так как ничего сектантского в нем не усматривалось; но он решил навсегда остаться в монастыре, приняв монашество с именем Стефана. По свидетельству некоторых, многие подгорновцы впоследствии тоже оставили свои заблуждения, и эта секта утратила свой острый характер, но совершенно не прекратилась; по крайней мере, еще остаются заметными, напр., такие следы сектантства: почитание Подгорного, как святого, неодобрительный взгляд на брак, укоризненные отзывы о православном духовенстве с лицемерным оказыванием ему внешнего уважения и т. п.

ПОМОРСКИЙ толк, или ДАНИЛОВЩИНА, получил свое начало от Данилы Викулова, дьячка Шумского погоста. В 1695 г. он основал в Поморье (в Олонецких пределах) Выговский скит, на р. Выге. При содействии Андрея, а потом Семена Денисовых Выговская обитель скоро достигла цветущего состояния и сделалась центром первого толка беспоповщинской секты. Учение этого толка, кроме общих положений раскола, содержит в себе следующие пункты: 1) Антихрист уже пришел и мысленно царствует в Русской Церкви от лет Никона-патриарха и истребил в ней все таинства и священство. 2) Приходящие от Русской Церкви должны быть перекрещиваемы, - и крестить, исповедовать, равно как совершать некоторые другие христианские требы, за упразднением православного священства, могут люди непосвященные, даже женщины. 3) Так как брак могли совершать только священники, а священство упразднено, то супружеское состояние должно отвергать; все обязаны жить девственно и венчавшихся в Русской Церкви, по перекрещивании, должно разводить; со временем, впрочем, поморцы в этом отношении стали снисходительнее. 4) Иноков, приходящих от Русской Церкви, по перекрещении их, признавать иноками же; они, хотя бы и не имели сана священства, могут постригать других в монашество и по преимуществу имеют право быть наставниками и совершителями служб церковных. 5) За государей, как принадлежащих к Русской Церкви, Бога не молить. 6) На крестах не должно делать титлы: И. Н. Ц. И., потому что это будто бы есть "ересь латинская, Никоном нововнесенная; надписывати же подобает: Царь славы Ис. Хс. Сын Божий, - как во время благочестия в России до Никона делали". 7) Должно быть готовым на самосожжение за истинную веру. Впрочем, это учение поморцев было впоследствии несколько изменено. В сороковых годах XVIII в. на поморцев был сделан донос, что в их скитах не молятся за государыню императрицу (Анну Иоанновну) и царствующий дом. На собранном по этому поводу совете выгорецкие старцы решили, чтобы впредь, "где напечатано Ее Императорское Величество, поминать везде", и даже написали тропарь: "Спаси, Господи, люди Твоя". С этих пор некоторые из беспоповцев, молящиеся за царя, стали называться "тропарщиками" (см. тропарщики). Изменено было также учение поморцев о безбрачии. Сначала они принимали в секту лиц, повенчавшихся в Православной Церкви, в виде исключения из общего правила. Но впоследствии это исключение стало правилом у поморцев, и брачная жизнь нашла себе полное осуществление в поморской секте. С конца XVIII в. московские поморцы стали утверждать возможность совершения брака мирянами, ибо существо-де брака составляет не столько церковное венчание, сколько взаимное соглашение самих брачующихся. Так получил начало толк брачников, или новопоморцев. В настоящее время он имеет у себя многих последователей в разных концах России. Брачники сохранили у себя и обычай моления за царя. Чин совершения браков у них неодинаковый. Одни из наставников венчают по старому требнику, впрочем, с опущением священнических молитв и ектений, другие же поют особый канон, составленный специально для брачного сочетания, а иные ограничиваются пением одного молебна Спасу, положенного на 1-е августа, почитая, однако, и таковое венчание за совершение брака. Как с самого начала своего существования, так и ныне поморское согласие преимущественно держалось и держится в Олонецкой губ.; но имеет последователей своих в столицах и, простираясь по восточным губерниям, переходит в Сибирь. Две древние обители этого согласия, Выговская мужская с женским отделением и Лексинская женская, существуют доселе, хотя далеко не в прежнем виде и переименованы в селения.

