Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 229. (глава 40)

Письмо 229. (глава 40)1)

 Письмо Феодорита, епископа Кирского, к Константинопольскому народу2), которое показывает, что — не только прежде и после, но и в то время, когда возвратился из Ефеса в Халкидон и из, Халкидона к своей церкви, — он всегда проповедовал кафолическую веру, хотя и не соглашался осудить Нестория, не веря, что действительно его учение то, что сам он (Несторий) отрицал, а в Ефесе было извлечено из тетрадей под его именем, поелику это не было удостоверено ни одним свидетелем

Как много страдают и трудятся матери птиц, как всякий раз они охраняют свои гнезда от расхищения (ибо беспокоятся, сильно щебечут, слабых еще птенцов приучают летать, подобно им, чтобы те могли избегать рук птицеловов): так же много и я страдаю и тружусь, из (ваших) писем слыша ваши вопли и очами ума усматривая вас, как бы пронзительно и со страхом щебечущих. Ведь, прочитав ваши письма, я потратил в слезах почти всю влагу и (как говорит пророк) исходища водная изведосте очи мои (Псал. СХVIII, 136). Я долго оставался в молчаливом плаче, обдумывая это непредвиденное зло, — разделение тела Церкви и сражение, худшее всякой гражданской войны.

____________________

1) Далее под №№-рами 229—268 мы представляем перевод писем блаж. Феодорита, сохранившихся на латинском языке в «Synodicon adveisus tragoediam Irenaci» (Mansi V, 731 sqq , Migne, gr ser t LXXXIV, col 565 sqq), отмечая в скобах порядок «глав» этого памятника.

2) См. письмо 232 (гл. 47) на стр. 374—375.

363

 

 

Ведь мы не только из одного народа (de una tribu), но и из одного чрева, поелику мы славимся тем, что имеем одного и того же Отца всяческих, Бога, и одну и ту же мать, святейший источник. Мы даже не только одного чрева, но одного ложа, одного стола и одной пищи. Правда, мы многие и различные члены, однако же составляем одно тело — по учению Апостола, который говорит: вы есте тело Христово и уди от части (1 Кор. XII:27). Но если ни родство природы, ни общение членов, ни то, что мы пользуемся (одною) таинственною трапезой, ни то, что друг по отношению к другу мы и руки и ноги и глаза и посему все образуем одно тело (1 Кор. XII:12 сл.), — если всего этого бывает недостаточно для сохранения связи согласия: тогда мы, презревши все законы мира, как бы с остервенением терзаем свои собственные члены и делаемся весьма легкою добычей для врагов и подходящим предметом (occasio) для поношения и для посмеяния, поелику вредим себе самим, словно противникам, и, разрывая наш строй, обращаем части его одну против другой.

Над этим смеются даже дети язычников, — смеются также и иудеи. Радуются полчища еретиков торжествуют все противники истины и издеваются над нашими бедствиями, видя нас разделенными, и считают наше сражение собственным миром. Тех же, которые повинны в этом, это не заставляет проснуться и прийти в себя, чтобы с корнем вырвать те плевелы, кои на зло посеяны с презрением к тем спасительным семенам апостольским, которые доставила благодать Всесвятого Духа. Итак, как только прочитал (ваше) письмо, я, усмотревши это своим умом, сокрушался, плакал и в слезах обдумывал тогда т. мысли, которые родила скорбь. Сверх сего еще нечто вошло в мою душу и именно: не заблуждение

364

 

 

только обманщиков, но и оскорбление тех, кого обманывают.

