13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророка Аггея
СОДЕРЖАНИЕ.
Кир, первый царь Персов, как скоро вступил на царство, провозгласил свободу пленным иудеям, и, если кто хочет, дозволил им возвратиться в отечество и вновь создать Божий храм. Вняв сему, все те, которые были вскормлены словесами пророческими и знали о предреченном возвращении, охотно пошли, и поселясь в Иерусалиме, приступили к созиданию Божия храма. Но встретив к сему препятствия со стороны живших по соседству иноплеменников, особливо при Кировом сыне Камбизе, который, по наущению сих соседей, издал указ противный родительскому, принуждены были оставаться в бездвйствии. По прошествии же долгого времени воцаряется Дарий, сын Истаспов, и как Кир, дает повеление строить Божий храм. И иудеи во
66
второй год царствования Дариева начали строение, а в шестой привели и к окончанию. Посему-то и Фарисеи сказали Господу: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми деньми воздвижеши ю (Иоан. 2, 20.)? Ибо иудеи, начав строить при Кире, были остановлены в сем деле; потом, по смерти Кира, Камбиза и царствовавших после них магов, в шестой год царствования Дapия строение достигло надлежащего конца. При сем царе сподобился пророчественной благодати богомудрый Аггей, и его-то устами Бог всяческих, как обвиняет иудеев в том, что строение храма производят медлительно, так повелевает бывшему в то же время народоправителем Зоровавелю и apxиерею Иисусу немедленно заняться храмозданием, и обещает, что соберет к Иерусалиму множество разных народов с великим обилием у них денег, и всех предаст там смерти, а богатство их предоставит Иудеям на издержки при построении. Таково содержание сего пророчества; точнейший же смысл оного увидим при подробном истолковании.
67
__________
ГЛАВА 1.
(I). Во второе лтето, при Дарии царь в шестый месяц, в первый месяца, бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя. До пленения, Пророки надписывали годы царей иудиных и израилевых, по возвращении же из плена, поелику у иудеев не было уже своих царей, божественный Аггей выставляет год царя персидского, и упоминает не только год, но и месяц и день, желая показать не только скорость построения, но и богатство щедрот, с каким Бог всяческих дает благословение Свое созидающим. Ибо вскоре за сим повелвает иудеям сделать сравнение, что было у них до построения, и что оказалось по окончании оного, и на опыте дознать, в каком недостатке всего необходимого находились они, отлагая попечение о храме, и сколько всякого добра стали иметь у себя, приложив старание о построении храма. Сказанное же: рукою Пророка, будем понимать: чрез Аггея.
Рцы к Зоровавелю Салафиилеву, от колена Иудова, и ко Иucycy сыну Иоседекову, иepeю великому, глаголя: (2). Сице глаголет Господь Вседержитель: людиe cиuглаголют: не npиuдeвремя создати храм Господень. (3). И бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя: (4) Аще время убо вам есть жити в домех ваших истесанных, храм же сей запусте?
68
Иереем великим божественному Писанию обычно называть apxиepeя. Посему, когда Иисус был архиереем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некиими судьями, обвиняет народ чрез Пророка, и говорит: смотрите, сколько самого усильного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради Которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию.
(5). И ныне еще глаголет Господь Вседержитель: устройте сердца ваша в пути ваши. Водитесь здравым помыслом, будьте судиями своих начинаний, и дознайте, сколько разности между ревностию о божественном и нераднием. Потом говорит, что, расточая много семян, собирали они весьма мало плодов, от чего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщаются, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя и необходимой одежды. Ибо говорит Пророк:
(6). Облекостеся, и несогрестеся в них: и собираяй мзды, собра во влагалище дираво. Кроме самих владельцев, живущие трудами рук своих, обыкши брать плату и сберегать добытое трудом, расточая собираемое, ни малой пользы не получали от многих трудов своих. Потом снова повелевает Бог водиться целомудренным помыслом, предпочесть всему попечение о Божием храме, идти на вершины гор, осененных лесом, и рубить дерева пригодныя для строения,
69
обещая им содействовать и соделать их славными. Напоминает же им о прежней скудости, чтобы знали они, какая награда бывает за нерадивость.
