Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророка Софонию

СОДЕРЖАНИЕ

После благочестивого и боголюбивого царя Езекий, воцарившийся сын его Манассия дошел до крайнего предела нечестия, а также сделал, что и народ совратился в беззаконие и служение идолам. Сын же его Амон, царствовав не многое время, последовал злочестию отца, но не поревновал его покаянию. Он также, как и отец, обучал народ всякого рода порокам. Рожденный им треблаженный Иосия возлюбил путь прямо противоположный их пути; преуспевал во всяком благочестии и во всякой добродетели, служение Богу предпочитая всему в совокупности. При нем составил пророчество богомудрый Софония. Да и божественный Иеремия начал пророчествовать в тринадцатый год его царствования. Предсказывает же сей чудный Пророк о том, что будет с Иерусалимом и коленом Иудиным. Предвозве-

46

 

 

щает скорби и соседственным с Иудеями иноплеменникам, и предрекает конечную гибель Ассириянам. Потом предвозвещает возвращение народа Божия и будущее по Владычнем вочеловечении спасение всех народов. Таково вкратце содержание пророчества. Начинается же пророчество так:

ГЛАВА I.

(1). Слово Господне, еже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоня царя Иудина. (2). Оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь: (3) Да оскудеет человек и скоти, да Оскудеют птицы небесныя и рыбы морския. И доказывая справедливость пророчества, присовокупляет Пророк:

И да изнемогут нечестивии, и изгиму беззаконныя от лица земли, глаголет Господь. За нечестие и беззаконие людей истреблю и то, что для людей создано и на их сотворено потребу, то есть, роды бессловесных. Так как им на служение сотворил Я и птиц, и рыб и скот; то с ними вместе погублю и сие. Ибо не будет в этом потребности, когда не станет пользующихся. И показывая, чем раздражен и на что гневается, присовокупляет:

(4). И простру руку Мою на Иуду, и. на вся живущия в Иерусалиме: и изъиму от места сего имена Баалова, и имена жреческа со жерцами,

48

(5) и покланяющихся на покровех воинству небесному. Исчислением грехов доказана справедливость наказаний. Но и наказание исполнено человеколюбия; потому что Бог обещает избавление от заблуждения и забвение не только служения идолам, но и самаго наименования их. Воинством же небесным назвал сонм небесных светил; потому что им, желая лучше их ВИДЕТЬ, приносили жертвы на кровлях домов.

И кленущихся Господем, и кленущихся царем своим (χατά Μελχὼμ), (6) и уклоняющихся от Господа, и не ищущих Господа, и не придержащихся Господа. Иный спросит, может быть: почему Бог устами другого Пророка заповедует отъять от уст мерзости Бааловы, клясться же повелевает так; живет Господь во истине (Иерем. 4. 1. 2.); а здесь угрожает наказанием клеyущимся Господем. Но не трудно найдти и скорое решение вопроса. Ибо сказано о клянущихся Господом и о клянущихся царем своим. А царем ( Μελχώμ) назывался аммонитский идол, как находим и у других Пророков, и в третьей книге Царств. Сказано: и хождаше Соломон в след Астарта мерзости Сидопския, и в след царя их, идола сынов Аммоних (3 Цар. 11,5.). Посему наказанием угрожает Бог тем, которые клянутся вместе и истинным Богом и Господом, и идолами; а поэтому согласны между собою пророчества. В одном говорит Бог: аще отъимеши мерзости Вааловы от уст твоих, и кленешися, живет Господь, во истине (Иерем. 4, 1.); а здесь укоряет тех, которые наружно показы-

48

 

 

вают, что служат Богу, предпочитают же служение идолам. Так, после угрозы скорбным сразстворяет угрозу увещанием, чтобы не совратились в тягчайшие пороки, отчаявшись в спасении.

