Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на пророка Малахию

 

Великий законодатель Моисей первый из всех словеса Божии оставил нам в письменах; а богомудрый Малахия после всех написавших пророчества предал письмени божественные провещания. Времени написания, подобно другим Пророкам, не означил он, но тем самым, о чем пророчествовал, дал видеть, что, по создании Божия храма и по умирении иудейского народа, сподобился сей благодати. Ибо не обвиняет Иудеев в нерадении о храмоздании, как блаженные Аггей и Захария, но напоминает им Божии благодеяния, обвиняет же, частью иереев, а частью и других, выставляя на позор учиненные ими беззакония. Предрекает он и пришествие во плоти Владыки Христа, и спасение, как им вследствие оного

153

 

 

воспользовался род человеческий; предвещает и призвание язычников и неверие Иудеев, а сверх того второе пришествие Бога и Спасителя нашего. Называется же на языке греческом Ангелом, а на еврейском Малахиею, и начинает пророчество так:

ГЛАВА 1.

(1). Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его. Ум мой, говорит Пророк, будучи объят Божиею благодатью и став вне всего человеческого, приял в себя предвещание об Израиле не для того, чтобы одному иметь ведение сие, по чтобы и Иудеям возвестить объявленное. Поэтому-то Пророк нарек себя Ангелом, как служащего словесам Божиим. Так указав вещающего устами его Господа, увещевает народ внимать изрекаемому:

Положите убо па сердцах ваших, то есть, со всею тщательностью внимайте словесам Божиим.

(2). Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Не потому сказал сие Пророк, что действительно народом предложен был такой вопрос, но обличает сим непризнательность сердца их; потому что, пользуясь такого любовью Бога всяческих, не только пребывали неблагодарными Благодетелю, по даже не познали и того самого, что возлюблены. Посему-то Пророк обличает неблагодарное

154

 

 

их сердце, доказывая избыток любви, явленной издревле еще предкам.

Не брат ли бе Исав Иакову? Глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех. И вы, непрестанно питающиеся сказаниями Моисеевыми, ясно знаете, говорит Пророк, что Исав и родоначальник ваш Иаков имели одного отца, произошли из одной утробы, вмещались в одном чреве, однако же ни одинаковость естества, ни время рождения, которое для обоих было одно, не расположили Меня иметь к ним одно и тоже расположение. Напротив того, когда отец, следуя законам естества усиливался право первенства предоставить Исаву, Я устроил, что вместо него получил старейшинство Иаков; потому что возненавидел Исава за лукавство права, возлюбил же Иакова, как любителя добродетели. Да и род Исавов, поелику возревновал правом прародителя, оставлен Мною в небрежении; почему и населял эту пустыню. Ибо сие выразил Пророк в присовокупляемом:

(3). И учиних пределы его во исчезновение, и дoстояние его в нырища пустынна. (4). Зане аще речет: Идумея разорися, и обратимся, и возсозиждем опустевшая ея, сице глаголет Господь Вседержитель: тии созиждут, и Аз разорю, и нарекутся им пределы беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века. Если и предпримут воссоздать свои города, то надежды их соделаю ложными, и пустыню получат в плод беззакония. Ибо сие сказал Пророк: и нарекутся им

155

 

 

пределы беззакония. Проклятие же это будут нести от Меня до конца.

(5). И очеса ваша увидят, и вы речете: возвеличися Господь превыше предел Израилевых. Увидев это, вы узнаете, каким промышлением о вас пользовались вы от Меня. Так показав, какую имел к ним любовь, обличает великую их неблагодарность.

(6). Сын славит отца, и раб господина своего убоится: и аще отец есмь Аз, то где слава Моя? И аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой? глаголет Господь Вседержитель. Двоякого вида расположения имеют место во всех подчиненных, любовь и страх; но любовь прилична сынам, страх же рабам. А Я присвоил вам то и другое именование; потому что нарек вас не только рабами, но и сынами: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6.); и: сыны родих и возвысих (Иса. 1, 10.); и: сын Мой первенец Израиль (Исx. 4, 22.). Посему, если любезно вам наименование сынами; то окажите честь, какую спешите воздавать отцу. Если же сами себя почитаете рабами; то почему же не имеете страха, какой надобно иметь рабам, и притом имея такого Владыку, Который обладает вкупе всем видимым и невидимым? Доселе Пророк делал укоризны вообще всем Иудеям; после же сего начинает обвинять их в раздельности, и сначала обличает преступления иереев; потому что были они достойны больших упреков за то, что не сами только нарушали закон, но и для других стали образцом беззакония.

