Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово о пути ко спасению. (Слово второе)

— 63 —

XII

СЛОВО О ПУТИ КО СПАСЕНИЮ.

(Слово второе)

От прошедшей беседы осталось за нами объяснение одного, довольно важного положения.—Мы говорили вам, что и ныне, при великом разномыслии окружающих нас людей, естественно спросить: Господи! что сотворив, живот вечный наследуем? Господи! что сотворим, да спасемся? Мы сказали также, что такой вопрос излишен для Христианина, живущего в недрах Христовой Церкви, по духу Христианства; потому что Христианство и есть единственный, Богом на земле проложенный, путь в вечное царство, или путь ко спасению. Идущему по сему спасительному пути,—что и спрашивать о пути ко спасению?—Будь истинным Христианином,—и будешь в раю; будь истинным Христианином,—и спасешься.

Но, может быть, не для всякого ясно, что значит быть истинным Христианином, или что именно в Христианстве, предлагается, как неотъемлемое условие спасения и вместе как решительный признак того, что кто-нибудь идет в живот вечный, а не в пагубу.—Объяснение сего-то пункта и осталось за нами. Тогда мы ответили на это общим положением,—ныне разъясним то подробнее, взяв в руководство сравнение пути ко спасению с обыкновенным путем. Собирающемуся идти в путь, чтоб благополучно совершить свое путешествие, надобно знать сей путь, знать направление его и долготу, равно как и все, могущее встретиться на его протяжении,—а при самом шествии надо видеть и его, и то, чем он окружен. Так и Христианину, желающему достигнуть живота вечного, надобно знать и ведущий к нему путь, и все ему соприкосновенное, все, что и выше его, и окрест, и впереди его,—надобно осветить умственную атмосферу собранием здравых понятий о всем сущем и бывающем,—надобно знать: что есть Бог? что мир сей, как он стоит и куда ведется? Что мы, зачем мы здесь, и что ожидает нас за гробом? Как нам должно держать себя в

 

 

— 64 —

отношении ко всему окружающему,—к верховному Существу —Богу, к братиям нашим—человекам и к миру невидимому,—Ангелам и Святым. Знающий все сие шествует при свете; а незнающий сего сидит во тьме, и, если б вздумал идти, поткнется, потому что тьма ослепляет очи его.—И только Христианство разгоняет тьму сию, давая на все сие верные ответы в своем учении. Оно учит, что Бог, в Троице поклоняемый—Отец, Сын и Св. Дух, сотворив все единым словом Своим, все содержит глаголом силы Своея, и все ведет к Своему предназначению, паче же блюдет человека, и падшего—преестественно восстановляет в Христе Спасителе, вразумляя его откровениями и руководя заповедями, определяющими все его обязательные отношения и составляющими собственно путь, коим следует идти. Совокупность всех сих понятий и есть свет, указующий нам путь и освящающий его. И так—узнай православное учение Христианское и содержи его всем сердцем, и будешь видеть путь в царствие, и все окружающее сей путь, и все, могущее встретиться в продолжении его.—Это первое.

Но пусть и знает кто путь, и путь сей освящен: что пользы в сем знании, если нет сил идти по нем? Больной, расслабленный, безногий, лежа при пути, по которому необходимо идти, и так необходимо, что если не пойдет, погибнет, — будет только больше сокрушаться от того, что знает и видит сей путь. В таком бы положении были и мы, если б Господь, просветив нас светом ведения, не дал нам сил идти по указанию сего света; ибо сами собою мы не можем идти, не имеем сил, мы расслаблены, разбиты.—Но не смущайтесь! Все Божественные силы, лже и животу и благочестию, заготовлены уже нам Господом, призвавшим в чудный Свой свет (2 Петр. 1, 3), и всякому верующему подаются в святых таинствах Церкви, подаются независтно, в таком обилии, сколько кто желает и может вместить. Крещение возрождает, миропомазание укрепляет, св. причащение преискреннейше соединяет с Господом Иисусом Христом,

 

 

— 65 —

св. покаяние восставляет падшего, который падает снова по крещении, и проч. Всякое таинство дает особую божественную силу, нужную человеку на пути в царство небесное.... Итак, зная содержимые Церковью таинства, бывай сколько можно чаще причастником их, с верою и по всему чину, установленному в св. Божией Церкви,—и силы Божественные, нужные к совершению пути в царство небесное, никогда не оскудеют в тебе.—Это второе.

