Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Плач Иеремиев

ОТДЕЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ.

Плач Иеремиев.

ГЛАВА 1.

Хотя плачь знак сострадания и сердоболия; но этот плачь написан, думаю, богомудрым Пророком на пользу людям, как тогдашнего времени, так и времен последующих, чтобы те и другие дознали из пророческих писаний, скольких зол виною грех. Написал же Пророк, четыре плача, стихи каждого расположив по числу и порядку букв. И оплакивает запустение города, припоминая прежнее множество жителей; и смотря на тяжкое положение города, собиравшего прежде дань с других городов, олицетворяя его, говорить Пророк, что он плачет ночь и день, а между тем нет утешающего, и друзья вовсе отреклись от него. Выставляет на вид переселение и тяжкое рабство целой Иудеи, сказует, что обитатели ее по причине греха соделались удобоодолимыми для врагов; ибо говорит:

334

 

 

(3). Вси гонящии его, постигнуша и среди стужающих. Пророк припоминает о путях, во время праздников уподоблявшихся рекам; потому что в город сей отовсюду стекались все, и плачет; так как находящимся в скорби представляется, будто бы и неодушевленный вещи потерпели какую-то перемену. Сказует же и причины сего.

(5). Быша стужающия ему во главу, и врази его угобзишося, яко Господь смири его за множество нечестия его. И блаженный Moиcей тоже предсказывает им, как нарушителям божественного закона: враги твои будут выше выше, а ты низу низу (Втор. 28, 43); сказует и гибель младенцев с старцами; ибо сказано: ссущее с совершенным старцем (Втор. 32, 35). Так и здесь говорит Пророк.

Младенцы его отидоша пленены пред лицем стужающаго. Описывает также, как отнято прежнее благолетие, и князей уподобляет овнам, не имеющим пажити; потому что лишились прежней крепости. Потом сказует, что припоминает прежнюю благоуспешность Иерусалима и его неудачи, сравнивает с теми бедствиями постигшие теперь, и всего более скорбит о том, что стал он посмешищем для неприязненных. Имея же в вивду пользу Иудеев, часто указует им причины бедствий. Ибо говорит:

(8). Грехом согреши Иерусалим, того ради в мятеж бысть. Посему-то чтившие его прежде, увидев его злополучие, стали делать ему обиды. Потом припоминает Пророк всякаго рода грехи.

335

 

 

(9). Нечистота пред ногами его, не помяне последних своих, и пал пречудно. Ибо надлежит не полагаться на благоуспешность, но ожидать перемены. Посему-то, говорить Пророк, так как никто из людей не доставляет ему утешения; Ты, Владыка, умилосердись, видя бедствующий город. Особенно же оплакивает то, что нeпpиязненные осмелились войти во святилище храма, и говорить:

(10). Руку свою простре стужаяй на вся вожделенная его, виде бо языки вшедшия святыню свою, имже повелел ecu не входити в церковь Твою. Во святая святых дозволялся вход одному первосвященнику, и то однажды, в год, во святое же, бывшее пред святая святых, входили одни иepeи; во внутренний двор дозволен был вход и левитам, а во внешний Израильтянам и обрезанным пришельцам; ибо закон и в оный входить воспрещал всякому необрезанному, особливо же запрещает входить Моавитянам и Аммонитянам. Да не внидет Аммонитин и Моавитин в храм Господень, даже до века (Втор. 23, 3). Сей то закон припомянул Пророк в своем плаче; потом описывает бедствия постигшия в следствие голода.

(11). Вси людие его воздыхающе, ищут хлеба: даша вожделенная своя за пищу, еже бы обратити душу. Словом: вожделенная называет здесь Пророк младенцев; потому что во время голода ели и плоть человеческую. Умоляет же Божие человеколюбие:

Виждь, Господи, и призри, яко бых безче-

336

 

 

стен. Потом просить проходящих городом обратить взор на его ни с чем несравнимое страдание. А навел его на меня, говорить Владыка, (12) глаголавый о мне, то есть, он повелел только, и постигли меня 6едствия. Сказанное: обрал меня(*) сирский толкователь перевел: сварил меня. Изображаете же сим Пророк постигшую Иерусалим свыше кару.