156

 

 

Вы священницы презирающий имя Мое: и ресте: о чесом презрехом имя Твое? Небрежение ваше о священническом служении внушает народу, будто бы Я малозначителен, и не стою никакого внимания. Но вы не чувствуете этого, и не хотите знать преступления. Ибо сие означает сказанное: и ресте: о чесом презрехом имя Твое? Если и не действительно произносили вы подобныя слова; то имели такие помышления. Потом Пророк объясняет и то, в чем оказывалось презрение.

(7). Припосяще к олтареви Моему хлебы скверны, и ресте: о чесом осквернихом я? внегда глаголати вам, трапезу Господня уничижена есть, и возложенная брашна уничижили есте. Слово скверны Акила и Симмах перевели: нечисты, то есть, приготовлены не по закону, но вопреки оному. Отважились же вы на это, не думая, что посвященная Мне трапеза досточтима. Ибо, если бы воздавали ей должное чествование, то всякого тщания удостоили бы приносимое Мне на ней. Потом, не как Владыка, но как отец, жалуется на них, что приносили в жертву животных слепых и хромых, когда закон ясно повелевает приносить животных здоровых. И показывая чрезмерность нечестия, говорит:

(8). Приведи е князю твоему, еда прииметь е? еда примет лице твое? глаголет Господь Вседержитель. Если и тот, кто одного с тобою естества, такую честь почитает оскорблением и насмешкою, и не стыдится твоего присутствия, но отвергает худо приносимый дар; то рассуди,

157

 

какое нечестие — приносить что либо подобное Создателю всяческих? Потом советует Бог прибегнуть к покаянию, и обещает Свое благоволение.

(9). И ныне умилостивите лице Бога вашего, и помолитеся Ему: да помилует вы. И давая им живее почувствовать дерзость, Бог усиливает обличение.

В руках ваших быша сия. Обвиняю вас не за беззаконие отцов, но за то, на что еще и ныне вы отваживаетесь.

Аще прииму от вас лица ваша? глаголет Господь Вседержитель. Это надобно читать как вопрос: ужели, без покаяния вашего, умилостивлюсь над вами?

(10). Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огня олтареви Моему туне. Поелику же недугуете вы крайнею нечувствительностью; то знаю, что удалю вас от двора Моего, и как бы двери некие заключу для вас, прекратив служение по закону. Ибо не потерплю, чтобы приносимы были напрасные жертвы, от которых никому нет пользы. Так предвозвестив Иудеям прекращение законного священнослужения, предсказывает чистую и бескровную жертву язычников, и сперва говорит самим Иудеям.

Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Потом даст видеть благочестие язычников.

(11). Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте

158

 

 

фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста: зане велие имя Мое во языце, глаголет Господь Вседержитель. Отвергну вас совершенно; потому что весьма гнушаюсь тем, что делаете; почему отвращаюсь и жертв приносимых вами. Вместо же вас будет чтить Меня целая вселенная; потому что обитающие по всей земле, осияваемой восходящим и заходящим солнцем, повсюду будут и приносить Мне фимиам и священнодействовать жертву чистую и угодную Мне. Повсюду познают Имя Мое и изволение Мое, и воздадут Мне должное чествование. Так и Господь сказал жене самарянской: жено веру Ми ими, яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Иоан. 4, 21. 24.). Наученный сему и блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8.). Но и божественный Малахия сим ясно указал нам на водворяющееся ныне благочестие; потому что прекратилось жреческое служение, ограничивавшееся местом, всякое же место признано удобным для служения Богу, прияло конец и заклание бессловесных жертв, приносятся же в жертву, единый непорочный Агнец, вземлющий грех мира, и благоуханный фимиам, как некий символ добродетели. А Иудеи, по божественному предречению, отринуты; почему Пророк говорит им: зане велие имя Мое во языцех.