(7). Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень, яко уготова Господь жертву Свою, и освяти званныя Своя. Жертвами пророческое слово называет многократно и избиение беззаконных; а сие найдти можно и у других Пророков, и у Богомудраго Иезекииля. Званными же именует врагов. Сказал Пророк: освяти, вместо: определил. Так и устами Исаии говорит: освящении суть: и Аз веду их (Пса. 13, 3.), то есть, на это определены. А как действительно святое отделяется и отлучается от сквернаго, так и определенных понести наказание, как отделенных на сие самим Богом всяческих, называет освященными. Так и жертвою наименовал не в точном значении слова. Так и слово: анафема, имеет двоякий смысл; ибо означается оным не только посвящаемое Богу, но и отчуждаемое от Бога.

(8). И будет, в день жертвы Господни, и отмщу на князи, и на дом царский, и на вся оболченныя во одеяния чуждая: (9). И отмщу яве на вся предвратныя в день той, исполняющия храм Господа Бога своего нечестием и лестию. Поелику определение о наказании произнесено во дни Иосии, царя богочестиваго, и царь сей не подлежал ответственности с этом, но дети и потомки его, жив беззаконно, понесли наказание за дела, на какие отважились; то справедливо сказал:

49

 

 

отмщу не на царя, но на дом царский и на князи. Под одеяниями же чуждыми, по словам никоторых, разумеется приобретенное хищением и любостяжатсльностию, а по словам иных, делаемое по крайнему непотребству; потому что и мужи, живя беззаконно, облекаются в одежды женские, и жены, преданные похотливости, носят одежды мужские. Но мне кажется, что слово пророческое дает разуметь и нечто другое. Закон запрещает одежды тканые из льна и шерсти (Втор. 22, И.). Вероятно же, что величавшиеся богатством и преданные роскоши в одежд подражали соседним народам, и на льняных хитонах делали вокруг какие-нибудь разновидные и излишние украшения из шерстей багряного цвета; а сие прямо было противно божественному законоположению. Посему Бог угрожает и им и тем, которые с нечестием и лестно входят в божественный храм. А словом: лесть Пророк даст разуметь, что, по видимости, имели они благочестие, в тайне же любили служение идолам. За сии-то ваши беззакония, сказано в пророчестве,

(10). Будет в день он, глаголет Господь, глас сопля от врат избодаюицих, и плачь от вторых, и сотрение велие от холмов. Когда враги разобьют городскую стену и отворят врата; тогда с восклпцапиеч и воплем побежите укрыться в стенах святилища. Когда же и врата храма станут также отперты для врагов; предадитесь плачу и будете поражаемы. И если некоторые из вас займут вершины гор, или войдут в высокие домы, то подвергнутся тойже гибели.

50

 

 

(11). Плачите живущий в посеченней, яко упoдобишася еси людие Ханаану, и потребишася еси величающийся сребром. Посеченным Пророк назвал Иерусалим, по причин постигшего его бедствия, и повелевает его оплакивать, потому что опустел жителями. Поелику поревновали нечестию Хананеев; то претерпели и конечную гибель подобно Хананеям; и нимало не помогло им богатство.

(12). И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником, то есть, никто из подлежащих наказанию не избежит казни; но всех предам на заклание. Выражено же это иносказательно, и образ речи взят с тех, которые употребляют светильник при отыскивании чего-либо потерянного, и не выпускают его из рук, пока не найдут.

И отмщу на мужи не радящия о стражбах своих; Стражбами называет установленное законом, что закон повелевал хранить.

Глаголющия в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити. Здесь осуждает отвергающих промысл, осмеливающихся говорить, что все случайно, утверждающих, что Бог всяческих и не благотворит, и не наказывает. Им Пророк угрожает расхищением, истреблением домов и бесплодностью трудов. Ибо говорит:

(13). И созиждут жилища, и не имут пожити в них, и насадят винограды, и не имут пити вина их. И чтобы не подумали, что наказание будет отложено, присовокупил:

51

 

 

(14). Яко близ день Господень великий, близ и скор зело. Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому либо легкому вразумлению, но решительному наказанию. Потом, чтобы привести слушателей в больший страх, описывает самый тот день.