(13). С высоты Своея посла огнь в кости моя, и сведе его на меня. Ибо Сам Бог попустил врагам осадить, разграбить и сожечь город.

Простре сеть ногам моим, обрати мя вспять, даде мя в погубление, весь день болезнующа. Сетию называет Пророк неизбежность бедствия; потому что и бежавшие взяты в плен. Показывает же и справедливость наказания.

(14). Бдяше на нечестия моя, руками Своими сплел меня. То есть, наложил на меня узы, и предал врагам. Отяготил иго Свое на выи моей. Принудил меня быть в горьком рабстве у жестокосердых Вавилонян.

И изнеможе крепость моя, яко даде Господь в руце мои болезни, против которых не возмогу стати. Сетует же и о гибели мужей доблестных.

(15). Отъя вся крепкия моя Господь, призва на

________________________

(*) Вместо слов: смири мя, как читается в слав. пер. и у Седмидесяти, бл. Феодорит читает: ἐπεφυλλισε μοί, что согласно с Вульгатою, где читается: vindemiavit me.

337

 

 

мя время, еже сокрушити избранныя моя. И сирский перевод и еврейский текст временем называют бедствие; да и мы имеем обычай часто сетовать о трудности времен.

Точило истопта Господь девице, дщери Иудине, о сих аз плачу. Божественное Писание часто самое великое наказание уподобляет точилу; потому что в точилах сгнетаются все грозды, и по большей части не избегает сего ни одна ягода.

(16). Очи мои излиясте воду, яко удалися от мене Утешаяй мя. И давая знать, Кто сей утешающий, Пророк присовокупил:

Возвращаяй душу мою. Ибо для того наложил и наказание, чтобы доставить пользу душе. Оплакивает же Пророк и гибель сынов и преобладание врагов. Показывает и самый наружный вид плакавшаго города.

(17). Возде руце свои Сион. У плачущих жен в обычае распростирать и складывать руки. При сем сказует Пророк, что город безутешен; потому что Бог попустил врагам напасть на него и осквернить освященный Сион. Ибо говорит:

Бысть Иерусалим яко осквернена кровоточениeм в них. По закону нечистою была жена, страдающая течением крови; поэтому Пророк такой жене, уподобляет город, наполненный иноплеменниками и людьми нечестивыми. Между тем часто восхваляет он справедливость приговора, представляя читателям происшедшую от того пользу.

338

 

 

(18). Праведен есть Господь, яко уста Его огорчих; потому что преступил постановленные Им законы. Оплакав же отведение в плен дев и юношей, Пророк дает видеть, как бесполезно служение идолам; ибо их называет (19) любителями. Умоляет же Того, Кто может рассеять силу бедствий, чтобы умилосердился над городом, исповедующим грех свой; ибо говорит:

(20). Горести исполнихся. Особливо же печалит Иерусалим то, что издеваются враги; и это, говорить он, соделалось по Твоему мановению.

(21). Привел ecи день, призвал ecи время, и стало мне горе, горе. Просит же, чтобы и они подпали тем же бедствиям; ибо говорит:

(20). Да приидет вся злоба их пред лице Твое. Видел и усмотрел Ты мое беззаконие, воззри и на их нечестие.

И отреби их, яко же отребил меня о всех гресех моих, яко многа суть стенания моя, и сердце мое скорбит. Сирский толковник слово: «отреби» перевел здесь: сокруши их, как сокрушил меня. И сим оканчивается первый плач.

 

ГЛАВА 2.

И вот начало второго плача:

(1). Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю, сверже с небесе на землю славу

339

 

 

Израилеву, и не помяне подножия ногу Своею в день гнева Своего? И из сего явствует, что божественный Давид подножием ног Божиих именует Божий храм; ибо говорить: покланяйтеся подножию ногу Его (Псал. 93, 5). А Пророк уподобил бедствие мраку, и говорит, что город свержен с небес на землю. Поелику лишен был благодати, по которой процветал; то легко соделался добычею врагов.