(12). Вы же скверните е, глаголюще: трапеза

159

 

 

Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его уничтожена быша. В такое нечестие совратились вы, что не только приносите жертвы противозаконно, но даже посвященную Мне трапезу называете ничего незначущею, и когда обвиняют вас в том, что приносите такие дары, осмеливаетесь говорить: и это собираем с великим усилием и трудами. За сие-то лишу вас обилия и в этом. Ибо сие самое выражено в присовокупляемом:

(13).  И ресте: сия от злострадания суть, и отдунух я, глаголет Господь Вседержитель. Потом проклинает тех, у которых много жертвенных животных, и которые дали обет принести их в жертву, но оставляют их у себя, а вместо них приносят животных увечных. Но из самых дел, говорит Бог, должны вы дознать величие царства и владычества Моего, которое соделаю ведомым у всех народов.

ГЛАВА 2

(1). И ныне заповедь сия к вам, священницы. Если не хотите тщательно внять изрекаемому Мною, и всему в совокупности предпочесть воздаваемое Мне чествование;

(2). Послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердце ваше. Благословением называет самое

160

 

 

священство, которое прияли по Божией благодати; его-то угрожает разорить и уничтожить за допущенное в нем злоупотребление.

(3). Се Аз отлучу вам рамо, и раскидаю требухи на лица ваша, требухи праздников ваших, и прииму вы вкупе. Акила перевел это так: вот Я наложу на вас запрещение и с плечем, и на лица ваши развею помет, помет праздников ваших. Поелику по закону священникам определялись грудь и правое рамо; то угрожает Бог, что отринет и их самих, и отделяемое им рамо. Но вместо слова: грудь поставлено слово: требуха — вместилище помета. Ибо древле, когда иереи были благочестивы, Бог уделял им правое рамо, как символ деятельной добродетели, и грудь, которая подобно панцирю облагает сердце, охраняя и закрывая его, как символ догматов благочестия. Поелику же добровольно отступили они от благочестия, и лишены стали добродетели; то сказует им, что на лица их раскидает требуху — вместилище помета, означая сим их позор и бесчестие. Когда же исполню это, говорит Бог; узнаете, что Я предкам вашим дал заповедь о жертвах. Потом в имени Левии напоминает первого иерея Аарона. Ибо сказал так:

(4). И уразумеете, яко Аз Господь послал вам заповедь сию, еже быти завету Моему к Левитом, глаголет Господь Вседержитель. Потом присовокупляет к сему:

(5). Завет Мой бе с ним жизни и мира, и дах ему боязнию боятися Мене, и от лица име

161

 

 

не Моего устрашатися ему. Кто исполняет это говорит Бог, в награду тому обетовал Я жизнь и мир. Посему-то завет Свой, как доставляющий все сие покорным, и нарек Он заветом мира и жизни.

(6). Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах Его: в мирте исправляяй иде со Мною, и многи обрати от неправды. Ибо грех производит вражду на Бога, а правда установляет мир. Посему говорит Бог: Аарон, идя путем правым, храня истину и ужасаясь неправды, пользовался Моими милостями, и наслаждаясь миром Моим, для многих заблуждающихся соделался руководителем к истине. Ибо справедливость требует иерею преимущественно быть делателем Божиих законов; потому что поставлен он быть учителем других, и ему поручено истолковывать словеса Божии, он (7) Ангел Господа Вседержителя, возвещающий другим Божию волю.

(8). Вы же уклонистеся от пути Моего, и изнемоществисте многих в законе, растлисте завет Левиин, глаголет Господь Вседержитель. Вместо: изнемоществисте многих, Акила и Симмах перевели: соблазнили. Сказует же сим Бог: возлюбив беззаконие, и других довели вы до гибели. Потом, предсказывает им бедствия, постигшие их ныне.

(9). И Аз дах вы уничижены, и отвержены во вся языки, зане вы не сохранисте путей Моих, но лиц обинустеся в законе. Симмах перевел: уважали лица в законе. Обвиняет же их Бог в том, что соделались преступниками

162

 

 

закона, и в угодность другим судили противозаконно, или брали деньги с приносящих жертвы, и принимали у них жертвенных животных, имевших какое либо повреждение в членах.