Но когда я вспомнил то состояние (statum) Церкви, которое изначала продолжается доныне, и то, как она (Церковь), всегда преследуемая, всегда преуспевала в победе, поскольку сила Господня в немощи совершается (2 Кор. XII:9) и обнаруживается, по слову самого Господа; — тогда я снова несколько возродился и сверг с себя излишество печали. Ибо я припомнил учение святых Евангелий, нашел, что Спаситель и Господь наш не обещал святым своим ученикам в земной жизни ничего приятного или радостного, но законоположил труды и поты и предрек несправедливые обиды (jurgia), раны и бичи. Се Аз, — говорит Он (Матф. X:16. 18. 17. 22), — посылаю вас, яко овцы посреде волков: и пред владыки и пред цари ведени будете: и на сборищах своих бъют вас: и будите ненавидими всеми имене моего ради. И после этого, уча о междоусобных восстаниях, Он говорит: предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убъют их (ст. 21). Однако же самое последнее изречение из того, что было Им сказано (по этому предмету), заключает и плод: ибо претерпевый до конца, той спасен будет (ст. 22).

Итак, мы научаемся из этого не искать в настоящей жизни ничего веселого или вполне радостного, а мужественно стремиться к ожидаемым благам и с твердостью переносить все печальное, чтобы ни случилось ради истины. Такое постоянство доставит нам будущие блага, ибо блаженный Павел говорит: яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. V:3-5). Дерзновенное ныне исповедание есть начало радости: кто переносит это, к тому не может примешаться печаль, и

365

 

 

нынешние испытания утвердятся делами. Ожидания плодов облегчают тяжесть труда. Посему и двоица (contubernium) святых Апостолов, т.е. Петр и Иоанн, когда их даже подвергли бичеванию за совершение чудес, идяху радующеся, яко за имя Христа сподобишася безчестие прияти (Деян. V:41). И Павел, поборник благочестия, восклицает: благоволим в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах, в восстаниях по Христе (2 Кор. XII:10). Изъясняя причину сего, он говорит (2 Кор. XII:10): егда бо немощствую, тогда силен есмь; он не говорит: «терплю немощи, досаждения» и проч., но говорит: благоволю, т. е. с радостью принимаю, с готовностью подвергаюсь бичеваниям, радуюсь мучениям, радость примешивается к скорбям (моим).

Это именно внушает чувствам природа, а ее приводит к сему произволение. И он (Апостол Павел) тотчас же возбуждает это, говоря так: «если нужно хвалиться, я похвалюсь о немощи моей» (2 Кор. XII:5); и в другом месте: не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим. V:3). Он не сказал: «переносим» или «претерпеваем» или «терпеливо выносим скорби», но говорит: хвалимся в скорбях, среди скорбей показывая произволение и обнаруживая уверенность души относительно надежды на будущее. Так как в начале состязаний (всегда) бывает чрезвычайно много скорбей, то, видя себя окруженным великими бедствиями и молясь об избавлении от трех состязаний (ср. 2 Кор. XII:8), он (Павел) услышал Судию, Который говорит: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII:9). После, подвергнутый бичеваниям, — он радовался, мучимый, — торжествовал, убиваемый, — веселился как бы в хоре. Когда его поражали язвами, он воспевал гимны, благодарил в узах,

366

 

 

делал церкви из темниц, псалмопениями превращал ночи в дни (ср. Деян. XVI:22 сл.). Он даже негодовал на тех, о которых слышал, что они плакали по причине предстоявших ему испытаний, и говорил: что плачете и сокрушаете ми сердце? Аз бо не точию связан быти, но и умрети готов есмь за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. XXI:13).

Это же постоянно делал и весь лик Апостолов: то же (делали) и те, которые после них были поборниками истины. Много и ныне таких, которые презирают и выносят (мучения) из-за истинного благочестия, ибо и нас не покинула совсем благодать Того, Кто свыше назирает над всем, но оставил нам Господь семя, чтобы мы не уподобились Содому и Гоморре (Иса. I:9)1). По милосердию Спасителя можно еще усматривать золотые ягоды на грезне (Иса. LXV:8), которыми — по уподоблению пророка — называется благоволение Господа2); можно видеть и терны, — не два или три, но многие тысячи их, твердо укоренившиеся в долине. Также и маслин — не четыре или пять, но весьма много насажденных на вершине возвышенной горы, каковые (маслины) не могут быть исторгнуты беснующимися врагами. Это иносказательно Он (Бог) определил о тех, которых питает благочестие, которые не потеряли божественного наследия, но сохранили его тщательно и в целости.

