Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 237. (глава 71)

 Письмо епископа Феодорита, по Иринею, Имерию, епископу Никомидийскому1)

Кому же и прилично господствовать над всеми благами, как не тому, кто собрал изобилие всяких благ и носит его в себе? Ты, боголюбезнейший владыко, как и во всем прочем, победил меня в более поспешном отправлении ободрительных писем. Тогда как мы косны и сонливы и слишком ленивы и нерадивы2),-твоя святость возбудила нас своим обращением и соответственною и поистине духовною любовью вызвала нас к памяти. Однако же, не скрывая всех причин медлительности писем, я в извинение своей лености приведу для себя некоторое малое, но истинное оправдание: мы обитаем в го-

______________________

1) Ср в письме 240 (гл. 87) на стр. 390,2.

2) См. письмо 241 (гл. 88) на стр. 391,4).

383

 

 

роде, находящемся вдали от всякого конного (почтового) тракта1) и посему не знаем ни тех, которые приходят в нашу «провинцию» (ad nostram provineiam), ни тех, кому случится отправляться отсюда. Вот почему мы не получаем утешения — отправлять письма к вашей святости.

Сверх сего, привыкши прежде часто бывать в Антиохий и проводить там время2), где было удобно и отправлять и получать письма, мы уже много времени в спокойствии пребываем дома; ибо в настоящее время мы возлюбили это, как более полезное. Вот это-то и мешало мне до сих пор чрез письма приветствовать твою священную главу. Но твоя святость препобедила и это затруднение, отправив к нам чрез господина моего достопочтеннейшего и боголюбезнейшего сослужителя Стратегия, коего мы приняли со всякою радостью, как служителя (diaconum) Спасителя нашего Христа, пылающего любовью к твоей святости и готового все сделать и перенести за тебя, поелику ты — поборник и мужественный состязатель за благочестие. Как ты, боголюбезнейший, хорошо знаешь, мы благословляем твои чистые и великие состязания, определенное и твердое Направление твоей стойкой души, поты и труды за

_______________________________

1) Ср в письмах 69 (стр. 61) и 241 (гл. 88 на стр. 391) Географическое положение Кира † проф. В.В. Болотов описывает (в «Христ. Чтении» 1892 г , № 7—8, стр. 79) так: «Кир лежал всего в двух днях пути от Антиохии. Прямолинейное расстояние Кира до Иераполя – 60.1 римских миль [около 80? верст), от Кира до Антиохии — 64.9 р миль[около 90 верст] Если около Антиохии очертить на карте круг с радиусом в 64.9 m pass., то в этой периферии окажутся а)города Сирии I, кроме Палта, б) город Малл в Киликии I, но он лежит по ту сторону Исскаго залива; в) города Киликии II Эги (по ту сторону залива), Епифания, Александрия и Рос (вс. за перевалом (1 440 metres над уровнем моря) чрез Аман). г) город Кир в Евфратисии; д) города Апамия (митрополия) и Селевковил в Сирии II» См еще письмо 119 на стр. 151—152.

2) Ср в письмах 80 и 81 на стр. 79 и 82—83.

384

 

 

апостольскую веру и опасности, за которые тебе уготованы вечные, не подверженные порче и, — кратко сказать, — богодарованные венки, кои и украсят любезную главу владыки (моего). Мы же не приносим почти никакой пользы Церкви Божией: ибо мы, совершенно незаметные, скорее презираемся всеми благочестивыми и верными, одушевленными горячностью полной ревности и благочестивым исповеданием святых отцов, чем презираем, — скорее управляемся, чем управляем.

Твоя же святость, находясь в самом пламени и подобно тем трем отрокам (Даниил., гл. III) устраивая хоры в пещи, имела одно великое утешение, веяние Святого Духа, которое рассеяло напор пламени и превратило жар его в росу. Вот что следует сказать нам о состязаниях твоей святости! Ведь благая слава о твоих состязаниях превосходит не только меру письма, но даже и обширнейшее сочинение. А какой слух ходит относительно мира, то сообщаем твоей святости, что мы, даже будучи весьма близкими (к этому делу?), ничего не узнали с несомненностью, но знаем лишь столько, сколько возвещают те, которые обращаются к нам по собственным нуждам. Объявляем твоей святости наше намерение. Прочитывая письма, присланные ныне из Египта, и часто обсуждая их между собою (apud nosmetipsos), мы нашли их согласными с церковным учением и противными двенадцати «главам» которые доселе продолжаем отвергать. Мы решили, что, если твоя святость снова получит врученные тебе Богом церкви, мы войдем в общение с Египтянами и с Константинопольцами и другими, которые вместе с ними сражались против нас, потому что они исповедали наше, а — вернее — апостольское учение; но ни в каком случае не согласимся с тем, так называемым, осуждением святейшего и

385

 

 

боголюбезнейшего епископа Нестория. Ибо поистине несправедливо и явно нечестиво, — хотя бы он был повинен в тех же преступлениях, что и другой, — тому оказывать снисхождение, а этому закрывать двери милости. Посему еще гораздо более несправедливо и нечестиво предавать невинного равному (с виновным) закланию1). Итак: пусть знает ваша святость, что мы войдем в общение с теми не прежде, чем вы снова получите свои церкви. Это рассудил не только я, но и все святейшие епископы этой страны (regionis), собравшись вместе2) общим советом3).

__________________________

1) Ср. к письму 236 на стр. 382,2.

2) См. в письмах 234 (гл 54 на стр. 376), 238 (гл. 72 на стр. 386,1 388,1). 242 (гл. 95 на стр. 392,3) и 243 (гл 97).

3) Дальше в конце этого письма поясняется (Migne, gr. ser. t LXXXIV, col 680): «Мы уже выше показали, что Несторий отрекся от своих догматов, и восточные епископы желали бы, чтобы суд устроился в присутствии в самого Нестория, — и если обнаружится, что он действительно мыслит таковое, то обещали, что он (Несторий) сам себя анафематствует вместе с таким своим учением. Ибо это сказал Александр (Иерапольский) в своем письме к (епископу Верийскому) Акакию (см. Synodicon, сар. LVII Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 668). А Феодорит пишет: «поелику мужа, судьями которого мы не были, мы не можем судить, не выслушавши его» (см. выше письмо 235 на стр. 381) Итак, никто из православных и боящихся Бога не может упрекать Феодорита относительно веры — в особенности, когда слышит, как хвалит он учение послания, отправленного из Египта прежде (заключения) мира, против какового письма многие из восточных епископов прямо высказались, что оно противно апостольской вере. И это нужно заметить обо всем, что читается о событиях прежде (устроения) мира Церкви. Впрочем, мы сказали это, не касаясь вопроса, его ли они» (эти письма).


Страница сгенерирована за 0.47 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.