(10). Не Отец ли един всем вам? не Бог ли един созда вас? что яко остависте кийждо брата своего, осквернити завет отец ваших. Будучи созданы единым Богом, Который, как Отец, изъявляете любовь Свою ко всем вам, столько вознерадели вы о тех, которые одного с вами естества, не уважили общения с ними и в естестве и в благодати, но оставили братьев Ваших без всякого о них попечения, не обращали внимания, когда делались они нарушителями Моих законов, и притом имея пред глазами полезный для вас пример, Иуду и Иерусалим.

(11). Оставлен бысть Иуда, и мерзость бысть во Израили и во Иерусалиме: зане оскверни Иуда святая Господня, яже возлюби. И ясно показывая, что возлюбил, присовокупляет: и прейде к богом чуждим. Иуда и во Израили и во Иерусалиме признан гнусным; потому что предавался беззаконию открыто, попирал Божии законы, и вместо Сущего Бога покланялся богам не сущим. Потом произносит Бог общую угрозу на всех подобных Иуде.

(12). Потребит Господь человека, творящаго сия, дондеже смирится от селений Иаковлих, и от приносящих жертву Господу Вседержителю. Ибо живущий в злочестии чужд сонму благочестивых. После сего обращает Бог речь к иному обвинению, и обвиняет их в

163

 

 

том, что оставив супруг своих, имеют беззаконные связи с другими женами.

(13). И сия, яже ненавидех, твористе. Но жалок тот, кто любит, что ненавидит Бог. Что же это такое, объясняет далее:

Покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов. Обиженные мужьями своими жены, не находя себе защиты, предаваясь сетованию и слезам, взывали к праведному Судие; делать же это принуждены были угнетавшею их скорбью. Сие и выражено у Пророка словами: от трудов. И когда вы так поступаете;

Еще ли достойно призрети на жертву вашу? (14)         . И ресте: чесо ради? Беззаконие ваше свидетельствует, что приносимое вами мерзко; а вы остаетесь еще бесчувственными, и показываете вид, что не знаете сему причины. Посему, водясь обычным долготерпением, открою вам эту причину.

Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси, и та общница твоя, и жена завета твоего. (15). И не иный сотвори, и останок духа твоего. Припомните первый закон, данный Адаму и Еве. Ибо, как скоро создал Бог жену, подобно некоему невестоводителю, приводит ее к мужу, и дает законы брака, сказав: сего ради оставит человек отца своего и матерь свою, и будут два в плоть един (Быт. 2, 24). Итак Сам Бог всяческих, и создал обоих, и сочетал их, и постановил закон сей; как же

164

 

 

вы осмеливаетесь явно нарушать постановленное из начала, и не помните Божия благословения, возвещенного отцам вашим: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. 9. 1.)? Ибо сие говорит Бог и здесь: и останок духа твоего. Имея естество смертное, в рождаемых вами надолго сохраните память о себе. Но Бог узаконил сие, а вы прекословите, говоря: Бог печется не о целомудренных браках, но о многочадии.

И ресте: что ино, кроме семене ищет Бог? Но повелеваю вам, оставив речи сии, хранить Божии законы, и жену в начале сочетанную не отлучать от брачного ига. Потом напоминает Бог о снисхождении, сделанном в законе.

(16). Но аще возненавидиши, отпустиши, глаголет Господь Израилев. Ибо в законе повелевает Бог, чтобы муж, если худо расположен к жене, давал ей книгу отпускную. Господь же, толкуя закон сей фарисеям, говорит: Моисей по жестокосердию вашему узаконил так: из начала же не бысть тако: Сотворивый их, мужеский пол и женский сотворил я есть (Матф. 19, 4. 8.), то есть, сотворил одного и одну, а не одного мужа и двух жен, чтобы, возненавидев одну, сочетаться с другою. Поэтому, таковое создание было законоположением целомудрия. Но поелику Бог всяческих знал неистовый нрав Иудеев, — знал, что они, захотев избавиться от жены ненавидимой, и не имея возможности сделать сие по закону, отважатся на ее убийство; то дозволяет зло меньшее, чтобы воспрепятствовать злу большему, и говорит: аще

165

 

 

возненавидиши, отпустиши; потому что сочетается она с другим, и не будет жить в горести. В священном евангелии, научая добродетели, ясно взывает Господь: всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Матф. 5, 32.). Но и здесь даст разуметь тоже самое.

