Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в неделю 26 по Пятидесятнице

283

LVI.

В НЕДЕЛЮ 26 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

В прошедшей беседе я навел вас на мысль, что главное в нашей жизни есть настроение сердечное, и что каков кто в сердце, таковым того имеет и Бог, не смотря ни на какие внешние отличия и преимущества. Хочу и ныне остановить внимание ваше на той же мысли, чтоб научить вас— ценить свои движения внутренние и т. обр. расположить— строже смотреть за своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него.

Не буду для этого входить в рассуждения. Представлю только несколько случаев и примеров из слова Божия и житий Святых в подтверждение сей истины.

Вот и в читанном ныне Евангелии представляется богач, который, как обычно зажиточным, задумал перестроить житницы свои, по случаю обильного урожая. Ничего нет тут укорного. И за это не укоряет его Господь. Но между тем, как он это задумал, из сердца вышло такое помышление: «ну теперь только ешь, пей и веселись:—не о чем заботиться и нечего бояться.» Кажется не велико слово. Но

 

 

— 284 —

что значило оно?... Оно значило, что он сердцем отвратился от Господа, и весь прилепился к богатству, на него одно полагаясь, и в нем чая иметь верного хранителя и всегдашнего защитника, поставляя его таким образом для себя в бога. Никто сторонний не видел в нем такого помышления. Но его зрел Бог с небеси святого Своего,—и тот же час дал ему должный ответ: в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. 12, 20.). Лег он, не предвидя никакой опасности, а утром найден умершим. Вот суд Божий не по внешнему, а по сердцу. Сколько, бр., знаем мы случаев скоропостижной смерти!!! Но кто знает,— не ответ ли это правды Божией богопротивному настроению сердца, делающему человека недостойным жить в Богоуправляемом мире, настроению, о котором,—думали может быть умершие,—и Бог не знает, как никто не знает из людей!

Предложу вам и еще опыт суда Божия. —

Известно вам, что народ Израильский был возлюбленный Богу. Сколько милостей явил к Нему, и как часто необыкновенным образом спасал его Бог!... Израиль с своей стороны служил Богу по закону данному Самим Богом, и хвалился пред всеми народами именем Господа Саваофа, Которому служил. Войдемте же теперь мысленно в храм их, и посмотрим,—что там?... приносятся жертвы овнов и тельцов,—возжигается кадило, поются псалмы; и это в новомесячие,—всякую субботу и праздники, все по закону Божию. Смотря на сие, мы бы сказали: благочестивый народ! Как приятно Богу смотреть на эти дела их веры и Богопреданности! Но вот является пророк Исаия, и послушайте, что говорит об них от лица Божия: «Содомляне вы, Гоморряне вы, семя лукавое, язык грешный! Что Мне в жертвах ваших, кадило ваше—мерзость Мне Праздники ваши ненавидит душа Моя. И не приходите являться сюда пред лице Мое...» Слыша сие, вы готовы спросить в изумлении: за что, Господи, гнев такой?—И вот вам ответ: —За то, что сердце их исполнено лицемерия, лукавства, гра-

 

 

— 285 —

бительства, жестокосердия ко вдовам и сиротам, неправосудия, плотоугодия и разврата (Исаии 1 гл. и др.). Вот что было у них на сердце!.. А снаружи посмотреть—они, кажется, все были исправны.

Еще разительнее то же самое изображает пророк Иезекииль.—Сидел, говорит, я в доме моем, и взял меня дух и поставил меня—в видении Божием — в Иерусалиме, в преддверии храма... Здесь увидел я одну скважию в стене.— Муж явившийся при сем сказал мне: раскопай; и я раскопал.. Тот сказал: войди и виждь беззакония злая, яже творят сии здесь! Я вошел и увидел:—на стенах изображено всякое подобие гада и скота и суетная гнушения, и мужи Израильские кадят пред ними, каждый держа свою кадильницу в руке (Иезек. гл. 8.).—Что это такое?—Было это на деле? Нет. Этим изображалось то, что каждый помышлял на ложе тайнем своем, говоря: не видит Господь.—Животными указывались страсти, коими полно было сердце их, а каждением—рабство сим страстям. Таковы были Израильтяне по сердцу!... Но кто это видел?.. Никто сторонний... Видел Бог, и чрез пророка произнес Свой суд над ними по тому, каковы они в сердце.—За то, говорит, что они предались нечистотам, говоря: не видит Бог. — А Я вот есмь не пощадит их око Мое, и не помилую (гл. 9, 9, 10.). Вот как вышло. А по внешнему поведению они могли казаться честными.