Глас дне Господня, горек и жесток учинися. (15). Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодил и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, (16) день трубы и вопля на грады твердые, и на углы высокие. Углами высокими называет Пророк башни; трубами же и воплем наименовал нашествие врагов; тмою, мраком, облаком и мглою — приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; по все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил:

(17). И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи. Потом показал и причину:

Зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко перст, и плоти их яко лайна; то есть, не удостоятся и того, что установлено законом; не будет им и погребения.

(18). И сребро и злато их не возможет изъяты их в день гнева Господня; потому что огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущия на земли. И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены бу-

52

 

 

дут Божиим гневом, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию.

ГЛАВА 2.

(1). Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный, (2) прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу ярости Господни. Иные, не поняв сего места, слово: свяжитеся, перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается: свяжитеся. В слове сем подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном. Ибо мы находим сие и у Богомудрого Исаии. Показывая неисцелимость язв народа иудейского, взывает он: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания (Иса. 1, 6.). Посему, свяжитеся, говорит Пророк, врачебными составами и перевязками покаяния, вы неведущие доброго и необучившиеся сему, предварите лице Его во исповедании (Псал. 92, 2.), чтобы подобно весенним цветам не изгибнуть и вам, когда постигнет вас Божий гнев.

(3). Взыщите Господа еси смирении земли. Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего — персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учить Пророк, каким способом можно взыскать Бога:

53

 

 

Суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я. Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца; ибо сие значит: отвещайте я. Потом Пророк показывает и плод от сего.

Яко да покрыетеся в день гнева Господня. (4). Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет: и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится. Если приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанныя бедствия.

(5). Горе живущим на ужи морстем, пришельцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища: (6). И будет Крит пажить стадам, и ограда овцам. Ужем морским называет Пророк приморскую страну; потому что ужем в Божественном Писании называется участок, по обычаю ужем вымеривать землю и отделять каждому должную часть. Посему, так как Филистимлян, ведущих род от Ханаана, оставил Бог в пришорской стране, как бы некую часть наследства отделив им землю сию; то Пророк назвал их ужем морским, а переселившихся с Крита — пришельцами; потому что, как вероятно, в приморские города приходили некоторые из Крита, и поселялись там. Посему и Ханааном, и ужем морским, и Критом, и пришельцами Критскими — Пророк наименовал приморския земли в Палестине, которым угрожал запустенисм.

54

 

 

(7). И будет уже морское отпавшим дом\ Иудина: на них пожируют в домех Аскалоних, к вечеру витати имут от лица сынов Иудиных: яко присети их Господь Бог их, и возврати плен их. Это пришло в исполнение по возвращении из плена; ибо в книгах Маккавейских находим, что Ионафан и Симон, овладев Газою, Аскалоном и Птоломаидою, подчинили их своей власти. Точное же и непререкаемое исполнение пророчества можно видеть по вознесении Спасителя нашего и после проповеди святых Апостолов; ибо они, изшедши из Иудеи, пре вит а ли в городах сих к вечеру, то есть, прежде скончания вечера, когда Бог всяческих призрел на язычников, и освободил их от горького рабства и плена. после сего Пророк произносит приговор на Моавитян и Аммонитян; потому что они, будучи в сродстве с Израилем и ведя род от Лота, радовались бедствиям народа Божия, и изрекали хулы на Бога всяческих, будто бы Иудеи не получили от Него никакой помощи. Потому говорит Бог:

(8). Слышах поношения Моавля, и укоризны сынов Аммоних, о нихже поношаху людем Моим, и величахуся на пределы Моя. (9). Сего ради живу Аз, глаголет Господь сил Бог Израилев: зале Моав яко Содома будет, и сынове Аммони яко Гоморра, и Дамаск оставлен яко стог гуменный, и разорен вовек: и прочий людей Моих расхитят я, и оставшии языка Моего наследят их. (10). Сие им за досаждение их, зале поносиша и возвеличишася на люди