Обнажатся сокровенныя помышления ваши, глаголет Господь Вседержитель. Если не по какому либо благовидному и справедливому предлогу расторгнете брак; то судиею вашим будет Господь всяческих.

Посему сохраните духом вашим, и не оставите завета. Обуздайте худые стремления, и не расторгайте брачных условий. Так обвинив их в этом беззаконии, и дав соответственное недугу врачевство, Пророк начинает обличение в хуле, на которую они отважились, и говорит:

(17). Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом Его? зане ресте: всяк творяй зло, добр пред Господем, и в них Сам благоволи: и где есть Бог правды? Ибо иные, видя живущих порочно и наслаждающихся благополучием, по крайнему неразумию, осмеливались говорить, что Богу обычно было благоволить к порочным; иначе не дал бы им в удел такого счастья. Хула эта, говорит Бог, особенно подвигла Меня наказать вас. А вы этого великого нечестия не почитаете и малым прегрешением. Ибо сию бесчувственность их обличая,

166

 

 

Пророк сказал: и ресте: о чесом прогневахом Его?

Вам же должно было знать, что Бог всяческих есть источник правды. А как источник правды, гнушается он любящими порок. Но закон домостроительства Его неизречен. Впрочем объявляю вам, что наступить время праведного воздаяния. И желая привести сие в ясность, предвозвещает
Бог сперва первое пришествие Владыки Христа, и указует великого Иоанна Крестителя, Предтечу сего пришествия. Ибо говорит:

ГЛАВА 3.

(1). Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицеем Моим; и внезапу придет в церковь Свою Господь, Егоже вы ищете, и Ангел завета, Егоже вы хощете. Сие пророческое свидетельство находим приведенным в священном евангелии. Да и блаженный Захария, отец божественного Иоанна, взяв его на руки, сказал ему: и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися: предъидеши бо пред лицеем Господним уготовати пути Его (Лук. 1, 76.). И здесь устами Малахии изрек Бог: Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицеем Моим и внезапу придет в церковь Свою Господь, Его же вы ищете. Ибо спасительное рождение совершилось так, что все о нем не знали.

167

 

 

Но, кроме первого пришествия Христова, Пророк предвозвещает и второе Его явление.

Се грядет, глаголет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его? Так и Захария о втором пришествии сказал: воззрят нань, Егоже прободоша. И восплачется земля по племенам племенам (Зах. 12,         10. 12.). Потом Пророк извещает, что соделано Им.

Зане Той входит, яко огнь горнила, и яко мыло перущих. (9). И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато. Так и блаженный Павел говорит: зане огнем открывается: и когождо дело, яково же есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А его же дело сгорит, отщетится (1 Кор, 3, 13—15.). Думаю же, что не сие только означает Пророк сказанным, но и очищение Духом Святым. Ибо Им таинственно разваряет Господь приходящих к Нему, и обновляет огнем Духа. Ибо так говорит и великий Иоанн: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3, 11.). А также и божественною благодатью, как некою травою, очищает греховную скверну. И как Иерусалиму говорит блаженный Иеремия: аще умыешися нитром, и умпожиши себе травы, порочен еси в беззакониих твоих, глаголет Господь (Иерем. 2, 22.); потому что Иерусалим имел у себя травы только закона, а не благодати; так здесь пророческое слово показывает нам, что Владыка, подобно некоему художнику, как травою какою, смывает греховную скверну,

168

 

 

и как огнем некиим, избавляет души наши от этого яда. Сие же сотворит и с уверовавшими в Него левитами. А из числа их были блаженный Варнава, как извещает история Деяний; да и многие другие, уверовав вместе с ним, улучили тоже спасение. Ибо сказано:

Очистит сыны Левиины, и прелиет я яко злато, и яко сребро: и будут Господеви приносяще жертву в правде, — не жертву подзаконную, о которой сказал Господь: и жертвы не прииму от рук ваших (Малах. 1, 10.), но жертву словесную и бескровную.

(4). И угодно будет Господеви жертва Иудова и Иерусалимля , якоже дние века , и якоже лета преждняя; потому что она не временная, но вечная. После сего Бог снова начинает живущим в нечестии угрожать наказанием. Ибо говорит:

(5). И прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи. Скоро наложу наказание за злые дела, которые видел; Мне не нужны другие свидетели; Я Сам самовидец лукавства.