(9). Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм, и отдунух я. Ожидая пожать много плодов, обманулись вы в надежде, собрав не много, и тем не воспользовались; потому что рассыпал Я это из самых влагалищ.
Сего ради глаголет Господь Вседержитель: зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо въ дом свой; (10). Сего ради удержится небо от росы, и земля оскудитъ изношения своя. (11). И наведу мечь на землю, и на горы, и на пшеницу, и на елей, и на вся, елика износит земля: и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их. Как вы не радите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и Я воспрещу облакам орошать землю, и земле повелю стать бесплодною; карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей; с ними понесет наказание и скот их, созданный им на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя, повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, в храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову
70
Апостола, не придет Наследник (Римл. 8, 17.). Ибо, по вочеловечении нашего Спасителя, с явлением Нового Завета, приял конец Завет Ветхий, и закон пестун (Гал. 2, 2.), указав нам премудрого Учителя, уступил Ему место; потому что состоявшие под его пестунством не стали уже иметь нужду в первоначальном его водительстве. Но возвратимся к следующему по порядку в сем пророчестве. Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав cии угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророком. Человеколюбивый же Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает чрез Пророка:
(13). Аз есмь съ вами, глаголетъ Господь. Не теряйте мужества, потому что Я — ваш содейственник и помощник.
(14). И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иyдoвa, и дух Иucyca Иoceдекова иepeя великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего.
__________
71
ГЛАВА 2.
(I). Въ двадесят четвертый день месяца шестаго. Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать содеала их ревностнейшими, и в двадесять четвертый день месяца положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова:
(4). Кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней; и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами? Помня прежнюю славу храма и прежнее его великолепие, как можете равнодушно видеть его в таком запустении, если только найдутся между вами прожившие от того времени до ныне?
(5). И ныне укрепляйся Зоровавелю, глаголетъ Господь, и укрепляйся Иucyceсыне Иoceдeковъ, иepeю великий, и да укрепляются вcu людие земли, и творите: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель. (6). И слово Мое, еже завещах с вами, егда исходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас. Отложив всякую леность и боязнь, приимите подаваемую вам крепость, веруя, что Я в законоположении пребываю с вами, и что про-
72
мышляет о вас благодать всесвятого Духа. И поелику препятствием служило многое, и бедность и недостаток необходимого, и набеги соседей; то не без причины присовокупляет:
Дерзайте: зане еще глаголет Господь Вседержитель: (7) Еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, (8) и сотрясу вся языки, и приидутъ избранныя всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Предвозвещает cиeо Гоге и Магоге, которым, Когда вознамерились они со многими народами ополчиться против Иерусалима, попустил это Бог, и соделал, что вооружась друг на друга, друг другом они были истреблены, богатство же их отдал Господь храмоздателям. И успокаивая слух внимающих сему, продолжает:
(9). Мое сребро, и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель. Не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство; и поелику не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров.
(10). И велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель. Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания, но потому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие cиe Пророк называет потрясением неба, земли и моря, так как все приведены в изумление, и чудом сим побуждены к песнопению не только
74
живущие на суше, но и местом жительства избравшее острова, а сверх того и невидимые Силы, для которых удобопроходимы эфир и самое небо.
И на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь cию.Не только прекращу человйческие брани, но дарую им и божественный мир, который принесет спасение душам. Такова будет награда храмоздателям.
Потом в девятый месяц Пророк приемлет от Бога всяческих повеление вопросить священников: одежды, освященной священною жертвою, достаточно ли к тому, чтобы освятить прикасающееся, например или хлеб, или вино, или елей, или что-либо подобное? И когда священники дали отрицательный ответ; снова повелено ему спросить: оскверняется ли одежда, коснувшаяся чего-нибудь нечистого? А на утвердительный ответ священников Пророку дано повеление сказать следующее:
(15). Сице людиe cиu, и сице языкъ сей предо Мною, глаголетъ Господь, и сице вся дела рук их, и иже аще приближится тамо, осквернится. Как освященная одежда не может освящать прикасающегося к ней, но сама оскверняется от прикосновения к тому, что по закону не чисто: так и народ сей по злонравию не получает никакой пользы от того, что свято, но оскорбляет это, покушаясь прикасаться к сему злочестиво. Потом Пророк открывает и причины сего.
