Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в Троекуровской общине, при закладке небольшой теплой церкви

195

XXXVII.

В ТРОЕКУРОВСКОЙ ОБЩИНЕ, ПРИ ЗАКЛАДКЕ НЕБОЛЬШОЙ ТЕПЛОЙ ЦЕРКВИ.

Видя постоянное восхождение вашей общины от силы в силу нельзя не радоваться; нельзя не радоваться и умножению скиний ваших и увеличению числа трудящихся и желающих подвизаться на одном с вами поприще, — и этому усердию иметь отдельное, более уединенное место для поверения Господу сокровенных желаний сердца и привлечения от Него помощи, столько нужной во внутреннем и внешнем быту вашем. Благодарение Господу, так все устрояющему! Ваше общество, в настоящем состоянии, похоже на завязь плода. Плод уже виден; но ему предлежит еще созреть—и явиться во всей красоте, предначертанной в первом образовании. Не скудна рука благодеющего Господа. Начный в вас дело сие, той и совершит е во славу имени Своего святого.

Полагаю, что и вы также веруете. И веруйте; упование не посрамит. Но ведайте, что упование есть обоюдное дело. Вы чаете от Господа особой помощи и содействия; а Он чает от вас особенной Ему верности во всем — и большом и малом, — чает, что вы всегда будете являть себя

 

 

— 196 —

достойными особенного Его благоволения. Вот об этом-то паче всего и пекитесь, сестры.—За Господом же никогда ни чье не стояло и не стоит дело.

Господь ущедряет Своим благословением всех, кто пребывает в воле Его. Аще заповеди Моя соблюдете, говорит Сам Он, пребудете в любви Моей (Иоан. 15, 10.).— Знаете, в чем воля Божия относительно вас?—Пребывайте же в пей. И не лишит Господь благих Своих вас, ходящих незлобием (Псал. 83, 12.).

В настоящем вашем виде вы—община. Но это только предначинательное состояние, полу-мирское и пол-иноческое. На этом полупути нельзя останавливаться. Надо идти далее,— След. являть и добродетели имеющего открыться совершеннейшего чина, чтобы вступать в него не неготовыми.

Как для общины—вот для вас закон, представляемый примером первой Апостольской Церкви: народу же веровавшему бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян. 4, 32.). Как там все было обще, так да будет все обще и у вас: одна цель, одинаковы труды, одна радость и печаль, — одинаковы заботы и попечения. Единомыслие и единодушие, соединяя вас внутренне взаимносочувствием, приведут вас к скорому взаимосодействию и взаимоспомоществованию и, составляя из всех едино тело, соделают каждую из вас сильною столько, сколько сильны все в совокупности. Образец для вас—пчелы. Смотрите, в каких непрестанных все они хлопотах?.. Но все строят один сот,—все действуют за одно—дружно, под управлением одной матки. От того и мед у них сладок, что сладок мир, одушевляющий их. Ибо что добро и что красно, но еже жити братии вкупе! Что благонастроенная арфа, то мирная община, воздающая Господу согласную песнь хвалы и дружную дань единомыслия и единоначалия. Что многоцветная пива, то добрая община, красующаяся разнообразием добрых сердечных качеств, отличающих сестр. Что сад разноплодный, то

 

 

— 197 —

трудолюбивая община, богатая обилием дел любви и взаимности. Таковыми являйте себя—одна перед другою ревнуя преуспеть в послушании, миролюбии, в прощении случайных оскорблений, нещадном труде для других, в неосуждении, во взаимопочтении, во взаимодопечении, хранении чести общины пред внешними, в любви нелицемерной ко всем.

Но являясь таковыми, как общинницы, полагайте семена добродетелей и,—имеющего открыться в вас, иночества и даже отшельничества. Навыкайте отрешению от житейских обычаев, сокращая их более и более, а от сего переходите по преемству к возможному для вас уединению и пребыванию с единым Господом. Навыкайте хранить чувства нерасхищенными:—око от видений, ухо от слышания, вкус с обонянием и осязанием—от сластей и нежностей. А от сего по соответствию — переходите и к хранению неразсеянности мыслей и неувлечению чувств сердца. Навыкайте труду по приказанию, и начинаниям по совету,—чтоб не делать ничего по своей воле и своему смышлению, а все по рассуждению старших, и таким образом заранее являть себя ученицами истинного послушания, ревнующими преуспеть в отрешении от своей воли. Паче же всего навыкайте труду молитвенному,, приметаяся к дому Божию и наедине в келье— болезненно припадая Ему, столь часто, сколько это возможно.— Молитва есть и свидетельство совершенства и способ преуспеяния. Чем выше молитва, тем чище душа. Горение духа в молитве есть плод общения его с Богом, Который есть огнь и огнь возжигает в духе всякого, кому прикасается. — Начинайте с простейшего и восходите к совершеннейшему:—от молитвословий денноночных, — стояний и коленопреклонений—ко внутреннему в сердце предстоянию Господу неотходно, или к непрестанной молитве. Когда сия за семенится, тогда душа готова к монашеству, или она уже монахиня: ибо монах есть тот, кто в сердце непрестанно пребывает един с Господом. Чем больше сестр будет достигать сего совершенства, тем более община ваша будет

 

 

— 198 —

подходить к степени монастыря. И когда все соделаетесь таковыми: тогда духовно вы вступите в степень монашествующих, будете ли внешне таковыми определены, или нет.

Сего желая вам, молю недостойною молитвою моею Господа—вспомоществовать вам и в трудах устроения внешнего и преуспеяния внутреннего,—да достигнете все в меру возраста исполнения Христова. Аминь.

2 Июня, 1860.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.