И на прелюбодейцы, и на кленущияся именем Моим во лжу, и на лишающия мзды наемника, и на насильствующия вдовиц, и пхающия сирыя, и на уклоняющия суд пришельца, и на небоящияся Мене, глаголет Господь Вседержитель. Накажу, как за чародейство, так подобно сему и за прелюбодеяния, накажу осмеливающихся ложно клясться, пользующихся трудом наемников и нехотящих отдать им плату, одним словом накажу всякого, кто властительски поступает с оплакивающими сиротство и вдовство, решается

169

 

 

неправо судить странников и пришельцев, и кто не страшится Моего суда; не потерплю, чтобы обиженные оставались пренебреженными.

(6). Зане Аз Господь Бог ваш, и неизменяюся. Естество Мое не допускает изменения; знаете же, как предков ваших и избиению предал Я, и послал рабами в плен.

И вы сыны Иаковли, неудаляетеся от грех отец ваших. (7). Уклонистеся от законов Моих, и не сохранисте. Отваживаясь на одно с отцами, потерпите тоже, что и они. Присовокупляет же Бог обвинение и в другом преступлении.

Обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, глаголет Господь Вседержитель: и ресте: в чесом обратимся? (8). Еда обольстит человек Бога? зане вы обольщаете Мя. И ресте: в чесом обольстихом Тя? Акила и Симмах слова: обольстихом Тя, перевели так: ужели человек обманет ожидание Божие, потому что обманываете вы, и сказали: в чем обманули Тебя?

Яко десятины и начатцы с вами суть: (9). И взирающе вы взираете на них, и Мене вы обольщаете. (10). Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища, и будет расхищение нищаго в домех ваших. Закон повелевает начатки и первые десятины приносить Богу, а потому же остающееся брать себе; а вы все вместе отнесли в свои хранилища, не рассудив, что это похищение у нищих, если лишаешь их начатков и десятин. Ибо для того не дал Я участка земли иереям, чтобы, постоянно совершая богослужение,

170

 

 

и принося за вас жертвы, питались они Мне приносимыми начатками и десятинами, и из них же снабжали бедных, не отходящих от божественного храма. Посему, положите конец этой любостяжательности, отдайте узаконенное иереям, и испытайте, не увеличится ли у вас обилие благ. Ибо слова: обратитеся о сем, Акила перевел: изведайте опытом. Дав вам обилие дождей, плодородие земли, и в следствие сего и довольство. Поэтому и соседи станут называть вас достойными зависти и блаженными, как пользующихся от Меня таким о вас промышлением. Еще врачует другой недуг, которым страдали они, и говорит:

(13). Отяготисте на Мя словеса ваша, глаголет Господь Вседержитель. И ресте: о чем клеветахом на Тя? (14). Ресте: суетен работаяй Богу, что более, яко сохранихом хранения Его, и яко идохом молитвенницы пред лицеем Господа Вседержителя. (15). И ныне мы блажим чуждих, и созидаются вси творящий беззаконная, сопротивишася Богови, и спасошася. Водясь превратным разумением, назвали вы владычество Мое бесполезным и невыгодным, и сказали, что живущие беззаконно живут в благоденствии и благодушии, и вы, находящиеся под Моим попечением, остаетесь лишенными всякого успеха в делах, и ублажаете благосостояние других.

(16). Сия рекоша боящийся Господа, кийждо ко искреннему своему: и внят Господь и услыша, и написа книгу памяти пред Собою боящимся

171

 

 

Господа, и благоговеющими имя Его. Услышав, говорит Бог, что посвященные Мне ропщут на это между собою, даю боящимся Меня письменное обетование благ. Ибо сие означают слова: и написа книгу памяти пред Собою боящимся Господа, и благоговеющим имя Его. Посему те, говорит Бог, которые благоугождение Мне  чтут за великое, и боятся сделать что либо Мне неугодное,

(17). Будут Ми в день, его же Аз творю в снабдение. Присными Своими соделаю их в день суда:

И изберу я, имже образом избирает человек сына своего добре работающа ему. Как отец благорасположен к благопризнательному сыну, и предпочитает его; так Я предпочту их неблагодарными замыслившим противное. Слово же: изберу, Акила перевел: пощажу, как человек щадит сына своего.