ПОПОВЦЫ и БЕСПОПОВЦЫ. При самом начале своем старообрядчество распалось на две главные группы. Известно, что первыми распространителями старообрядчества были, кроме одного епископа, Павла Коломенского, только некоторые священники и иеромонахи, а большей частью, чернецы и миряне. Но Павел Коломенский, который один мог бы рукоположить пастырей для своих последователей, скончался еще в 1656 г., когда раскол едва зачинался; священники и иеромонахи, хотя считали себя вправе учить и совершать службы, не могли, однако же, не сознаться, что некому, в случае их смерти, поставить им преемников в пастырстве; наконец, простые чернецы и миряне должны были понимать, что они сами ни учить других, ни совершать таинства не имеют права. Необходимо было решиться на одно из двух: или оставаться вовсе без священников (попов) и предоставить право учить и священнодействовать лицам непосвященным, или принимать священников, посвященных епископами в Церкви Русской и потом переходящих в раскол. Так, действительно, и случилось. Многие миряне и иноки, не имевшие священного сана, еще при первом распространении старообрядчества позволили себе учить других вере, совершать таинства крещения, покаяния и вообще церковные требы; а в некоторых местах сами даже священнослужители, руководившие расколом, завещали при смерти своей мирянам совершать впредь все эти требы и, таким образом, положили начало секты б е с п о п о в щ и н с к о й, или беспоповщины. Другие, спустя несколько времени, когда священники их, рукоположенные до патриарха Никона, перемерли, начали обращаться за священством к той Церкви, которую почитали еретической, или, по выражению самих их, "стали окормляться бегствующим от великороссийской церкви иерейством". Так образовалась из поповщины б е г л о п о п о в щ и н а. Около почти двухсот лет поповцы пробавлялись такими недостойными иереями, принимали их с неправдою под второй чин или под миропомазание, пока в царствование имп. Николая I иерейству этому не был нанесен сильный удар (см. поповцы, приемлющие Австрийскую иерархию). Вслед за этим коренным различием двух сект неизбежно последовали другие. Поповщина, принимая к себе беглых священников, рукоположенных в Церкви Русской, хотя при этом помазует их маслом и заставляет отрекаться от никонианских ересей, но, очевидно, признает силу хиротонии Православной Церкви и, следовательно, находится в некоторой, хотя незаконной, связи с нею, чувствует некоторую зависимость от нее и потому, хотя обыкновенно называет Церковь Русскую еретическою, никонианскою, но вообще смотрит на нее не так враждебно, как беспоповщина, не перекрещивает переходящих в раскол от православия и молится за православных государей, защитников и покровителей Церкви. Напротив, беспоповщинская секта, прервав всякую связь с Церковью Русской, называет ее прямо церковью антихристовой, утверждая, что она, с 1666 г. отпадши от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, поклоняться антихристу, служить ему, что все таинства ее суть скверны, чада ее - чада дьявола, самая глава ее есть антихрист, царствующий на земле с 1666 г. мысленно, духовно, который, как дух богомерзкого отступления, дух вечной погибели, живет и действует преимущественно в лицах правительственных (властодержцах), - вследствие чего секта эта перекрещивает переходящих к ней от православия и долго не молилась, а в некоторых ее толках и доселе не молится за православных государей. В секте поповщинской совершаются, кроме священства, все таинства, хотя, впрочем, эти таинства совершаются незаконно священниками беглыми и, большей частью, лишенными сана; в частности, совершается таинство брака, почему поддерживается и уважается жизнь супружеская. В секте беспоповщинской, кроме крещения и исповеди, совершаемых мирянами, часто даже женщинами, все прочие таинства вовсе не совершаются, почему некоторые, сознавая, например, нужду в евхаристии, думали заменять ее для себя своим самоизмышленным причастием; другие, наибольшая часть беспоповцев, - отвергая вовсе брак будто бы за прекращением православного священства, требуют от всех своих единоверцев, мужей и жен, жизни безбрачной, а, между тем, позволяют предаваться им гнусному разврату и даже нередко называют преступную любовь мужей и жен святой любовью, братской, христианской. Впоследствии поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки.

