Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 78. Епископу Персидской Армении Евсевию

Письмо 78. Епископу1) Персидской Армении Евсевию2)

Когда страдает чем-нибудь кормчий, тогда помощник3) или первый из корабельщиков заменяет его — не с тем, чтобы самовольно сделаться кормчим, но ради спасения корабля. Так и на войне, когда пал полководец (главнокомандующий), в его

___________________________

1) В Неапольском списке: пресвитеру, — и это чтение больше оправдывается содержанием письма. По предположению † проф. В.В. Болотова (в «Христ. Чтении» 1892 г., №7—8, стр. 92) это был пресвитер Басянский, которого вероломно захваченный (персами) местный епископ Татик не успел уполномочить на управление епархиею, почему Евсевий и обратился (чрез епископа Евлалия) по данному поводу в Антиохию за разрешением своего недоумения, на что отвечает блаж. Феодорит (вероятно) от имени предстоятеля Антиохийского.

2) Некоторые разъяснения к этому и 77-му письмам см. у † проф. В.В. Болотова (в «Христ. Чтении» 1892 г., №7—8, стр. 83—84, 89—92 и ср. к письму 77-му (на стр. 69,1).

3) Прорет, вроде младшего штурмана.

73

 

 

права вступает первый из тысяченачальников — не для присвоения власти, но заботясь об единоплеменниках. Подобно сему треблаженный Тимофей был посылаем божественным Павлом вместо себя (1 Кор. IV:17. 1 Фессал. III:1)1). Итак, твоему богочестию следует взять на себя старание и кормчего и полководца и пастыря — с готовностью принимать всякую опасность за овец Христовых и не оставлять пасомых беспомощными и одинокими, но слабых укреплять, павших поднимать, заблудших возвращать (Иезек. XXXIV:4) и здоровых охранять в здравии, подражая хорошим пастухам, которые стоят впереди стада и ведут борьбу с волками. Вспомним также и слова патриарха Иакова, которые он произнес, обличая своего тестя в неблагодарности: Аз бых жегом зноем во дни, и студению в нощи: и отхождаше сон от очию (моею). Овнов овец твоих не поядох, звероядины не принесох к тебе: аз воздах тебе от мене самого татбины денныя и нощныя (Быт. XXXI:40. 38. 39).

Таковы существенные черты пастырей; таковы законы касательно попечения об овцах. Если же такую заботливость имел тот дивный муж (Иаков) о неразумных овцах и представлял такую защиту своему доверителю, то что же должно делать нам, которым вручены разумные овцы, — нам, которые получаем такое попечение от Бога всяческих и разумеем, что Господь предал за них душу? Кто не убоится и не вострепещет, слыша Бога, глаголющего чрез Иезекииля: «Аз разсужду между пастырем2) и овцею», поелику «млеко их ели, и волною

_______________________

1) Из этих примеров видно, что Евсевий по необходимости (за вынужденным устранением епископа) — вступил в управление всею епархией, — и блаж. Феодорит убеждает адресата без смущения нести этот подвиг, ибо, приняв его при таких исключительных условиях, он — не самозванец, а только исполняет свой пастырский долг.

2) Это чтение (вместо «овцею») не встречается.

74

 

 

одеваетеся, а овец Моих не пасли» (Иезек. XXXIV:17. 3); и еще: «стража дах тя дому Израилеву, и аще не возвестиши беззаконнику, еже обратитися от пути своего злаго: беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу» — (Иезек. III:17. 18). С этим согласуется и то, что приточно сказано Господом: рабе ленивый и праздный1) подобаше тебе вдати сребро мое торжнику: и пришед с лихвою истясал бых его2) (Матф. XXV:26. 27). Посему, — прошу тебя, — восстанем и сразимся за овец Владычних; а Владыка их близок, чтобы непременно явиться, рассеять волков и наградить пастырей: благ бо Господь надеющимся нань, и души ищущей Его (Пл. Иер. III:25). Не будем негодовать на поднявшуюся бурю, ибо Владыка всяческих знает, что полезно. Вот почему и Апостолу, просившему избавления от искушений, Он не дал просимого, но сказал: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII:9). Итак, будем мужественно переносить постигшие скорбные несчастия: на войнах обнаруживаются храбрецы, на состязаниях увенчиваются атлеты, морская буря являет искусного кормчего, «огонь искушает золото» (Сирах. II:5). И не только о нас самих, — прошу тебя, — будем заботиться, но будем прилагать к другим еще большее попечение — и не к одним здоровым, но еще более к немощным. Таков ясный закон апостольский: утешайте малодушные, заступайте немощные (1 Фессал. IV:14). Будем же простирать руки лежащим, будем врачевать раны их, будем поставлять и их в строй против дьявола: — ничто так не мучит его, как если он увидит их опять сражающимися и напа-

____________________

1) Ἀργέ — особенность чтения блаж. Феодорита.

2) Ἀπήτησα ἂν αὐτό без ἐγώ и с помещением впереди σύν τόκῳ — все это особенности чтения блаж. Феодорита.

75

 

 

дающими на него. Человеколюбив Владыка: — Он принимает раскаяние в прегрешениях. Послушаем, что говорит Он: живу Аз, глаголет Господь, аще желанием вожделею смерти грешника, (но) еже обратитися ему, и живу быти1) (Иезек. XXXIII:11). Посему Он закрепил Свое слово клятвою и, запрещая другим клятву, Он сам покаялся, чтобы уверить, как Он ждет нашего покаяния и спасения. Такими изречениями полны божественные книги, — и ветхие и новые. Этому же научают и каноны святых отцов. Я написал это, чтобы напомнить об этом вам не как незнающим, но как знающим. Я подражал в этом случае стоящим на земле, которые помогают подвергающимся буре и или оказывают им подводную скалу или предостерегают о скрытой мели, схватывают и тащат канат. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. XVI:10) и возрадует слух наш вашим спокойствием, рекши свирепеющему морю: молчи, престани (Марк. IV:39). А вы возносите Ему за нас молитвы, ибо имеете большее дерзновение, как принявшие за Него опасности.

____________________

1) Чтение блаж. Феодорита представляет много особенностей.

 


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.