Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророка Аггея

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Кир, первый царь Персов, как скоро вступил на царство, провозгласил свободу пленным иудеям, и, если кто хочет, дозволил им воз­вратиться в отечество и вновь создать Божий храм. Вняв сему, все те, которые были вскорм­лены словесами пророческими и знали о предреченном возвращении, охотно пошли, и поселясь в Иерусалиме, приступили к созиданию Божия храма. Но встретив к сему препятствия со сто­роны живших по соседству иноплеменников, особливо при Кировом сыне Камбизе, который, по наущению сих соседей, издал указ против­ный родительскому, принуждены были оставаться в бездвйствии. По прошествии же долгого времени воцаряется Дарий, сын Истаспов, и как Кир, дает повеление строить Божий храм. И иудеи во

66

 

 

второй год царствования Дариева начали строение, а в шестой привели и к окончанию. Посему-то и Фарисеи сказали Господу: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми деньми воздвижеши ю (Иоан. 2, 20.)? Ибо иудеи, начав строить при Кире, были остановле­ны в сем деле; потом, по смерти Кира, Камбиза и царствовавших после них магов, в шестой год царствования Дapия строение достигло надлежащего конца. При сем царе сподобился пророчественной благодати богомудрый Аггей, и его-то устами Бог всяческих, как обвиняет иудеев в том, что строение храма производят медлительно, так повелевает бывшему в то же время народоправителем Зоровавелю и apxиерею Иисусу немедленно заняться храмозданием, и обещает, что соберет к Иерусалиму множество разных народов с великим обилием у них денег, и всех предаст там смерти, а богат­ство их предоставит Иудеям на издержки при построении. Таково содержание сего пророчества; точнейший же смысл оного увидим при подробном истолковании.

67

__________

 

ГЛАВА 1.

 

(I). Во второе лтето, при Дарии царь в шестый месяц, в первый месяца, бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя. До пленения, Пророки надписывали годы царей иудиных и израилевых, по возвращении же из плена, поелику у иудеев не было уже своих царей, бо­жественный Аггей выставляет год царя персидского, и упоминает не только год, но и месяц и день, желая показать не только скорость построения, но и богатство щедрот, с каким Бог всяческих дает благословение Свое созидающим. Ибо вскоре за сим повелвает иудеям сделать сравнение, что было у них до построения, и что оказалось по окончании оного, и на опыте дознать, в каком недостатке всего необходимого находились они, отлагая попечение о храме, и сколько всякого добра стали иметь у себя, приложив старание о построении храма. Сказанное же: рукою Пророка, будем понимать: чрез Аггея.

Рцы к Зоровавелю Салафиилеву, от колена Иудова, и ко Иucycy сыну Иоседекову, иepeю вели­кому, глаголя: (2). Сице глаголет Господь Все­держитель: людиe cиuглаголют: не npиuдeвре­мя создати храм Господень. (3). И бысть сло­во Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя: (4) Аще время убо вам есть жити в домех ваших истесанных, храм же сей запусте?

68

 

 

Иереем великим божественному Писанию обычно называть apxиepeя. Посему, когда Иисус был архиереем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некиими судьями, обвиняет народ чрез Пророка, и говорит: смотри­те, сколько самого усильного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради Которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию.

(5). И ныне еще глаголет Господь Вседержи­тель: устройте сердца ваша в пути ваши. Во­дитесь здравым помыслом, будьте судиями сво­их начинаний, и дознайте, сколько разности меж­ду ревностию о божественном и нераднием. Потом говорит, что, расточая много семян, со­бирали они весьма мало плодов, от чего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщают­ся, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя и необходимой одежды. Ибо говорит Пророк:

(6). Облекостеся, и несогрестеся в них: и собираяй мзды, собра во влагалище дираво. Кроме самих владельцев, живущие трудами рук своих, обыкши брать плату и сберегать добытое трудом, расточая собираемое, ни малой пользы не получали от многих трудов своих. Потом снова повелевает Бог водиться целомудренным помыслом, предпочесть всему попечение о Божием храме, идти на вершины гор, осененных лесом, и рубить дерева пригодныя для строения,

69

 

 

обещая им содействовать и соделать их слав­ными. Напоминает же им о прежней скудости, чтобы знали они, какая награда бывает за нера­дивость.

(9). Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм, и отдунух я. Ожидая пожать много плодов, обманулись вы в надежде, собрав не много, и тем не воспользовались; потому что рассыпал Я это из самых влагалищ.