ПОПОВЦЫ, ПРИЕМЛЮЩИЕ АВСТРИЙСКУЮ ИЕРАРХИЮ, выделились из беглопоповства в 1846 году, когда у них возникла собственная иерархия, в пределах Австрийской империи, в Буковине, в с. Белая Криница. Обстоятельства возникновения австрийской иерархии следующие. - Пользуясь снисхождением к себе законодательства при имп. Екатерине II и имп. Александре I, поповцы имели у себя беглых попов в изобилии. Но при имп. Николае I в 1821 г. был издан указ, предписавший: "вновь не позволять появляться беглым попам у раскольников". Этот указ, довольно строго исполняемый, произвел в старообрядчестве так называемое "оскудение священства". Попов дозволенных становилось все меньше и меньше, а за умалением их увеличивались беспорядки: совершение богослужения стало производиться с крайней небрежностью, крестили зараз по нескольку младенцев, свадьбы венчали "гуськом", пар по семи, исповедовали всех вместе и т. п. Вследствие этого и явилась снова давно существовавшая мысль об учреждении самостоятельной старообрядческой епископской кафедры и было приступлено к ее осуществлению. После неудачных попыток найти такого архиерея, который бы согласился перейти в старообрядчество, наконец, нашли такого человека. Это был Амвросий, Босносараевский митрополит, лишенный кафедры вследствие недоразумений с турецким правительством. После долгих переговоров поповцам удалось склонить Амвросия перейти из православия в старообрядчество и стать старообрядческим епископом. Принятие Амвросия совершилось в 1846 г. чрез проклятие мнимых ересей и перемазание, причем вместо св. мира, за неимением оного, было употреблено масло, и чиноприятие над ним совершал также беглый поп - иеромонах Иероним. Сделавшись старообрядческим епископом, Амвросий рукоположил в епископы белокриницкого дьяка Киприана Тимофеева, в монашестве названного Кириллом, с званием наместника Бело-Криницкой митрополии. Кирилл поставил епископов для российских поповцев, и таким образом австрийская лжеиерархия распространилась из Белой Криницы и в России, - в разных местах явились епископы, именующиеся австрийскими, и поставленные ими мнимые попы. По месту своего происхождения иерархия именуется "Бело-Криницкой", или "Австрийской". Учение поповцев, приемлющих австрийскую иерархию, - то же, что и поповцев вообще. Последователи этой секты составляют более 2/3 общего количества. Имея своим центром Москву с пресловутым Рогожским кладбищем и местечко Гуслицы (Богородского у. Московской губ.), австрийская секта раскинула свои заманчивые для темного простого народа сети преимущественно в Поволжском крае, на Дону и на Кавказе, а также в Черниговской епархии.