55

 

 

Господа Вседержителя. Моавитяне и Аммонитяне имели своих царей, а Дамаск царствовал над всею Сириею; но все они низложены Вавилонянами; одним только Иудеям Бог всяческих даровал возвращение чрез персидского Кира. Они снова пришли в цветущее состояние, возвратили себе прежнюю власть, и содержали в страх все оные пароды; Иудеи владели землею сих народов, и они не в силах были противиться Иудеям. Посему-то Божие слово предвозвещает, что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному разорению, и Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Сие-то потерпели они в нашествие Халдеев. И о Дамаск говорит Пророк, что будет разорен во век; потому что с сего времени на все последующее время утратит у себя царскую власть, не будет более обладать покорными ему народами; но сделается данником прежде царствовавших Вавилонян, Персов, Македонян, и ныне царствующих Римлян. Однако же и здесь пророчество прияло точное исполнение чрез священных Апостолов и их преемников — святых. Ибо их и Божественный Апостол нарек остатком. Представив пророчество, ясно возглашающее: аще будет число сынов Израилевых яко песок морскиа, останок спасется (Рим. 9.27.). Апостол толкует оное, говоря; тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати быст (—11, 5.). Гоже вещает Владыка и устами блаженного Софонии: и оставшии языка Моего наследят их. Потом истолковывает это яснее.

(11). Явится Господь на них, и потребит

56

 

 

вся боги языков земных: и поклонятся Ему кийждо от места своего, еси острови язычестии. Слова сии не дают места бесстыдному возражению Иудеев. Если скажут они что, по возвращении из Вавилона, многие из язычников, уверовав в Бога всяческих, в иерусалимском храме совершали законное служение; то ясно изобличены будут во лжи своей. Пророческое слово говорит, что поклонятся Ему кийждо от места своего. А сие делается не по закону, но по евангельскому учению; потому что закон всех собирал в оный единый храм; Господь же в евангелии говорит Самаряныне: аминь, аминь, сказываю тебе жено, яко грядет час, егда не в Иерусалиме и не на этом месте, но на всяком месте поклонятся Отцу (Иоан. 4, 21—23.). Тоже взывает и Богомудрый Софония: явится Господь на них, то есть, на всех упомянутых прежде иноплеменниках, Филистимлянах, Моавитянах, Аммонитянах, жителях Дамаска, и на всех прочих народах, и потребит вся боги языков земных, и поклонятся Ему кийждо от места своего еси острови язычестии, то есть, города не только находящиеся на твердой земле и приморские, но и те, которые среди моря. К сему присовокупляет Пророк;

(12). И вы мурини язвени оружием Моим будете. Означает же словом сим полчище демонов, сокрушенное приражением спасительного креста, и поражение Божиею карою людей, очерненных в душе и богоборных. Так, предвозвестив спасение язычников, Пророк обращает речь к последовательности исторических событий, и

57

 

 

угрожает гибелью Ассириянам, потому что Ниневия не понесла еще наказания.

(13). И прострете руку Свою на север, и погубит Ассирианипа, и положит Ниневию во исчезновение безводно яко пустыню: (14). Пожируют посреде ея стада, и еси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея вогнездятся: и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратех ея, зане кедр возношение ея. Признаками запустения служит все пред сим сказанное: и пастбища стад, и поселение разных зверей, и гнезда вранов. Но все это, говорит Пророк, потерпит Ниневия за высокомерие души; потому что высокомерие ея уподоблялось кедру. Потом, яснее изображая сие, Пророк присовокупляет:

(15). Сей град презорливый, то есть, всякий город и всякое царство почитавший ничтожным и малым,

Живяй на уповании, думавший, что никогда не потерпит ничего скорбнаго,

Глаголяй в сердцы своем: аз семь, и несть по мне еще. Потом, посмеиваясь над Ниневиею, говорит:

Како бысть во исчезновение, пажить зверем? и что бывает обыкновенно,

Всяк мимоходяй сквозе его позвиждет, и воздвигнет руце свои; потому что у людей в обычае при постигших сверх чаяния несчастиях свистать и поднимать в верх руки. Так, предсказав о ИИинеции, Пророк обращается снова к Иерусалиму.