Но на пути могут ослабевать и истощаться силы, могут встречаться приманки и увлечения.—От первого должно прекратиться шествие; от второго —принять ложное направление; конец же того и другого—пагуба. Как же быть? Надо обновлять силы, и отревать приманки и увлечения.—Что нужно для этого? Одно: неуклонно исполнять все постановления Церкви и все чины ее—священнодейственные, молитвенные и освятительные. И вот почему!—В св. таинствах мы приемлем благодать Св. Духа, как искру Божественную, низпадающую в наше естество.—Как для того, чтоб искра, павшая в вещество, превратилась в пламень, необходим воздух и движение сего воздуха; так необходима своего рода атмосфера и движение сей атмосферы и для того, чтоб искра Божественной благодати, принятая нами в таинствах, проникла в наше естество и превратилась в пламень. Сию атмосферу и составляет наша церковность—все чины священнодействий, молитв и последований Церкви, окружающих человека во всех положениях; а движение сей атмосферы есть непрестанное последование священнодействий Церкви одних за другими и непрерывное участвование человека то в одном, то в другом. Здесь разумеются дневные службы: вечерня, утреня, литургия, праздники церковные, крестные ходы, молитвования на разные случаи — в домах и церквах, путешествие ко св. местам,—паче же всего св. посты с говением и причащением Св. Таин.—Чем кто усерднее участвует во всех сих чинопоследованиях, тем сильнее и сильнее будет разгораться в нем искра благодати, пока не превратится в

 

 

— 66 —

пламень, поглощающий весь состав его—душевный и телесный. Кто будет так действовать, у того никогда не истощатся силы, тот никогда не потеряет бодрости на пути и не впадет в беспечность. Этот же способ дарован нам и для того, чтоб отревать от себя приманки и развлечение мира. Кто живет по уставу Церкви, тот, как за оградою спрятавшийся, не боится соблазнов его. Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа. Коснется ли кого эта зараза,—беги в церковь, и все отойдет, — или будь неуклонно верен указаниям Церкви, и мир не найдет случая приразиться к тебе; ибо все, что есть в мире, есть и у нас в Церкви, только в чистейшем, Божественнейшем виде... Там гулянья,—у нас св. праздники: там балы,—у нас церковные служения: там театры,—у нас Божественные священнодействия.— Сравнивай всякий, что лучше, — и не увлекайся пустою приманкой и не оставляй—ради ее — существенного, плодотворного и питательного. Итак живи по церковному, и будешь жить как в духовной атмосфере и ограде,—и силы твои никогда не ослабеют в тебе к продолжению пути, и никакие приманки не увлекут тебя на распутия. — Это третье.

Чтоб не утомить вас, коротко скажу вам четвертое.— Могут на пути встретиться препятствия, которых не догадаешься, как преодолеть: могут быть расставлены сети, которых не сумеешь миновать; могут быть сочетания стезей, при которых не сообразишь, куда идти; может набежать облако, которое скроет совсем путь, и устрашит громом и молниями: к кому тогда обратиться? Как быть? Кто поможет во всех таких случаях?—Ангелы с неба? Но они являются только в чрезвычайных обстоятельствах, оставляя обычное течение дел существующему у нас порядку. Так кто же поможет? Пастыри—отцы духовные, которые и даны Церкви, по Апостолу, для того, чтоб не допускать Христиан влаяться недоумениями,—и вести всех неуклонно

 

 

— 67 —

по пути в живот вечный, научая каждого приходить в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 11—15). Так, будь покорен руководству отцев духовных, и избежишь распутий и преткновений на пути в царствие небесное, и скоро и безбедно притечешь к вратам рая.

Вот все, что предлагает нам Христианство о пути спасения: 1) знать и содержать учение Христианское, которым сообщаются здравые понятия о всем сущем и указывается самый путь в царствие—в заповедях; 2) быть под действием святых таинств Церкви, чрез которые даруются силы, яже к животу и благочестию; 3) участвовать во всех священнодействиях, молитвованиях и чинопоследованиях Церкви, как положено уставом, чтоб тем возгревать в себе искру благодати Божией и отревать обаяния мира; 4) вверяться руководству законных пастырей и духовных отцев и повиноваться их руководительным указаниям. Итак —

«Узнайте и сердцем содержите все, чему учит св. Церковь, и приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия Церкви, идите неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, и несомненно достигнете царствия небесного и спасетесь». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.