ПОПОВЦЫ, УПРАВЛЯЕМЫЕ УСТАВЩИКАМИ, или ЧАСОВЕННЫЕ. Когда беглопоповство существовало без стеснения, Рогожское кладбище, Иргизские и Стародубские монастыри снабжали бегствующими иереями поповцев по всей России. Особенно этим занимались Иргизские монастыри; они рассылали своих посланцев по разным местностям России узнавать, не попадал ли где под суд епархиального епископа за свое поведение какой-либо иерей, и если находится в опасности подпасть запрещению, то, покуда еще не запрещен и имеет еще ставленую грамоту, предложить ему, во избежание предстоящей ему горькой участи, идти к ним в тихое пристанище, где ему уже не будет страха наказания за его поведение, а доход будет лучше, нежели в самом хорошем православном приходе. Монастырские посланцы являлись также к священникам самых беднейших приходов, особенно к тем, о которых, по наведению справок, узнавали, что они отягощаются своим положением; если эти священники были слабы в вере, то нетрудно было соблазнить их к переходу в раскол обещанием лучшего материального положения. Нередко случалось, что на Иргиз приходили и пройдохи с украденными ставлеными грамотами. Всех обретаемых таким образом иереев в иргизских монастырях подводили под исправу, с отречением мнимых ересей и с повторением над ними миропомазания. Беглопоповцы всех упомянутых мест брали сюда иереев без всякого сомнения, как бы от архиерея посланных. Но, когда эти рассадники бегствующего иерейства, еще в начале царствования имп. Николая I, были несколько ограничены в приобретении попов, а потом некоторые монастыри и совершенно упразднены, - тогда беглопоповцы вынуждены были сами по России ездить для отыскания нужных попов и по неопытности впадали в неудачи и ошибки. Тут и сами они увидели, с какими людьми приходится иметь дело: прежде это знали и хранили в тайне только монастырские посланцы, которые разыскивали попов, а теперь это стало известно всем. Поэтому многие из беглопоповцев в черниговских слободах, на Дону и в иных местах порешили - ради нужды управляться, подобно беспоповцам, уставщиками, которых уполномочили крестить детей, больных исповедовать и причащать аки бы какими-то у них хранящимися от прежних беглых священников дарами, браки сводить по благословению родителей и уставщика, с совершением молебного пения. Вообще, беглопоповцы, управляемые уставщиками, приняли все положения беспоповцев, кроме перекрещивания приходящих к ним от Православной Церкви.

ПРИСКИЛЛИАНЕ. Так назывались еретические общества в Испании, основанные в IV в. неким Прискиллианом, который проповедовал манихейский аскетизм. Ересь эта распространилась по всей Испании и держалась до VII века.

ПРОТИВООКРУЖНИКИ и ОКРУЖНИКИ. Так называются поповцы австрийского согласия, разделившиеся между собой по издании так называемого "Окружного послания". Это разделение произошло в 1862 г. Житель одного из слободских старообрядческих монастырей Черниговской губернии, Иларион Егоров, который впоследствии присвоил себе наименование "Ксенос", т. е. странник, издал "Окружное послание", в котором высказал, что церковь древлегреческая и киевская имя Спасителя писала и произносила Иисус, а не Исус (как утверждают старообрядцы), что московская церковь такое произношение не порицала, откуда и вывел заключение, что и им, старообрядцам, последующим московскому древлеправославию, имя Иисус, пишемое и произносимое нынешнею Великороссийской Церковью, не должно порицать, особенно не должно разуметь под ним иного бога; также и о кресте четвероконечном, что ему должно воздавать честь, подобающую кресту Христову, - он сделал сильные доказательства из древних книг. Чтобы поповцам удобней было принять Послание, Иларион вину за хуления на имя Иисус и крест четвероконечный возложил на беспоповцев. С большим трудом удалось ему уговорить австрийских епископов подписать свое Послание; оно подписано было 24 февраля 1862 г.; день этот и считается днем его издания. Вскоре по издании "Окружного послания" поповцы поняли, что оно не против беспоповцев направлено, а против них самих и их предков. Многие стали отказываться от него, но были и защитники; возникла буря междоусобных распрей; одни других обвиняли в еретичестве; тогда и последовало разделение на "противоокружников" и "окружников", а последние в свою очередь разделились на истинных окружников и мнимоокружников. Вражда между теми и другими продолжается и до настоящего времени, и борьба между ними сделалась упорнее и непримиримее. Наиболее многочисленную партию составляют мнимоокружники, хотя формально и принимающие "Окружное послание", но совершенно не дорожащие им. Для заведования внутренними и внешними своими делами они имеют в Москве духовный совет, состоящий, главным образом, из мирян. Номинальным главой мнимоокружников считается лжеархиепископ московский, а действительными заправителями, или вершителями, всех дел в этой партии являются светские члены совета - богатые московские коммерсанты, у которых духовные его члены и сам архиепископ находятся в беспрекословном послушании. - Во главе партии истинных окружников стоит Братство Честного Креста. Хотя это Братство учреждено в подражание и по образцу православных братств, однако, учредители его, должностные лица и члены, - все миряне. Противоокружники управляются также духовным советом, который, в противоположность совету мнимоокружников, состоит исключительно из духовных лиц. Партия противоокружников гораздо малочисленнее и слабее окружнической партии.