58

 

 

ГЛАВА 3·

(1). О светлый и избавленный граде, голубице! Подлинно слез и сетования достоин город, который в счастии был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что Пророк в именовании голубицею дает разуметь, или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое. А вероятно Пророк выразил и то, что, как голубь охотнее селится в домах стоящих отдельно, так и вы Иерусалимляне, когда живете благочестиво, усердно посещаете посвященный Богу храм. Потом Пророк описывает прегрешения; и во первых непослушание: (2). Неуслыша гласа; потом грубость нрава: неприят наказания; сверх того неверие: на Господа не упова, и к Богу своему не приближисл; а после сего зверство и несправедливость князей: (3). Цари его в нем яко львы рыкающе; беззаконие и насилие судей: судии его яко волцы аравийстии, не оставляху наутро; лживость и безбожие прорицателей: (4). Пророцы его ветроиосцы, мужи презорливи (ибо пророками называет лжепророков); потом нечестие и гнусную жизнь священников: священницы его сквернят святая, и нечествуют в закон. Но когда, говорит Пророк, на все это отваживаются в Иерусалиме,

59

 

 

(5). Господь праведен посреде его, и не имать сотворити неправды: утро утро даст суд Свой в свет: и не укрыся, и Не весть неправды во истязании, ниже в распри обиды. Скоро Господь наложит наказание на тех, которые отважились сделать столько худого; ибо словами: утро утро, Пророк выразил скорость; и словом: во свет — то, что совершится сие явно, а не тайно. И соделасть сие Господь, низлагая дерзость неправды, и не попуская ей превозмогать до конца.

(6). В растление низложих величавыя, изчезоша углы их: опустошу пути их весма, еже непроходити: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити. Как здания связываются углами, так власть опирается на успех в дв* лах. Посему, предавая растлению живущих горделиво, высоту их низложу на землю; так что память о них не перейдет к потомкам, и города их предам совершенному запустению. После таких угроз Человеколюбец снова увещавает и советует убояться сказанного и принять сей приличный для них урок — избегнуть угрожающей гибели, какую породило беззаконие, не медлить ы не отлагать, но скорее принести покаяние. Ибо говорит:

(7). Готовися, утреннюй, в скорости принеси покаяние.

Истле все листвие их. Не бойся Ассириян, которых множество поразил Я у врат твоих; потому что и листвие их, то есть, избегших сею наказания, предам Вавилонянам.

60

 

 

(8). Сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего во свидетельство: зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев ярости Моея: зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. Не думай, что нерадею о делах человеческих; но жди, и увидишь, что востану, разсужу правдиво, сокрушу неправедныя царства, и Моею ревностию, как бы некиим огнем, очищу вселенную. И еще яснее представляя сие, присовокупил:

(9). Яко тогда обращу к людем язык в род их, еже призывати всем имя Господне, работати Ему под игом единем. Акила, Феодотион и Симмах перевели это яснее; и Акила и Оеодотион говорят: тогда ко всем народам обращу избранныя уста, а Симмах: тогда обращу к народам чистыя уста; чистыми же устами называет уста именующия не богов, но Бога. Подобное сему изрек Бог и устами Исаии: языцы немотствующий скоро научатся глаголати мир (Иса. 32, 4.): и еще: и ясен будет язык гугнивых (Иса 35, 6.). Посему, оные народы, обученные многобожию, обратит и соделает избранными и чистыми, так что все призовут имя Господне, и все народы поработают Господу под игом единем. И даже

(10). От конец рек ефиопских, прииму молящия Мя: сыны рассеянных принесут жертвы Мне. Обитающие на крайних пределах земли, приняв учение всюду рассеянных Мною проповедников, принесут Мне жертву хвалы. Так

61

 

 

перевел и Симмах: от концев рек ефиопских, молясь Мне чада рассеянных Мною принесут Мне дар; то есть, став чадами рассеянных Мною во все народы проповедников благочестия, принесут Мне духовные дары.