(2). Погрузи Господь и не пощаде: вся красная Иаковля разори яростию Своею, твердыни дщере Иудины, изверже их на землю, то есть, сравнял с землею, оскверни цари ея, и князи ея. Сиe предрек и блаженный Давид; ибо говорит: положил ecи твердая его страх: расхищаху его вcи мимоходящии путем (Пс. 88, 41. 42).

(3). Сокруши во гневе ярости Своея весь рог Израилев. Рогом называет князей и властелинов.

Обрати вспять десницу его от лица врага, разжже во Иакове яко огнь пламы, и потреби вся окрест его. Бог не восхотел защитить от нападения неприязненных; уподобился же доблестному вождю, который легко может поразить врагов, но кладет руки назад, и неприязненным дает возможность одержать победу. И напротив того на меня, говорит Иаков, поднял Он руки Свои.

(4). Напряже лук Свой, яко» враг, «утверди десницу Свою яко супостат, и изби вся красная в селениих дщере Cиoни, излия яко огнь ярость Свою. Ибо враги во храм отваживались на убий-

340

 

 

ства. Пророческое же слово дает видеть, что все это произошло по Божию попущению. Поелику согрешили; то поступил с ними неприязненно, и руками врагов разорил ограды, сожег домы и причинил плач мужам и женам. Ибо cиe сказует Пророк:

(5). Умножи дщери Иудине смирена и смирену. (6). Исторг, аки виноград селение Свое; потому что враги сожгли Божий храм.

Разсыпа праздник его. Ибо не совершали более праздников, но принуждены были плакать. Сотворил Господь, что забыл Сион праздник и субботу. Присовокупил же к этому погибель царей и жрецов, опустошение храм, осквернение жертвенника, разжжение людских стен, и, что всего горестнее.

(7). Глас брани даша в дому Господни, как левитский псалом, в день праздника. Вместо обычного песнопения раздавались воинственные клики врагов.

(8). Помыслил Господь разсыпати стену дщере Cиони: протяже меру, то есть, произнес должный и правдивый приговор; cию меру видел и блаженный Зaxapия. Но упомянув снова о вратах, о стенах и о князьях, Пророк присовокупил:

(9). Несть закона. Ибо пред нашествием врагов небоязненно нарушаем был закон, а по взятии города, по сожжении храма, не могли совершать богослужения по закону, хотя бы и хотели.

341

 

 

И пророцы ея не видеша видения от Господа. Говорит о лжепророках, которые предрекали Иерусалиму ложное. Представляет и старейшин плачущими, и препоясавшимися во вретища, и сам Пророк взывает:

(11). Оскудеша очи мои в слезах, смутися утроба моя, излияся на землю слава моя, о сокрушении дщере людей моих. Показывает же, что из всего претерпеваемаго наиболее достойно сожаления: внегда оскуде младенец и сущий на стогнах градских; потому что голод препобедил и естественную любовь. Ибо cиe присовокупил Пророк:

(12). Матерем своим рекоша: где пшеница и вино? внегда разслабленным быти им. Пророк сказует, что не находить и подобия соответственнаго страдание; ибо говорить:

(13). Что ти засвидетельствую? или что уподоблю тебе, дщи Иерусалимля? Упоминает также о лжепророках, которые предсказывали доброе; ибо продолжает:

(14). Пророцы твои видеша тебе суетная и безумье; и не открыта о неправде твоей, и видеша тебе словеса суетная, изринули тебя. Ибо, предсказывая радостное, служили препятствием к тому, чтобы прибегнуть им к покаянно, и нe дозволяли им оставить великого беззакония.

(15). Восплескаша руками о тебе ecи минующие путем, позвиздаша, и покиваша главою своею о дщери Иерусалимли. Это свойственно уди­вляющимся перемен на худшее. Сказует же Пророк, что говорили они:

342

 

 

Сей ли град, венец славы, прекрасное благолепие, веселие всея земли? Пророк сказует, что все это исполнилось по Божественным предречением, передает и слова, какие произносили и нeпpиязненные, радуясь постигшим их бедствиям.

