Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. 14. О том, что Владыка восприял на Себя совершенное человеческое естество

Посему-то Господь называет Себя и человеком, и Сыном человеческим. Апостолам неоднократно говорил Он: Сын человеческий имать предатися в руце человечесте (Лк. 9, 44), и убиют Его, и в третий день воскреснет (Мк. 9, 31); и намеревавшемуся идти вослед Его сказал: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главу подклонити (Лк. 9, 58). Иудеям же открыто изрек: что ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголет, юже слышах от Отца Моего? (Ин. 8:40) И божественный Апостол взывает: един Бог, и един ходатай Бога и че-

54

 

 

ловеков (1 Тим. 2, 5); и еще: понеже человеком смерть, человеком воскресение мертвых (1 Кор. 15, 21). По сей, конечно, причине Господь наименован и семенем Авраамовым и сыном Давидовым. Поелику Аврааму обетовал Бог всяческих в семени его благословить все народы и обетование сие дал Исааку и Иакову, то божественный Апостол в Послании к Галатам справедливо сказал: Аврааму речени быша обеты, и семени его (Гал. 3, 16), и показывая, кого наименовал семенем, присовокупил: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и семени твоему, иже есть Христос (Гал. 3, 16); и в Послании к Евреям сказал так: не от Ангел бо приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу (Евр. 2, 16. 17.). А патриарх Иаков приятое от Бога всяческих благословение уделил и Иуде, сказав: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная Ему: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10). И пророк Михей возобновляет пророчество, говоря: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет мне Старейшина, исходи же Его из начала от дний века (Мих. 5, 2; Мф. 2, 6). И божественный также Апостол указал конец предречений и присовокупил: яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш (Евр. 7:14). Сие же обетование от Бога всяческих приял царь и пророк Давид, ибо ска-

55

 

 

зал ему Бог: до века уготовлю семя твое, и созижду в род и род престол твой (Пс. 88, 5); и еще: и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба (30); и чрез несколько слов: единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен (36—38). Сие же обетование паки обновил нелживый Владыка чрез пророка Исаию. Ибо говорит: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11, 1—3); и следующие за сим слова имеют тот же смысл. И еще: и будет корень Иессеов, и востаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь (Ис.11:10). И в другом месте говорит: и завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная (Ис. 55:3). Ибо исполню, что обетовал Давиду, и Семенем его спасу вселенную, потому что обетование Мое верно и не лживо. Показуя истинность сих обетований, евангелист Матфей в самом начале Писания благовествует вселенной, что процвело чаяние языков, ибо сказал: книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Мф. 1:1), потому что обетования о семени были даны обоим. И божественный Апостол, пиша к римлянам, в начале послания показал исполнение обетования, данного Давиду, ибо говорит: Павел раб

56

 

 

Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща Пророки Своими в Писаниих, о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти (Рим. 1, 1—3). Присовокупив же: по плоти, дал видеть, что Господь наш Иисус Христос — и превечный Бог. А сыном Давидовым назвал Его по естеству человеческому. И яснее научая сему, Апостол присовокупил: (о нареченнем) Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа (4), то есть, восстав от мертвых и духом благодати исполнив Апостолов, совершенными чрез них чудесами Господь явил Себя Богом, потому что Его именем совершали Апостолы великие чудотворения. В средине же послания, напомянув Иудеям о благах, дарованных древле, Апостол присовокупил: ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог (Рим. 9, 5). И в едином Лице показал различие двух естеств, наименовав Господа и рожденным по плоти от Иудеев, и как Бога сущим над всеми и во веки благословенным Богом. Да и блаженному Тимофею повелевает, говоря: поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему: в немже злостражду даже до уз, яко злодей (2 Тим. 2, 8. 9). И в каждом писании можно найти весьма много свидетельств, проповедующих о родстве с нами Спасителя по плоти. Но и представленные нами достаточно показывают, что Господь восприял на Себя совершенное человеческое есте-

57

 

 

ство, а потому и наименован сыном Давидовым, сыном Авраамовым, сыном человеческим, человеком, Адамом, Иаковом и Израилем. Ибо Он, как совершенный Бог, так и совершенный человек, даровал людям совершенное спасение.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.