ПРЫГУНЫ. Эта секта распространилась в Закавказье и выродилась из секты "общих" в начале 50-х годов XIX столетия. Ее последователи известны еще под названием сопунов, веденцев, сиопцев и трясунов. Главным распространителем этой секты был крестьянин Лукьян Петров Соколов ( 1862 г.), который ввел при богослужении, вместе с чтением и пением, обычай сопеть друг на друга, чтобы "очистить и облагодатствовать" (на основании невежественного понимания слов псалма 50: "окропиши мя иссопом"), и установил особые обряды: воскрешения дев и обряд, будто бы возбуждающий действие духа. Первый совершался так: во время моления какая-нибудь девица приходила в исступление, падала на пол и притворялась мертвой; по назначению учителя кто-нибудь простирался над ней, дул на нее или целовал ее. Это и было воскрешением. Второй обряд состоял в скакании и прыганье. Ссылаясь на Св. Писание, гласящее, что библейский царь Давид "пред сенным ковчегом скакаше, играя", прыгуны утверждают, что Дух Святой может снизойти к избранным людям только во время прыганья, при пении молитв, и только такие молитвы могут достичь Бога; потому-то и прыгают они в своих собраниях при богослужении. После Соколова и других учителей наставником и организатором секты был Максим Рудометкин, по прозванию Комар. Во многих религиознообрядовых случаях прыгуны придерживаются Моисеева закона. Они празднуют, вместо воскресенья, субботу, еврейскую пятидесятницу, т. е. "Кущи", "Судный день" и многие другие еврейские праздники. Пасху празднуют также вместе с евреями, хотя соединяют с ней, как и православные, воспоминание о воскресенье Христовом, в которое будто бы веруют. Главным руководителем религиозных отправлений у прыгунов считается "пророк", которого в каждом селении выбирает себе само прыгунское общество. Обыкновенно на эту должность назначаются люди молодые, красивые, расторопные, умеющие петь и плясать без устали. В помощь такому пророку избираются две или три "пророчицы", также из молодых и красивых женщин. В выборе пророчиц общество руководствуется, главным образом, указанием пророка: на кого он укажет, те и посвящаются ему в помощницы. Собрания у прыгунов обыкновенно устраиваются с пятницы на субботу и происходят, если нет особых помещений, в обыкновенных домах. Каждый, входящий в дом, кланяется присутствующим, которые отвечают тем же. Когда соберется достаточное число народа, начетчик, сидя в переднем углу, около пророка, приступает к чтению псалмов или Библии, разъясняя смысл прочитанного; если разъяснение недостаточно ясно, то пророк дополняет его более подробным толкованием. После чтения Библии или Псалтири происходит пение псалмов царя Давида или других религиозных песен. В пении принимают участие почти все присутствующие, мужчины и женщины. Мотивы пения, так же, как и у постоянных молокан, крайне монотонны и бедны гармонией. В известный момент бдения пророк предлагает помолиться о грехах "братий" и "сестер", не познавших истинной веры, т. е. не принявших учение их секты. Тут вся толпа падает ниц на землю и начинает плакать навзрыд. Некоторые из плачущих, в особенности женщины, на самом деле не плачут, а лишь показывают вид скорби, причем не брезгуют прибегать к способам, вызывающим невольные слезы (натирание глаз луком и т.п.). По окончании пения стихов начинается так называемый "выход на круг". Из присутствующих при молении подходит кто-нибудь к пророку, кланяется в пояс, а то и в ноги, целует его и становится с ним рядом; то же повторяют и другие, размещаясь так, чтобы каждый мог всем кланяться и со всеми целоваться, не исключая женщин и детей; дети и подростки, а также чувствующие за собой какой-нибудь грех целуют ноги пророка. Все это происходит чинно, тихо, с особенной торжественностью. Несмотря, однако, на видимую чинность "выхода на круг", случается иногда, что какой-нибудь совсем отживший старик с нескрываемым цинизмом и сладострастием обхватывает и целует подошедшую к нему молодую женщину или девушку. От пения