 Позна Господь сущия Своя (2 Тим. II:19) и помогает (им) Вседержитель. Он поощряет и восклицает: не оставлю тебе, ниже презрю тя (I. Нав. I:5), и еще глаголющу ти, реку, се приидох (Иса. LVIII:9).

______________________

1) Ср. письма 117 (стр. 148) и 181 (стр. 315).

2) «Тако глаголет Господь, им же образом обретается ягода на грезне, рекут, не погуби его, яко благоволение есть в нем» (Иса. LXV:8).

367

 

 

Сe Азь с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. ХХVIII, 20). И: дерзайте: Аз победих мир (Иоан. XVI:33). И: довлеет вам благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII:9). Так как по причине сего получавшие в сражении отовсюду многие тысячи стрел не убегали и не падали, но твердо стояли и имели непоколебимую силу, то это самое еще более говорит о вышесказанной силе Его царства: ибо они нападали на нас со стрелами, с каменьями и с кольями, но не могут прогнать наших солдат. Итак, слышащим это слово не следует колебаться при постигающих неприятностях, но нужно твердо стоять, сохранять отеческое наследие не доступным для воров и ожидать верховного мановения. Ибо грядый приидет и не укоснит (Евр. X:37) и увенчает своих борцов. Мы верим также, что и твое разделенное стадо Он в скором времени соединит и будет пасти нас вместе. Хотя Он и попускает ему быть так, как в начале, когда Он не был с нами (ср. Иса. LXIII:19), но Он обратит тех, которые согрешили, поддержит изнемогающих и сохранит здоровых во всем.

Дерзайте же и вы, которые составляете особенное питание истинного благочестия. Совершайте ваше спасение, взывая взаимно к мужеству духа, приводя на память божественные законы и умоляя Господа, чтобы Он рассеял это мрачное и густое облако, показал всем свет истины и научил всех, что бесстрастно и неизменяемо естество Троицы, по учению святых отцов, собиравшихся в Нике.: «ибо говорящих, что было некогда (время), когда Его (Сына) не было, и что Он не существовал прежде рождения, или что Он создан из несущего или из какой-нибудь другой сущности, утверждающих, что Сын Божий преложим или изменяем, — сих ана-

368

 

 

фематствует святая кафолическая Церковь»1). Итак те, которые усвояют страдания божественному естеству, — они считают его преложимым и изменяемым; поелику изменяется и предлагается то, что имеет себя так и иначе. А те, которые считают его преложимым и изменяемых, находятся под анафемою святых отцов. Ибо если то, что по природе бесстрастно, претерпело преложение и изменение (а что превращается и изменяется, то уже не непреложно и не неизменно); то в таком случае как Господь чрез пророка (Малах. III:6) восклицает: «Аз есмь, Аз есмь, и не изменюся2)»? Итак, если и Бог называет Себя неизменяемым, и святые отцы, повинуясь сему гласу, анафематствуют тех, которые дерзают провозглашать Его преложимым и изменяемым; — то кто настолько будет не радеть о своем спасении, чтобы вопреки Богу избирать противное и явно сопротивляться тем, которые в точности научены божественному?

Посему следует веровать в Отца и Сына и Святого Духа: — в Отца, Который не от кого-либо другого происходит и ни от кого не получает начало бытия; — в Сына, совечно рожденного от Отца, однако же не тожественного (не совпадающего в бытии) с Тем, Кто Его родил. И пусть это мнение никому не кажется лишенным всяких доказательств. Ибо как Сын рожден от Отца, так Слово есть совечное сияние славы Отца (Евр. I:3). Поелику Сын от Отца, то Слово в Отце, сияние с Отцом, (Сын) истинно сидящий вместе с Отцом. То же мы веруем и о Духе Святом, Который, по учению Господа, исходит от Отца (Иоан. XV:26). То же передает и Апостол, уча: мы же не духа мира сего прия-

______________________

1) Ср Деяния вселенских соборов, т. I, стр. 157—158; 2-е изд., стр. 66.

