Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в неделю всех святых

В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ.

Обозревая рай небесный мысленно, заимствуй от небожителей добрые качества их и прививай к себе.

Святая Церковь воспоминает ныне всех святых, от века благоугодивших Богу, — воспоминает вслед за сошествием Святого Духа — как плод Святого Духа, ибо все святые были святы благодатию Святого Духа. Дух Божий, нисшедший на апостолов, не пребыл в них одних, но чрез них излился на всю вселенную и оживотворил мертвенное грехом лицо ее. Как с наступлением весны дух жизни проходит по всем тварям, оживляет все способное жить и одевает землю травами, цветами и всякого рода растениями, так было от пришествия всеживительного Духа Божия. Все уверовавшие исполнялись Духом чрез Божественные Таинства, начинали жить Духом, созревать духовно, приносить плоды духовные. Каждый уподоблялся древу благосеннолиственному и многоплодному, и все в совокупности составили великий сад Божий — рай духовный, водворяющийся ныне на небесах.

497

 

 

Его-то воспоминая, ныне Святая Церковь предлагает нашему верующему созерцанию в урок и нашему ревностному по вере житию - в подражание.

Итак, оставьте землю, вознеситесь на небо в рай Божий, походите там и насладитесь красотою его. Вот вера Авраамова, вот терпение Иовлево, вот кротость Давидова, вот чистота Иосифова. Там ревностные Петры, любительные Иоанны, мужественные Павлы, правдивые Иаковы. Здесь мученики, девственники, пустынножители, постники, странноприимцы, милостынедатели, Христа ради юродивые, просветители, пастыри и учители. Подходите ко всякому цвету и древу, впивайте аромат его размышлением и сочувствием, и не отходите, пока не насытитесь соревнованием. Всякой верующей мысли открыт туда вход, всякому чистому сердцу разрешено все возлюблять и всякому доброму желанию — все брать. Вот сад для прохлады и отдохновения верующих! По воскресным и праздничным дням вы ищите, где подышать свежим воздухом. Хорошо делаете вы это для тела. Но прежде не забывайте прохлаждать и освежать души ваши мысленным хождением по раю небесному; а еще бы было лучше, если б вы устроились так, чтоб, ходя по горестной земле те-

498

 

 

лом, сердцем и умом не выходили вы из рая небесного.

Но прибавлю, братие, обходя рай небесный, действуйте не как праздные зрители, а как добрые домохозяева. Праздный зритель только наслаждается, а домохозяин, наслаждаясь, всегда держит в мысли как бы и у себя завести что- либо подобное тому, что видит у других.

Так, обходя созерцанием рай небесный, порывайтесь и у себя завести подобный же рай. Для того сойдите с неба и зайдите в себя. — Ваше сердце предназначено к тому, чтоб быть раем, садом, полным цветов и плодовых дерев — духовных. Надо сделать, чтоб оно и действительно стало таковым. Ростки всякого рода уже есть в сердце, но они дикие. Надо привить их. Берите прививки в небесном раю и прививайте... Вера ли нужна берите веру; чистота ли берите чистоту; терпение ли берите терпение; словом, берите всякую добродетель и прививайте у себя в сердце. И станет ваше сердце весь рай небесный в малом виде, и исполнится над вами: се царствие Божие внутрь вас есть 1).

Потрудитесь. Когда прививают дерево, то надрезывают тело его, влагают внутрь заимствованный прививок и, все обвязывая, прикрывают, чтоб там внутри незримо совершилось сращение

1). Лк. 17, 21.

499

 

 

заимствованного со своим. То же делайте вы и с сердцем. Бог, создав человека, украсил его всякого рода добродетелями: верою, послушанием, смирением, милосердием, воздержанием, кротостью, братолюбием, Боголюбием, Богомыслием, словом всякою добротой. Но когда пал человек, пришел враг и против всякой добродетели посеял свое зло в естестве нашем и привил против веры неверие, против смирения гордость, против братолюбия ненависть, против Боголюбия тварелюбие, и прочее. И стали все ростки сердца нашего исполнены смешанных нечистых соков, не могущих давать плодов вкусных. Вот почему необходимо прививать нам себя, чтобы исправить испорченные соки. Как прививать? — Так же, как прививают деревья. Там отрезывают верхушки деревца или ветви, — отрезывайте и вы дикие ростки сердца самоотвержением и самопротивлением. Там врезывают заимствованный прививок, врезывайте и вы заповеданные добрые качества в сердце самопринуждением. Там обвивают прививок, чтобы невидимо и спокойно совершилось сращение, обвивайте и вы всех себя попечительными учреждениями Церкви, чтоб под прикрытием и влиянием их незримо для вас самих совершилось сращение желаемых добродетелей с сердцем вашим. Другими словами, вот что сделайте: противьтесь гневу и принуждайте себя на кро-

500

 

 

тость — и привьете кротость. Противьтесь гордости и принуждайте себя на смирение — и привьете смирение. Противьтесь тварелюбию и принуждайте себя на Боголюбие и привьете Боголюбие. Так, противясь всякому злу и принуждая себя на всякое добро, среди молитвований и освятительных правил Церкви зло одно за другим вы будете отсекать, а добро на место его прививать и возращать. И явится сердце ваше садом, исполненным всякого рода добродетелями, или одним деревом, многоветвенным и многоплодным, которое потом и взято будет в рай небесный на украшение и исполнение его.

Братие и отцы! Рай есть достояние христиан. Для нас он создан и для нас открыт. И все нам Божественные силы, яже к животу, поданы,— и у нас под руками. Видите цель, имеете средства, знаете нужные приемы. Начните труд и, начавши, не ослабевайте, пока не совершите преднамеренного. Рай исполнен уже, но и еще есть место. Спешите занять. И те, кои вошли туда, не подобострастны ли были нам? Не то же ли носили тело? Не на этой ли скорбной и соблазнительной жили земле? Не в тех же ли и обстоятельствах находились они, как и мы? Но вот они населяют рай, мы же что? Смотреть только будем, как другие предваряют нас?! — Поспешим, пока не заключилась дверь, пока не прекращено приглашение. Трудно?! — Есть труд.

501

 

 

Но и плод каков?! Трудимся же, работая суете и тлению. Не лучше ли сей пагубный труд переменить на труд, приводящий в живот вечный? Здесь мы в преддверии жизни; настоящая жизнь — там. Надо готовиться, и готовиться по тамошним образцам,— Смотрите и перенимайте, веря, что и конец будет тот же.

Каждый из нас имеет своего соименного святого и Ангела Хранителя. Они к нам простирают руки, приглашая к себе, обещая и подавая вразумление и руководство. Не оскорбим их невниманием и упорством, и они введут нас в селения Божии. О! Даруй, Господи, вам всегда носить в уме и сердце своем сей светлый путь жизни, — с ревнованием быть участниками его. Аминь.

3 июня 1862 г.

502


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.