псалмов прыгуны переходят к пению молитв-песен, сочиненных пророками и называемых "чистыми". С лукавой улыбкой начинает пророк запевать сочиненную им или его предшественниками молитву; ему дружно подтягивают молящиеся, и, к удивлению слушателя, молитва, положенная на мотив: "Ах, вы сени, мои сени", гулко разносится по селению. Во время пения стихов на "пророка" "находит дух". В начале пения пророк приготовляется к восприятию "духа", выражая это топаньем об пол ногой и приглаживанием волос на голове, затем уже он проявляет волю "духа" покачиванием корпуса в разные стороны и, наконец, не будучи в силах сдерживать экстаза, начинает плясать перед пророчицей, которая не сходя с места отвечает ему нервным подергиванием плеч. Пение продолжается. Пророк, подняв вверх руки, не перестает прыгать. Но вот руки пророка опускаются на плечи пророчицы, и он, как бы падая на нее, начинает ее целовать, продолжая прыгать,- это значит, что "дух" от пророка сообщается пророчице, которая тут же пускается в пляс. Присутствующие, постепенно проникаясь "священнодействием" пророка, сами начинают прыгать до упаду. У некоторых экстаз доходит до такого опьянения: лезут на стену, залезают под печку, прыгают по столам и т. д. У многих изо рта бьет густая пена. Во время прыганья пророк бормочет что-то непонятное; все присутствующие с затаенным дыханием прислушиваются к каждому сказанному им слову, но, конечно, ничего понять не могут, так как пророк бормочет какой-то вздор. Несмотря на это, прыгуны уверены, что устами пророка говорит "дух"; пророк же не только не рассеивает этой уверенности, но, напротив, старается поддержать ее, рассказывая всякие небылицы об откровениях "духа"; и другие, помимо пророка, часто болтают всякий вздор; но все это у прыгунов считается "даром языков". Усиленное прыганье налагает на прыгунов печать хлыстовства, худощавость, нервозность, бегающие по сторонам глаза и т. п.; так что по внешнему виду они отчасти напоминают хлыстов. По свидетельству некоторых, молитвенные собрания у прыгунов так же, как и хлыстовские, нередко оканчиваются "свальным грехом". Свое вероучение прыгуны старательно скрывают; но вообще оно - молокано-субботническо-хлыстовское. Последователи этого учения находятся в Карской области, в Елизаветпольской, Эриванской, Бакинской, Тифлисской и Ставропольской губ.; существуют они также в Самарской и в других губерниях.

ПУСТЫННИКИ. Секта эта принадлежит к толку странников, на что указывает и происхождение ее от одной странницы из Ярославской губ. Пустынники и отличаются от странников только тем, что последовательнее их применяют учение об антихристе к своей жизни. Так, вместо странничества или бродяжничества, они уходят для спасения своей души в глушь лесов или в пустыни, основываясь на Писании, где сказано, что церковь при антихристе "побежит в пустыню, идеже имать место уготовано". Свою жизнь они устрояют здесь на самых строгих аскетических началах: живут по пещерам, землянкам и кельям, почти весь день проводят в молитве, мяса в пищу отнюдь не употребляют и, вообще, стремятся испытать как можно больше лишений, желая во всем уподобиться древним отшельникам. Никаких служб и чинов отшельники не имеют, ссылаясь на те отеческие свидетельства (из Ефрема Сирина и Ипполита), в которых говорится, что при антихристе "служба угаснет, чтение Писаний не услышится, что тоща ни приношение, ниже кадило совершается, и церкви яко овощное хранилище будут". Все моление их состоит в поклонах по лестовке, полагаемых по уставу в известном количестве за каждую службу. Крещение совершают просто в три погружения, погребение - с одной молитвой об упокоении, вместо исповеди вычитывают Скитское покаяние. Об отношении к власти и миру они учат согласно с бегунами и по их же примеру всех переходящих к ним как православных, так и старообрядцев перекрещивают вновь.

 Булгаков С. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Раздел I. "Р-С"


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.