Сей день, его же чаяхом, обретохом его, видехом. Ибо cиe предсказывал и блаженный Давид: быхом поношение соседом нашим, подражнение и пopyгaниe сущим окрест нас (Пс. 78, 4)); и еще: положил ecи нас в поношение во языцех, покиванию главы в людех (Псал. 43, 15). И Пророк, снова олицетворяя и городские стены и город, повелевает им по причине несчастий всякого рода день и ночь проливать слезы. Изображает же и чрезмерность бедствий.

(20). Еда снедят жены плод утробы своея? отребление сотвори повар, то есть, сварил последний собранный плод; ибо cиe присовокупил Пророк:

Избиют ли многих младенцев ссущих сосцы? Присоединяет же и другую несообразность.

Убиют ли во святыни Господни жерца и пророка? Качеством и лиц и места Пророк выра­зил чрезмерность претерпеваемого. Оплакав же отведение в плен старцев, отроков, дев, присовокупил:

(22). Призвал ecи яко в день праздника пришелствие мое окрест, и не бысть в день гнева Господня уцелевший и оставшийся. Ибо, убоявшись нашествия врагов, прибегали в Иерусалим, как в укрепленный город; но там все взяты были в плен. Имели же обычай все стекаться

343

 

 

туда во время праздников. Посему Пророк и пленение уподобил празднику.

Я воспитал, сотворих возмощи, и умножих; а враг всему положил конец, то есть, напрасен был Мой труд; ибо лишился всех моих питомцев. Здесь Пророк окончил второй плач.

 

ГЛАВА 3.

Третий же плач начинается так:

(1). Аз муж видя нищету. Ибо сей Пророк преимущественно пред всеми предвещал время бедствий. Посему нищетою называет оскудение благ.

В жезле ярости. (2). Поят мя, и отведе мя во тьму, а не во свет. Себе усвояет, что претерпел город, и тьмою называет несчастие.

(3). Обаче на мя обрати, измекил руку Свою весь день. Подавал мне прежде блага, а теперь налагает наказания. Ибо cиe означают слова: изменил руку Свою.

(4). Обетши плоть мою и кожу мою, кости моя сокруши. Все это производить печаль.

(5). Согради на мя, и объя, то есть, не могу избежать постигших меня бедствий; означает же сим и внешний окоп, какой устроили враги во время осады.

344

 

 

Главу мою утруди. (6). В темных посади мя яко же мертвыя века. Прикровенно изображает сим горькое рабство. Ибо царь вавилонский, выколов глаза Седекии, приставил его к жерновам (Иер. 52, 11). Cиe же означает и присовокупляемое:

(7). Отяготи иго выи моей. Принудил быть в рабстве у самых жестоких властителей.

(8). И егда воскричу, и возопию. Ибо не пpиемлет прошения от меня молящегося.

(9). Возгради пути моя мрамором, изгладил стези «моя.» Окружен я бедствиями, которых не могу избежать.

(10). Бысть яко медведь ловяй, яко лев в сокровенных. (11). Гна отступившаго, и возмяте мя. Пророк показал правдивость наказания; ибо говорит: сперва я отступил, а потом Он наложил наказание. О сих предречениях напоминали и древнейшие Пророки.

Положи мя погибша. (12). Напряже лук Свой, и постави мя яко знамение на стреляние. Стреляющие в цель и упражняющиеся в этом искусстве пускают обыкновенно не две, три и четыре стрелы, но множество стрел. И Пророк сими подобиями изобразил непрерывность бедствия. Но говорит и о душевной болезни; потому что (13) лядвиями называет помыслы; сказует также, что город соделался посмешищем для врагов, которые и наносимыя ему бедствия совершали с песнями в устах; ибо, говорит, лишил меня всей крепости. Cиe означают слова;

(16). И изъя каменем зубы моя, напита мя

345

 

 

пепелом. А сирский толковник переводит: камнем лишил меня прежнего мира и всякого рода благ.