Сего ради глаголет Господь Вседержитель: зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо въ дом свой; (10). Сего ради удержится небо от росы, и земля оскудитъ изношения своя. (11). И наведу мечь на землю, и на горы, и на пше­ницу, и на елей, и на вся, елика износит зем­ля: и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их. Как вы не радите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и Я воспрещу облакам орошать землю, и земле повелю стать бесплодною; карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только зем­ные, но и на возделывающих землю людей; с ними понесет наказание и скот их, созданный им на служение. Бог всяческих угрожает со­делать это за нерадение о доме Божием, не потому что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя, повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, в храме испол­няя закон, и извлекали из сего пользу, и со­вершали законное богослужение, пока, по слову

70

 

 

Апостола, не придет Наследник (Римл. 8, 17.). Ибо, по вочеловечении нашего Спасителя, с явлением Нового Завета, приял конец Завет Ветхий, и закон пестун (Гал. 2, 2.), указав нам премудрого Учителя, уступил Ему место; потому что состоявшие под его пестунством не стали уже иметь нужду в первоначальном его води­тельстве. Но возвратимся к следующему по по­рядку в сем пророчестве. Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав cии угрозы, исполнились страха, и пови­новались изреченному Пророком. Человеколюби­вый же Владыка, увидев их благопокорность, не­медленно взывает чрез Пророка:

(13). Аз есмь съ вами, глаголетъ Господь. Не теряйте мужества, потому что Я — ваш содейственник и помощник.

(14). И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иyдoвa, и дух Иucyca Иoceдекова иepeя великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего.

__________

 

71

 

ГЛАВА 2.

(I). Въ двадесят четвертый день месяца шестаго. Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать содеала их ревностнейшими, и в двадесять четвертый день месяца положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова:

(4). Кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней; и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами?  Помня прежнюю сла­ву храма и прежнее его великолепие, как можете равнодушно видеть его в таком запустении, если только найдутся между вами прожившие от того времени до ныне?

(5). И ныне укрепляйся Зоровавелю, глаголетъ Господь, и укрепляйся Иucyceсыне Иoceдeковъ, иepeю великий, и да укрепляются вcu людие земли, и творите: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель. (6). И слово Мое, еже завещах с вами, егда исходисте из зем­ли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас. Отложив всякую леность и боязнь, приимите подаваемую вам крепость, веруя, что Я в законоположении пребываю с вами, и что про-

72

 

 

мышляет о вас благодать всесвятого Духа. И поелику препятствием служило многое, и бедность и недостаток необходимого, и набеги соседей; то не без причины присовокупляет:

Дерзайте: зане еще глаголет Господь Вседер­житель: (7) Еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, (8) и сотрясу вся языки, и приидутъ избранныя всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Предвозвещает cиeо Гоге и Магоге, которым, Когда вознамерились они со мно­гими народами ополчиться против Иерусалима, попустил это Бог, и соделал, что вооружась друг на друга, друг другом они были истреб­лены, богатство же их отдал Господь храмоздателям. И успокаивая слух внимающих сему, продолжает:

(9). Мое сребро, и Мое злато, глаголет Гос­подь Вседержитель. Не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство; и поелику не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров.

(10). И велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержи­тель. Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания, но по­тому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие cиe Пророк называет потрясением неба, земли и моря, так как все приведены в изумление, и чудом сим побуждены к песнопению не только

74

 

 

живущие на суше, но и местом жительства из­бравшее острова, а сверх того и невидимые Силы, для которых удобопроходимы эфир и са­мое небо.

И на месте сем дам мир, глаголет Гос­подь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь cию.Не только прекращу человйческие брани, но дарую им и божественный мир, который принесет спасение душам. Такова будет награда храмоздателям.

Потом в девятый месяц Пророк приемлет от Бога всяческих повеление вопросить священников: одежды, освященной священною жертвою, достаточно ли к тому, чтобы освятить прикаса­ющееся, например или хлеб, или вино, или елей, или что-либо подобное? И когда священни­ки дали отрицательный ответ; снова повелено ему спросить: оскверняется ли одежда, коснув­шаяся чего-нибудь нечистого? А на утвердитель­ный ответ священников Пророку дано повеление сказать следующее:

(15). Сице людиe cиu, и сице языкъ сей предо Мною, глаголетъ Господь, и сице вся дела рук их, и иже аще приближится тамо, осквернит­ся. Как освященная одежда не может освящать прикасающегося к ней, но сама оскверняется от прикосновения к тому, что по закону не чисто: так и народ сей по злонравию не получает ни­какой пользы от того, что свято, но оскорбляет это, покушаясь прикасаться к сему злочестиво. Потом Пророк открывает и причины сего.