74
За npияmия их утренняя, поболят от лица лукавств своих, и ненавидесте во вратех обличающих. С рассветом утра не подумали бы ни о чем добром, но заботились о худых прибытках; неприязненно же были расположены к обличителям вашего лукавства, которые, стоя во вратах, входящим и исходящим предлагали словеса Божии. Но теперь во всей точности рассмотрите, в каком положении были вы, когда не заботились о строении храма, и какой был у вас недостаток необходимого. Положив на сохранение двадцать мер ячменя, едва находили вы половину, и надясь из точила добыть пятьдесят мер вина, находили только двадцать. Различно вразумлял Я вас, посылая и неурожаи, и тлетворные ветры, и град; но вы, по великости жестокосердия своего, и не почувствовали вразумления. Поэтому, вспомнив о сем, заметьте, какой будет у вас урожай после того, как начали строение храма. Ибо такое подам вам oбилиe необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и сочными плодами, умножу сбор и плодов древесных, а сверх того сдержу и то слово, которое предрек тебе, Зоровавель, о Гоге и Магоге.
(23). И превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и взыдут кони и всадницы их кийждо во оружии на брата своего. Не требующую трудов доставлю вам победу. Доведя народы до безумия и до помешательства в уме, вооружу друг против друга, и все до одного будут
75
истреблены даже и с конями. Cиe же: (22) еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею, не просто изрек Бог, но напоминает сим благодеяние, оказанное в нашествие Сеннахиримово; потому что, предав внезапной гибели Сеннахиримово воинство, всю землю и море исполнил страшным о сем повествованием.
(24). В той день, глаголет Господь Вседержитель: прииму тя Зоровавелю Салафиилев рабе Мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель. Не упоминая здьсь об Иисусе, упоминает об одном только Зоровавеле; потому что речь идет о войнах и военачальстве, о делах же военных заботился онъ один. Посему сказует Бог: в тот день, по истреблении оных народов, тебя, Зоровавель, избраннаго Мною в раба и служителя, соделаю славным и знаменитым, и употребив тебя как некую печать, и народу доставлю чрез тебя всякую безопасность; потому что печать, приложенная к дверям и сундукам, приводит в безопасность влагаемое. Так истолкование пророчества приведено нами к концу. Но я дивлюсь безумию Аполлинария, который предпринял столь ясно предсказанному придавать противный сему смысл, и говорит, что ополчения Гога и Магога еще небыло, но будет при кончине века сего. Премудрый этот муж не обратил внимания на непрерывную связь пророчества, а именно, что непосредственно за предсказанием о поражении Гога и Магога присовокуплено уПророка: в той день,
76
глаголетъ Господь Вседержитель, прииму тя Зоровавелю рабе Мой, глаголеть Господь, и так далее. Посему если Аполлинарий в сложенных им баснях вымышляет другого какого Зоровавеля, который будет в те времена; то пусть толкование его и остается для нас совершенною баснею. Если же разумеется тот один Зоровавель, который правил народом по возвращении из плена, то при нем истреблено воинство оных языческих народов, и после сего истребления Зоровавель сделался славным и знаменитым. Аполлинарию же должно было принять во внимание и то, что замедление в созидании храма прикрывавшим бедностию Господь всяческих обещал собрать народы сиии их богатства отдать на расходы при храмоздании, почему и присовокупил: Мое сребро и Мое злато, и велия будетъ слава храма сего последняя паче первыя. Но оставив Аполлинария с его суесловием, будем держаться истины и умолять человеколюбивого нашего Владыку, чтобы и нам даровал мир, и мир душевный, да во всем Ему угождая и Его пользуясь помощью, избегнем наветов невидимых врагов, и пожив по Его божественным законам, сподобимся обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу и со Святым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.