(18). И рех: погибе победа моя, и надежда моя от Господа, то есть, отказался от добрых я надежд, томлю душу непрестанным памятованием скорбного, и преклоняю на милость Владыку.

(22). Велика милость Господня, яко не остави мене, не скончашася бо щедроты Его. Если бы наложил Господь наказание соразмерное греху; то не избегли бы мы смерти. Потом Пророк приносит о них моление:

(23). Обнови их, как утренний рассвет. Поелику бедствие наименовал тмою; то перемену его на лучшее уподобляет рассвету.

Во утриих умножилась вера твоя. Как скоро произойдет перемена, искренне обратятся к благочестию. Ибо многочисленны воздыхания мои, и сердце мое изнемогло.

(24). Часть моя Господь, рече душа моя: сего ради пожду Его; то есть, не имею другого прибежища, но Твоей ожидаю помощи. Потом показует Пророк пользу надежды на Бога.

(25). Благ Господь надеющимся нань, (26) души ищущей Его даруется жизнь: благо есть ожидать и надеяться спасения Господня. Пророк в утешение унывающих изрекает cиe и следующее:

(27). Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей. (28). Сядет на едине, и умолкнет, яко воздвигне на ся тяжелый ярем. Cиe

346

 

 

говорил и блаженный Давид: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Псал. 118, 71). Слова: сядет на едине, и умолкнет, научают твердости и терпеливости в скорбях; согласно же с сим и присовокупляемое:

(29). Положит в прахе уста своя, негли како будет надежда терпению. (30). Подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн. Евангельский это закон; ибо Господь заповедал, ударившему в правую ланиту обращать и другую (Матф. 5, 39). А вместо: уста своя положит в прахе, сирский толковник перевел: положить на земле; то есть, будет молчать и великодушно переносить порицания и укоризны, как человеке, у которого уста наполнены землею. Сиe выразил и богомудрый Давид: внегда возстати грешному предо мною, смирихся и онемех, и умолчах от благ (Псал. 38, 2. 3). Потом Пророк учит, что Владыка, как человеколюбивый, не на долго подвергает наказаниям, но после наказания оказывает милость. Ибо говорит:

(33). Не смири от всего сердца Своего, не отринь сыны мужеския. Имеет только вид разгневанного, а изволение исполнено человеколюбия. И наказание к пользе человеческой налагает. Ибо cиe присовокупил Пророк:

(34). Еже смирити под нозе Его вся узники земныя, то есть привязанных к земле и не имеющих возвышенного образа мыслей; потому что живут в неправде, и не страшатся над всем Назирающего.

347

 

 

(37). Кто тако рече, и бысть? Господь не повеле. (38). Из ycт Вышняго не изыдет зло и добро наше. Пророческое слово обвиняет отмещущих Промысл; ибо они все, что бывает, приписывают, судьбе, или случаю.

(39). Что возропщет человек живущий? муж о гресе своем. Ибо нерадение, а не наша природа, виною греха; почему и Судия налагает наказание на согрешающих.

(40). Изыскася путь наш, и испытася. Бог видел на какое беззаконие мы отважились.

И обратимся ко Господу. Наказание да будет нам поводом к покаянию.

(41). Воздвигнем сердца наша, и воззрим к Высокому и Живущему на небеси, то есть, освободив помыслы от излишних забот, будем испрашивать Божией милости.

(42). Мы согрешихом, и нечествовахом, сего ради не помиловал еси, то есть, справедливое наложил наказание.