Припомните в житии Андрея Христа ради юродивого,— как ему открыто было внутреннее настроение одного человека. Все чтили сего человека за трудолюбие, приветливость и воздержание. Но св. Андрей, подошедши, увидел змия сребролюбия, обившегося вокруг шеи его. Вот одно было в наружности, а другое внутри.

В другой раз—шел кто-то—мужчина или женщина—не помню. На вид ничего худого не видно было,—но открылись очи у св. Андрея,—и он увидел ангела, зажавшего себе нос. На вопрос: что это значит, ангел сказал: нестер-

 

 

286 —

пимо зловоние блудной страсти, коею обладаемо сие лице.—А наружность ничего такого не представляла.

В житии Евфимия великого рассказывается, что был в их стране старец, всеми чтимый и много всех пользовавший своими наставлениями и советами. Все считали его святым и Богоугодным. Но когда он был при смерти, пришел другой старец и увидел, что бесы окружают одр его, и с торжеством ожидают исхода души его... Видите, как все думали, и как оказалось на деле!

Рассказывали также, что в Египетской пустыне был старец, который, когда присылал кто к нему какое подаяние, тотчас угадывал, что было на душе у того, кто присылал, и всегда говорил ученикам: тут кровь или слезы, это отдается корыстью, а это—нечистотой плотскою, или тщеславием и гордынею.

Много бывало и других случаев, показывающих, что вся сила в настроении сердца, и что каков кто по сердцу, таковым имеет его Бог, Ангелы и все Святые. Но довольно и этих, чтоб увериться вам, что так есть.... Обратимся теперь к самим себе!

Если б открылись у кого очи умные,—и он осмотрел нас здесь теперь собравшихся; что-б открылось?... Даруй, Господи, всем нам—быть и пред Богом по силе нашей безукоризненными, как мы почитаемся и желаем быть почитаемыми между собою взаимно,—в наших отношениях. Но, бр., к чему тут слово лести?—Не обольщайтесь самоуверенностью—войдите внутрь себя,—и разберите тонкие помышления и устремления сердца вашего—каждый-своего,—и по тому судите о себе и определяйте без лицеприятия, что вы,—зная, что таковыми, а не инаковыми открыты вы Богу и всему духовному миру.—А за тем худое исправляйте в себе, а доброе насаждайте.—Кто-то из св. отцев изобразил сердце сосудом, полным всяких гадов и змий, которые всякой раз, как замышляет человек сделать что, выходят из него, и если дело худо—питаются им, а если хо-

 

 

— 287 —

рошо—покушаются осквернить его ядом своим. Если человек внимателен к себе, то не допуская дел худых и тем, не давая пищи змиям, истощает их, и, отревая их покушения—осквернить добрые дела свои, поражает их во главу. Продолжая неутомимо свой труд все в одном роде и духе, он наконец убивает сих змий и мертвыми выбрасывает вон.—Змии суть страсти и склонности худые. Смерть их—очищение сердца от страстей. Вот об этом и поревнуем. Грехи делать перестанем, а добрые дела станем творить так, чтоб к ним не примешивались никакие худые чувства и расположения. А если что проскользнет, будем очищать то покаянием. Делая так, чистыми явимся мы не только пред людьми, но и пред лицом Бога всевидящего... Даруй, Господи! Аминь.

20 Ноября, 1860.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.