(18). И обратитеся, и увидите между праведным, и между беззаконным, и между служащим Богови, и не служащим Ему.

172

 

 

ГЛАВА 4.

(1). Яко се день грядет горящ яко пещь, и попалит я. Тогда, говорит Пророк, дознаете, какое расстояние между праведным и неправедным, и какая разность между служащим и не служащим Богу. Ибо не думайте, что настоящая жизнь продолжительна; она прекратится, и придет некий день горящ яко пещь, и попалит я.

И будут вси иноплеменницы, и вси творящии беззаконная яко стеблие: и возжжет день грядый, глаголет Господь Вседержитель: и не останется от них корень ниже ветвь. Слово: иноплеменницы, Акила перевел: горделивые. Так и божественный Павел сказал: аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет: день бо явит: зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится (1 Кор. 3, 12 — 15.). Так Бог, предвозвестив гибель живущим в нечестии, показывает, какие награды благочестивым.

(2). И возсияет вам боящимся имене Моего Солнце правды, и исцеление в крилех Его. Сие же приличествует и первому и второму пришествию Спасителя нашего; потому что в первое пришествие, как некое солнце, воссиял Он нам,

173

 

 

седящим во тме и сени смертной, освободив нас от греха, соделал причастниками правды, и духовными дарованиями покрыв нас, как некиими крилами, даровал исцеление душам нашим; и во втоpoe пришествие, явившись изнуряемым в продолжение настоящей жизни, или против воли, или по собственной их воле, как праведный, рассудит их правдиво, и даст им обетованные блага. И как чувственное солнце, восходя, одержимых сном пробуждает к деланию; так и Господь явившись восставит одержимых долгим сном — смертью. Тогда, тогда именно; сказано у Пророка,

Изыдете, и взыграете, якоже тельцы от уз разрешении; потому что освобождены от греховных уз.

(3). И поперете беззаконники, и будут пепел под ногами вашими, в день, воньже Аз сотворю, глаголет Господь Вседержитель. Так пеплом стал богатый для Лазаря, так пеплом будут обидчики для обиженных, мучители и гонители для святых мучеников. Потом напоминает им Бог, что о Владыке Христе предрек Моисей, и повелевает, читая закон, в точности ему повиноваться и ни в чем не прекословить.

(4). Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хорив ко всему Израилю повеления и оправдания. Потом ясно зная, что и закону не покорятся, и Его пришедшего не приимут, но предадут на распятие, по неизреченному человеколюбию, дает им обетование, снова послать Илию проповедником спасения, и говорит:

174

 

 

(5). Се Аз послю вам Илию Фесвитянина, и означая время присовокупил: прежде пришествия дне Господня великого, и просвещеннаго. Так наименовал день второго пришествия; извещает же, что соделает пришедши великий Илия.

(6). Иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его. И показывая цель, для которой придет Илия прежде присовокупил: да не пришед поражу землю в конец. Чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, Илия придет прежде, возвестить вам о Моем пришествии, и убедить вас, Иудеи, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам, и составить единую Мою Церковь. Отцами же называет Пророк Иудеев, как призванных прежде, а сынами — язычников, как спасенных после Иудеев. Посему поелику мы и ныне убеждаем Иудеев к благочестию, они же пребывают непокорными, завидуя нашему спасению, то справедливо сказано у Пророка, что Илия устроит сердце отца к сыну; потому что убедит Иудеев вступить в общение с нами.

Но сего достаточно не Иудеям только внушить страх, но устрашить и нас. Ибо чем большими воспользовались мы благами, тем больший отчет должны дать Судье. Почему надлежит нам быть благоуготованными на оный день, чтобы, с дерзновением представ страшному судилищу, насладиться обетованными благами. А я умоляю читающих труды Мой, за сказанное право и хорошо воспеснословить несозданную Троицу; потому

175

 

 

что Ея дар — ведение, как говорит и блаженный Давид: учай человека разуму (Псал. 93, 10.); а если какое-либо пророческое изречение превысило мое разумение; — простить мне немощь естества, восполнить недостающее, похвалить же намерение, а за труды воздать молитвами. Податель благ, источник премудрости, и писателю, и читателям, да даст во всем разум, чтобы, без развлечения работая Ему, прославлять нам Его и телом и духом нашим; потому что Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

176

 


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.