(43). Покрыл ecи яростию, и отгнал ecи нас, убил, и не пощадел ecи (44) покрылся eси густым облаком, да не дойдет к Тебе молитва. Cиe сказует Бог и устами другого Пророка: греси ваши разлучают между вами и между Мною (Иса. 59, 2). Их и Иеремия уподобил облаку, возбранявшему доступ молитве. Особенно же плачет и сетует Пророк, видя, что неприязненные посмеваются над Божиим народом, и осыпают его укоризнами. Сказует же, что они уловляют, убивают, ввергают в ров, налагают камень, погружают в воде. Всем же сим

348

 

 

выразил Пророк чрезмерность бедствий. Так и богомудрый Давид от лица Иудеев говорит: спаси мя Боже, яко внидоша воды, до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя (Псал. 68, 1-4), и еще: да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Так и здесь Пророк говорит:

(55). Призвах имя Твое, Господи, из рова преисподняго. (56). Глас мой услышал ecи не загради ушес Твоих на мольбу мою и на вопль мой. Извещает же и о том, как умилостивил Человеколюбивого; ибо говорит:

(57). «Приближился ecи, в день, в он же призвах Тя, и рекл ми ecи, не бойся. И сего краткого слова достаточно для утешения. Потом Пророк открывает, как Бог произнес правдивый суд на них и на неприязненных им, одних предал рабству, а других сподобил свободы. Испросив же гибели нечестивым врагам, окончил сим третий свой плач.

ГЛАВА 4.

(1). Како потемне злато, изменися сребро доброе? разсыпашася камыцы святыни в начале всех исходов. Веществам сим уподобляет

349

 

 

Пророк благочестие предков, и оплакивает происшедшую перемену в потомках. Ибо cиe дают, видеть и последующие слова:

(2). Сынове Сиони честнии, превозносимые паче злата, како вменишася в сосуды глиняны, дела рук скудельничих? Сие предсказал Владыка и устами божественного Исаии: будут непотребны, как глиняный сосуд сокрушенный на мелкие части, которыми невозможно почерпнуть воды, или взять огня из печи (Иса. 30, 14).

(3). Еще же змиеве обнажиша сосцы, воздоиша скимни их, дщерей людей Моих в неисцеление, яко же птица в пустыни. И самые лютые звери, говорит Пророк, имеют попечение о детях; но чрезмерность страданий довела жителей Сиона до того, что забыли они и самую природу. Большая часть их избита, прочее отведены в рабство, осталось же малое число, и они уподобляются одинокой птице, блуждающей по пустыне. Пророк изображает также бедствие, порожденные голодом.

(4). Прилпе язык сущаго к гортани его в жажде: младенцы просиша хлеба, и несть им разломляюшаго. Извещает же и о прежней их роскоши.

(5). Ядуще сладостная погибоша во исходех, то есть, брошены среди торжища.

Питаемии на багряницах одеяшася в гной. Сказует же, что виною сему был грех их, и уподобляет оный греху содомскому. Сказует также, что Назореи до бедствий были славны, а во время бедствия обходились с ними худо. Говорит

350

 

 

еще, что быть убитым на войне лучше, нежели погибнуть от стрел голода. Упоминает в плаче своем и о тягчайшем из всех страданий.

(10). Руце жен милосердых свариша дети своя, быша в ядь им, в coкpyшениe дщере людей моих. Ибо нужда голода препобедила естественное сердоболие. И сему Владыка подверг Сион по правдивому Своему негодованию.

(12). Не вероваша цapиe земстии, и вси живущии во вселеней, яко внидет враг, и стужаяй, сквозе врата иерусалимская. А к утверждению себя в этой мысли сильным для них поручительством служило постигшее Сеннахирима, у котораго воинство истреблено было в не­продолжительную часть ночи. Но Иерусалим предан врагам и за убийства жрецев.

(14). Ползали юноши его на стогнах. Стогнами Пророк называет дороги и так называемые улицы.

Осквернишася в крови, внегда не мощи им, бросились вместе с одеждами своими. Голод принужден бросаться; окружавшие же враги препятствовали погребать, а псы пожирали поверженных. Пророк пересказывает и то, что говорят друг другу враги:

(15). Отступите от нечистых. Нечистыми называли нас. Потом показав, кого именует нечистыми, продолжает речь, и говорит:

Отступите от нечистых, отступите, не приближайтесь к ним; потому что преогорчили они, то есть Бога.

351

 

 

 

И возжгошася, и восколебашася, то есть, за беззакония лишились Божией помощи.