74

 

 

За npияmия их утренняя, поболят от лица лукавств своих, и ненавидесте во вратех обличающих. С рассветом утра не подумали бы ни о чем добром, но заботились о худых прибытках; неприязненно же были расположены к обличителям вашего лукавства, которые, стоя во вратах, входящим и исходящим предлагали словеса Божии. Но теперь во всей точности рассмотрите, в каком положении были вы, когда не заботились о строении храма, и какой был у вас недостаток необходимого. Положив на сохранение двадцать мер ячменя, едва находили вы половину, и надясь из точила добыть пятьдесят мер вина, находили только двадцать. Различно вразумлял Я вас, посылая и неурожаи, и тлетвор­ные ветры, и град; но вы, по великости жестокосердия          своего, и не почувствовали  вразумления. Поэтому, вспомнив о сем, заметьте, какой будет у вас урожай после того, как начали строение храма. Ибо такое подам вам oбилиe необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и соч­ными плодами, умножу сбор и плодов древесных, а сверх того сдержу и то слово, которое предрек тебе, Зоровавель, о Гоге и Магоге.

(23). И превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и взыдут кони и всадницы их кийждо во оружии на брата своего. Не требующую трудов доставлю вам победу. Доведя народы до безумия и до помешательства в уме, вооружу друг против друга, и все до одного будут

75

 

 

 истреблены даже и с конями. Cиe же: (22) еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею, не просто изрек Бог, но напоминает сим благодеяние, оказанное в нашествие Сеннахиримово; потому что, предав внезапной гибели Сеннахиримово воинство, всю землю и море исполнил страшным о сем повествованием.

(24). В той день, глаголет Господь Вседер­житель: прииму тя Зоровавелю Салафиилев рабе Мой, глаголет Господь, и положу тя яко пе­чать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель. Не упоминая здьсь об Иисусе, упоминает об одном только Зоровавеле; потому что речь идет о войнах и военачальстве, о делах же военных заботился онъ один. Посему сказует Бог: в     тот день, по истреблении оных народов, тебя, Зоровавель, избраннаго Мною в раба и служителя, соделаю славным и знаменитым, и употребив тебя как некую пе­чать, и народу доставлю чрез тебя всякую без­опасность; потому что печать, приложенная к дверям и сундукам, приводит в безопасность влагаемое. Так истолкование пророчества приве­дено нами к концу. Но я дивлюсь безумию Аполлинария, который предпринял столь ясно пред­сказанному придавать противный сему смысл, и говорит, что ополчения Гога и Магога еще не­было, но будет при кончине века сего. Премуд­рый этот муж не обратил внимания на непре­рывную связь пророчества, а именно, что непо­средственно за предсказанием о поражении Гога и Магога присовокуплено уПророка: в той день,

76

 

 

 глаголетъ Господь Вседержитель, прииму тя Зоровавелю рабе Мой, глаголеть Господь, и так далее. Посему если Аполлинарий в сложенных им баснях вымышляет другого какого Зоровавеля, который будет в те времена; то пусть толкование его и остается для нас совершенною баснею. Если же разумеется тот один Зоровавель, который правил народом по возвращении из плена, то при нем истреблено воинство оных языческих народов, и после сего истребления Зоровавель сделался славным и знаменитым. Аполлинарию же должно было принять во внимание и то, что замедление в созидании храма прикрывавшим бедностию Господь всяческих обещал собрать народы сиии их богатства отдать на расходы при храмоздании, почему и присовокупил: Мое сребро и Мое злато, и велия будетъ слава храма сего последняя паче первыя. Но оставив Аполлинария с его суесловием, будем держаться истины и умолять человеколюбивого нашего Вла­дыку, чтобы и нам даровал мир, и мир ду­шевный, да во всем Ему угождая и Его поль­зуясь помощью, избегнем наветов невидимых врагов, и пожив по Его божественным законам, сподобимся обетованных благ, по благо­дати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу и со Святым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.



Страница сгенерирована за 0.55 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.