Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. 4. О творении

Прежде всего надлежит доказать, что есть Создатель твари, не образовавшийся, как баснословил Валентин, по Ахамофовой страсти, и по изникновении тридцати пяти эонов родившийся вследствие взаимного общения и страсти; а также и не какие-либо Ангелы, по учению Васи ли да, Керинфа и других, состоящие, как говорят они, под начальством Иадаваофа, создали тварь. Не говорим и с мерзким Маркионом, будто бы кроме благого Творца есть некий иной.

Напротив того, и сами научены, и других учим, что все создал Бог всяческих с Едино-

18

 

 

родным Словом и Всесвятым Духом; потому что Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). И в другом месте, упомянув о видимой и невидимой твари и повелев песнословить Творца, Давид присовокупил: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (9); и еще: простираяй небо яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя (Пс. 103, 2. 3); и чрез несколько слов: основаяй землю на тверди ея (5); и еще: Сотворшему небеса разумом, утвердившему землю на водах (Пс. 135, 5. 6). И прежде Давида великий Моисей еще удостоверительнее научает нас, что сей Бог сотворил небо и землю со всеми стихиями, что Он создал естество света и украсил небо светилами, а землю лесами, лугами и жатвами; Он же произвел и роды животных, и птицам местом жительства определил воздух, плавающим отделил влажную сущность, а скотам и зверям — сушу и что после всего создал и естество человеческое. Согласно же с сим учат нас и все Пророки. Исаия взывает: Сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, и дух ходящим на ней (Ис. 42, 5); и еще: Поставивый небо яко камару и простер е, яко скинию (Ис.40, 22). И Сам Бог говорит устами его: распрострох небо един (Ис.44, 24). А блаженный Иеремия сказал так: сей Бог показавый землю (Ис. 45, 18), наполни ю скотом двуножным и четвероножным. Посылаяй свет, и идет, призва его, и послуша Его с трепетом (Вар. 3, 32. 33).

19

 

 

Но нет мне нужды в пророческих изречениях, потому что прежде закона и пророков обучила этому людей сама природа. И оный древний Мельхиседек так сказал, благословляя Авраама: благословен Авраам Богом Вышним, иже созда небо и землю (Быт. 14, 19). И сам патриарх то же изрек содомлянам: Воздвигну руку мою к Богу Вышнему, Иже сотвори небо и землю (22). И еще Авраам, посылая служителя для сговора невесты, сказал ему: положи руку твою под стегно мое. И заклену тя Господем Богом небесе и Богом земли (24,23). И мужественный Иов, еще до законоположения отличавшийся добродетелию, признавал Создателем истинного Бога. Ибо говорит: Прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли (Иов. 9:8). Да и Сам Подвигоположник победоносного сего подвижника научает многому о твари.

Но чтобы неприемлющим ветхозаветного Писания не подать случая прекословить сказанному, перейдем к Писанию новозаветному и покажем, что оно говорит согласно с ветхозаветным. Таким образом окажется, что те и другие токи имеют один источник. Посему выслушаем, как богомудрый Иоанн сказует, что все приведено в бытие Словом. Ибо Иоанн говорит: без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3). Выслушаем и божественного Павла, который взывает: яко Тем создана быша всяческая, видимая и невидимая (Кол. 1, 16); и еще: Имже и веки сотвори Отец (Евр. 1, 2). И говоря народу в Ареопаге, сказал он так: Бог сотворивый мир и

20

 

 

вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся: сотворил же есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному (Деян. 17, 24—26); и в Листрах намеревавшимся принести жертву Павел сказал следующее: и мы подобострастна есма вам человека, благовествующа вам от сих суетных обращатися к Богу живу, Иже сотвори небо и землю и море и вся яже в них (14, 15). И в последующих за сим словах заключается та же мысль.

Но излишнее дело распространяться о сем и из Божественного Писания приводив многие свидетельства, потому что и у эллинов особенно отличившиеся любомудрием утверждали, что Бог есть Создатель. И Сократ, сын Софронискин, и Платон, сын Аристонов, и их преемники, и весьма многие другие держались сего мнения, утверждали же, что Бог средства к созиданию заимствовал в готовом уже веществе. Посему и в этом отношении покажем превосходство церковных догматов.


Страница сгенерирована за 4.71 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.