13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О разном — по духовной жизни
389
68. О разном — по духовной жизни.
Очень много набралось у вас пунктов, требующих замечания. Буду о всем говорить коротко.
«Какая я неисправная? — Но все-таки скажу, что я не виновата». Причислите и эту невиноватость к сознанным неисправностям; ибо так говорить есть неисправность. Мало что можно найти, в чем бы мы не нашли себя виноватыми, если поусерднее вникнуть в дело. Сказать: виновата,— не сознавая того, конечно неудобно; но если б присмотрелись, нашли бы себя виноватою.— Впрочем, почему бы не принять на себя вину и безвинно?
Опять вопрос: «таинство ли постриг?» Не таинство, — как уже и писал. Благодать поновляет постригаемого; но не в силу пострига, а в силу таинств исповеди и св. причастия, всегда с ним соединяемых. Однако ж постриг — не ничто. Он много значит для постригаемого; ибо приводит в большее напряжение его нравственную энергию, и на будущее время дает способ к поддержанию ее чрез воспоминание об изреченных при постриге обетах.
«Как узнать, в благодати ли кто?» Сами же вы и указали верный признак к определению сего, именно: отвращение от всего грешного и страстного. Прибавьте к сему: и ревность о богоугождении по вере и в духе веры. В ком жива такая ревность, тот в благодатном состоянии. В таинствах, достойно приемлемых, благодать подается всем,— и начинает действовать. Но чувство благодатного осенения не всем вдруг дается, а наиболее, после довольных над собою трудов. Блаженна душа, ощущающая благоволение Отца, очистительное кропление кровию Сына и животворное веяние Духа. Извольте нераздельно сие созерцать, и, как
390
к верховному благу, молитвенно к тому стремиться. Придет, Бог даст, и чувство благодатного состояния.
«Хотелось бы мне дойти до понимания глубины сердца, и внимательно следить за каждым его биением». — Доброе и предоброе хотение! Надобно установиться вниманием в сердце и стоять там неисходно пред Господом. Я об этом не раз уже писал вам. Тогда всякую порошинку будете замечать. Молитесь; даст Бог.
Говорите: «Чувство своего достоинства, может быть, и есть во мне; но что тут худого?» — То худо, что вы говорите, что тут ничего нет худого. Если, впрочем, хотите, чтоб чувство своего достоинства не было худо, научитесь так определять свое достоинство, как это делали св. Авраам и пророк Давид: аз есмь земля и пепел (Быт. 18, 27); аз семь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Псал. 21, 7). Потрудитесь восчувствовать такое достоинство. И тогда, при самом живом чувстве его, будете безопасны от худых последствий обычного чувства достоинства.
«Тоска камнем ложится на сердце... и сны... быть беде». Так и хочется вам в пророчицы попасть. Не извольте никогда гадать о себе, предав себя и участь свою в руки Божии однажды навсегда. Это состояние и сны ничего не предвещают. Мне же видится тут вражья уловка. Наводит он это, чтоб вызвать на льготы, а во время льгот подставить ногу, или навести на засаду. С вами уж это было. Извольте на это плевать и, не обращая внимания, продолжать свои обычные труды и занятия.
«Молитва Иисусова, — говорите, — начинает журчать, как ручеек». Слава Богу! Но старайтесь при сем держать и соответственные чувства. И скоро, Бог даст, загорится и огонек в сердце.
«Что нужно для жизни в духе?» — Как вы направили
391
свою жизнь, так и теките; и притечете в область жизни духовной. Только не прерывайте течения. Наперед определять ничего нельзя, говоря в себе: то и то сделаю, или так и так потружусь, — и придет некое духовное движение. Все от Бога и благодати Его, а она приходит невзначай. Трудитесь, терпите, молитесь, предавая себя Богу, без всяких гаданий о том, что будет, внешне» ли что, или внутренне. Бог необидлив; не заделит, когда придет срок наделить чем.
Пишете: «Миряне терпят, но не венчаются». Да; но когда терпят из-за суетного и ради суетного или на поприще самоугодия. Если же терпят, стоя на пути заповедей, и из-за заповедей, то и они венчаются. Тоже и монахи с монахинями, когда терпят по причине строгой жизни, добре, а когда — по другому чему, ничто.
Начинаете входить во вкус духовных ваших занятий и уединенного пребывания; блаженствуете и восхищаетесь! Добре, добре! Только не мечтайте о себе и не собирайтесь лететь на небо. Бога благодарите, и в смиренные о себе помышления и чувства углубляйтесь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.