2) Ныне читается; не изменяются.

369

 

 

хом, но Духа иже от Бога (1 Кор. II:12). Итак, мы веруем, что в Отце, Сыне и Святом Духе — одно божество, одно господство, одно царство и власть, а равно (веруем), что и (один) совет нужно признавать в трех лицах или существах (in tribus proprietatibus sive in subsistentiis). А (указывать в Троице) меньшее и большее мы предоставляем тем, которые языком дерзают как бы обнять то, что бесконечно. Мы же воздаем Троице единое поклонение, ибо поучаемся чтить Сына так же, как мы чтим и Отца. Мы научены, что и Дух Святой во всем соучаствует с Отцом и Сыном. Таково до настоящего времени было у нас богословие о божественном естестве. Доселе я так и говорил речи, полагая, что учу, а не спорю, и что мы предлагаем учение братьям, а не врагам.

О домостроительстве же следует мыслить, что единородный Сын Божий, Бог — Слово, Который прежде веков, ради нашего спасения воплотился, вочеловечился, обитал в нас и стал плотью (Иоан. I:14) не по превращению божества, а по восприятию человечества. Ибо, будучи образом Бога, Он принял образ раба (Филипп. II, 6). Чрез человеческое естество Он на земле был видим и жил с людьми (Вар. III:38). По сей же причине Он называл храмом воспринятое естество (Иоан. II:19), показывая отличие Того, Кто принял, от того, что воспринято. То есть Бог, а это — храм, но то и другое (вместе) — один Христос, один Господь, один Сын Единородный и тот же первородный. Сему научил нас и блаженный Павел: един Господь Иисус Христос, Им же вся (1 Кор. VIII:6). И в послании к Евреям: Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Евр. XIII:8). И в другом месте: един Господь, едина вера, едино крещение (Ефес. IV:5). И собиравшиеся в Никее отцы говорят: «и во еди-

370

 

 

ного Господа Иисуса Христа, Сына Божия». Последуя им, и мы исповедуем единого Христа и Господа Сыном Божиим, но в Нем одном признаем два естества. Одного и того же мы знаем новым и вечным: новым от Авраама — по человечеству, а вечным — по божеству; страстным — по тому, что видимо, бесстрастным — по невидимому естеству; от Бога, потому что Он — Бог, от Авраама, потому что Он и человек. Исповедуя так Сына, мы признаем, что свойственно каждому естеству.

Это мы сжато написали вам о догматах благочестия; но мы послали вам также и то, что было написано нами к святейшим монахам1), которые очень занимаются божественными догматами и имеют ясное познание соборов. Сверх сего, я отправил вашему любезному и боголюбивому собранию и то, что было говорено нами боголюбезнейшим епископам, которые желали знать, что за причина волнений2). Ибо они просили нас представить ее (причину) ясно и очевидно. Если найду досуг, я препровожу вам и то, что некогда написано мною о Святой Троице (De sancta Trinitate) и о божественном домостроительств. (De divina dispensatione), — не для того, чтобы насытить вас божественным, но чтобы удовлетворить вашему желанию и сделать его более горячим. Бог же силен исполнить вас чрез Духа всякой премудрости и восполнить то, чего недостает в толкованиях учителей, — так, чтобы Сам Он сказал о вас: овцы Мои глас Мой слышат: и знаю их (Иоан. X:3. 14), а вы ответили бы Ему: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Псал. XXII:1).

_____________________________

1) См. выше письмо 151 на стр. 233 сл.

2) Блаж. Феодорит разумеет здесь, конечно, свои Халкидонские проповеди, часть которых сохранилась в Деяниях вселенских соборов I, стр. 830—835 и ср. 828—829 (по 2-му изд., стр. 330—332, 329 и ср выше в письме 169 на стр. 294—295), V, стр. 223—224 (по 3-му изд., стр. 115—116).

371

 


Страница сгенерирована за 0.78 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.