Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в среду первой недели поста

107

XX.

В СРЕДУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ПОСТА.

Вот уже протекли мы половину поприща говений! Еще несколько, и приступим к таинству покаяния, чтоб, очистившись, как должно, сподобиться причащения святых, пречистых и животворящих Христовых Таин, во исцеление души и тела, а не в суд, или осуждение. Господь да сподобит нас сего великого дара Его благодати! И сподобит, если не помешаем Ему сподобить. Ибо Он желанием— желает всем приобщиться и всех приобщить Себе; если сего не бывает, то причиною тому мы сами.

 И вот о чем больше всего надобно нам позаботиться в остальное еще время: устранить причины, могущие воспрепятствовать любообщительному Господу приобщиться нам, ибо в этом существо причащения! Что же может воспрепятствовать сему?—главным образом — одно: нечистота сердца. Ибо как войти Чистейшему в храмину сердца, когда сия храмина не чиста? Очистим же ее!

Конечно, лучше бы всегда содержать ее чистою, и потому всегда быть готовым принимать Господа, или, лучше, быть способным всегда носить Его в себе. Но если мы не так

 

 

— 108 —

счастливы в сем отношении, если, не остерегшись, пали в грехи, запутались в страсти и осквернили тем внутреннюю храмину свою, поспешим омыть ее в предлежащей нам бане покаяния. Когда Господь требует чистоты и святости, то требует непрерывной святости не непременно; а очищения грехов в покаянии и исповедании требует непременно. Мешают грехи общению с нами Господа, но не грехи соделанные, а грехи, по соделании их, оставленные неоплаканными и неисповеданными. О! даруй нам, Господи, обилие слез сокрушения и откровенного, без жаления себя, исповедания грехов!

Но, бр., понудимся немного и сами умягчить свое сердце! В прошедшие дни мы уже довольно подготовили себя к тому. Пост смирил несколько плоть и облегчил душу; домашнее уединение и хождение в храмы отреяли дым и чад мирской суеты; слышание поемого и читаемого в храме и домашнее молитвословие, с чтением, кто может, спасительных книг, заместили уже много недобрых представлений помышлениями благими. Все сие нужно. Продолжая и далее неопустительно поступать таким образом, приложим еще один труд или прием, исключительно направленный к тому, чтоб сокрушить окаменелое сердце свое.

В руках естествоиспытателей есть один прибор, состоящий из вогнутой большой тарелки, которая, принимая лучи теплоты, собирает их в одну точку и зажигает там вещество, какое будет подставлено. Вот подобное нечто можно сделать и над сердцем. Соберем на своде ума нашего все поразительные истины, какие представляет нам святая вера, и наведем их на сердце. Теснимое и проникаемое ими со всех сторон, оно, может быть, уступит силе их, умягчится, согреется, расплавится и породит пары воздыханий, и загорится огнем сокрушения.

Не считаю нужным перечислять сии истины: вы их знаете. Напр., вот что: грехом любовь беспредельная Творца и Промыслителя оскорблена, обеты крещения нарушены, вто-

 

 

— 109 —

рое распят Господь и Спаситель наш (т. е. когда грешили, мы продавали Его, подобно Иуде, заушали, оплевывали, ругались над Ним и наконец распяли), чрез грех потеряны все высокие преимущества Христианские и—не только Христианские, но и человеческие, и человек уподобился скоту. К тому еще: ныне-завтра смерть, далее суд, которого, не покаявшись, нет возможности переменить. Еще: может быть, мы, как бесплодная смоковница, оставлены только на это время покаяния, в надежде, что принесем плод слез, и, если сего не будет, то посечены будем. Сии и подобные поразительные мысли собирайте в душе и бейте ими свое сердце... Особенно делайте сие во время молитвы. Труд без саможаления с молитвою верно увенчается успехом! Одного только не забудьте: не верьте своему сердцу!.. Оно лукаво и есть первый нам изменник. Его надо взять в руки и без жалости жать и бить, как жмут и колотят белье, которое моют; надо бить сие сердце за то, что оно, как жадная губка, впивало в себя всякую встречавшуюся нечистоту, и жать для того, чтоб выжать сию нечистоту.

Когда же умягчится сердце, тогда легко им совладеть: тогда оно готово бывает на все,—и гибко, подобно шелковой материи. Тогда, что ни скажи, оно все сделает. Скажи ему: плачь,—заплачет; скажи: исповедуй грехи,—исповедует; скажи ему: перестань грешить,—и ответит: перестану, перестану. Тогда останется только одно еще дело сделать над ним: навести на него зеркало Слова Божия, или Божественных заповедей, и заставить его смотреться в нем. Тогда оно отразится в сем зеркале со всеми своими пятнами, морщинами и ранами, т. е., со всеми грехами, и большими, и малыми; тут увидит оно и гордость, и спесь, блуд и тщеславие, щегольство и сластолюбие, обиды, гнев, зависть, и проч. ... вообще все, чем чье сердце грешно пред Господом. Спросите его тогда: ты ли это? и оно охотно ответит: да, это я... несчастное! а в другое время оно спрячется или укажет на другого. Говорите ему: во всем этом ты ви-

 

 

— 110

новно? Оно ответит: да, я виновно и само добровольно все сие наделало... а в другое время оно сего не скажет. Говорите ему: ты безответно? — да, безответно; а в другое время оно наговорит бездну оправданий и извинений. Прибавьте ему наконец: припади же к стонам милосердого Бога и умоляй Его о помиловании... плачь и сокрушайся, исповедуй все грехи свои и положи твердое намерение не поблажать более страстям своим, не грешить и не оскорблять тем Господа своего! И все сие оно совершит, как послушное дитя. А в другое время ему хоть и не говори!

Вот как дорого умягчение и сокрушение сердца!.. Оно одно заменяет все правила и все руководства. Обыкновенно много пишется правил, как готовиться к покаянию и как производить его... Но я скажу вам одно: умягчите свое сердце и сокрушите его, и оно тогда само научит вас всему! Как бедный, находящийся в тесноте, является изобретательным к облегчению своей участи или вымолению помощи... таковым явится и сердце сокрушенное... Ибо оно тогда будет в тесноте, как пойманный и уличенный преступник. Как начнет оно тогда хлопотать о том, как бы облегчить скорбь свою и избежать близкой опасности 1 Как радостно ухватится тогда оно за способы, предлагаемые Церковью, такие способы, к коим без того надобно бывает привлекать его ужем, как ленивого раба, и ухватится за них тем радостнее, что способы сии так немногосложны:—переузнай грехи свои все, т. е., все грешные дела, слова, мысли, чувства и расположения, и поди — исповедуй их духовному отцу своему! И будешь непорочен, и выйдешь из бани покаяния чист, как волна, и бел, как снег. Вот и все! Видите, как немного!.. А каков плод!—Таков, что его и описать нельзя... ибо того, кто так поступает, Господь не сочтет уже недостойным вселения Своего, но сотворит с ним по обещанию Своему: к нему приидем и обитель у него сотворим с Отцом и Святым Духом чрез приоб-

 

 

111 —

щение крови Моей и плоти. А тогда—вот и царствие! Вот и все, чего так ищем и чего с таким потом добиваемся!

Сотворим же так, бр.! Поспешим так устроиться ко времени причащения св. Тайн, чтоб чрез то сподобиться быть едино с Господом. О Господи! помоги нам! о Господи! благопоспещи нам! Аминь.

17 Февраля, 1860.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.