Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 89-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 89-го.

1) Молитва Моисеа человека Божия. Некоторые писатели утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем; а другие говорили, что писатель ея блаженный — Давид, и он написал ее применительно к божественному Моисею. Впрочем псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческаго рода; а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее.

2) Господи прибежище был еси нам в род и род. Господь прибежищем Иудеев был не в Египте только, но и в пустыне, и при Иисусе Навине, и при Гедеоне, Бараке, Иеффае, Сампсоне, Самуиле и Давиде; сподоблял их всей Своей попечительное™ чрез Пророков, под управлением царей подавал им всякую помощь. Да и весь человеческий род изрекает слова сии, воспоминая Богу всяческия Его благодеяния, как преложил Еноха,

109

 

 

как сохранил божественнаго Ноя   эту искру в роде, когда все возлюбили жизнь зверскую, как, избрав патриарха Авраама, обетовал благословение всем народам. Ибо Господь всяческих, не по раскаянию какому, как осмеливаются говорить некоторые из неверующих, начал благодетельствовать язычникам, но всегда продолжал промышлять о всех человеках. И пророчество научило нас говорить это: Господи прибежище быль еси нам в род и род; потому что всегда мы имели упование на Тебя, Владыка.

3) Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. Ибо Ты имеешь бытие прежде всего сотвореннаго: и гор, и земли, и целой вселенной; потому что вечен, безначален, нескончаем, не ограничен никаким пределом. А сказанное: прежде даже горам не быти, должно читать в связи с словами: Ты еси.

4) Не отврати человека во смирение. Посему умоляю Тебя, Присносущнаго, вечнаго и всегда бывшаго нашим прибежищем, не до конца презирай нас обуреваемых столькими бедствиями. Поелику Бог Сам осудил Адама на пролитие пота и на труды, сказав: в поте, лица твоего снеси хлеб твой, дон- деже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3, 19); то согласно с сим пророческое слово научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят туже молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение.

И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. А кила же перевел так; и скажешь: обратитесь, сыны человеческие; то-есть, не напрасно умоляем, но зная

110

 

 

твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежняго лукавства.

5) Яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Мысль, заключающаяся в сих словах, изложена не в строгом порядке; последния слова поставлены в связи с предъидущими: не отврати человека во смирение, яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная; в средине же между теми и другими словами поставлено: и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Говорит же Пророк, что жизнь человеческая кратка и крайне болезненна; а для Тебя Присносушнаго и вечнаго и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи; потому что стражею нощною назвал Пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась ночная стража, делили ночь на четыре части. Так в четвертую стражу и Господь приходил к Апостолам (Матф. 14, 25).

6) Уничижения их лета будут. На долго, говорит Пророк, предал Ты их на бедствование сие. Означает же вместе отвержение Иудеев, по страдании Спасителя нашего, и будущее оставление их без Божественнаго о них попечения не на краткое, но на весьма продолжительное, время.

Утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдетъ', на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет. Ибо Иудеи, сподобившись Божия о них попечения, скоро возрасли, процвели и приобрели великую славу; не восхотев же дать земледелателю благовременный плод, но ожесточив сердце, совершенно посохли; потому что не пользовались уже прежним орошением. Утром называет Пророк начало попечительности о Иудеях, а вечером — пре-

111

 

 

крашение Божия о них попечения. Лишились же онаго после креста.

7) Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Ивоею смутихомся. Приличествует сие и иудеям и всем человекам. Ибо и род человеческий, неся наказание за беззаконие, подвержен бедствиям, и обуревается всякими треволнениями, и иудеи за лукавство сердца лишились свободы.

8) Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего. А Симмах перевел так: положил беззакония наши пред Тобою, чтобы нерадение наше открылось лицу Твоему. Предал Ты нас сим наказаниям, увидев, чтовоз- нерадели мы о Твоих законах, и предпочли жить без закона.

9) Яко еси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом. Грех воздвиг на нас гнев, а гнев навел наказание, и наказание принесло с собою страдания; ибо в страданиях провели мы кратковременную жизнь свою.

10) Лета наша, яко паучина поучахуся. Ничего твердаго, ничего постояннаго не имеет в себе естество человеческое; подобно паутине удобно расторгается.

Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах семьдесят лет, и множае их труд и болезнь. Это сходно с тем, что̀ сказано патриархом Иаковом: малы и злы быша дние мои; не достигоша во дни отец моих (Быт. 47, 9). Посему, хотя живут иные долее, сказаннаго, но сие бывает с немногими; а здесь Пророк показывает, что вообще и большею частию обыкновенно. Ибо как не упомянул о приемлющих преждевременную кончину; так прешел молчанием и долголетие весьма состаревшихся. Однако же говорит, что и краткое это время исполнено страдания и трудов.

113

 

 

Яко прииде кротость на ны, и накажемся. Вот сколькими бедствиями обуреваемся и от малаго гнева Твоего! Ибо пришедшею на них кротостию Пророк назвал умеренное наказание.

11) Кто весть державу гнева Твоего? и от страха Твоего ярость Твою? А Симмах перевел так: кто знает силу ярости Твоей и по страху Твоему гнев Твой?. Если и умеренное негодование Твое наложило на нас такое наказание, кто в состоянии представить себе казнь, налагаемую гневом Твоимъ? Пророческое слово подразумевает вечное мучение.

12) Исчести десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Умоляю о том, чтобы и мне насладиться Твоим благодеянием, исчислить и поведать дары Твоей десницы, и. подражать умудрившимся Твоею благодатию, которые и другим ука- зуют путь к познанию Тебя.

13) -. Не призирай долее болезненных, Владыка, но приими молитву, и рабов Твоих сподоби человеколюбия.

14) Исполнихомся заутра милости Твоея, и возрадовахомся и возвеселихомся во вся дни наша. У седмидесяти переменено время; потому что Акила и другие выразили так: исполни нас заутра милости Твоей, и восхвалим, и возвеселимся во все дни наши. Утром и ранним временем называют перемену после бедствий, и умоляют, чтобы разсеялась оная тма, возсиял же им свет, не ради собственной их добродетели, но по Божией милости. А когда будет сие, говорит Пророк, тогда, исполнившись всякаго веселия, вознесем подобающее песнопение.

15) Возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И здесь подоб-

113

 

 

ным образом переменено время; ибо Симмах и другие перевели; возвесели нас, то есть, вместо уныния дай веселие, и произведи перемену в настоящей нашей злой участи.

16) И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя. Из этаго явствует, что говорят о сем, не как о бывшем, но как о будущем. Не сказали: взирал Ты на рабов Твоих и на дела Твои. Мы — Твои создания и служители Твоего владычества; посему умоляем сподобить нас Твоего промышления.

И настави сыны их, то есть, рабов Твоих; потому что и приносящие молитву в Вавилоне просят Бога возвратить сынов скончавшихся рабов Его, и род человеческий умоляет наставить на истину тех людей, какие будут жить в пришествие нашего Спасителя.

17) И буди светлость Господа Бога нашего на нас. И нас знаменитыми и славными соделал свет Боговедения, и Иудеи по возвращении стали опять имениты.

И дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи. Прекрасно сие прибавление: на насъ·, потому что прибыток правды есть нечто наше. Хотя Бог содействует любителям добродетели, Он дает в ней преспеяние, но плод от сего собирают сеющие. Бог ни в чем не имеет нужды, однако же радуется благополучию и благоуспешности человеков.

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.