Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 150. Послание Феодорита, епископа Кирского, к Иоанну, епископу Антиохийскому

Письмо 150. Послание Феодорита, епископа Кирского, к Иоанну1), епископу Антиохийскому2)

Чрезвычайно опечалился я, прочитавши анафематства, которые ты послал к нам с приказанием опровер-

________________________

1) См о нем в «Православной Богословской Энциклопедии», т. VI (Спб 1905), стлб. 988—995.

2) Деяния Вселенских соборов в русском переводе, т. II, Казань 1861, стр. 125—128; 2-е изд , Казань 1893, стр. 54—55. Перевод проверен по тексту в издании Федоритовых писем. У Henri Omont (Catalogues des manuscrits grecs de Fontainebleu sons Francois I er et Henri II-er, Paris 1889, p. 12. 31) упомянуто письмо блаж. Феодорита к Кириллу Александрийскому, но тщательная справка показала, что в обеих разумеемых рукописях — № 1308 t. 99 v. и № 882 f. 160 v. — содержится одно и тоже письмо Феодорита, но не к Кириллу, а настоящее — к

231

 

 

гнуть их письменно и обнажить пред всеми еретический смысл их. Опечалился же я от того, что муж, которому поручено пасти и вверено такое стадо и повелено врачевать немощных овец, не только сам болен, и весьма сильно, но и старается заразить болезнью и воспитаемых, и хуже диких зверей терзает пасомых. Ведь эти (звери) похищают и терзают овец заблудших и отделенных от стада; а он, находясь в середине его и считаясь спасителем и хранителем, вносит скрытое заблуждение в тех, которые повинуются ему. Ибо, когда кто-либо открыто сражается, можно и уберечься, а если под видом дружбы приготовляет коварство, то находит неприготовленным того, против кого сражается, и легко наносит ему вред. Поэтому внутренние враги гораздо хуже внешних.

Меня особенно сокрушает то, что под именем и под видом благочестия и состоя в достоинстве пастыря он изрыгает еретические и хульные слова и возобновляет уничтоженное давно пустое и вместе нечестивое учение Аполлинария. А сверх того он не только уважает все такое, но и дерзает анафематствовать тех, которые не хотят соглашаться с его хулениями, если, впрочем, это действительно его произведения, а не кто-нибудь из врагов истины, поднимая пламень на высоту, сложил от его имени и бросил на средину, подобно яблоку раздора, о котором сложена басня.

Итак, он ли это или другой кто, — только под его именем, — сложил их, я, при пособии света Всесвятого Духа рассматривая еретическое злоучение, по мере данной мне силы, обличил его, сколько можно было, и противопоставил евангельское и апостольское

__________________

Иоанну Антиохийскому, как отметил еще Воivin на полях №-pa 882. При этом случае Анри Омон высказал, что № 882 есть (буквально точная) копия с №-pa 1303, сделанная на Западе.

232

 

 

учение, показал нелепость его мнения и сделал ясным, сколько оно несогласно с божественными догматами, сличав «главы» с словесами божественного Духа и показав, насколько они чужды и не согласны с божественными.

А против дерзости проклятия скажу только, что Павел, великогласнейший проповедник истины, анафематствовал тех, которые повреждали евангельские и апостольские догматы, дерзая на это даже против Ангелов (Гал. I:8), а не тех, которые пребывают в преданных богословствующими мужами определениях (δροις), ибо таковых он оградил и благословениями, говоря: елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божий (Гал. VI:16).

Итак, пусть собирает отец таких слов от апостольского проклятия плоды трудов своих и снопы еретических семян; мы же останемся при учении святых отцов.

Присоединил я к сему посланию моему и сделанные возражения, чтобы ты, прочитав, увидел, сильно ли разрушили мы еретические предложения. На каждое из анафематств, отдельно взятое, я сделал возражение, чтобы для читателей удобнее было разумение и яснее обличение таких мнений.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.