(11). В день он не имаши постыдитися от встех начинаний твоих, имиже нечествовал еси в Мя: яко тогда отъиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей Моей. Когда совершится сие, и язычники сподобятся спасения; тогда и вы, живущие в Иерусалиме, верою нркш спасение, освободитесь от прежнего злочестия, не будете презирать заповедей Моих и величаться ветхозаветным храмом. А поелику не все Иудеи вняли в последствии евангельскому учению; то и сие ясно предсказывает Пророк.

(12). И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни. (13). Останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и необрящется во устех их язык льстив: зане тии пожируют, и угнездятся, и не будет устрашаяй их. И сие ясно указует нам на лик апостольский, ублажая Который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю (Матф. 5, 5.); и еще: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29.). Их-то и и блаженный СОФОНИЯ называет людьми кроткими и смиренными: потому что не таковы Израильтяне, но людие буи и немудри (Второз. 32, 6.),

62

 

 

и по словам другого Пророка: жила железна выя их и чело их медяно (Иса. 48, 4.). Сихто свободных от неправды Пророк называет имеющими язык чуждый льсти. Посему, приобретши себе такой народ вместо злонравного, дерзкаго, и злочестивого,

(14). Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Бог соделал тебя чистого от идолов, и освободил от служения губительным демонам.

(16). Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. (17). Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. (18). И соберу сотреныя твоя. Знаю, что иные понимали ото о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не лротнворечу ими сказанному; потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив пас, что и душу Свою отдал за нас; ибо больши сея любве, говорит Господь, никто же может показать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 17, 13.); и еще: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан.

63

 

 

3, 16.). Потом Пророк угрожает и тем, которые поносили тогда Иерусалим, и которые в последствии на тоже самое осмелились против проповедников истины; потому что пророчество имеет двоякий смысл.

Горе, кто приимет пан поношение. (19). Се Аз сотворю в тебе Мене ради, глаголет Господ, во время оно, и спасу утисненную и отриновенную прииму, и полозку и в похваление, и имениты по всей земли, и непостыдятся (20). Во время оно, егда добро вам сотворю, во время егда прииму вы: зане дам вы имениты и в похваление во всех людех земли, внегда возвращати Μи пленение ваше пред вами, глаголет Господь. Спасение человеков зависит от одного Божия человеколюбия; потому что не в награду правды приобретаем оное, но оно — дар Божией благости. Посему говорит Владыка: Мене ради и спасу, и прииму, и бывшую мне чуждою усвою Себе, и соделаю ее именитою и у всех славною, освобожу от прежнего стыда, и прежних пленников и рабов учиню свободными и Моими домашними. Сие же, как сказал я, даровал и возвратившимся тогда из Вавилона, и после сего дарует всем человекам; потому что порабощенные древле диаволу, избавившись от оного горького рабства, забыв прелесть многобожия, стали мы своими Богу, сделавшись именитыми, по сему пророчеству, у Греков и варваров, и бывшие иногда далече стали близ, по слову божественного Апостола (ЕФес. 2, 13.).

Поэтому и нам надлежит покориться апостол-

64

 

 

скому увещанию, ясно взывающему: свободою, ею же Христос пася свободы, стойте, и не паки под игом работы держитеся (Гал. 5, 1.). Ибо таким образом освободимся от горького властительства мучителева, и, служа нашему Владыке, сподобимся царства небесного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу и со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

65


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.