Рцыте во языцех, не приложат, еже обитати пред лицем Господним, то есть, Господь совершенно отрекся от нас.

(17). Оскудеша очи наши, на помощь нашу всуе смотрящим нам, надеяхомся на язык не спасающий. Ибо, положившись на помощь Египтян, обманулись мы в надежде. Потом Пророк показывает жестокость врагов; потому что не удостоивали они и старость пощады и священство уважения.

(18). Уловляли мы «малых наших, еже не ходити на стогнах наших. Сирский толковник перевел уловиша(*); cиe согласно с ходом речи; потому что враги вместе с престарелыми уловляли и молодых. Терпли же мы это, говорит Пророк, потому что приближися время наше, исполнишася дние наши. Пророческое слово дало сим видеть, что Бог всяческих и долготерпит и наказывает, наблюдая вес и меру. Ибо, когда, водясь долготерпением, усмотрит презрителей, тогда нашлет наказание, чтобы прекратить грех. Потом извещает Пророк, что скорость врагов превзошла и быстроту орлов. Предсказывает также Спасительное страдание:

(20). Дух лица нашего Помазанный Господь ят бысть в растлениях наших: о Немже рехом, в сени Его поживем во языцех. Пусть

______________________

(*) Так читается и в славянском переводе.

352

 

 

скажут Иудеи, кого пророческое слово называет Помазанным? и кто из называемых у них по­мазанными, царь ли, пророк ли, священник ли, именовался Господем? но не в состоянии будут они показать, сколько бы ни выдумывали лжи. Посему ясно, что Пророк предвозвестил Спасителя и Господа нашего, ятаго ими по растлению нечестия их. О язычниках же Пророки говорят, что поживут в сени. И они уверовали ради священных Апостолов и Божественных предвещаний, проповеданных язычникам. Мы же рассматриваем сказанное у Пророка, как просвещенные всесвятым Духом. Сказано: Дух лица нашего помазанный Господь. Пророк поместил пророчество cиe в плаче своем, научая тогдашних Иудеев, что, так как не родился еще Тот, Кто есть чаяние язычников, то и они получат пощаду, и сподобятся возвращения, хотя в последствие и предадут кресту Спасителя вселенной.

(21). Радуйся, и веселися дщи идумейска живущая на земли Уз, и на тебе приидет чаша Господня, и yпиeшися, и излиеши. Пророческое слово предрекло Идумеям чрезмерность бедствий; ибо cиe означают слова: и упиешися, и излиеши. И богомудрый Давид говорит о них: помяни Господи сыны eдомские в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте, до оснований его (Псал. 136, 7); потому что, будучи братьями и соседями, не хотели быть в мире, но сохраняли прародительскую ненависть.

(22). Скончася беззаконие твое дщи Сионя, не приложить ктому преселити тя: посетил есть

353

 

 

беззакония твоя дщи Едомля, откры нечестия твоя. Сиону предрек благоприятное, а Идумее противное; ибо сказал, что постигнет ее наказаниe. Справедливо же и cие не приложит ктому преселити тя; потому что отведенные в плен всячески были истребляемы, и подпали владыче­ству Персов.

Сим Пророк кончил плач свой. А мы прославим Того, Кто дал уста человеку, и научает человека ведению; потому что смысл сказанного и сим Пророком уяснили, сколько было cиe для нас доступно, и к прочим пророческим книгам присоединили и cиe толкование, так что, по благодати Его, ни одно пророчество не осталось не истолкованным. Читателей же прошу принять то, что сказано правильно и хорошо, и простить, если что недостаточно; ибо как человек, будучи далек от совершенства, приложил усердие свое, доставить какую-либо пользу боголюбивым и трудолюбивым, и их умоляю воздать за труд истолкования молитвенною помощью, чтобы, подкрепляе­мый ею, довершил я и остаток жизни, делами и словами и помыслами служа Богу и Спасителю и Господу нашему. С Ним Отцу и со Всесвятым Духом, подобает слава, и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

354


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.